Зона. Передача опыта. Воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  ЭРЭО созвездие Большой Медведицы
  ТООН созвездие Дракона
  ЭО созвездие Весов
  ВЕНУС Венера

Любой эволюционный процесс с участием множества отдельных индивидов предполагает взаимный обмен опытом на самых разных уровнях: информационном и материальном, сознательном и бессознательном, Духовном и вещественном... 7-я Зона несет для людей Качество преемственности эволюционного опыта Человечества, передачи его от поколения к поколению, от человека к человеку, от Культуры к Культуре.

Благодаря обмену опытом во всех сферах жизни каждому следующему поколению не приходится начинать познание окружающего мира заново. Старшие воспитывают младших, прививая им навыки бытового и социального поведения, ученые учат неученых, экономически развитые страны внедряют у своих слаборазвитых партнеров прогрессивные технологии и современные потребности, страны древней и развитой культуры передают другим свои духовные сокровища. Кроме того, каждый человек и каждый народ, проходя свой индивидуальный путь познания, приобретает свой уникальный жизненный опыт, и если этот опыт ему удается донести до окружающих, те получают возможность использовать для себя его основные достижения, не повторяя ошибок и избегая тупиков жизненного лабиринта.

Накопление опыта (и его последующая передача) происходят как на сознательном, так и, в еще большей степени, на бессознательном уровне. Известно, что в воспитании ребенка, например, основную роль играют не внушаемые ему правила и истины, а родительский пример (другое дело, что не всякий ребенок один к одному перенимает родительскую модель поведения, но несомненно, что это оказывает определяющее влияние на формирование личности). Кроме того, жизнь человека не начинается "с чистого листа". Опыт накапливается не только в данном воплощении и не исчезает "в никуда" после смерти. Квинтэссенция опыта (как личного, так и группового) сохраняется в информационных структурах тонких тел, а новое знание и формируемые модели поведения накладываются на то, что в течение жизни человека постепенно извлекается из глубин его подсознания.

Учась у кого-то или передавая свой собственный опыт другим, людям необходимо проявлять уважение и сознательное отношение друг к другу, признавая за каждым право на свободу в выборе пути, так как только в этом случае возможно гармоничное проживание в контакте друг с другом. Каждый человек имеет свою жизненную программу, определяемую его кармой, и индивидуальные задачи, которые решает его "бессмертная душа", набирая опыт жизни в плотных мирах. И неправомерен как отказ от следования по своему пути в угоду или под давлением кого-то другого, так и любое жесткое вмешательство, искажающее чужой жизненный путь.

Практически каждому так или иначе приходится проходить это Качество в своей жизни. Чаще всего — в роли "воспитуемого" своими родителями и/или воспитателя собственных детей. Но если в первом случае человек обычно еще мал, несознателен и выступает, так сказать, в "пассивной" роли, не имея возможности влиять на ситуацию, то во втором случае он должен думать о последствиях своих действий, о правильном отношении к своему потомству. Только уважение и доверие к своему ребенку позволит вырастить его самостоятельным, самодостаточным и личностно состоятельным человеком.

Основное, наиболее явное отклонение по Качеству 7-й Зоны чаще всего обусловлено тем, что человек, исходя из собственного опыта и жизненных установок, навязывает другим (с разной степенью настойчивости) свои представления, знания, образ жизни.

2 Человек высоко ценит свои знания и жизненный опыт и стремится во что бы то ни стало передать другим собственное мировоззрение, научить, помочь советом или действием, не учитывая потребностей окружающих и их возможностей эффективно всем этим воспользоваться. Многие родители, не находящие времени выслушать своего ребенка и понять его проблемы, назойливо пичкают его своими рецептами житейской мудрости. В системе взаимоотношений "учитель—ученик" первый часто кормит другого такой интеллектуальной пищей, которую тот не в силах переварить.

3 Человек не находит адекватной формы передачи своего опыта, да и не считает нужным ее искать. Под видом помощи и советов (за которыми часто скрывается стремление управлять другими) он навязывает свое влияние, опираясь при этом на свои собственные представления о хорошем и плохом. Например, все родители (сознательно или несознательно) подготавливают свое дитя к определенному образу жизни, и многие (как те, кто всю жизнь бедствовал, так и вполне состоятельные) прилагают определенные усилия, чтобы обеспечить ребенку безоблачное и беззаботное существование. Но ведь обстоятельства впоследствии могут сложиться так, что тому понадобится трудолюбие и выносливость, а не безмятежность и способность прожигать жизнь.

4 Любовь и забота, навязываемые насильно и бесцеремонно, душат и подавляют, благое намерение помочь ближнему часто оборачивается медвежьей услугой, а полезный совет отравляет жизнь тому, кто неосторожно ему последовал. Многим на собственном горьком опыте знакомы чрезмерно услужливые доброжелатели, от которых плачут все окружающие. Но не все и не всегда находят в себе моральные силы послать такого советчика и помощника "куда подальше", поскольку тот всячески демонстрирует свои самые лучшие намерения, искренне считая свои представления и свои жизненные установки единственно правильными, а себя самого — всеобщим благодетелем. < 18

5 Люди, у которых ощущение собственной правоты сочетается с сильной волей, часто считают своей обязанностью давить на окружающих (как впрямую, так и завуалированно), чтобы любой ценой заставлять их делать "правильно". Настойчивые требования и стремление подавить волю другого подкрепляются родительской или административной властью, моральным авторитетом, а то и чисто физическим воздействием (многие воспитатели до сих пор не утратили веру в эффективность телесных наказаний). Такой человек считает себя вправе вторгаться в чужую личную жизнь, перекраивая и переделывая ее по своему разумению: "Для них же будет лучше, если они пойдут по намеченному мною пути", — ну, а если они сопротивляются, нужно их заставить, а не удастся — то вообще уничтожить. Реальные (хотя иногда и отдаленные) последствия такой воспитательной "методики" могут быть различны: от сломанной судьбы до глубочайших психологических комплексов, от разрушения личностной структуры "воспитуемого" до ненависти и прямой агрессии по отношению к "воспитателю". > 10 > 16 > 14 > 12a

Масштабы принуждения могут быть сколь угодно велики. Например, Наполеон искренне считал, что завоевание России пойдет ей только во благо, что он несет отсталой стране свет разума и порядка.

