Решение: осознание без выбора
«Это должно быть так, а не иначе». Сколько раз вы слышали эти слова или думали ими про себя? Жизнь заводит нас в тупики. Мы хотим сделать то или это, но путь оказывается перекрыт. Кто-то с воспаленным эго может сказать: «Или по-моему, или никак». Чаще двое людей оказываются в тупике, потому что не могут договориться. Одной из крайностей такого тупика является психологическое принуждение, например, фобии («Я должен бояться сделать X») и обсессии («Я не могу не думать об У>). C виду эти ситуации очень различны. Муж, который отказывается пойти к консультанту по вопросам брака, не очень-то напоминает жертву фобии, которая не переносит высоты, или одержимого обсессивно-компульсивным синдромом, который моет руки по двадцать раз на дню.
Но у них есть общий знаменатель. Каждый из них зажат в ловушке между желанием и необходимостью. И результат одинаков: они более не свободны в своем выборе.
Бесконечное количество энергии тратится нами в попытках выбраться из тупиков. Мы призываем посредников, переговорщиков и судей для разрешения споров, однако в финале проигравшая партия пребывает в полном унынии. Конфликт, может быть, и разрешен на поверхности — но не под ней. Мы отправляемся к врачам и терапевтам в надежде, что нашу болезнь можно диагностировать и вылечить. Здесь, по крайней мере, есть шанс заглянуть поглубже. Однако поставить диагноз, как правило, гораздо легче, чем найти лекарство. < Прозак> и родственные антидепрессанты доказали свою эффективность в подавлении симптомов обсессивно-компульсивного расстройства, но не в настоящем исцелении лежащих в его основе условий, которые снова тут как тут, стоит пациенту прервать прием препаратов.
Однако не имеет значения, насколько вы умелы в переговорах, неважно, насколько тактичны и умеете сочувствовать, — конфликт между желанием и необходимостью не может быть полностью разрешен. Caма жизнь ставит вас в ситуации, где вы не можете получить того, чего хотите. Не всякий вступает в брак с женщиной или мужчиной своей мечты. Неудачи в бизнесе всегда возможны. Победа не всегда дается в руки. Для пессимиста в жизни больше разочарований, чем радостей. Мудрецы и наставники в любой
традиции мудрости понимали, что наши желания часто блокируются. Тем более удивительно, что ведическая традиция Индии едва ли вообще упоминает смирение, терпение и самопожертвование как добродетели. Вместо этого глубочайшая мудрость индийских учений состоит в том, что существует состояние, известное как «осознание без выбора». На первый взгляд это кажется синонимом к слову «отказ». Вы не совершаете выбор — вы отказываетесь вставать на какую-либо сторону.
Следует внести ясность: осознание без выбора — это не отказ от того, чего вы хотите. Это переключение вашей лояльности с того, чего хочет эго, на то, чего хочет вселенная. При осознании без выбора вы позволяете сознанию принимать все решения. Другими словами, то, чего вы хотите, — это также и лучшее из того,чего вы можете хотеть,
В таком состоянии осознания, по словам древних риши, не существует ни внутреннего, ни внешнего сопротивления. Природа поддерживает ваши желания посредством космической силы, известной как дхарма. Это очень текучий термин. Для среднего индийца пребывать в своей дхарме означает, что вы нашли правильную работу и умеете совершать правильные
поступки. Дхарма — это добродетель правильной жизни. На более глу боком уровне пребывать в своей дхарме означает находиться на верном духовном пути. Вы следуете предписаниям своей религии и не попадаете но дороге в ловушки.
Но ни одно из этих состояний не разрешает конфликта между «я хочу» и <я должен». Желание и необходимость остаются в состоянии войны. Если уж на то пошло, праведники оказываются связанными гораздо большим количеством обязанностей и обязательств, чем обычные люди, поскольку религии любого направления предъявляют к последователям большие требования и пытаются держать в узде любые типы желаний. Только осознание без выбора кладет конец такому конфликту, потому что когда вы достигаете этого уровня сознательности, то, чего вы хотите, это также и то, что вы должны делать ради собственного блага и блага всего мира.
