Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.
Признаки юридической ответственности:
- связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
- имеет государственно-принудительный характер;
- применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;
- влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей;
- возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.
N.B. Юридическую ответственность следует отличать от других мер государственного принуждения, например, предупредительных.
Виды юридической ответственности:
В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:
- Конституционно-правовая ответственность — Предусмотрена для должностных лиц, государственных органов, депутатов. Применяется в порядке, определенном конституционным и избирательным законодательством.
- Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.
- Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
- Налоговая ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Налагается в соответствии с НК РФ. Поскольку она представляет из себя отдельный вид ответственности, привлечение лица к ней не освобождает его от привлечения также к административной или уголовной ответственности.
- Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.
- Семейная ответственность — Применение судом мер к лицу, недобросовестно исполняющему обязанности, закрепленные в СК РФ. К мерам семейно-правовой ответственности могут быть отнесены лишь: лишение родительских прав, отстранение опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, отмена усыновления (в случае виновного противоправного поведения усыновителя).
- Процессуальная ответственность — Может наступить в случае нарушения участником судебного процесса правил поведения в суде.
- Международная ответственность — Вид ответственности, применяемый международными организациями к публичным образованиям (как правило государствам) за нарушения норм международного права.
9. Понятие и общая характеристика Конституции как основного закона Российской Федерации.
Конституция - основной закон республики, определяющий ее статус;
уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:
· - Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.
· - Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.
· - Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.
· - Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).
· - Особый порядок принятия и изменения Конституции.
Юридические свойства Конституции РФ, т.е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:
· 1. выступает в качестве основного закона государства;
· 2. обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);
· 3. является основой всей правовой системы страны;
· 4. стабильность.
10. Классификация основных конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации. Конституционные обязанности личности.
Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в конституции и других НПА государства.
Права и свободы человека - мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим-людям.
Права и свободы человека - один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, - центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой Конституции - нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Чрезмерная сила государства (присущая странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в «винтик» гос-ной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству - оставить столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.
Международно-правовой базис прав и свобод составляют документы:
· Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48;
· Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Римская конвенция);
· Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);
· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
· Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);
· иные международно-правовые акты.
Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире немного государств, не соблюдающих общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами (напр, в вопросе отмены смертной казни), а в некоторых странах (напр., в России) международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.
Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.
В РФ данные права охраняются и защищаются:
· конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);
· судебными органами (судами общей юрисдикции);
· органами исполнительной власти (в административном порядке);
· дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;
• путем законной самозащиты человеком своих прав.
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод, их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).
В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:
· личные права;
· политические права;
· экономические, социальные и культурные права.
Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся:
· право на жизнь;
· право на достоинство;
· право на свободу;
· право на личную неприкосновенность;
· право на неприкосновенность жилища;
· право на выбор места жительства и свободное передвижение;
· право на пользование родным языком и определение национальности;
· право на информацию и защиту информации;
· право на свободу совести;
· право на свободу мысли и слова;
· право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.
· свобода свести и вероисповедания
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности -государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие «права человека и гражданина»: права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам). Основные политические права человека и гражданина в России:
· право на объединение;
· право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
· право участвовать в управлении государством;
· право избирать и быть избранным в органы гос. власти и управления;
· иные политические права.
Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни:
Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав:
· право частной собственности;
· право на свободное предпринимательство;
· право на труд;
· право на отдых;
· право на образование;
· право на забастовку;
· право на жилище;
· право на медицинское обслуживание;
· право на социальное обеспечение;
· право на поддержку в старости;
· право на участие в культурной жизни;
· право на свободу творчества.
Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет другихправ, не названных в Конституции.
Правовой статус личности включает в себя не только права и свободы, но и обязанности.
Обязанности - мера должного поведения человека в обществе.
Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:
· соблюдение Конституции и законов;
· уважение прав и свобод других лиц;
· защита Отечества;
· уплата налогов и сборов;
· бережное отношение к природе и окружающей среде;
· забота о памятниках истории и культуры;
· получение основного общего образования;
· забота о детях и нетрудоспособных родителях.
11. Общая характеристика формы Российского государства: форма правления и государственного устройства, политический режим.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий
· форму правления,
· форму государственного устройства и
· политический (государственный) режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
По форме правления Россия
· смешанная (полупрезидентская) республика.
Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1. выборность власти;
2. ограниченность срока полномочий власти;
3. зависимость от избирателей.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 197.