6 Самое очевидное отклонение этого уровня — несвоевременная передача сексуального опыта. Понятно, что слишком раннее приобщение незрелого существа к половой жизни приводит к психическим травмам или физическим заболеваниям, но не менее опасно и чересчур долгое сохранение невинности и наивности. Инфантильность, особенно в вопросах пола, может обернуться для взрослого человека серьезными проблемами и неприятностями. Не менее опасно и навязывание другому таких моделей сексуального поведения, какие кажутся "правильными" самому воспитателю. Здесь возможны самые различные варианты: человек "высокоморальный" или с возрастом ставший таковым (а то и просто сексуально холодный) подавляет сексуальность "воспитуемого", или же наоборот, легкомысленная (а то и "легкого поведения") мамаша либо папаша-плейбой формируют в своих детях сексуальную неразборчивость, безответственность, стремление к наслаждениям любой ценой, вовлекая их в собственный образ жизни. > 21 > 13 > 8

Огромный вред приносит подавление творческих возможностей "воспитуемого" или направление их в искаженное русло. Тем самым блокируется его самовыражение и творческая активность, причем не только в текущей инкарнации. Это может серьезно затормозить или даже повернуть вспять его эволюционное движение. > 21 > 6

На этом же уровне те, кто идет на любые обманы, чтобы заставить других делать "правильно". Исторически сложившаяся в западных странах система воспитания подрастающего поколения (и советская школа — не исключение) насквозь пропитана ложью, лицемерием и ханжеством, и, наверное, трудно найти другую сферу человеческой деятельности, где их концентрация была бы столь велика! Хотя ребенку постоянно внушают, что надо говорить правду, дети, с раннего возраста погруженные в атмосферу фальши, сами учатся врать и притворяться, порой ради какой-либо личной выгоды, а порой просто по привычке (которая, как известно, вторая натура). > 13

7 Подавление непокорных вплоть до их физического уничтожения — итог данного отклонения. До этого дело, к счастью, доходит не всегда, но полностью убить индивидуальность другого, превратить его в безвольную пешку — на это способны не только могучие владыки, но и обыкновенные мелкие домашние тираны, и чрезмерно "любящие" родители. > 16 > 12a

Отклонившись в другую сторону этого Качества, человек оказывается в роли "воспитуемого", идущего на поводу или полностью покорного воле "воспитателя".

2 У человека отсутствует критерий отбора передаваемого ему опыта, он готов принять любую теорию или идеологию, наполнить свою голову любым знанием, которым пичкают его родители, учителя, руководители, пресса. Его разум и психика пластичны и податливы, он все вбирает в себя, не сообразуясь с собственными внутренними потребностями, ни в грош ни ставя свой опыт и свои мысли, охотно позволяя другим формировать свое мировоззрение. Такие дети — отрада своих родителей, таких учеников любят школьные учителя, но у взрослых людей это свойство легко перерастает в бесхарактерность. > 16 > 12п

3 Тот, кто "питается" чужим опытом, часто охотно передает информацию дальше, не успев ее усвоить. Хорошо известно, что именно новообращенные всегда становятся наиболее рьяными распространителями любого знания — будь то новое учение, новая религия, новое средство для похудения, лекарство от всех болезней или психо-духовная практика. Так, любящие лечиться, прочитав или услышав от кого-то о новом чудодейственном средстве, спешат сообщить об этом всем своим знакомым, настоятельно рекомендуя то, что сами еще даже не попробовали. Попав впервые на околоэзотерическую тусовку, семинар по "гербалайфу" или в "Школу магии", немедленно норовят завлечь туда своих знакомых или просто пересказать им полученные "откровения". Но не воспринятое глубоко, не переваренное и не поверенное собственным опытом, такое знание в лучшем случае ложится в человеческих умах мертвым грузом, попытки же применить "благие советы" на практике чреваты для доверчивых "реципиентов" серьезными болезнями, семейными неурядицами, моральными и материальными потерями. > 5

4 Тот, кто робок или излишне доверчив, обычно боится и шагу ступить без чьей-либо поддержки, поиск собственного пути представляется ему опасным делом. Поэтому он охотно привязывается к "более опытным", "старшим", попадая в эмоциональную зависимость от них. Расплачиваться за оказанную "моральную поддержку" и душевную помощь часто приходится потерей не только собственного мнения, собственной жизненной позиции, но и, в конечном счете, собственной индивидуальности. > 12п

5 Человек становится пластилином в чужих руках. Он полностью руководствуется чужой волей, выполняет чужие желания, опирается на чужой жизненный опыт. Часто это прикрывается какой-нибудь позитивной мотивировкой, например, "я живу только ради детей" или "ради родителей" и т. д. Он позволяет другим не только вмешиваться в его личную жизнь, но и охотно дает возможность ее организовывать: скажем, любящим родителям передоверяется поиск подходящего жениха или невесты, отсев "неугодных" друзей или подруг, выбор профессии и места работы.
> 16 > 10 > 12п

6 Многие люди находят смысл своего существования в активном тиражировании чужого опыта и чужой жизненной позиции. Они призывают и заставляют других опираться на "опыт предков", выполнять "волю партии", следовать "заветам отцов", исповедовать "древнюю мудрость"... Одни действуют совершенно искренне — искаженное собственное сознание или жесткий консерватизм мышления дает им уверенность в своей правоте, другие выполняют "социальный заказ" из корыстных побуждений. Кто-то проделывает все это в рамках собственной семьи, кто-то обладает способностями влиять на массовое сознание, ориентируя его в нужном направлении... > 21 > 13 > 10 > 12п

7 Человек, уже не имеющий ни собственных желаний, ни стремлений, ни жизненной позиции, раздавленный и порабощенный, полностью гибнет как личность. В последующих воплощениях (если ему вообще удастся инкарнироваться) ему неизбежно придется существовать в условиях тотальной зависимости, под чужим управлением, в гуще человеческой толпы. > 10 > 12п

Еще один вариант отклонения связан с блокировкой обмена опытом — нежеланием принимать чужой или передавать свой. Причин такого состояния может быть множество, но часто это просто защитная реакция человека, который обжегся на том же самом Качестве.

2 Человек сознательно избегает учить, помогать или просто советовать: "знаю, но не скажу". Другой, напротив, отвергает всякий посторонний совет, не желая принимать чужой опыт: "Я сам все знаю".

