Основы теории права. Основы конституционного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Основы теории права. Основы конституционного права.

Правонарушения и юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.

        

1) Правонарушение - это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом. Правонарушение характеризуется рядом следующих признаков: Правонарушение - это акт поведения людей, выражающийся в действии или бездействии, не могут быть правонарушениями мысли, чувства и желания человека, его интеллектуальная деятельность, если они не воплотились в определенных поступках и не регулируются правом. Бездействие является правонарушением, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощь пострадавшему).

2) Правонарушение - это противоправное деяние, то есть такое деяние, которое противоречит нормам права, оно направлено против тех общественных отношений,которые регулируются и охраняются этими нормами, то есть оно направлено против интересов других лиц, находящихся под защитой закона, но не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не противоправно (конкуренция, самооборона)

3) Правонарушениями считаются деяния только деликтоспособных людей. Деликтоспособность означает правовую возможность человека самостоятельно осуществлять свои юридические обязанности и нести за них юридическую ответственность. Так субъектами правонарушений (тем, кто совершил противоправные действия) не могут быть малолетние и душевнобольные.

4) Виновность деяния, как признак правонарушения, есть сознательное, ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей действительности. Противоправный поступок становится правонарушением, если есть вина.

5) Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия.

Вред - непременный признак каждого правонарушения. Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасного деяния.

 

Состав правонарушения

Состав правонарушения - это идеальная модель, отражающая структурный характер правонарушения, расчленяющая и объединяющая его признаки в элементы, части. Состав правонарушения образуют 4 элемента:

1) Объект правонарушения - это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которых направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб. Так объектом хулиганства является такая социальная ценность, как правопорядок, оскорбление наносит ущерб личной ценности – достоинству.

2) Субъект правонарушения - это лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им могут быть как физические, так и юридические лица. Основное требование к физическим лицам - вменяемость и достижение ими определенного возраста. Субъектом правонарушения в уголовном праве может быть только физическое лицо.

3) Объективная сторона правонарушения - внешнее проявление противоправного деяния, его общественно вредные последствия. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения - очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны правонарушения являются:

а) деяние как акт волевого поведения, которое выражается в форме активного действия или бездействия;

б) вред, причиненный деянием, то есть неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения. Оно причиняет обществу или его членам материальный или иной вред (утрата имущества, здоровья);

в) причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредом, то есть такая связь между ними в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Например, необходимо исследовать причинную связь между преступным поведением правонарушителя, выразившимся в нанесении удара ножом потерпевшему, и смертью последнего - ведь, возможно, эта смерть вызвана другими причинами.

Факультативными элементами объективной стороны могут быть место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.

4) Субъективная сторона правонарушения. Ее составляют вина, мотив, цель. Вина - психическое отношение лица к совершенному им общественно опасному деянию, предусмотренному нормативно-правовыми актами, и его общественно-опасным последствиям.

Элементами вины являются сознание и воля, которые образуют ее содержание. Значит вина, характеризуется двумя компонентами: интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и волевого элементов, предусмотренные законом, образуют две формы вины - умысел, и неосторожность.

 

Виды правонарушений.

Правонарушения можно разделить на две группы: преступления и проступки.

Преступления - наиболее тяжкий вид правонарушений. Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений.

Преступления и проступки следует четко разграничивать, ибо это связано с видом и размером наказания - наиболее болезненно социально-правовой мерой. Различаются они степенью общественной опасности. Преступления обладают большей общественной опасностью, нежели проступки.

 

Юридическая ответственность:

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

· опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

· наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

· выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

· воплощается в процессуальной форме.

· Признаки юридической ответственности:

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

· наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;

· налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

· налагается компетентными государственными органами в ходе

· определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;

· предполагает государственное принуждение правонарушителя

· к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.

 

Основные принципы юридической ответственности за правонарушения - законность и обоснованность.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность:

уголовную - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т. д. ;

административную - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

 

Основные права и свободы.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан.

Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Конституция РФ 1993 г., в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся главным образом в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», что подчеркивает неразрывное единство двух составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей.

Конституция РФ говорит, в частности, о следующих обязанностях человека и гражданина, конкретизированных и детализированных в отраслевом законодательстве:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);

2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);

3) обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ);

4) обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей), обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»);

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы законодательства РФ о культуре, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.);

6) платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ);

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ «О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и др.).

