Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.
Количественный состав бухгалтерии зависит от многих факторов: от размеров организации, от видов деятельности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и других факторов.
Структура аппарата бухгалтерии также зависит от особенностей каждой организации. На практике сложились три основных типа организации структуры бухгалтерии:
1. линейная (иерархическая),
2. по вертикали (линейно-штабная)
3. комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются различные отделы, возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники этих отделов бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам, которые в свою очередь подчиняются главному бухгалтеру. Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях, в которых могут быть созданы следующие отделы:
ü расчетный — осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и другие;
ü материальный — ведет учет поступления и расходования сырья, топлива, и других материально-производственных ценностей;
ü производственный отдел — ведет учет затрат и выпуска продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;
ü готовой продукции — ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации;
ü общий отдел — осуществляет ведение остальных операций и Главной книги, составляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации.
В крупных организациях, кроме перечисленных, могут быть открыты и другие отделы (например, учета капитальных вложений, учета основных средств и т.п.)
При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции.
Учет в организациях может быть организован по централизованной, децентрализованной и смешанной форме.
Для централизованного учета характерно сосредоточение работников бухгалтерского аппарата в главной бухгалтерии. Именно в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации.
При децентрализации учета учетный аппарат распределяется по отдельным производственным подразделениям организации. И уже там ведется синтетический и аналитический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
При наличии в структуре организации филиалов, представительств и иных структурных подразделений организация учета в них должна быть отражена в учетной политике, где также должны быть указаны обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и не выделенные на отдельный баланс.
При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии, только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями дают возможность получать информацию, необходимую для управления и обеспечения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Поэтому организация должна разработать и утвердить положение о службе бухгалтерского учета, которое раскрывает основные задачи этой службы, ее структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями организации, а также права и ответственность работников бухгалтерии.
Общими типовыми обязанностями бухгалтера являются:1. Выполнение работ по ведению бухгалтерского учета активов, обязательств, источников финансирования хозяйственной деятельности, доходов, расходов и фактов хозяйственной жизни.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.3. Прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготовка их к счетной обработке.4. Отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с движением основных средств, материально-производственных запасов и денежных средств.5. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской отчетности.6. Оформление бухгалтерских документов с установленным порядком для передачи в архив.7. Выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
Однако, бухгалтерия не сможет эффективно работать, если она не будет своевременно получать необходимую информацию и документацию от других служб организации. Поэтому в процессе учетной работы, при взаимоотношении бухгалтерской службы с должностными лицами других служб и подразделений на данные службы возлагаются отдельные учетные функции.
Подразделения и службы организации предоставляют в бухгалтерскую службу различные документы и информацию.
Отдел снабжения представляет:
- сведения о материалах в пути;
- сведения о движении материалов, комплектующих изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке;
- информацию о неоплаченных счетах с указанием причин;
- отчетные данные о стоимости материалов и комплектующих изделий.
Производственные отделы представляют:
- информацию о выпуске продукции (работ, услуг), о выполнении производственных показателей;
- сведения о затратах на производство продукции (работ, услуг);
- разного рода справки, сведения и прочие документы, связанные с деятельностью подразделений.
Отдел сбыта представляет:
- данные об остатках продукции (по видам и типам);
- сличительные ведомости по результатам инвентаризации продукции;
- сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков;
- извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.
Юридический отдел представляет:
- документы по фактам хищений материальных ценностей и взысканий дебиторской задолженности с граждан и организаций;
- документы по действиям тех или иных организаций, действия которых неправомерны и (или) наносят ущерб имущественному положению организации.
Отдел кадров представляет:
- списки лиц, работающих в организации;
- приказы о принятии на работу, увольнении, отпуске, внутреннем перемещении.
Структура бухгалтерской службы и организация ее работы должны обеспечивать выполнение поставленных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 514.