3 Существует множество причин, по которым человек вообще не желает вмешиваться в чужие дела, даже если может и должен реально помочь. Один — опасаясь ответственности или из-за неуверенности в себе, другой, наоборот, из-за презрения или недоверия к другим. Закомплексованный человек часто стесняется попросить кого-то о помощи, и сам не решается предложить другим свое содействие. < 16

4 Самовлюбленность или просто замкнутость на самом себе, отсутствие интереса к окружающим препятствует как получению опыта, так и передаче своего. Бессердечный человек никому не поможет, никого не поддержит (хотя бы морально), а чужую помощь подчас оттолкнет без малейшей благодарности. < 18 < 20

5 Тот, кто ставит себя выше других, смотрит на всех с пренебрежением и всех презирает, отказывается помогать другим (учить, лечить, советовать...), поскольку считает, что они недостойны сочувствия и помощи, "сами виноваты" в своих несчастьях. С высоты своего положения такой человек может дать заведомо невыполнимые советы или предложить заведомо неприемлемые формы помощи, а потом злорадствовать по поводу чужой беды ("вот не послушались меня — теперь мучайтесь, так вам и надо"). Отказываясь протянуть руку помощи даже самым близким, некоторые наслаждаются чужим горем, причем видят в этом проявления высшей справедливости, а себя подчас считают "орудием провидения". Здесь же — отторжение любого опыта других людей, агрессивное невежество как следствие нежелания чему-либо обучаться или чрезмерной самоуверенности. > 16 > 14

6 На этом уровне — те, кто, нарочно дав неверный совет, заманил другого в ловушку, разорил, погубил репутацию, разбил семью... Коварно обманув доверившегося, что называется, "подставив" его, человек часто и тут находит себе оправдание: "сам виноват, надо было раньше думать". Здесь те, кто сознательно злоупотребляет неопытностью и доверчивостью других, под видом дружеской помощи вовлекая их в сомнительные предприятия, или, например, предлагает юным и наивным подросткам, "чтобы все узнать", попробовать наркотики или преждевременно приобщиться к сексуальным радостям (вплоть до групповой или однополой любви). > 13 > 21 > 12 > 14

7 Некоторых людей судьба ставит в ситуации, когда от их помощи или совета зависит жизнь других. Медиков, пожарных, спасателей обязывает к этому профессональный долг, кто-то действует по внутреннему побуждению (скажем, бросается вытаскивать из воды утопающего, выносит человека из огня, помогает другим при стихийном бедствии и т. д.). Злодей же способен отказать другому в помощи сознательно (из злобы, ревности, мести), эгоист — из простого равнодушия. Но если по его вине погибли люди — не получившие ее своевременно или доведенные такой "помощью" до смерти — он имеет реальные шансы в следующем (а кто успеет, то и в текущем) воплощении сам погибнуть от отсутствия помощи. > 12a > 14

Нетрудно заметить, что отклонения по Качеству 7-й Зоны тесно связаны с 12-ми Зонами, как Пассивной, так и Активной. Наряду с 16-й (Самоутверждение), она дает наибольший вклад в их формирование, обеспечивая постоянный приток эманаций и сама подпитываясь этими Качествами.

Отклонение по Качеству 7-й Зоны транзитивно — например, обучая и воспитывая детей, большинство людей применяют к ним те же методы, которые некогда применялись к ним самим — тот, кого подавляли, теперь сам охотно давит другого. Психологический ущерб тем самым может быть скомпенсирован, но отклонение распространяется дальше и сила его лишь возрастает. В других случаях, наоборот — человек, не желающий своим детям того, что пережил некогда он сам, в процессе воспитания полностью "выпускает вожжи из рук". Но мало кто из детей (да и взрослых) изначально способен к внутренней самоорганизации, и в результате ребенок становится распущенным и неуправляемым, причиняя массу неприятностей окружающим и самому себе. Таким образом, отклонение дает откат в другую сторону и, в конечном счете, лишь усугубляется.

Заметим, что система образования в Советском Союзе демонстрировала весь спектр отклонений по 7-й Зоне. Ее истинной целью было формирование законопослушного и патриотически настроенного индивидуума, легко управляемого и направляемого в нужную сторону. Все личностные свойства, выходящие за рамки дозволенного, подавлялись, поэтому в результате воспитания возникали серьезные деформации личности, множество комплексов и скрытая агрессия. Учителя и ученики находились по разную сторону баррикады. В силу естественного социального отбора в школу (да и в дошкольные воспитательные учреждения) шли работать люди с отклонением в активную сторону, т. е. имеющие склонность к подавлению других и навязыванию своего, "правильного" представления о жизни. Тех же, кто этими свойствами не обладал, система отторгала или перевоспитывала. Редкие исключения только подтверждали правило. К сожалению, в постсоветском обществе мало что изменилось, да и трудно было бы этого ожидать — у школьной доски остались стоять те же люди, а на смену им придут их же бывшие ученики. Возможно, через поколение что-то и переменится, но в массовом масштабе ситуация во многом будет зависеть от состояния общества в целом, от того, какие люди будут нужны нашей стране — предприимчивые, самостоятельные, думающие, либо послушные и внушаемые.

Проблемы передачи опыта возникают не только на личностном уровне — еще острее они стоят на уровне взаимодействия культур и цивилизаций. Те народы древности, которые завершали свое развитие "естественным" образом, успевали, как правило, передать свой опыт другим, продолжившим их традиции, или вносили его в сокровищницу общечеловеческой Культуры. Другие исчезали с лица земли преждевременно (в результате природных катастроф, агрессии или давления более сильных соседей) и, казалось бы, бесследно, так, что не оставалось ни их потомков, ни следов материальной культуры. Но каждый этнос есть неповторимый вариант человеческого общества, и опыт его, мал он или велик, значим для всего человечества.

В настоящее время, когда процессы интеграции различных культур необычайно ускорились, проблема ассимиляции опыта встала во весь рост. Если крупные "высокоразвитые" культуры к концу ХХ века уже научились прислушиваться друг к другу, уважать достижения друг друга, и поняли, что взаимный интерес идет всем только на пользу (хотя, конечно, проблем и здесь более чем достаточно), то с этносами, которые оказались в стороне от "столбовой дороги" цивилизации, ситуация складывается просто катастрофическая. Давление развитых культур, прежде всего "западной", столь велико, что уничтожает, подчас даже не замечая этого, все на своем пути.

