Понятие, признаки и функции государства. Социальные назначения государства и жизни общества.
Государство - это политическая организация, позволяющая обществу добиваться целей, которых не могут добиться граждане (индивиды), действуя в одиночку.
В настоящее время к признакам государства относят:
суверенитет - безусловная, никем не ограниченная и ничем не обусловленная власть, территория,
публичная власть, правовая система, население, финансовая, налоговая и бюджетная система (как единый признак), государственная символика, право применять насилие.
Функции делят на внутренние и внешние. Внутренние функции государства:
регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;
охранительная. Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени;
налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов;
экономическая. Включает выработку экономической политики, установление правил функционирования и развития рыночных отношений;
социальная. Заключается в создании условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, матерям, инвалидам, пенсионерам и т.п.;
охрана природы и окружающей среды. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой для жизни человека эта функция становится одной из основных;
идеологическая и т.д.
Внешние функции - это направления деятельности государства во взаимоотношениях с другими странами:
оборона страны. Состоит в поддержании необходимого уровня обороноспособности страны;
международное сотрудничество. Предусматривает прежде всего активное участие в международных рынках.
Социальное назначение государства 1. решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. 2. Государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.) 3. государство применяет легализованное и легитимное насилие.
Государственный орган: понятия, структура, функции.
Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, которое участвует в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
По форме правления Россия
· смешанная (полупрезидентская) республика.
Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1. выборность власти;
2. ограниченность срока полномочий власти;
3. зависимость от избирателей.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Политический режим России
современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом олигархического типа, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
В России присутствуют признаки авторитаризма:
1. правящей группой создана социально-политическая система, основанная на подчинении государству (его лидерам);
2. культивируется социальная установка личности на то, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
12. Система высших государственных органов Российской Федерации. Органы местного самоуправления.
Государственные органы – физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства.
Виды государственных органов:
- по порядку формирования – первичные и производные
- по срокам полномочий – временные и постоянные
- по месту в иерархии – федеральные, субъектов РФ и местные
- по правовым формам деятельности – правотворческие, правоприменительные и правоохранительные
- по характеру принятия решений – коллегиальные и единоначальные
- по принципу разделения властей – законодательные, исполнительные и судебные.
Содержание принципа разделения властейзаключается в том, что вся государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые в пределах своих полномочий самостоятельны.
Система высших органов государственной власти в РФ включает в себя:
- Президент РФ
- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ)
- Правительство РФ
- Судебная ветвь власти (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ)
Президент РФ является главой государства, т.е. должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства. Он не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.
Основные функции Президента России:
1) Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент - гарант суверенитета Российской Федерации.
3) Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
4) Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Для нормального осуществления своих функций, Президент наделяется целым рядом полномочий. В одних случаях эти полномочия принадлежат исключительно ему, в других – соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Порядок прекращения полномочий Президента России. Существует два варианта прекращения полномочий Президента:
1) нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом;
2) досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в трех случаях:
а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
в) отрешения от должности.
Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить законам России.
Законодательная власть в России принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.
Верхняя палата (Совет Федерации) формируется субъектами РФ (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).
Нижняя палата (Государственная Дума) состоит из 450 депутатов, которые избираются гражданами РФ путем прямых всеобщих выборов сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Законодательный процесс в Российской Федерации состоит из следующих этапов (нормальный порядок):
1) Законодательная инициатива
2) Обсуждение законопроекта в Государственной Думе
3) Принятие закона Государственной Думой
4) Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации
5) Подписание и обнародование закона Президентом РФ
6) Вступление принятого закона в силу
Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации, а Государственная Дума может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в случаях:
- трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства;
- выражения недоверия Правительству (по решению Президента);
- постановки вопроса Правительством о доверии (по решению Президента).
Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране.
В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительстваназначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министрыназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет.
По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, к числу которых на федеральном уровне относятся:
- федеральные министерства (Министерство иностранных дел РФ)
- федеральные службы (Федеральная налоговая служба)
- федеральные агентства (Федеральное архивное агентство)
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Виды юридических лиц
По целям деятельности юридические лица делятся на:
коммерческие;
некоммерческие (ст. 50 ГК).
Различия между ними:
Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют им;
прибыль коммерческих организаций делится между им участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;
коммерческие организации обладают общей правоспособностью, некоммерческие - специальной;
коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Источники семейного права
Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным Кодексом РФ, а также законов субъектов РФ.
Источники семейного права:
1. Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права.
2. федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;
3. законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ.
