Органы местного самоуправления Понятие и структура органов местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Несмотря на то, что в соответствии с законом 2003 слова местный и муниципальный применяются в одном значении по отношениям к органам местного самоуправления термин орган местного самоуправления и муниципальный орган не являются тождественным. Закон 2003 года называет избирательную комиссию муниципального образования муниципальным органом не входящим в структуру органов местного самоуправления, однако определение муниципального органа законом не устанавливается.

Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Наличие иных органов местного самоуправления является обязательным только в том случае, если они предусмотрены уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В данном случае самостоятельность обозначает то, что конкретная структура органов в конкретном муниципальном образовании устанавливается его уставом, но в соответствии с нормами федерального закона. В определенных случаях структура органов местного самоуправления должна определяться населением, на местном референдуме. К таким случаям относятся:

1. Образование на межселенных территориях нового муниципального образования

2. Преобразование муниципального образования.

Понятие, состав структура представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования это выборный орган местного самоуправления наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. Если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а все его полномочия осуществляет сход граждан.

Непосредственное наименование представительного органа определяется законом субъекта РФ. Представительный орган состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение может составлять формирование представительного органа муниципального района. Он может формироваться двумя способами:

1. На основе муниципальных выборов

2. Если в течении одного года представительные органы не менее чем 2/3 поселений входящих в состав муниципального района выдвинут предложение о том, что представительный орган муниципального района будет состоять из депутатов представительных органов поселений и из глав этих поселений, то такой порядок формирования должен быть предусмотрен уставом муниципального района. Норму представительства в этом случае будут определять представительные органы поселений. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа поселения.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования. Закон 2003 года устанавливает минимальную численность депутатов (посмотреть статью 35).

Возглавляет представительный орган председатель. Как правило, председатель представляет орган в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, созывает заседания представительного органа, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает документы представительного органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата, других работников представительного органа, дает поручения депутатским комиссиям и комитетам и осуществляет иные полномочия.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя.

Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. Комиссии или комитеты бывают постоянными или временными. Постоянные комиссии в рамках своих направлений осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов, разрабатывают проекты правовых актов, организуют проведение депутатских слушаний и осуществляют иные полномочия. Количество и наименование комитетов или комиссий определяется регламентом представительного органа, но, как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету, по муниципальной собственности, по муниципальному хозяйству, по социальной защите, здравоохранению, по развитию образования и науки, по местному самоуправлению и так далее.

Численный состав комитета (комиссии) не может быть, как правило, менее 3х депутатов. Депутат не может быть членом более двух комиссий. Депутат может быть председателем только одной постоянной комиссии. Председатель представительного органа и его заместитель не могут быть председателями комиссий. Для подготовки рассматриваемых вопросов комитет или комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, научных учреждений, специалистов, ученых и других.

Деятельность временного комитета или комиссии ограничивается конкретным сроком или выполнением определенных задач.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

 

13. Понятие, предмет, принципы и источники гражданского права.

Гражданское право — совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между участниками гражданского оборота, основанные на равенстве сторон, их независимости и имущественной самостоятельности, в целях осуществления ими своих гражданских прав, интересов и потребностей.

Предметом гражданского права являются общественные отношения, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченным и обязанным лицами.

Имущественные отношения — отношения, возникающие по поводу приобретения, использования и отчуждения имущества. Предметом таких отношений являются материальные блага: вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация.

Личные неимущественные отношения:

—связанные с имущественными;

—не связанные с имущественными.

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, — отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации товаров и производителей. Данные отношения хотя и связаны непосредственно с лицом, их создавшим (автором, изобретателем), однако могут передаваться другим лицам для их использования или защиты. Они регулируются соответственно авторским и смежным правом, патентным правом и др.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, — отношения по поводу таких нематериальных благ, как жизнь и здоровье человека, имя, честь и достоинство, неприкосновенность частной жизни, жилища и др. Данные блага неотделимы от человека и не могут передаваться другим лицам.

Метод правового регулирования гражданских правоотношений представляет собой комплекс правовых средств и приемов воздействия на них. Преобладающим методом в гражданском праве является диспозитивный метод, суть которого в предоставлении сторонам возможности самостоятельно определять свои взаимоотношения. Так, граждане вправе заключить любой договор, даже если такой вид не предусмотрен гражданским законодательством.