Люди живут даже там, где до сих пор почти "не ступала нога человека". Но перед натиском постиндустриальной культуры малые народы бессильны. Бежать от прогресса им некуда. Ничто не спасет их от уничтожения, и постепенно они исчезают с лица земли. Именно в нашем столетии на планете практически не осталось ни "ничьих" земель, ни племен, избежавших более или менее постоянного контакта с глобальной цивилизацией. Результаты такого контакта для этносов, живущих традиционным бытом, плачевны: вымирание от новых для них болезней, гибель естественных природных ландшафтов и экосистем, обеспечивавших их жизненные потребности (вырубка лесов, промышленное освоение тундры для добычи полезных ископаемых, использование тропических островов для военных баз или курортов и т. д.). Те же представители малых народов, которые попадают в среду глобальной культуры, не имея иммунитета к ее соблазнам, теряют себя. Этому способствуют такие факторы, как безысходное чувство своей отсталости и тихий алкоголизм, и, самое главное, нравственная деградация, обусловленная крушением традиционной системы моральных ценностей и невозможностью "мгновенно" (по историческим меркам, т. е. за время жизни двух-трех поколений) включиться в чужую для них систему.

Рождение и смерть культур — естественный процесс. Бесполезно, да и неправильно, сопротивляться ходу истории, и пытаться законсервировать "музейные" племена, создавая для них экологические парки. Процесс консервации культур малых народов и создание условий для их автономного существования на идиллических островках в джунглях, тундре или тайге не меняет главного. В конфликте культур малых народов и постиндустриального общества всегда побеждает сильнейший, и, чтобы выжить, малым народам приходится играть по чужим правилам. Кочуя в резервациях или сосуществуя с цивилизованным миром на правах "младших братьев", они обречены на деградацию, так как лишены малейшей исторической перспективы, полностью утратили цель своего существования, а достижения их культуры, непонятные и неинтересные их более "продвинутым" соседям, обесцениваются в их собственных глазах. Идеология создания резерваций молчаливо признает невозможность полноценного общения между глобальной культурой и культурами, неразрывно связанными с местным этническим ландшафтом.

Единственный их ресурс — распродажа собственной экзотичности на мировых рынках культурных ценностей (сувениры, неошаманизм, особое, никому не понятное "местное знание"). Так происходит интенсивное превращение традиционной культуры в товар. При этом можно сохранить экзотическую внешнюю оболочку, но не главное содержание. Человек, ушедший из своего племени в "большую" цивилизацию, может в лучшем случае быть источником информации о культуре своего народа, но никак не ее носителем. Исторические события и достижения остаются в нашей памяти, этническая музыка — на лазерных дисках, одежда и украшения — в музеях, танцы и обряды — на фото- или кинопленке, так что все лучшее, что создано разными культурами, так или иначе сохраняется. Беда лишь в том, что все это — не более чем взгляд и мнение европейца, его попытка понять или объяснить то, что существовало в мире, прежде чем топор пионера и залпы колониальных войск отметили пришествие эры глобальной европейской цивилизации.

Быть может, мы сумеем прийти к пониманию того, что мир вокруг нас живет и развивается не только за счет потребления природных ресурсов и воли к прогрессу, и что многочисленные этнические традиции так же формируют глобальную культуру, как и европейская цивилизация.


Зона. Самоопределение

  СООК созвездие Лебедя
  ЭТОЛ созвездие Волосы Вероники
  СИОН a Центавра
  ХАА созвездие Рака
  ПРИСЦЕЛЬС Юпитер

Качество 8-й Зоны задает программы личностного самоопределения, что означает, с одной стороны, обособление индивидуального существования в окружающей среде, а с другой — согласование индивидуальных эволюционных путей с общим процессом. В эволюции Человечества это Качество наиболее отчетливо проявлено через проблему соотношения личной свободы человека и необходимости существовать в реальных условиях (прежде всего социальных) окружающего мира, которые ограничивают индивидуальные проявления.

Человек рождается на свет, растет и развивается в недрах определенной культуры: бытовой, социальной, интеллектуальной, духовной, которая формирует его сознание и подсознание, задает стереотипы его поведения и мышления. Таким образом, он во многом (а некоторые и во всем) является продуктом этой культуры, носителем ее традиций и, в свою очередь, ее проводником и передатчиком, в чем-то даже — ее создателем, а в чем-то, возможно, и разрушителем. Под влиянием данного Качества индивидуум учится соотносить свои личные свойства с традиционными системами ценностей, формообразующие воздействия культурной среды — со стремлением к реализации своих персональных запросов и внутренних потенций.

В каждом человеческом сообществе, начиная с первичной ячейки — семьи, складывается своя специфическая внутренняя среда, со своими нормами общежития, регулирующими повседневную жизнь. Впитывая эти нормы уже "с молоком матери", ребенок постепенно ассимилирует их на психологическом уровне, усваивая культуру того общества, в котором воспитывается. С возрастом, вступив в стадию самоопределения, человек в чем-то подчиняется требованиям среды, в чем-то — противостоит им и/или создает свою собственную микросреду. Общественная макросреда придает жизни индивида стабильность и устойчивость, но со своей стороны предъявляет ему ряд требований и налагает на него множество обязательств и ограничений, стесняющих его личную свободу. Тем не менее жить вне коллектива для человека (существа, как известно, общественного) — противоестественно, и потребность в социальной среде присуща ему по его природе. Оптимальные условия для удовлетворения этой потребности создаются, если между "включенностью" и "обособленностью" индивида в макросреде складывается динамическое равновесие. При длительном нарушении этого равновесия взаимодействие с макросредой чревато опасностью деперсонализации индивида, что может случиться как при чрезмерной включенности в социум, растворенности в нем, так и при чрезмерной обособленности.

В наше время, когда повсеместно происходит слом традиционных норм человеческого общежития, Качество 8-й Зоны приобретает особую актуальность. Все больше людей испытывают настоятельную потребность в самостоятельно организованной среде повседневной жизни — в своеобразной микросреде, которая образована индивидом из установленных и поддерживаемых добровольно связей общения, благоприятствующих сохранению его личностной идентичности. Сохранение же такой идентичности является непременным условием свободы. Конечно, обособление публичной жизни современного человека от его частной жизни не может не быть относительным. Формальные отношения регулируются правовыми и административными разграничениями, личные — моральными нормами, чья обязательность в любом обществе зависит от постоянства обычая.

