Тень, по Юнгу, велит нам игнорировать собственные слабости и проецировать их 11а других. Чтобы избежать ощущения, что мы недостаточно хороши, мы рассматриваем как недостаточно хороших тех, кто нас окружает. На ум приходят бесчисленные примеры. Некоторые из них вполне тривиальны, тогда как друтие являются вопросами жизни и смерти. Недавно взлетевшую кинозвездочку критикуют за то. что она стишком резко сбросила вес, в то время как целая нация все больше страдает от ожирения. Антивоенные движения объявляются непатриотичными, в то время как все дружно платят налоги, чтобы убивать граждан страны, которая ни разу не сделала Америке ничего плохого. Все используют проекцию как защитный барьер, только бы не заглядывать внутрь себя.
Поймите: это бессознательная защита. Образцом проекции может быть следующее утверждение: «Я не могу’ признать, что я чувствую, поэтому я представлю себе, что это чувствуешь ты». Так, если для вас непереносим собственный гнев, вы приклеиваете некогорой общественной группе ярлык: «склонны к пасилию; следует опасаться!» Если у вас возникают бессознательные чувства, которые вы расцениваете как запретные — как, например, чувства к человеку того же пола или мысли о неверности — вы подозреваете, что другие испытывают эти чувства по отношению к вам.
Проекция весьма эффективна. Создается ложное чувство принятия себя, основанное на мысли: «Я в порядке, а вот ты — нет*. Однако истинное принятие себя распространяется и на других людей: когда вы пребываете в гармонии с самим собой, то нет никаких причин клеймить других как тех, кто «не в порядке».
Проецируете ли вы?
Вот типичные формы, которые может принимать проекция:
• Превосходство·. <Я знаю, что я лучше тебя. Тебе следовало бы увидеть это и признат ь».
• Несправедливость: «Как несправедливо, что все эти несчастья случаются со мной» или «Я этого не заслуживаю».
• Высокомерие: «Я слишком горд, чтобы обращать на тебя внимание. Одно твое присутствие меня раздражает».
• Защитный рефлекс·. «Ты на меня нападаешь, поэтому я не буду тебя слушать».
• Обвинение·. «Я ничего не делал! Все это — твоя вина!»
• Идеализация других: «Мой отец был для меня в детстве богом», или «Моя мать — лучшая женщина на земле», или «Человек, за которого я выйду замуж, будет моим героем».
• Предубеждение: «Он — один из них, а ты знаешь, каковы они\> или «Поосторожнее! Такие, как он, опасны».
·Ревность: «Ты думаешь о том, как бы предать меня! Я это вижу!»
• Паранойя: «Они охотятся за мной» или «Я вижу׳ заговор, которого никто другой не замечает».
Всякий раз, как появляются признаки такого отношения, за ними стоит бессознательное, скрытое в тени чувство, которое вы не в состоянии вынести. Вот некоторые типичные примеры:
Превосходство скрывает ощущение, что вы — неудачник или что другие отвергли бы вас, если бы знали, кто вы на самом деле.
Несправедливость маскирует чувство греховности или всегдашней вины за все и во всем.
За высокомерием прячется подавленный гнев, а под ним — глубоко укоренившаяся боль.
Защитный рефлекс обеспечивает прикрытие ощущению, что вы никчемушник и тряпка. Если только вы не будете защищаться от других, то станете нападать на себя самого.
Обвинение прячет за собой чувство, что вы не правы и вам следовало бы стыдиться себя.
Идеализация других — ширма для убежденности в том, что вы — слабое, беспомощное дитя, которому требуется защита и забота.
Предубеждением обычно прикрывается чувство собственной второсортности и заслуженного отвержения другими.
Ревность — маска для собственного импульса «пойти налево» или чувства сексуальной неадекватности.
Паранойя скрывает глубоко запрятанную, всепоглощающую тревожность.
Как видите, проекция — вещь гораздо более тонкая, чем многие предполагают. Однако она — открытые ворота для тени. И это болезненные «ворота», поскольку то, что вы видите как изъяны в других, маскирует то, что вы ощущаете в себе. Было бы идеально, если бы мы могли мгновенно прекратить обвинять и судить! В реальности же развоплощение тени — это процесс. Чтобы перестать проецировать, вы должны: а) увидеть, что происходит; б) войти в контакт с чувством, которое скрыто под поверхностью, и в) помириться с этим чувством.