При осознании без выбора нет необходимости в том, чтобы кто-то рассказывал вам о правилах дхармы. Вместо этого вы ассимилировали дхарму — вы действительно живете аксиомой «я нс в мире; мир во мне». Поддержание такого состояния требует сознательного личного роста, но всем хотя бы иногда случалось переживать такие моменты:
• Вы беспечны.
• Отсутствует вина и самоосуждение.
• Вы ощущаете чувство правильности.
• Внешние условия не блокируют вас.
• Другие люди сотрудничают с вами, не проявляя сопротивления.
ш
•Плоды ваших действий положительны.
•Желание приводит к чувству реализации и удовлетворения.
Как видите, это особая комбинация составляющих. Однако, когда вы объединяетесь с силой дхармы, она становится вашим нормальным состоянием. Недостаточно просто получить то, чего хочешь! Многие люди, если у них хватает власти и денег, могут осуществить свой малейший каприз без особенных усилий. Но чувство удовлетворенности и реализации встречается гораздо реже, а применение власти и денег зачастую только распаляет человеческие желания и ведет к еще более глубокой неудовлетворенности. Невозможно удовлетворить свое эго, дав ему все, чего оно хочет, поскольку вся цель существования эго — накопление. Оно хочет больше денег, собственности, статуса, любви, власти и т.д. и т.п. Машина зациклена на одной задаче: она действует но заданной программе, которую практически невозможно переписать. Желания эго поверхностны. У вашего истинного <׳я» эго нет. Вы не нацелены на выигрыш; вы не страшитесь проигрыша. Когда вы отдаете себя, вы не иодсчитываете потихоньку, что получите взамен.
Нам повезло, что существует иной способ смотреть на мир — не с точки зрения эго, но из-за нределов эго, где существует цельность. Когда хватка эго слабеет, пояааяется тонкое слияние <׳я хочу» и «я должен». Действовать так, как дхарма — воля Бога — хотела бы, чтобы вы действовали, становится абсолютно естественно. Вы просто являетесь самим собой.
Принятие против отвержения
Решение: безграничное осознание
Страх отвержения калечит миллионы людей. Он делает безответную любовь трагедией, понятной любой культуре. В духовном смысле вы не можете быть отвергнуты, пока не отвергнете сами себя. Я сомневаюсь. что какая-либо другая идея была столь же неверно понята: ведь когда кто-то отвергает вас, боль ощущается как причиненная извне, и вы становитесь в собственных глазах жертвой. Таким образом, чтобы раскрыть механизм действия отвержения, мы должны глубже рассмотреть всю проблему суждения. Эта тема ненова, однако к ней есть что добавить. Любое осуждение сводится к суждению против себя. Самоосуждение принимает множество форм, таких как страх неудачи, чувство принесенное׳™ в жертву, об!цая нехватка уверенности и т.д. Большую часть времени присутствует лишь смут ное ощущение того, что «я недостаточно хорош» или «неважно, сколь многого я добился, на самом деле я — мошенник».
Многие люди приходят к фальшивому разрешению этой проблемы. Они придумывают идеальный образ, а затем пытаются мсить в соответствии с ним и убедить мир, что именно
таковы они и есть.
(Отсюда легенда об идеальном «методе съема», который всегда срабатывает с женщинами в барах для одиночек — отчаянная фантазия о том, что можно установить отношения посредством одного только имиджа.) Идеализированный образ себя может быть настолько убедительным, что способен убедить даже своего создателя. Сколько банкиров в области инвестиций. следуя в кильватере безрассудной алчности, которая едва не похоронила мировую экономику в 2008 году, продолжали считать себя не только невиновными, но и недосягаемыми для катастрофы, которую сами привели в действие!