Наиболее древняя форма человеческого общежития — коллективизм — лежит в основе традиционных типов организации повседневной жизни общества. В ней коммунальные ценности подавляют личность. Альтернативой ему в настоящее время представляется персонализм (не следует путать его с эгоизмом), который предполагает уважение к человеческой личности и ее относительной автономности. На принципе персонализма, получившем широкое распространение на Западе, базируются демократические формы общественного устройства. В таком обществе перед индивидом открыта возможность принять на себя определенные обязанности, предписанные ему его публичными ролями, в обмен на защиту со стороны социальных институтов его гражданских прав (на собственность, частную инициативу и пр.). Независимо от статусных различий сочетание этих прав и обязанностей всегда носит формальный, внеличностный характер и потому предоставляет каждому гражданину самостоятельность в установлении повседневных связей с обществом (макросредой), позволяя в то же время сохранять известную дистанцию от него. Так образуется пространство частной жизни, защищенное гражданскими правами и ограниченное публичными обязанностями человека.

Однако в реальной жизни можно найти очень мало примеров такого общества — это означало бы, что все члены данного общественного организма полностью выровняли отклонения по 8-й Зоне. Но даже в наиболее "передовых" странах, не говоря уже о тех, где явно господствуют традиционные формы общественных отношений (скажем, исламские государства), дух коллективистских ценностей пробивается наружу из глубин подсознания, существенно влияя на формирование и функционирование социальных структур. В обществах, где процессы демократизации проходят под устойчивым воздействием традиционализма (например, в нашей стране), социальные институты, в особенности государственные, не обеспечивают надежной защиты гражданских прав, декларированных в основном законе. Незащищенность этих прав из-за явного или скрытого пренебрежения к ним — свидетельство укорененности патриархальных нравов среди власть предержащих, авторитарности самой власти, которая по обычаю не связывает себя принятыми перед обществом обязательствами, т. е. склонна выполнять их по собственному усмотрению.

Культурные традиции обычно определяют и ролевые функции людей в семье или в социуме: скажем, женщина должна рожать и воспитывать детей, мужчина — зарабатывать деньги, ребенок — слушаться старших и т. д., и их поведение должно соответствовать этим ролям. Такая навязываемая общественным мнением программа действий входит человеку в плоть и кровь, полностью парализуя способность реально оценивать окружающее, и он уподобляется лошади с шорами на глазах, мрачно топчущейся по кругу обязательств.

Большинство людей склонны к восприятию жизненных правил, внушаемых им с детства, как абсолютной "истины" и непреложного "закона", не подлежащих обсуждению, а их исполнение — как неизбежную обязанность или даже священный долг. Но желание человека проявить себя на том или ином поприще часто приводит к конфронтации с законами (писаными или неписаными), установленными государством, обществом, семьей и т. д. Приходится делать выбор между слепым следованием правилам, жизнью в плену вечного долга и свободомыслием, критическим отношением к общепринятым представлениям, отвержением ограничений, налагаемых общественной моралью.

В современном западном обществе прежние стереотипы социального поведения все больше и больше размываются и ломаются, поскольку они препятствуют реализации внутреннего потенциала человека. Новое время настоятельно требует создания нового типа человеческого сообщества, в котором личность не растворится, а обретет наилучшие возможности для самореализации. Устойчивость в жизни человеку должны придавать не внешние подпорки в виде норм и догм, а внутренний критерий — тот самый "нравственный закон", наличие которого Иммануил Кант признавал (наряду со "звездным небом над головой") одним из свидетельств величия Божия. Наличие такого внутреннего критерия, часто именуемого совестью, придает личности сознание нравственной ответственности за свое поведение, позволяет осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков. Уравновешенное Качество 8-й Зоны и помогает человеку выработать тот внутренний критерий — опору для совести — в тех случаях, когда прежние, выработанные теми или иными культурными или религиозными контекстами, уже не достаточны.

Чувство ответственности должно быть точно выверено, и обязанности перед обществом (будь то родные, близкие, семья, круг друзей, социальный слой, государство) необходимо соотносить с обязательствами перед самим собой — перед свой бессмертной душой и своим духом, требующими индивидуального выражения всего внутреннего потенциала человека через его личностные свойства, персональные возможности и особенности — подчас вопреки предписаниям и требованиям общественной среды.

Но говоря о "внутреннем потенциале" человека, нужно иметь в виду не только набор его личностных свойств — гораздо важнее его духовная составляющая, те компоненты его существа, которые соединяют его с Общим Целым — с Богом, если пользоваться религиозной терминологией. Материалистическая идеология внушала людям образ себя как марионетки общественных механизмов, поэтому именно и только перед обществом человек должен был нести ответственность. Это представление в корне противоположно образу человека как свободного по природе существа, призванного к активной соработе с Богом.

Творческое сочетание личных энергий человека с Божественными энергиями определяет смысл ответственности человека и предполагает его сущностную свободу. Но когда этот смысл сводится к исполнению нравственных или юридических законов, установленных обществом (в лице государства, религии, общественного мнения), а всякая личная ответственность с человека снимается — это ведет в конечном счете к разрушению личности и кризису общества.

Один из видов отклонений по Качеству 8-й Зоны у людей порождается внутренней жесткостью и/или гипертрофированным чувством долга по отношению к окружающим. Ниже мы проследим, как условности, правила и схемы, пронизывающие насквозь все человеческое существо, подчиняют себе его ум и сердце, специфически окрашивают его отношение к внешнему миру и самому себе, лишают радости жизни и препятствуют реализации внутренних потенций:

2 Человек, чей ум заключен в плотный кокон норм и канонов, определяемых внешней средой, обычно консервативен в своих взглядах или просто туп. Его сознание лишено гибкости, а мышление стандартно и схематично — разве что у одних набор стереотипов достаточно велик (настолько, что его может хватить даже для получения ученой степени), а у другого в голове помещаются лишь одна-две мысли (но зато сидят они там очень крепко). > 15

3 Множество людей имеет твердые жизненные принципы, которые не в силах поколебать ни течение времени, ни происходящие вокруг изменения. Их поведение и общение определяется жесткими "правилами вежливости" или установками культурных обычаев, разговор наполнен речевыми штампами, а способность (и даже потребность) свободно действовать и думать полностью отсутствует. В большинстве своем они педанты и зануды, всегда говорящие и делающие все "как надо" — и изводящие окружающих своими поучениями. Такие люди обрекают себя (и стремятся обречь окружающих) на тупое исполнение раз и навсегда усвоенных обязанностей, на мрачную жизнь в плену забот и предрассудков. > 7