Законы субъектов РФ:
· регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);
· могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;
· не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;
1. указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);
2. нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;
3. ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.
К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:
· определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;
· установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;
· порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);
· утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);
· установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.
Принципы семейного права – руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли права и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. К принципам семейного права ст. 1 СК относит:
1. принцип признания брака, заключенного только в органах ЗАГСа. Браки, заключенные иным способом (религиозные, церковные и иные обряды), не признаются и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство без государственной регистрации независимо от длительности;
2. принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего вмешательства при решении вопроса о заключении брака. Обязательное условие заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины. Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;
3. принцип единобрачия (моногамия). Одним из обстоятельств, препятствующих заключению брака, является нахождение одного из лиц в другом зарегистрированном браке. Нарушение этого принципа рассматривается как нарушение моральных правил, распущенность, влечет признание брака недействительным;
4. равноправие женщины и мужчины в решении всех вопросов семьи как личного, так и имущественного характера. Женщина и мужчина имеют равные права при вступлении в брак, после чего они приобретают равные личные права, равные права и обязанности в вопросах материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах;
5. разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов, владение, пользование и распоряжение общим имуществом, заключение брачного договора и др.);
6. приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и законных интересов. Данный принцип вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка. В СК РФ закреплен комплекс прав несовершеннолетних детей, а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, содержанию и образованию детей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, закреплено в ст. 54 СК РФ;
7. обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Аналогично трудоспособные совершеннолетние внуки обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи бабушек и дедушек. Если обязанные лица добровольно материальную помощь не оказывают – они могут быть понуждены к исполнению данной обязанности в судебном порядке;
8. защиту семьи государством. Охрана и поощрение материнства находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских садов и яслей, школ-интернатов и других детских учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий одиноким матерям и многодетным семьям, а также других пособий и помощи семье.
Метод правового регулирования, наряду с предметом, является основным признаком, позволяющим отграничивать одну отрасль права от другой.
Метод выражает содержание отраслевых норм по способу их воздействия на опосредуемые отношения.
Метод семейного права по содержанию воздействия на общественные отношения является диспозитивным, поскольку в большинстве случаев государство предоставляет участникам семейных правоотношений самим выбирать модель поведения. Диспозитивные начала правового регулирования семейных отношений усилены в новом Семейном Кодексе РФ: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, что не умаляет значение императивных норм. В ряде институтов семейного права вообще возможно применение только императивных норм: признание брака недействительным, лишение родительских прав, отмена усыновления.
Таким образом, метод семейного права является дозволительно-императивным.
Распространенным способом регулирования семейных отношений является применение запретов и дозволений.
Запреты обладают определенностью, четко выражены в правовых актах, относятся к конкретным действиям и поступкам.
В зависимости от формы выражения запреты подразделяются на прямые и косвенные (см. схему 10), сформулированные в Семейном Кодексе РФ дозволения стимулируют желательное поведение участников семейных правоотношений.
Дозволения, в отличие от запретов, менее определены, помимо участников семейных отношений адресуются юридическим лицам (органам загса, опеки и попечительства, суду), тесно связаны с процессуальными нормами.
По форме выражения дозволения также бывают прямые и косвенные (см. схему 11).
Наряду с запретами и дозволениями, нормы семейного права содержат предписания к совершению определенных действий. Так, в п. 5 ст. 25 СК РФ установлено, что суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.
К способам регулирования семейных отношений относятся правила-разъяснения. Например, в ст. 14 СК РФ поясняется кто входит в круг близких родственников, между которыми не допускается заключение брака.
20. Понятие и признаки брака. Условия и порядок заключения и прекращения брака
Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке и на условиях, установленных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.
Заявление подается в ЗАГС по месту жительства жениха или невесты, либо их родителей. Заявление будущие супруги подают лично. Заключение брака происходит по истечении 15 суток со дня подачи заявления. Этот срок может быть продлен, но не более 3-х месяцев. Действительным признается только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Условия заключения брака:
1. Взаимное согласие мужчины и женщины.
2. Достижение брачного возраста (18 лет).
3. Дееспособность.
4. Отсутствие препятствий к заключению брака: • если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке; • заключение брака между близкими родственниками; • между усыновителями и усыновленными; • с недееспособным лицом; • с лицом, не достигшим брачного возраста.
Основание для прекращения брака:
1. Смерть одного из супругов.
2. Признание одного из супругов умершим.
3. Развод по заявлению одного из супругов.
