· федерация - сложное союзное государство.
Части союзного государства являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; федерация построена по национально-территориальному принципу.
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Политический режим России
современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим режимом олигархического типа, хотя и характеризующимся определенными внешними, формальными атрибутами демократии.
В России присутствуют признаки авторитаризма:
1. правящей группой создана социально-политическая система, основанная на подчинении государству (его лидерам);
2. культивируется социальная установка личности на то, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
12. Система высших государственных органов Российской Федерации. Органы местного самоуправления.
Государственные органы – физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства.
Виды государственных органов:
- по порядку формирования – первичные и производные
- по срокам полномочий – временные и постоянные
- по месту в иерархии – федеральные, субъектов РФ и местные
- по правовым формам деятельности – правотворческие, правоприменительные и правоохранительные
- по характеру принятия решений – коллегиальные и единоначальные
- по принципу разделения властей – законодательные, исполнительные и судебные.
Содержание принципа разделения властейзаключается в том, что вся государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые в пределах своих полномочий самостоятельны.
Система высших органов государственной власти в РФ включает в себя:
- Президент РФ
- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ)
- Правительство РФ
- Судебная ветвь власти (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ)
Президент РФ является главой государства, т.е. должностным лицом, занимающим высшее место в системе органов государства. Он не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.
Основные функции Президента России:
1) Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
2) Президент - гарант суверенитета Российской Федерации.
3) Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
4) Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
5) Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Для нормального осуществления своих функций, Президент наделяется целым рядом полномочий. В одних случаях эти полномочия принадлежат исключительно ему, в других – соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти.
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Порядок прекращения полномочий Президента России. Существует два варианта прекращения полномочий Президента:
1) нормальный порядок. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом;
2) досрочное прекращение полномочий. Оно может иметь место в трех случаях:
а) отставки, т. е. инициативы самого Президента;
б) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
в) отрешения от должности.
Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить законам России.
Законодательная власть в России принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.
Верхняя палата (Совет Федерации) формируется субъектами РФ (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).
Нижняя палата (Государственная Дума) состоит из 450 депутатов, которые избираются гражданами РФ путем прямых всеобщих выборов сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Законодательный процесс в Российской Федерации состоит из следующих этапов (нормальный порядок):
1) Законодательная инициатива
2) Обсуждение законопроекта в Государственной Думе
3) Принятие закона Государственной Думой
4) Рассмотрение и одобрение принятого закона Советом Федерации
5) Подписание и обнародование закона Президентом РФ
6) Вступление принятого закона в силу
Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации, а Государственная Дума может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в случаях:
- трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства;
- выражения недоверия Правительству (по решению Президента);
- постановки вопроса Правительством о доверии (по решению Президента).
Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране.
В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительстваназначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министрыназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет.
По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, к числу которых на федеральном уровне относятся:
- федеральные министерства (Министерство иностранных дел РФ)
- федеральные службы (Федеральная налоговая служба)
- федеральные агентства (Федеральное архивное агентство)
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 226.