При достаточно большом и разнообразном наборе стереотипов распознать это отклонение не так просто. Некоторые люди довольно легко отказываются от тех или иных конкретных установок, но, пока сохраняется неизменным сам принцип клишированности мышления и запрограммированности поведения, они чувствуют настоятельную потребность тут же заменить их другими, которые оказываются не менее жесткими. Скажем, попав в новую для себя общественную среду, они без больших затруднений начинают жить в системе принятых там норм и условностей. Бывает, что сама среда резко изменяется при каких-либо общественных катаклизмах, как это случилось в нашей стране во время и после "перестройки". Наиболее "упертые" так и не смогли смириться с новой реальностью и остались при прежнем своем мировоззрении, кто — просто возмущаясь происходящим, а кто — пытаясь с ним бороться. Большинство же стало "подстраиваться" под ситуацию, и если что и создавало для многих определенный дискофорт, то это было именно отсутствие отчетливо сформулированного варианта общепринятой идеологии и твердых жизненных принципов.

4 Эмоциональная тупость, свойственная многим "правильным" людям, может быть обусловлена не только их врожденными свойствами, но и постоянно действующим внутренним тормозом, основанном на жестком, искаженном понимании долга. В таком случае многие естественные проявления человеческих чувств затруднены — скажем, родители, считающие необходимым вырастить своих детей достойными членами общества, воспитывают их в большой строгости и не позволяют никаких проявлений живых эмоций (любви, печали, радости, веселья, страха) ни себе, ни своим близким. > 18

Гипертрофированное чувство ответственности — лучший фундамент для тюрьмы, которую человек сам строит для своей души, создавая себе каторгу обязанностей по отношению к окружающим. Ощущение неоплатного долга (перед обществом, родителями, детьми, женой или мужем...) часто приводит к тому, что, целиком переключившись на исполнение чужих желаний и решение чужих проблем, человек уходит от своих, искажая тем самым свой жизненный путь. Кроме того, выполняя свой долг (и часто мучая тем самым себя и других), некоторые начинают гордиться собою, самоутверждаться своей "праведностью", презирать, а то и ненавидеть всех более свободных и раскованных людей. > 16

Жизнь такого человека, сдавленная и угнетенная со всех сторон, рождает только унылый пессимизм и нередко полностью теряет смысл, становясь похожей на погребение заживо. Медицине хорошо известно влияние такого состояния человеческой психики на физическое здоровье: на его фоне развиваются не только тяжелейшие неврозы и психозы (с бессонницами, мигренями, истерией и пр.), но и соматические заболевания, вплоть до инфарктов, инсультов и рака. > 9

5 Многие люди, сами живя в тесной клетке, всю свою волю и способности направляют на стремление всех втиснуть в нее и на закрепление жестких рамок. Они не просто неукоснительно требуют от окружающих выполнения долга, но и принуждают их к этому. Ничто не раздражает и не возмущает их больше, чем какое-либо проявление свободы. Так, подгоняя всех под единую схему, родители мучают детей, учителя — школьников, пытаясь втиснуть в один размер все многообразие их характеров и способностей. > 20 > 7

Многие человеческие коллективы (семьи, секты, а то и целые государства) или социальные слои предъявляют своим членам специфические моральные требования. Внутри таких групп устанавливаются очень суровые "правила внутреннего распорядка", касающиеся не только поведения, но и образа мыслей. За их неукоснительным выполнением следят практически все члены такого коллектива. Отношение к любому инакомыслию там жестокое и бескомпромиссное, а любое движение, не укладывающееся в установленные нормы, угнетается или нещадно подавляется. > 18

Еще одна довольно опасная особенность отклонения этого уровня — в замкнутом пространстве внутреннего мира человека или социального организма может накапливаться огромный заряд скрытой агрессии, которая способна прорваться вовне в самый неожиданный момент и в самом неожиданном месте. > 14

6 Слишком сильный гнет внутренних или внешних ограничений полностью блокирует творческие возможности. Человек становится бесплоден или способен порождать только мертвые формы. Влияние этого отклонения сильно заметно и в различных областях культуры как таковой. Мертвящий догматизм в науке, философии, религии или идеологии приводит к полному прекращению их развития, выхолащивается самая суть того или иного учения, искусство приходит в упадок из-за невозможности преодолеть установленные формы (вспомним пресловутый "социалистический реализм"). > 6 > 21 > 15 > 18

В личных проявлениях отклонение этого уровня часто связано с серьезными сексуальными проблемами (фригидность, импотенция). Особенно остро это чувствуется в христианских странах, где с точки зрения религиозной морали в течение многих столетий "законным" (да и то с некоторыми натяжками) считалось лишь одно проявление сексуальности — ради деторождения. Навязанное Церковью ощущение греховности досталось в наследство современному человеку, и даже тот, кто потерял веру в Бога, часто сохраняет смутное чувство вины, порождающее невроз, депрессии, бессонницу. Тяжелейшие комплексы, сформировавшиеся, возможно, еще в прошлом, могут отравлять человеку жизнь в течение целого ряда воплощений, лишая ее многих радостей, а то и смысла. > 21

7 Фатальная невозможность преодолеть внутренние или внешние запреты порождает глубочайшие депрессии, которые могут приводить людей к самоубийству или толкать на более "медленные" виды саморазрушения, такие как алкоголизм и наркомания. > 12

Отклонение в противоположную сторону начинается с простого легкомыслия, нежелания связывать себя в жизни какими-либо обязательствами, и переходит в полную безответственность.

2 Человек, привыкший жить легко и беззаботно, ни в чем себя не ограничивая, "не берет в голову" никакие обязанности — это классическая "попрыгунья-стрекоза", весело и безответственно порхающая по жизни. На этом же уровне те, чье мышление хаотично и беспорядочно, а неорганизованный ум комбинирует обрывки знаний подчас совершенно произвольно. > 15

3 Несерьезные и беспечные люди постоянно пренебрегают общепринятыми нормами поведения, необязательны и неточны по отношению к другим. Если же жизнь ставит их в ситуации, когда приходится сталкиваться с какими-то ограничениями (будь то общественное мнение, родительские запреты, распоряжения начальства и т. д.) они либо пытаются их игнорировать, либо обойти, либо все их без разбора подвергают критике, насмешке, безапелляционному отрицанию.