Обязанность граждан Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе».

Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что:

– во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;

– во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;

– в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

 

Виды и статус субъектов РФ.

 

Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) Каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По данному критерию выделяются три группы субъектов:

- Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

- Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

- Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

 

Федеральное Собрание РФ - законодательный и представительный орган государственной власти

  Согласно Конституции РФ 1993 г. законодательным органом Российской Федерации на современном этапе является Федеральное Собрание РФ. Для его организации характерны специфические признаки:
   1. Федеральное Собрание РФ является учреждением парламентского типа. В ст. 94 Конституции РФ впервые закреплено, что Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание РФ функционирует в механизме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей. Федеральное Собрание РФ не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государственной власти; не руководит парламентами субъектов РФ, депутатскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерации и ее субъектами отнесены к ведению Российской Федерации.
   3. Федеральное Собрание РФ является законодательным и представительным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Статус Федерального Собрания РФ как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю. С наибольшей наглядность это качество проявляется в утверждении государственного бюджета, ратификации и денонсации международных договоров, назначении и освобождении от должности федеральных должностных лиц, решении вопросов войны и мира. Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания РФ на свободных демократических выборах. Другая конституционная функция Федерального Собрания РФ — законодательная. Она включает принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов.
  4. Федеральное Собрание РФ обладает наряду с законодательными контрольными полномочиями. Контрольная функция Федерального Собрания РФ обусловлена системой сдержек и противовесов Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания РФ осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссий, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В Конституции РФ, например, есть право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству (ст. 103, 117 Конституции 1993 г.), право регулировать направления деятельности Правительства РФ и др.
  5. Федеральное Собрание РФ обладает финансовыми полномочиями. Содержанием этой функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также реализации этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание РФ осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.
  6. Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим органом власти (избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе).
  7. Федеральное Собрание РФ является двухпалатным органом. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная Дума. Каждая из палат имеет своего Председателя, его заместителей, комиссии и комитеты палаты. Обе палаты не имеют общих руководящих административных органов и общих должностных лиц. Однако обе палаты двухсторонними усилиями вправе создавать: орган временного характера — согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процессе (п 4 ст. 105 Конституции РФ); на паритетной основе избирают Счетную палату — орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ).
  Согласно Конституции РФ 1993 г. палаты Федерального Собрания РФ могут собираться на совместные заседания только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п. 3 ст. 100).
  Каждая из палат имеет собственную компетенцию, закрепленную в ст. 102 и 103 Конституции РФ. Круг вопросов, решаемых Советом Федерации, не совпадает с вопросами ведения Государственной Думы. Правом принятия федеральных законов наделена только Государственная Дума, а Совет Федерации правомочен лишь одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.
  Кроме того, для статуса Государственной Думы характерна большая ориентация ее полномочий на процедуры назначения важнейших должностных лиц исполнительной и контрольной власти, от которых зависит решение финансовых и социально-экономических вопросов, на решение вопросов, связанных с оценкой деятельности Правительства РФ. А статус Совета Федерации в большей степени ориентирован на решение проблем системы обеспечения безопасности и правопорядка, конституционной законности в РФ; на решение вопросов, касающихся федеративного устройства.
  8. Федеральное Собрание РФ состоит из политической элиты страны. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.
  9. Согласно Конституции РФ палаты Федерального Собрания РФ формируются различным образом.
   В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (п. 2 ст. 95 Конституции РФ). Общее число его членов составляет 178 человек.
  Согласно Федеральному закону от 19 июля 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации», член Совета Федерации — представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах — на срок полномочий палаты). Член Совета Федерации — представитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти двумя третями голосов.
  Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года посредством выборов ее депутатов на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 3 ст. 95, п. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок выборов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,
  10. Федеральное Собрание РФ осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах — заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.

 

















Основы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

 

1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

 

Компетенция федеральногособрания

 

Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.

Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством.

Содержание третьей функции парламента различается в зависимости от существующей в данной стране формы правления. Так, в странах с парламентарной и смешанной формами правления понятие контроля подразумевает в первую очередь институт парламентской ответственности правительства. Президентским республикам такой институт неизвестен. Однако в президентских республиках (как и в парламентарных) существуют другие способы контроля за исполнительной властью. К ним, в частности, относятся: участие парламента в формировании правительства, дебаты по политике, проводимой правительством, парламентские расследования и слушания, депутатские запросы и т. д.

Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б» ст. 103), однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ (ст. 117); Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 103); Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета (ч. 5 ст. 101); Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114); депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом (ст. 39 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат (ст. 38 вышеназванного закона).

Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом (она будет рассмотрена ниже), реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

 

Законодательный процесс в Федеральном Собрании

Законы в Российской Федерации принимаются в соответствие с особой процедурой, которая представляет собой систему определенных действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ состоит из нескольких стадий:

1. Законодательная инициатива. Законодательная инициатива означает право внесения на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.
Конституция предоставила право законодательной инициативы Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2. Предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Законопроект может направляться в несколько комитетов, в данном случае определяется ответственный комитет из числа этих комитетов.
     3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении с соответствующими материалами направляются депутатам Государственной Думы не позднее чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы. В процессе первого чтения депутаты обсуждают общие положения законопроекта, его концепцию и необходимость его принятия. В итоге законопроект в первом чтении может быть принят и работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний продолжается, либо законопроект отклоняется, либо закон принимается.
     Во втором чтении заслушивается доклад представителя ответственного комитета Государственной Думы об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения, выступления полномочных представителей Президента РФ в Федеральном Собрании, представителей инициатора законопроекта, Правительства РФ.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.
     4.Принятие закона. Назначается день для третьего чтения законопроекта, при котором не допускается внесение поправок и обсуждение. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
     5. Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.
По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.
     6. Подписание и обнародование закона. В соответствие со ст. 107 Конституции РФ Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

 

    7) Правительство РФ – коллегиальный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции (компетенция, сложение полномочий, отставка)

Исполнительная власть осуществляет государственное управление. Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

 










Правительство РФ

 

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ.     Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

§ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;

§ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

§ управляет федеральной собственностью;

§ принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

    Компетенция правительства РФ

Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме.

Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и "иные полномочия", возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
     Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства.
     Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114 Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, включает следующие полномочия.

Бюджет и финансы. Правительство РФ - соучастник бюджетного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

    Социальная политика. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ.
   Управление федеральной собственностью. Правительство РФ (через Государственный комитет по управлению государственным имуществом) осуществляет общее управление федеральной собственностью, решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.
   Оборона, безопасность, внешняя политика. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.
   Обеспечение прав и свобод граждан. В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.
   Необходимо еще раз подчеркнуть, что конституционная компетенция Правительства РФ носит самый общий характер. Принято много федеральных законов и указов Президента РФ, дополняющих, уточняющих и конкретизирующих эту компетенцию.
   Ряд полномочий Правительства сформулирован в Федеральном законе "О Правительстве Российской Федерации". Полномочия Правительства РФ тесно переплетаются со многими полномочиями Президента РФ, текстуально они никогда не могут быть доведены до абсолютной точности и конкретности. Даже беглый взгляд на структуру и наименования исполнительных органов дает представление о сложности и многообразии вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ.
   Кроме того, следует принимать во внимание, что государственное управление неизбежно требует многих оперативных и непредвиденных мер, которые, принципиально не выходя за пределы компетенции Правительства, часто не укладываются в общие законодательные формулировки обязанностей федеральной исполнительной власти.

 

 









Судебная система в РФ.

 

Система судов РФ.

Система судов РФ - это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

- Конституционный суд РФ.

- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

- Верховный суд РФ

- Суды субъектов РФ

- Городские (районные) суды

- Мировые суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

- Военная коллегия Верховного суда РФ.

- Военные (флотские) окружные суды РФ.

- Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

- Высший Арбитражный Суд РФ.

- Федеральные арбитражные суды округов

- Арбитражные суды округов

- Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

- Третейские суды

- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный суд РФ

- Верховный суд РФ

- Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

- Районные суды.

- Военные и специализированные суды.

- Высший арбитражный суд РФ

- Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

- Арбитражные апелляционные суды.

- Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

- Конституционные (суды) субъектов РФ.

- Мировые судьи.

 

Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья - лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

 

Статус судей в РФ.

Статус судей - это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

- правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

- правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

- права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

- правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

- Иметь гражданство Российской Федерации.

- Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

- Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

- Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

- Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

- Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

- Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет, для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда - возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

 

Порядок наделения судей полномочиями.

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

 

Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ - совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

По характеру:

- Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

- Гарантии неприкосновенности судей.

- Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

По источнику:

- Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

- Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Основы теории права. Основы конституционного права.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 187.