Понятие, признаки и цели юридической ответственности. Виды юридической ответственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Признаки юридической ответственности:

- связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

- имеет государственно-принудительный характер;

- применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;

- влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;

- возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.

N.B. Юридическую ответственность следует отличать от других мер государственного принуждения, например, предупредительных.

Виды юридической ответственности:

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

- Конституционно-правовая ответственность — Предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определенном конституционным и избирательным законодательством.

- Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.

- Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

- Налоговая ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Налагается в соответствии с НК РФ. Поскольку она представляет из себя отдельный вид ответственности, привлечение лица к ней не освобождает его от привлечения также к административной или уголовной ответственности.

- Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

- Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.

- Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

- Семейная ответственность — Применение судом мер к лицу, недобросовестно исполняющему обязанности, закрепленные в СК РФ. К мерам семейно-правовой ответственности могут быть отнесены лишь: лишение родительских прав, отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, отмена усыновления (в случае виновного противоправного поведения усыновителя).

- Процессуальная ответственность — Может наступить в случае нарушения участником судебного процесса правил поведения в суде.

- Международная ответственность — Вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.

 

9. Понятие и общая характеристика Конституции как основного закона Российской Федерации.

Конституция - основной закон республики, определяющий ее статус;

уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;                     Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:

· - Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.

· - Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.

· - Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.

· - Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).

· - Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Юридические свойства Конституции РФ, т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

· 1. выступает в качестве основного закона государства;

· 2. обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

· 3. является основой всей правовой системы страны;

· 4. стабильность.

10. Классификация основных конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации. Конституционные обязанности личности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в конституции и других НПА государства.

Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим-людям.

Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой Конституции - нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Чрезмерная сила государства (присущая странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в «винтик» гос-ной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству - оставить столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.

Международно-правовой базис прав и свобод составляют документы:

· Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48;

· Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Римская конвенция);

· Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

· Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);

· иные международно-правовые акты.

Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире немного государств, не соблюдающих общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами (напр, в вопросе отмены смертной казни), а в некоторых странах (напр., в России) международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.

Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.

В РФ данные права охраняются и защищаются:

· конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);

· судебными органами (судами общей юрисдикции);

· органами исполнительной власти (в административном порядке);

· дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;

• путем законной самозащиты человеком своих прав.

В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод, их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).

В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:

· личные права;

· политические права;

· экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:

· право на жизнь;

· право на достоинство;

· право на свободу;

· право на личную неприкосновенность;

· право на неприкосновенность жилища;

· право на выбор места жительства и свободное передвижение;

· право на пользование родным языком и определение национальности;

· право на информацию и защиту информации;

· право на свободу совести;

· право на свободу мысли и слова;

· право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

· свобода свести и вероисповедания

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности -государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам). Основные политические права человека и гражданина в России:

· право на объединение;

· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

· право участвовать в управлении государством;

· право избирать и быть избранным в органы гос. власти и управления;

· иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни:

Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав:

· право частной собственности;

· право на свободное предпринимательство;

· право на труд;

· право на отдых;

· право на образование;

· право на забастовку;

· право на жилище;

· право на медицинское обслуживание;

· право на социальное обеспечение;

· право на поддержку в старости;

· право на участие в культурной жизни;

· право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет другихправ, не названных в Конституции.

Правовой статус личности включает в себя не только права и свободы, но и обязанности.

Обязанности - мера должного поведения человека в обществе.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:

· соблюдение Конституции и законов;

· уважение прав и свобод других лиц;

· защита Отечества;

· уплата налогов и сборов;

· бережное отношение к природе и окружающей среде;

· забота о памятниках истории и культуры;

· получение основного общего образования;

· забота о детях и нетрудоспособных родителях.

 

11. Общая характеристика формы Российского государства: форма правления и государственного устройства, политический режим.

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий

· форму правления,

· форму государственного устройства и

· политический (государственный) режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

По форме правления Россия

· смешанная (полупрезидентская) республика.

Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1. выборность власти;

2. ограниченность срока полномочий власти;

3. зависимость от избирателей.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.

Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.

Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 173.