С заявлением в суд обращается один из супругов. После приема иска расторжения брака, суд обязан установить срок на примирение, 3 месяца, это обязательно. Этот срок может быть продлен судом, но не более чем на 6 месяцев. Единственным основанием для вынесения судом решения о расторжении брака является распад семьи, т.е. невозможность дальнейшей совместной жизни супругов, ведения совместного хозяйства и сохранения семьи. Брак расторгается только судом. Брак считается расторгнутым со дня вынесения решения судом. Прекращение брака, как и его заключение, основано на принципе свободы волеизъявления супругов. Однако в целях охраны здоровья женщины-матери и будущего ребенка установлена недопустимость расторжения брака во время беременности жены и до 3 лет после рождения ребенка без письменного согласия жены на развод. Жена имеет право предъявить иск о разводе в любое время.
21. Права и обязанности супругов в семье. Законный и договорный режим имущества супругов
В соответствии со ст. 31 СК РФ каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.
Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
В ст. 32 СК РФ определено, что супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.
Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.
В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.
Нормы семейного права детально регулируют имущественные отношения супругов. В СК РФ установлены два правовых режима имущества супругов: законный и договорный режим имущества супругов.
Законный режим имущества супругов. Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Источники трудового права.
• Трудовым кодексом;
• иными федеральными законами;
• указами Президента Российской Федерации;
• постановлениями Правительства Российской Федерации
• нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
• конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
• актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
23. Понятие, признаки, содержание и виды трудового договора. Отличие трудового договора от гражданско-правового договора подряда.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
От гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.) трудовой договор отличает ряд признаков: 1. предмет всех гражданско-правовых договоров – результат труда, представленный вещью либо полезным эффектом труда; предмет же трудового договора – всегда сам труд как живая творческая и целесообразная деятельность человека, конкретизированная указанной в договоре профессией, специальностью, должностью работника; 2. исполнитель обязательства, вытекающего из гражданско-правового договора, работает, как правило, самостоятельно и автономно от другой стороны договора (заказчика); исполнитель же обязанности по трудовому договору становится работником конкретного работодателя, вливается в уже существующий у последнего трудовой коллектив и подчиняется существующему в этом коллективе режиму труда и трудовому распорядку; 3. исполнитель обязательств по гражданско-правовому договору обычно применяет свои орудия труда, самостоятельно организует свой труд, работает в своем интересе и под собственный риск; работник же осуществляет свою трудовую деятельность на базе чужих орудий труда, в условиях обязательного для него общего режима труда и отдыха, его труд осуществляется в интересе работодателя и под риск работодателя, им же, а не работником, этот труд организуется и управляется; 4. гражданско-правовые отношения прекращают свое существование в силу исполнения взаимных обязанностей сторон; работник же, выполняя обусловленную трудовым договором функцию и систематически получая за это заработную плату, тоже добивается определенных результатов труда, но они не прекращают трудовых правоотношений, которые в отличие от гражданско-правовых, носят длящийся характер. Трудовой договор должен заключаться во всех случаях возникновения трудовых отношений.
Содержание трудового договора. Срок трудового договора.
Содержание трудового договора
В трудовом договоре указываются:
1. фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
2. сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
3. идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
4. сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
5. место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных Трудовым кодексом РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включенные в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
24. Порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора.
Заключение между работником и работодателем трудового договора прежде всего направлено на упорядочение взаимоотношений между сторонами, а также на фиксацию самых важных моментов, характеризующих трудовую деятельность у конкретного работодателя. Для этого составляется документ в письменной форме.
Кратко порядок заключения трудового договора можно разделить на несколько этапов:
· предварительный этап.
В рамках данного этапа работодатель должен определить, достиг ли работник возраста, с которым законодательство о труде связывает право работника заключать трудовой договор. Общий возраст, с которого допускается заключение трудового договора, определен законодателем как 16 лет, если иное не предусмотрено статьей 63 ТК РФ. В свою очередь работник на данном этапе должен до заключения трудового договора представить работодателю документы, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 65 ТК РФ. Работником предъявляются паспорт, трудовая книжка, военный билет, документ об образовании, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, иные дополнительные документы в случаях, указанных в законе;
· при необходимости в случаях, предусмотренных ТК РФ, обязательное прохождение работником предварительного медицинского осмотра (статья 69 Кодекса);
· непосредственное подписание трудового договора между работником и работодателем;
· оформление приема на работу, в том числе издание работодателем на основании заключенного трудового договора приказа о приеме на работу, внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку (статьи 66, 68 ТК РФ).
Отношения с работниками, порядок заключения и расторжения трудового договора с ними регулирует Трудовой кодекс России (ТК РФ). В отношении лиц, проходящих службу, эти вопросы регулирует специальное законодательство.