Увидеть, что происходит·, легко .,!и распознать момент, когда вы проецируете? Одним из показателей является негатив: проекция никогда не бывает нейтральной. Она проявляется как отрицательная энергия, потому что то, что она скрывает, обладает отрицательными чертами. Это-то вам и поможет. Ощущая гнев или тревогу, вы их осознаёте. Это — теневые чувства. Но когда вы нацеливаете свой гнев на кого-то или что-то или повсюду видите причины для
страха (присутствует негативный элемент), то вы имеете дело с явным случаем проекции. Надеюсь, вы понимаете разницу между самими чувствами и проекцией этих чувств; чувство гнева может быть полезным, в то время как гнев в форме обвинения — не может. Общество хочет, чтобы вы продолжали обвинять, потому что принцип мышления «мы против них» является способом — пусть очень скверным способом — объединения общества. Отсюда и тоненький голосок внутри вашей головы, который жаждет достать «их» — террористов, безбожных коммунистов, продавцов наркотиков, преступников или насильников-педофилов. Список бесконечен. Вместо того чтобы «покупаться» на все мыслимые поводы для обвинения «их» и осуждения их изъянов (поводы, которые вполне могут быть резонными), изберите другой путь. Взгляните на себя и подумайте, что ваше тыканье пальцем говорит о вас.
Однажды видный индийский духовный учитель Кришнамурти проводил беседу, и кто-то из аудитарии поднялся с места, чтобы задать вопрос:
— Я хочу, чтобы во всем мире был мир. Я ненавижу войну! Что я могу сделать, чтобы установился мир?
— Перестаньте быть причиной войны, — ответил Кришнамурти.
Вопрошающий был явно ошарашен:
— Но я не поддерживаю войну! Я хочу только мира!
Кришнамурти покачал головой:
— Внутри вас — причина всех войн. Это ваша жестокость, скрытая и отрицаемая, ведет к войнам всех
видов, будь то война внутри вашей семьи, против других членов общества или между народами.
Его ответ заставил нас ощутить неловкость, но я думаю, что он прав, ибо ведические риши (провидцы) заявляли: <־Не вы в мире. Мир в вас». Если это так, тогда жестокость мира пребывает в каждом из нас. До того, как появилась концепция тени, такое утверлечение звучало мистически. Но как только вы понимаете, что участвуете в общем <я>. вы также можете увидеть, что всякий импульс гнева, страха, негодования и агрессии ведет непосредственно от вас к коллективному бессознательному и обратно.
Я понимаю, что каждый раз ловить себя на проецировании внутреннего негатива не так-то легко. Отрицание — мощная штука. Тень скрытна. Когда вы идеализируете кого-то — героя, которого приводите в пример и называете совершенством, — под этим трудно углядеть какую-либо основополагающую негатипность. Но она есть, потому что эта фантазия о чьем-то совершенстве скрывает глубокое чувство собственной неполноценности. Но если вы вернетесь к схеме, посвященной проекции, и будете часто с ней сверяться, вам будет проще ловить себя на исиользовании этого защитного механизма.
Вступите в контакт со своими скрытыми чувствами·. в тот момент, когда вы ловите себя на проецировании скрытого чувства, вам необходимо вегупить с ним в контакт. Не откладывайте! Врата возможностей захлопываются очень быстро. Но прежде чем они захлопнутся, между створками образуется лазейка. Как раз перед тем, как возвести свою защиту.
вы на самом деле ощущаете то, чего ощущать не хотите.
Вот пример, который подарил мне один молодой человек. Во время )־чебы в магистратуре он был очень беден, но у него были зажиточные друзья, которые частенько приглашали его на ужины. Однажды вечером, сидя за столом, он припомнил любопытный случай.
— Помнишь, как мы прошлым летом были в Лондоне? — спросил он, обернувшись к пригласившему его приятелю. — Вы с женой начали ссориться прямо на улице. Вы оба разговаривали на повышенных тонах, а я просто стоял рядом. Вас так захватила эта ссора, что вы не заметили, как сзади вас притормозил фургончик. На борту־ у него была надпись « Белое каление». Полагаю, это и есть пример синхронизма или чего-то подобного!
Остальные гости закивали и стали переговариват ься, и беседа двинулась дальше. Но после ужина хозяйка отвела молодого человека в сторону.
— Ну, и зачем тебе понадобилось так нас унижать? — гневно вопросила она.
— Я вас вовсе не унижал! — запротестовал он. — Я просто рассказал историю, которая показалась мне интересной.
— А ты вернись назад, — предложила хозяйка дома. — К тому моменту, когда решил ее рассказать. Что ты чувствовал?
Молодой человек пожал плечами:
— Да ничего особенного. Она просто вспомнилась мне, вот и все!
Она затрясла головой:
— Не-ет. в тот момент у тебя возник злобный импульс. Тебе вспомнилась не просто какая-то там история! А именно та, которая заставила нас смутиться!
Не у многих хватает характера или проницательности, чтобы таким образом проанализировать мимолетный момент. К чести молодого человека, надо сказать, что эта стычка сработала правильно. Он рассказывал мне:
— Я не стал автоматически защищаться. Я мысленно вернулся назад — и оказалось, что она была права! Я в тот момент ощущал зависть! Передо мной был стол, ломившийся от еды и вина, которые я сам не мог себе позволить. На определенном уровне для меня было унижением находиться там и понимать, что я не смогу отплатить взаимностью.