Императивный метод предполагает строго определенную модель поведения сторон, нарушение которой влечет неблагоприятные для них последствия. Например, несоблюдение правил о форме заключения сделки в предусмотренных законом случаях влечет ее недействительность.

В гражданском праве как отрасли права выделяются Общая и Особенная части. К Общей части относятся те нормы права, которые применимы при регулировании любых имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь содержатся общие нормы о категориальном аппарате гражданского права, правила возникновения, осуществления и защиты гражданских прав, о субъектах и объектах гражданского оборота, о сроках и др. Наряду с общими нормами внутри гражданского права выделяютсяшесть подотраслей: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, личные неимущественные права, право на результаты творческой деятельности (авторское право), семейное право, наследственное право, которые можно отнести к Особенной части гражданского права.

Принципами гражданского права являются основополагающие начала, на которые опирается право и которые в силу закрепления их в законодательстве имеют обязательный характер. Такими принципами являются:

—принцип равенства участников гражданских правоотношений;

—принцип неприкосновенности собственности;

—принцип свободы договора;

—принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

—принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;

—принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав, их судебной защиты;

—принцип возможности ограничения гражданских прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ).

Принцип равенства участников гражданских правоотношений означает юридическое равенство всех участников гражданских правоотношений, в которых ни одна из сторон не обладает принудительной властью над другой.

Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает возможность собственнику использовать свое имущество по своему усмотрению и в своих интересах. Никто не может быть лишен права собственности на имущество, кроме как по решению суда на основании закона.

Принцип свободы договора гарантирует свободу каждого участника гражданских правоотношений в выборе той или иной формы договорных отношений. Каждый участник вправе заключать договоры на определяемых им условиях, никто не может быть понужден к такому заключению.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела декларирует невмешательство государственной власти в хозяйственную деятельность субъектов гражданского оборота.

Принцип диспозитивности в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав — означает возможность для участников гражданских правоотношений самостоятельно определять и осуществлять свои гражданские права и по своему усмотрению требовать в судебном или ином порядке защиту своих прав.

Источники гражданского права — нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Такие нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство в широком смысле.

Виды источников гражданского права:

- Общепризнанные принципы и нормы международного права, закреплённые в международных соглашениях, участником которых является РФ;

- Международные договоры, заключенные Российской Федерацией с другими субъектами международного права и ратифицированные в установленном порядке;

- Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений;

- Подзаконные акты: указы Президента РФ, не противоречащие законам, а также постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ, или именуемые иными правовыми актами; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, изданные ими в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами, или именуемые ведомственными нормативными актами.

Не считаются источниками гражданского права, но используются в правоприменительной практике:

- Деловые обыкновения, т. е. установившиеся в гражданском обороте правила поведения, на которые могут ссылаться нормы права при отсутствии соответствующих правил в правовой норме.

- Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко используемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, применяемые к отношениям, не урегулированным законодательством или соглашением сторон.

- Нормы морали и нравственности имеют значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного применения воплощенных в нем правовых норм.

- Постановления судебных пленумов являются актами, разъясняющими вопросы применения права в порядке толкования законодательства, и обязательны для всей системы соответствующих судов.

- Судебная практика, т. е. многократное единообразное решение судами одной и той же категории дел, также способствует выработке единого понимания и применения судебными органами гражданского законодательства, однако в решении по конкретному делу может не учитываться.

- Судебный прецедент, т. е. решение суда по конкретному делу, обязательно только для лиц, участвующих в деле, но не обязательно для судей, рассматривающих аналогичные дела.

 

14. Понятие и виды субъектов гражданского права. Правоспособность и дееспособность физических лиц.

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Субъектами гражданско правоотношений могут быть:

· граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства

· российские и иностранные юридические лица

· Российская Федерация, субъект РФ, муниципальные образования.

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в ГК и других актах гражданского законодательства.

Гражданская правосубъектность — это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная. суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактный характер которой как раз и проявляется в ее обобщающей характеристике. Чтобы охарактеризовать объем субъективных прав и обязанностей субъекта, а так же его правовые возможности, правильнее говорить о правовом статусе.