При прекращении трудового договора, по какому бы основанию оно не произошло (по инициативе работника, работодателя, по не зависящим от них причинам и т.д.), на работодателе лежит обязанность по правильному оформлению увольнения. Неисполнение этой обязанности чревато разными негативными последствиями для компании от штрафа до восстановления работника на работе. Перечислим эти обязательные действия:
· издать приказ об увольнении;
· ознакомить работника с этим приказом под роспись (если по каким-либо причинам довести приказ до работника невозможно, на приказе делается отметка об этом; если работник отказывается от ознакомления и подписания, составляется соответствующий акт);
· выдать сотруднику копию приказа (по его требованию);
· выдать сотруднику трудовую книжку и рассчитаться с ним в день увольнения (если выдать трудовую книжку по каким-либо причинам невозможно, работнику нужно направить уведомление о необходимости забрать ее либо дать согласие на отправку по почте; если работник позднее обратился за получением трудовой книжки, она должна быть выдана в течение 3-х рабочих дней).
Помимо указанных общих обязанностей по оформлению увольнения порядок прекращения трудового договора может быть осложнен дополнительными обязанностями. Причем эти обязанности могут быть не только у работодателя, но и у сотрудника.
Изменение трудового договора — это изменение его условий, согласованных сторонами. Поскольку условия трудового договора устанавливаются при его заключении по соглашению между работником и работодателем, работник имеет право на сохранение в период работы этих условий. В связи с этим ТК запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Под изменением трудового договора понимается изменение следующих Существенных условий: 1 трудовой функции (специальности, квалификации, должности или круга обусловленных трудовым договором работ); 2 места работы (организации, предприятия, учреждения, а также структурного подразделения организации), обусловленного трудовым договором; 3 местности (под другой местностью понимается другой населенный пункт в соответствии с существующим административно-территориальным делением); 4 организационно-правовой формы работодателя — юридического лица в результате его реорганизации или изменения подведомственности; 5 иных существенных для работника условий труда (размера заработной платы, режима рабочего времени, льгот и преимуществ, которыми пользовался работник, и т. д.). Изменение условий трудовой деятельности может происходить двояко:
♦при перемещении работника на работу, не предусмотренную трудовым договором, т. е. при переводе его на другую работу;
♦когда работник остается на своем рабочем месте, т. е. перемещения не происходит, но в силу определенных обстоятельств на его рабочем месте существенно меняются условия труда.
25. Дисциплинарная ответственность: понятие, виды, основания возникновения. Порядок возложения дисциплинарных взысканий
Дисциплинарная ответственность – это законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусматривающая ответственность работника перед нанимателем за совершенный дисциплинарный проступок.
Виды дисциплинар.ответственности:
Общая - может быть возложена на любого работнкиа, совершившего дисциплиарный проступок, если его труд.функция не связана с какими-либо исключительными условиями труда.(замечание , выговор)
Специальная – отличается от общей кругом работников, к которым она может быть применена, кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью. Мерами взысканий и может устанавливаться только законодательством о дисциплин.ответственности, уставами о дисциплине и по специальным нормативным актам ( увольнение)
Дисциплинарный проступок – виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
67 Меры дисциплинарных взысканий. Порядок применения дисциплинарных взысканий. Снятие и погашение дисциплинарных взысканий.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
Порядок применения дисциплинарных взысканий
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.
Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя.
Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок.
Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей
Снятие и погашение дисциплинарного взыскания
Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления.
Орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением.
68. Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения.
Индивидуальные трудовые споры – это разногласия, возникающие между работником и нанимателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и др. соглашений о труде.
Виды индив.труд.споров:
- между работником и нанимателем по поводу применения действующих условий труда. (споры связанные с увольнением,выплатой з.п, предоставлением отпуска)
- между работником и нанимателем по поводу установления новых или изменения существующих условий труда(споры о присвоении новых тарифных разрядов, окладов, об установлении новых норм выработки )
Причины возникновения :
· субъективные (незнание, неправильное толкование норм трудового законод-ва и т.п)
· объективные(плохая организация труда, упущения в организационно-хозяйственной деят-ти пр-я, нечеткие формулировки отдельных норм труд.законод-ва
26. Понятие, предмет и источники административного права.
Администрати́вное пра́во— это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
Административное право как наука— это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Предмет административного права– общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Методы административного права:
1. Предписание:установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
2. Запрет:запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
3. Дозволение:предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.
Система административного права— это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.