4 Тот, кто сам не способен к глубоким чувствам и сильным привязанностям, легко позволяет себе безответственные игры с чувствами других людей. Некоторые, желая вырваться из сложившейся среды (семейной или социальной), стремятся порвать тяготящие их связи с окружающими. Даже любовь, преданность, доброту они считают предрассудками, сковывающими их свободу, и относятся к этим чувствам с презрением или насмешками. Подобное поведение зачастую порождает ссоры и конфликты, а в конечном счете его следствием может стать для них самих — одиночество, для тех же, с чьими чувствами так безжалостно обошлись — серьезные психологические травмы. > 18

5 Чeрта, отделяющая беспечность от преступной халатности, очень тонка, и многие переходят ее, даже не заметив. Невыполнение своих обязательств (по забывчивости, невниманию, просто глупости) или намеренное уклонение от исполнения долга ломают не только судьбу самого человека, но и судьбы других людей, ставя их на грань разорения, опасности для здоровья или даже для жизни. Легкомыслие в финансовых вопросах на этом уровне приводит к катастрофическим последствиям, ввергая пострадавших в полную нищету, а иногда, помимо "сумы", доводя и непосредственно до тюрьмы. > 6

6 Одна из особенностей нашего времени — избавление от гнета норм общепринятой морали (в первую очередь это касается морали сексуальной). И вырвавшись на "свободу", многие прежде всего впадают в противоположную крайность. Безответственное отношение к сексу и особенно к последствиям сексуальных связей может привести к серьезным заболеваниям (вплоть до сифилиса и СПИДа), к нежелательной беременности (со всеми вытекающими отсюда последствиями — абортами, отказом от ребенка), к семейным катастрофам: скандалам, разводам, сломанной жизни одного, а то и обоих супругов. > 21

7 Такое, казалось бы, невинное свойство характера, как легкомыслие, превращаясь в безответственность, часто становится причиной тяжелой болезни или даже смерти самого человека или других людей — скажем, выпивший "для бодрости духа" водитель, не справившись с управлением, создает аварию, в которой гибнет сам или, по его вине, — другие. Так несколько лет назад в Элисте забывшая прокипятить шприц медсестра заразила СПИДом больше десятка детей — список подобных примеров можно продолжать до бесконечности.

Под влиянием Качества 8-й Зоны находится такое интересное, чисто человеческое проявление, как смех. Понятно его обычное бытовое значение — смеяться всегда приятнее, чем плакать, и даже говорят, что смех продлевает жизнь (по крайней мере веселая жизнь предпочтительнее печальной). Но если посмотреть на смех как на социальный фактор, то окажется, что в нашей жизни, в общественных отношениях он играет гораздо более важную роль. Помимо развлекательной, он выполняет и другие социальные функции — назидательную, разоблачительную, разрушительную и т. д.

"Смеховой" пласт является необходимым элементом любой культуры вообще, он существует во всех обществах и во всех их слоях — от самых примитивных до высокоинтеллектуальных. Его наличие и качественные особенности являются в какой-то степени показателем "живости" данного общества, его нравственного здоровья, творческого потенциала. Над чем, как и когда смеется данная социальная группа или данный народ — во многом говорит о протекающих в них внутренних, возможно, не видных на поверхности, процессах, часто свидетельствуя о наличии значительных ресурсов обновления и самотрансформации.

Смех может играть определенную роль в формировании официальной идеологии (вспомним карикатуры, фельетоны, плакаты первых лет Советской власти, да и более поздние, клеймившие империалистов, фашистов, стиляг, диссидентов и пр.), но естественная сфера его обитания — мир неформального общения людей. Часто это — "подпольная" культура: при Сталине сажали "за анекдоты", а в средневековой Руси скоморохи — основные носители и распространители "смеховой культуры" — считались слугами дьявола и могли быть подвергнуты мучительной казни. Однако, несмотря ни на что, люди смеялись и выживали, да и выживали во многом благодаря тому, что смеялись.

Идеология (государственная или религиозная) или система моральных ценностей любого общества — вещь достаточно абстрактная, отвлеченная от реальности, независимо от того, создавались ли они "специально" (как "десять заповедей" или "моральный кодекс строителя коммунизма") либо выкристаллизовались за многие века существования той или иной традиции. Смеховой мир в еще большей степени, чем действительность, противостоит этому, пусть и "возвышенному", "идеальному", но на поверку — жесткому, неживому — идеологическому миру. Смеховой мир — мир "низовой", материальный, — обнаруживая за ширмой действительности ее бедность, наготу, глупость, "механичность", отсутствие смысла и значения, разрушает тем самым всю "знаковую систему", созданную традицией.

Если говорить об "энергиях смеха", то их воздействие далеко не однозначно: смех заключает в себе одновременно разрушительное и созидательное начала. Нарушая существующие в жизни связи и значения, смех показывает бессмысленность и нелепость существующих в социальном мире отношений: отношений причинно-следственных, отношений, осмысляющих существующие явления, условностей человеческого поведения и жизни общества. Смех "оглупляет", "вскрывает", "разоблачает", "обнажает". Он отвергает неравенство социальных отношений и отвергает социальные законы, ведущие к этому неравенству, показывает их несправедливость и случайность. Таким образом, юмор часто оппозиционен (борьба с властью, с запретами). Так, человек или целое общество, зажатое в тисках тоталитарного режима, ищет отдушину в насмешках и издевательствах, рождая волны анекдотов и подпольной сатиры. Кроме того, смех — один из способов изживания прошлого, отвлечения от него, абстрагирования и последующего уничтожения. Он как бы возвращает миру его изначальную хаотичность, и этот хаос может стать (при определенных условиях) исходным субстратом для построения новой реальности.

Но смех имеет и некое созидательное начало — хотя бы в психологическом плане. Разрушая, он строит нечто свое: мир нарушенных отношений, мир нелепостей, логически не оправданных соотношений — есть мир свободы от условностей, а потому в какой-то мере желанный и беспечный. Психологически смех снимает с человека обязанность вести себя по существующим в данном обществе нормам — хотя бы на время. Смех дает человеку ощущение своей "отстраненности", незаинтересованности в случившемся и происходящем. Смех снимает психологические травмы, облегчает человеку его трудную жизнь, успокаивает и лечит.

