Конституция - основной закон государства и общества: её признаки, виды функции

 

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года[2]. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.

 

Признаки конституции:

Верховенство. Это значит, что Конституция находится на первом месте или на верхней ступени иерархии нормативно-правовых актов России. Во-первых, данный статус Конституции связывается с тем, что она - первичный акт волеизъявления народа или акт народного суверенитета. Во-вторых, Конституция является не только правовым источником, но и правовой базой существования всех властных ветвей. Она конституирует властные ветви, контролирует, устанавливает главные параметры деятельности этих ветвей. С нормами, которые установлены ей, должны сопоставлять собственную работу все политические, государственные и общественные структуры.

Высшая юридическая сила. Юридическая сила нормативно-правового акта представлена степенью его обязательности, которая находится в зависимости от местоположения органа государства, его принявшего, в иерархии государственных органов. Конституция является обязательной для всех организаций, граждан, государственных органов, потому как она является актом волеизъявления народа, отличаясь, допустим, от министерской инструкции или акта законодательства субъекта Федерации. Все иные нормативно-правовые акты не должны иметь противоречий Конституции, в обратном случае они не будут считаться действительными. Деятельность любого правоохранительного органа должна полностью соответствовать Конституции.

Прямое действие. В принципе, множество конституционных положений получают последующую конкретизацию в иных нормативно-правовых актах, так как ими урегулированы множественные аспекты людской жизни, не отрегулированные Конституцией. И тогда, когда для разрешения какой-то ситуации невозможно найти конкретную правовую норму либо когда образуется коллизия меж законодательными нормами и Конституцией, нормы Конституции могут быть применены прямым и непосредственным образом.

Конституция является ядром системы права. Положения и принципы Конституции обладают определяющей ролью для целой системы существующего законодательства. Принятие новой Конституции дает стимул значительному изменению и обновлению всей законодательной базы. Помимо прочего Конституция занимается координацией текущего законодательства, то есть обеспечивает его единство.

Учредительный характер. Конституция является результатом реализации учредительной народной власти, который обладает правом самостоятельно выбирать для себя оптимальный вариант формы правления, устройства государства, отдавая голос на референдуме за какой-либо вариант Конституции. Учредительная сущность Конституции проявлена и в том, что ее предписания выступают в образе первоначальной основы, то есть первичны. Это значит, что для установки тех каких-либо положений Конституции не может существовать каких-либо ограничений правового характера. Какое-либо ее положение не может признаваться недействительным, потому как не соответствует какому-то правовому акту этого государства. Однако любая конституция обладает социальным «потолком»: она должна иметь соответствие социальным, историческим, международным условиям, учитывая традиционную составляющую, преемственность конституционного государственного развития.
     Стабильность. Стабильность Конституции имеет прямую связьи зависимость от стабильности регулируемых ей отношений в обществе. Но, с иной стороны, она и самостоятельно может выражать противостояние дестабилизации государства. Для такой цели установлен особенный усложненный порядок ее принятия и внесения изменений. Отдельные же, важнейшие ее главы 1 и 2, объявлены неприкосновенными, внесение в них изменений равносильно принятию новой Конституции.

 


Виды Конституции:

В современном мире существует более 200 государств и почти каждое из них имеет свою конституцию. Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

· писаные;

· неписаные.

Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

· дарованные (октроированные);

· исходящие от народа (народные конституции).

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

· гибкие;

· жесткие.

Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Большинство писаных конституций являются по порядку принятия жесткими.

С точки зрения действенности конституционных норм юридические конституции еще разделяют на реальные и фиктивные.

Реальная конституция — та, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция - закрепляет принципы и институты либо отсутствующие в действительности, либо на практике отличающиеся от их конституционной модели. В жизни трудно найти конституцию, которая бы во всех своих положениях была реальной или фиктивной. Поэтому важно с точки зрения реальности или фиктивности оценивать отдельные конституционные нормы, институты.

Иногда в основу разделения конституций на виды кладут отдельные элементы их содержания.

По форме правления конституции бывают:

· монархические — устанавливаются в странах с монархической формой правления, где власть монарха ограничена конституцией, например монархические конституции существуют в Испании, Японии, Швеции и т.д.;

· республиканские — устанавливаются в странах с республиканской формой правления, например конституции Франции, ФРГ, США, России.

В зависимости от формы государственного устройства конституции могут быть:

· федеральные — закрепляют принципы образования федеративного государства: объединение отдельных субъектов федерации в единый союз, правовое положение этих субъектов федерации и самой федерации, а также регулируют порядок образования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, например конституции США, Индии, ФРГ, России;

· унитарные — едины для всего государства, например конституции Франции, Италии, Испании.

В зависимости от политического режима выделяют конституции:

· демократические — гарантируют обеспечение прав личности, многообразие политических партий, свободу экономической деятельности;

· авторитарные и тоталитарные — ограничивают или запрещают деятельность политических партий, ограничивают права граждан, утверждают одну идеологию в качестве государственной и др.

В зависимости от реальности конституционных норм бывают конституции:

· фактические — соответствуют состоянию социальных сил в обществе, отражают реальный порядок осуществления государственной власти;

· юридические — существующий документ, принятый установленным законом образом, где закреплены основы государственного, политического, общественного устройства данной страны. Но на практике может складываться порядок осуществления государственной власти, отличающийся от норм, которые предписывает юридическая конституция.

Если фактическая и юридическая конституции не совпадают, то порождается фиктивность некоторых положений основного закона, что свидетельствует о нестабильности политического строя государства, характерной для тоталитарного режима.

 

Функции Конституции:

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

 



Дата: 2019-03-06, просмотров: 45.