Система административного права как отрасли права:
1. Общая часть:Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс
2. Особенная часть:Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая
Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:
- Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
- Конституция РФ
- Постановления Конституционного Суда РФ
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ
- Нормативные указы Президента РФ
- Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
- Нормативные постановления Правительства РФ
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
- Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)
На региональном уровне:
- Конституции (уставы) субъектов РФ
- Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
- Законы субъектов РФ
- Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
- Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
- Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
- Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции
На муниципальном (местном) уровне:
- Уставы муниципальных образований
- Нормативные акты представительных органов муниципального образования
- Нормативные акты главы муниципального образования
- Нормативные акты местной администрации
Соотношение с другими отраслями права:
Взаимодействие с конституционным правом:конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.
Взаимодействие с финансовым правом:финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.
Взаимодействие с трудовым правом:целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.
Взаимодействие с гражданским правом:в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.
27. Субъекты административного права, их правовой статус
Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права - это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права - это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.
Как и в любой другой отрасли права, субъект административного права - это человек (физическое лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим статусом, превращающим человека или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без гражданства), организацию, объединение и орган исполнительной власти.
Виды. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:
личность;
гражданин;
иностранный гражданин;
лицо без гражданства.
Организации как субъекты административного права также разделены на виды и группы:
государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения;
негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения по другим интересам и т.д.*(108)
Ю.А. Старилов предлагает аналогичную классификацию субъектов. В ней субъекты подразделяются, прежде всего, на индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права понимаются автором как группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными). Все организации также подразделяются автором на государственные и негосударственные
Итак, субъекты административного права - это:
физические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом или их совокупностью (гражданин, государственный служащий, пенсионер, преподаватель и т.п.);
Административно-правовой статус граждан
Для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права. Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности.
Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.
Определение административно-правового статуса гражданина неотделимо от уяснения понятия "гражданство". В настоящее время основополагающие вопросы гражданства установлены ст. 6 Конституции РФ:
гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:
гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу личности, нельзя забывать и комплекса обязанностей, в числе которых можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий уровень административно-правового статуса - социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных положения, которые должны учитываться при оценке содержания социального статуса гражданина. Так, в соответствии:
с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;
с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
К числу особенностей административно-правового статуса граждан необходимо отнести ряд административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ исключительно в отношении граждан. При этом отметим, что, говоря об этих видах наказаний, мы будем использовать понятие "гражданин" в широком смысле, так как данным наказаниям могут быть подвергнуты и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением факультативного статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный характер. Примерами могут быть статусы пешехода, туриста, авиапассажира.
Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов административных наказаний, которые могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам в широком значении. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Вторым примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.
Административный арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.
28. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)
Признаки:
1.Антиобщественность
2.Противоправность
3.Виновность
4.Наказуемость
Антиобщественность предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).
Противоправность - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.
Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.
Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Источники
- Конституция РК
- Уголовный кодекс
- Международные договора ратифицированные РК
Предметом регулирования уголовного права являются уголовно-правовые отношения, то есть такие общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Субъектами таких отношений выступают, с одной стороны, физические лица, совершившие преступления, а с другой – государство в лице его компетентных органов, осуществляющих правосудие.
Для уголовного права характерен императивный метод правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступления. Этот метод носит государственно-властный характер и выражается в применении к виновным лицам мер уголовного наказания.
Понятие, признаки и функции государства. Социальные назначения государства и жизни общества.
Государство - это политическая организация, позволяющая обществу добиваться целей, которых не могут добиться граждане (индивиды), действуя в одиночку.
В настоящее время к признакам государства относят:
суверенитет - безусловная, никем не ограниченная и ничем не обусловленная власть, территория,
публичная власть, правовая система, население, финансовая, налоговая и бюджетная система (как единый признак), государственная символика, право применять насилие.
Функции делят на внутренние и внешние. Внутренние функции государства:
регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;
охранительная. Заключается в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени;
налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов;
экономическая. Включает выработку экономической политики, установление правил функционирования и развития рыночных отношений;
социальная. Заключается в создании условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, матерям, инвалидам, пенсионерам и т.п.;
охрана природы и окружающей среды. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой для жизни человека эта функция становится одной из основных;
идеологическая и т.д.
Внешние функции - это направления деятельности государства во взаимоотношениях с другими странами:
оборона страны. Состоит в поддержании необходимого уровня обороноспособности страны;
международное сотрудничество. Предусматривает прежде всего активное участие в международных рынках.
Социальное назначение государства 1. решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. 2. Государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.) 3. государство применяет легализованное и легитимное насилие.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 206.