Речи идеализированного образа «я» звучат как идеал принятия. Прислушайтесь к тому, что он вам говорит: «Ты поступаешь правильно! Ты контролируешь ситуацию. Никто не может навредить тебе. Просто продолжай быть таким, как сейчас». Будучи защи!цены таким щитом, вы едва ли можете поступить неверно, а если и поступаете, ваши грехи моментально покрываются и забываются. Прелесть обладания идеальным образом себя состоит в том, что вы действительно довольны тем, кто вы есть. Образ служит заменой болезненной реальности.
Как вы уже понимаете, тени есть что сказать по этому поводу. C регулярными интервалами та или иная «икона праведности», обычно проповедник или известный моралист, вляпывается в скандальную историю. Эти люди без вариантов оказываются новинны именно в тех грехах, в которых винили других; неподобающий сексуальный проступок — наиболее типичный случай. Мы цинично представляем себе, что эти элмеры гантри[1] — высокопоставленные лицемеры, что они имитируют добропорядочность на публике, чтобы втайне предаваться порокам.
На самом деле падшие кумиры — эго крайние примеры идеализированного имиджа себя. Они обладают поистине сверхчеловеческой способностью к отрицанию. Тень? Что вы, тень не могла бы их коснуться! А потом, когда тень действительно проявляется в отрытую, вместе с ней наружу выплывает и чудовищное чувство вины и стыда. Как только происходит падение, эти профессиональные святые предаются крайностям публичного покаяния. Даже в их раскаянии нет ничего реального.
Однако, если вы воздерживаетесь от театральности, всего этого спектакля можно избежать. Идеализированный образ «я» не является жизнеспособным решением. Только истинное принятие себя решает проблему, и когда оно свершается — другим становится нечего отвергать. Это не означает, что вы станеге любимцем всей вселенной. Кто-то по-прежнему может покинуть вас, но если это случится, вы не будете чувствовать себя отвергнутым. Результатом не станег эмоциональная травма.
Как понять, не впадаете ли вы в ложное чувство
«я>, которым и является идеализированный образ? Если да, ваше отношение к следующим вещам будет примерно таким:
1. Я не такой, как эти люди. Я лучше.
2. Я ни разу не сбивался с пути истинного.
3. Бог гордится мною.
4. В преступниках и грешниках нет ничего человеческого.
5■ Все видят, насколько я хорош. И все равно я должен напоминать им об этом.
6. Если я не лелею дурных мыслей, почему это делают другие?
7. Я уже знаю, кто я таков и что мне надо делать. У меня нет внутренних конфликтов.
8. Я — образец для подражания.
9■ Добродетель не является наградой сама по себе. Я хочу, чтобы мои добрые дела были признаны.
Разоружение своего идеального образа — трудное дело, поскольку это гораздо более тонкий щит, чем простое отрицание. Отрицание есть слепота; идеализированное «я» — чистое искушение. Выход из этого — миновать стадию создания каких бы то ни было образов. Нет никакой необходимости защищать того, кем вы на самом деле являетесь. Ваше истинное «я» достойно принятия не потому, что вы такой хороший, а потому, что вы — завершенная личность. И вам не чуждо ничто человеческое.
Наиболее важный из ваших союзников — осознание. Осуждение удушает. Когда вы клеймите себя или другого как человека плохого, неправедного, низкого, нестоящего и т.д., вы смотрите сквозь узкую линзу. Расширьте свое видение — и осознаете, что каждый человек, сколь угодно ущербный, на глубочайшем уровне является завершенным и цельным. Чем более вы сознательны, тем больше вы принимаете себя.
Эта проблема не решается в одно мгновение. Вы должны затратить некоторое время, рассматривая все те чувства, которые столь усердно отрицали, подавляли и маскировали. К счастью, эти чувства временны; вы можете пойти дальше них. Отрицать нечего — просто многое надо проработать. Вот каким образом такие фигуры, как Иисус или Будда, могли испытывать сочувствие ко всякому человеку. Провидя цельность позади игры света и тьмы, они не видели причин для обвинения. То же верно и для духовного пути, которым вы следуете. По мере того как вы полнее будете видеть себя, вы ощутите сочувствие к своим недостаткам, а это приведет к полному принятию.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 223.