Подразделяется на:

· правоспособность(способность иметь гражданские права и нести обязанности, гражданин наделен правоспособностью с момента рождения и до самой смерти)

· дееспособность (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Закон в качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности предусматривает возраст.)

6. Понятие, признаки и классификация юридических лиц

Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо. а все вместе — достаточны для того чтобы организация могла признаваться субъектом ГП. Все юридические лица подлежат государственной регистрации.

· организованное единство юридического лица (проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Закрепляется его учредительными документами)

· Имущественная обособленность юридического лица (материальная база деятельности такого образования)

· Принцип самостоятельной гражданско — правовой ответственности (ст. 56 ГК, участники и собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых)

· Вступление в гражданском обороте от собственного имени (возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, а так же выступать истцом и ответчиком в суде)

Юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Виды юридических лиц:

1) В зависимости от формы собственности:

· государственные

· частные

2) В зависимости от цели деятельности:

· коммерческие

· некоммерческие (вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими соучастниками)

3) В зависимости от состава учредителей:

· юридические лица учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации)

· только государство (унитарные предприятия, гос корпорации)

· все остальные юридические лица

4) В зависимости от характера прав участников:

· организации на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (гос и муниципальные унитарные предприятия)

· организации на имущество которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации)

· организации в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, фонды, религиозные организации, объединения юридических лиц)

5) В зависимости от объема вещественных прав организации

· юридические лица обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения, казенные предприятия)

· юридические лица обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (гос и муниципальные унитарные предприятия)

· юридические лица обладающие правом собственности на имущество (все другие юридические лица)

6) В зависимости от порядка образования

· образуемые в разрешительном порядке

· образуемые в нормативно — явочном характере

7) По составу учредительных документов:

· договорные юридические лица ( хозяйственные товарищества)

· договорно — уставные юридические лица (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. ассоциации и союзы

· уставные юридические лица (гос корпорации которые действуют без каких либо учредительных документов)

Физическое лицо́ — человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично-правовых образований. По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в момент смерти. Обладает дееспособностью. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.

Главной характеристикой физического лица является:

Для вступления в гражданские правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности.

Правосубъектность физического лица – наличие у него правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая в момент рождения и прекращающаяся смертью человека.

Дееспособность – возникающая с наступлением совершеннолетия способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Полная дееспособность наступает:

· С 18 лет, а также с момента вступления несовершеннолетнего в брак

· Подросток может быть эмансипирован при достижении 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательством

Виды дееспособности гражданина:

· До 6 лет — полностью не дееспособен

· С 6 до 14 лет — частично дееспособен (по ГК РФ — «малолетний возраст»). От имени и за малолетних совершают сделки только их родители или иные законные представители. Самостоятельно малолетние вправе совершать только мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом.

· С 14 до 18 лет — неполная дееспособность, то есть может самостоятельно распоряжаться доходами, вносить вклады в кредитное учреждение, осуществлять авторские права; с 16 — трудоспособен, имеет право вступить в брак при наличии уважительных причин (не «особых обстоятельств», как до 16 лет), имеет право признать себя эмансипированным. Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью.

Ограниченная дееспособность:

· Злоупотребляет спиртными напитками и ставит семью в тяжёлое материальное положение;

· Осуждён к лишению свободы.

Недееспособный гражданин:

· При наличии психических расстройств, из-за которых он не понимает и не может руководить своими действиями.

 

15. Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц.

 

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Какие функции преследует законодательное регулирование статуса юридического лица?

Ответ ясен, из функций , которые выполняет институт юридического лица:

оформление коллективных интересов;

объединение капиталов;

ограничение предпринимательского риска;

управление капиталом.

Признаки юридического лица:

Признаки юридического лица - это такие внутренне, присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточно для того, чтобы организация могла признаваться юридическими лицами:

Организационное единство (соподчиненность органов управления (единоличных или коллегиальных). Организационное единство закреплено в его учредительных документах (уставом/учредительным договором) и иными нормативными актами;

Имущественная обособленность. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественного обособления юридического лица.

Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (ст. 56 ГК). Участники или собственники имущества юридических лиц не отвечают по его обязательствам, а юридические лица не отвечают по обязательствам первых.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Это цель, ради чего оно создается.

Таким образом, юридическое лицо- это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 208.