В межличностных отношениях смех часто помогает разряжать мучительные ситуации конфликта — общий смех (над кем-то или над чем-то) не только действует как чрезвычайно сильное средство отведения агрессии, но и доставляет ощутимое чувство социального единения. Смех в своей сфере восстанавливает нарушенные в другой сфере контакты между людьми, так как смеющиеся — это своего рода "заговорщики", видящие и понимающие что-то такое, чего они не видели до этого или чего не видят другие.

Смех, по сути дела, нарушает и разрушает всю знаковую систему, существующую в мире культуры. Он созидает мир антикультуры. Но мир антикультуры противостоит не всякой культуре, а только данной — осмеиваемой. Тем самым он готовит фундамент для новой культуры — более справедливой. В этом великое созидательное начало смехового мира.

Смеховой мир отнюдь не един. Он различный у отдельных народов и в отдельные эпохи — иностранцу никогда не понять ни соли анекдотов советского времени, ни черноватого постперестроечного юмора. Там, где в культуре господствует индивидуальное, личностное начало, он в какой-то мере различен и у каждого смеющегося. И поскольку природа этого явления далеко не всегда невинна, имеет смысл отдельно, по разным энергетическим уровням, рассмотреть отклонения по "смеху":

2 Человек легкомысленно и весело относится к любым серьезным делам, обязанностям, своим и чужим заботам. Смеясь надо всем, он воспринимает жизнь как забавную игру, скользит по поверхности происходящего. Это подчас облегчает восприятие суровой действительности (не только самому человеку, но и окружающим), но мешает ему включиться в реальное решение проблем (и даже заметить их существование), которые никуда не деваются и сами по себе не исчезают.

3 Предметом шуток становится все подряд — свои и чужие чувства, мысли, слова, ситуации. Много сил и энергии человек тратит на поддержание репутации беззаботного весельчака, "души общества", рискуя опустошить собственную душу.

4 Смех переходит в насмешки над чувствами других людей. Желая развлечь себя и окружающих, человек не задумывается об уместности шуток над чужой любовью или горем, ему наплевать, что это может привести их жертвы к серьезным психологическим травмам. Правда, иногда такой цинизм и кажущаяся бесчувственность являются защитной реакцией тех, кто по роду своей службы вынужден постоянно сталкиваться с человеческой болью, горем, страданиями, часто не имея возможности помочь. Всем хорошо известна склонность к "черному юмору" людей таких профессий, как медики, гробовщики, милиционеры, пожарные. Без спасительной "смеховой" разрядки их собственная психика подчас не в состоянии справиться с таким напряжением.

5 Человек сознательно использует смех как оружие или как способ самоутверждения, нанося с помощью сарказма и злой иронии удары в самое больное место. Стремясь посильнее уязвить противника, насмешник не щадит ничего святого, позволяя себе (и сам получая от этого удовольствие) злобные насмешки и издевательства над чужими жизненными принципами.

Хорошо известно, как жестоки могут быть дети, подростки и молодежь, которые в своих коллективах (в школе, на улице, в армии и т. д.) избирают жертву и начинают ее безжалостно "доводить" издевательствами и насмешками, обливать ядом презрения и всячески унижать, часто не только морально. Заметим, что душевная боль в таких случаях может оказаться значительно сильнее физической. < 16

6 Пресловутый "смех без причины", смех ради смеха, до икоты и изнеможения, на самом деле все-таки имеет причины, хотя и особые, невидимые. Дело в том, что в астральном слое существуют особые "сущности смеха", созданные из эманаций человеческой психики, которые питаются энергией такого бессмысленного веселья. Об их существовании догадываются дети — когда они не могут справиться с безудержными приступами хохота, то часто говорят: "Смешинка в рот попала". Эти сущности не так безобидны, как хотелось бы — часто после вызванных ими приступов смеха взрослый человек чувствует опустошение и слабость, а дети плачут или капризничают — "инициаторы" веселья высасывают энергию своих жертв. Кроме того, чтобы обеспечить себе "пропитание", сущности смеха специально "подталкивают" людей в идиотские положения, вызывающие идиотский же смех окружающих: человек упал в лужу, сел на свежеокрашенную скамейку, у него ветром сдуло шляпу и т. д. Далеко не всегда такие ситуации безобидны, человек может пострадать очень серьезно (и не только морально, но и физически), но это обычно не умеряет всеобщего веселья. К сожалению, именно такой юмор (часто еще и с "клозетным" или "генитальным" уклоном) больше всего развлекает публику и поэтому массово тиражируется кинематографом, телевидением и другими СМИ. < 11 < 12п

7 Смех вполне способен стать орудием убийства. Если человека с не очень устойчивой психикой бесконечно высмеивать и всячески над ним потешаться, можно затравить его до попыток (которые могут оказаться успешными) самоубийства или убийства мучителей.

Насмешка и глумление над противником являются также испытанным оружием в литературных, идеологических и научных спорах, особенно в тех случаях, когда нечего бывает возразить по существу вопроса. Таким образом самые светлые образы, самые высокие идеи — осмеянные, опошленные, вывалянные в грязи — гибнут под градом издевок.

Не случайно в антирелигиозной пропаганде, начиная с Вольтера, широчайшим образом использовалась злая ирония, пародия, карикатура. Конечно, во многих случаях их объектами были реальные пороки служителей церкви, но стихия насмешек и глумления очень легко увлекает все дальше и дальше — туда, где веселье незаметно перерождается в кощунство (не зря считавшееся смертным грехом). < 5 < 18 < 12a

Уравновесив Качество 8-й Зоны, человек обретает внутреннюю независимость в соединении со способностью гармонично существовать в реальных условиях окружающего мира. Он способен найти правильную точку оценки самого себя, своего состояния и своего положения относительно других, решая тем самым проблему "свободы и необходимости" на всех уровнях своего сознательного и бессознательного проявления. Чувство юмора дает ему возможность легко ступать по жизни, и даже в сложных жизненных коллизиях он не позволит задавить себя суровым обстоятельствам, не потеряет своей индивидуальности и внутренней свободы. И что самое главное: каждому из нас необходимо помнить — жизненный путь удается или не удается не потому, что один делает все правильно, а другой — все неправильно, а потому, что один слышит свою судьбу, а другой затыкает уши и пытается ее обмануть.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 223.