Особенности федеративного устройства РФ: принципы, виды и статус субъектов

 

В Конституции РФ закреплена федеративная форма государ­ственного устройства. Г осударственное устройство - это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений.

Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и националь­ного состава населения, исторических традиций государства, особен­ностей его политического режима и других факторов. Известны сле­дующие виды государственного устройства: унитарное, федератив­ное и конфедеративное.

Россия состоит из равноправных субъектов: республик, кра­ев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования,

которые составили Федерацию и являются равноправ­ными участниками соответствующих конституционно-правовых от­ношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации является нарушением Конституции РФ.

Одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления но­вых субъектов в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ устанавливает­ся в первую очередь Конституцией России, а также другими правовы­ми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы.

Правовой статус субъектов РФ гарантируется Конституцией РФ. Субъекты сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в Конституцию РФ.

Несмотря на провозглашенное Конституцией равноправие субъектов, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государства­ми, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и мо­гут рассматриваться только как государственные образования. Боль­шинство автономных округов входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться как равноправные субъекты. Такое по­ложение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая яв­ляется частью территории РФ.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам Конституционного строя РФ, что, в частности означает разделение властей на законодательную, исполни­тельную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Субъекты РФ вправе осуществлять международные и внешне­экономические связи, однако они не вправе ставить вопрос о диплома­тическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.д.

Осветим некоторые особенности правового статуса республик в составе РФ. В отличие от других они признаются государствами. Од­нако их государственная власть не является полностью суверенной. Они самостоятельны только в рамках Конституции.

Республики самостоятельны в определении своих государст­венных языков. В некоторых республиках законодательно закреплено двуязычие. Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство. Это гражданство носит производный характер от граж­данства РФ. Правом принятия в гражданство обладает только Россий­ская Федерация.

Федеративное устройство Российской Федерации основыва­ется на нескольких основных принципах:

1. Государственная целостность РФ - это означает, что РФ - цельное, единое и неделимое государство, включающее в себя госу­дарственные образования. Россия является суверенным государством, имеет единую территорию и правовую систему.

2. Единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государствен­ной власти, верховенстве Конституции России и федеральных зако­нов. Субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне преде­лов компетенции РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов.

3. Равноправие и самоопределение народов РФ проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.

4. Равноправие субъектов Федерации между собой и во взаимо­отношениях с федеральными органами государственной власти про­является:

а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов РФ;

б) в конституционно установленных равных пределах компе­тенции РФ;

в) в равном представительстве всех субъектов государства в Совете Федерации.

В Конституции РФ также закреплено разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Наряду со многими полномочиями РФ самостоятельную группу образуют пол­номочия РФ в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и др.

Также к ведению РФ отнесены вопросы обороны и охраны гра­ниц: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, нарко­тических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушно­го пространства, исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа РФ.

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации. Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.

                 
             

 

Виды и статус субъектов РФ.

 

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По данному критерию выделяются три группы субъектов:

- Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

- Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

- Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 37.