Именно поэтому, дабы скрыть собственное унижение, он перевернул ситуацию и рассказал историю, в которой униженными оказались другие.
В этом небольшом примере мы видим качества, которые нужны вам, если вы хотите ощутить то, что скрыто внутри: бдительность, готовность, открытость, честность и храбрость. Или, формулируя подругому, если вы не останавливаетесь и не спрашиваете: «Что я на самом деле чувствую в данный момент?» — вы поворачиваетесь спиной к бдительности, готовности, открытости, честности и храбрости. Вы позволяете тени победить.
Помиритесь со своим чувством. Как только вы ощутите, что прячется внутри, у вас появляется выбор. На самом деле, несколько вариантов выбора. Вы
можете затолкать это чувство еще глубже. Вы можете обвинить себя в том, что были «плохим». Вы можете напасть на это чувство, оплакать его или извиниться за него. Ни один из этих вариантов не является продуктивным. Они играют на руку тени, подкрепляя нежеланное чувство и делая его еще более нежеланным.
Это прозвучит странно, но у чувств тоже есть чувства! Будучи частью вас, они знают, когда их не хотят. Страх проявляет послушание, прячась; гнев — притворяясь, что его не существует. В этом состоит более половины проблемы. Как вы можете исцелить нежелательное чувство, если оно не желает слушаться? Никак! Пока вы не примиритесь с негативными чувствами, они будут существовать. Способ разобраться с негативом — это признать его. Больше ничего не нужно.
Никаких драматических столкновений, никакого катарсиса. Прочувствуйте свое чувство — будь то гнев, страх, зависть, агрессия или что угодно иное — и скажите: «Я тебя вижу. Ты принадлежишь мне». Вам не нужно для этого наслаждаться своим нежеланным чувством. Это процесс. Гнев и страх вернутся, как и любая глубоко упрятанная эмоция. Когда какая-то из них вернется, признайте ее. C течением времени сообщение дойдет до адресата. Ваше нежеланное чувство начнет чувствовать себя менее нежеланным.
Когда это произойдет, вы сможете расслышать их историю. Внутри каждого чувства заключена история. «Я здесь не без причины», — говорит оно. Откройтесь истории, которая выплывет наружу, какова бы она ни была. Всякая прошлая травма, пережитая вами, от дорожной аварии до отвергнутой любви, от потери работы до школьных неудач, хранит свои остатки в тени. Вы накапливали то, что некоторые психологи называют «эмоциональными долгами перед прошлым». Чтобы выплатить эти долги, вы выслушиваете истории, которые за ними стоят. Предположим, это такая история: «Я так и не сумел пережить то, что меня ни разу не выбирали в бейсбольную команду». Или: «Я чувствую вину за то, что стащил деньги из маминого кошелька». Большинство историй коренится в детстве, поскольку детство — это учебный полигон для вины, стыда, негодования, неполноценности и всего самого негативного, что мы тащим с собой по жизни.
Услышав историю, не проявляйте отторжения. Скажите себе, что у вас была веская причина не отпускать этот негатив. У вас не было выбора, поскольку он был размещен в тени скрытно и затем скрытым и оставался. Следовательно, вы не сделали ничего дурного. Ваши прежние чувства оставались рядом, чтобы защитить вас от повторения той же травмы. Помиритесь с ними теперь — и вы превратите негагив в позитив. Страх держался за вас не для того, чтобы навредить; он думал, что вы должны быть настороже на случай новой боли — вдруг вас бросит другая девушка или парень, выругает другой родитель, уволит другой босс! Но этого больше не случится — и уж точно не случится в том же самом виде, как тогда.
Меньше всего вам нужно вернуть в оборот эти прежние эмоции. Конечно, это очень соблазнительно. Оказавшись в травмирующей ситуации, мы все испытываем искушение полезть в мешок со старыми эмоциями и вытряхнуть оттуда гнев. В напряженные моменты мы тянемся туда и достаем тревогу. Однако, если вы будете продолжать использовать эмоции из прошлого, вы лишь взвинтите себя, оживляя это прошлое.
Никому из нас не требуется защита от детства, котрое давным-давно стало прошлым. Даже если возпикают похожие ситуации — и нс всегда их можно предсказать, — все мы уже и так сверхзащищены. Ведь мы отправляем на склад не одну причину для страха, а десятки и десятки и для того, чтобы не забывать о них, принимаем участие в коллективных страхах но поводу врагов, преступлений, природных катастроф и т.д. Вам не будет никакого вреда от того, что вы помиритесь с таким количеством страха, гнева и агрессии, с каким сумеете. Душа все равно будет помнить то, что ей необходимо.
Научившись правилам обращения с проекцией, вы можете задать следующий вопрос: для чего вам вообще нужно себя защищать? Этот вопрос становитея ключевым, потому что поднимает еще один — вопрос о главной причине существования тени.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 233.