Из сборника «Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипак Чопра - Полноценный сон. Полная программа по преодолению бессонницы

Дипак Чопра - Путь Волшебника

Дипак Чопра - Семь Духовных Законов для родителей

Дипак Чопра - Семь духовных законов успеха

Дипак Чопра - Беременность и роды. Волшебное начало новой жизни

Дипак Чопра - Владыки света

Дипак Чопра - Долой лишние килограммы! Быстро и навсегда! Метод Чопры, которым пользуются голливудские звезды

Дипак Чопра - Идеальная энергия

Дипак Чопра - Исцеляющая сила разума. Духовный путь к решению самых важных жизненных проблем

Дипак Чопра - Как преодолеть вредные привычки

Дипак Чопра – Как познать Бога. Путешествие души к тайне тайн

Дипак Чопра – Путь к любви. Обновление любви и силы духа в вашей жизни

Дипак Чопра – Спонтанное осуществление желаний

Дипак Чопра – Тело и ум неподвластны времени

Дипак Чопра, Дебби Форд, Марианна Уильямсон - Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души

Дипак Чопра, Санджив Чопра - Управляй своей судьбой. Наставник мировых знаменитостей об успехе и смысле жизни


Предисловие

Конфликт между тем, кто мы есть, и тем, кем мы хотим быть, заложен в основе всех наших трудностей и усилий. Двойственность составляет ту ось, вокруг которой вращается весь человеческий опыт. Жизнь и смерть, добро и зло, надежда и покорность судьбе сосуществуют в каждом человеке и распространяют свое влияние на каждый аспект нашей жизни. Если нам знакома храбрость — то это потому, что нам также случалось испытывать страх; если мы можем распознать чеCTHOCib — то потому, что сталкивались с обманом. И все же большинство из нас отрицает или игнорирует двойственность своей природы.

Если мы живем с допущением, что можем быть только такими или иными, не выходя за пределы ограниченного спектра человеческих качеств, тогда нам волей-неволей придется задаться вопросом: почему большая часть из нас не вполне удовлетворена своей жизнью в настоящий момент? Почему мы имеем доступ к целому океану мудрости, однако не можем набраться силы и храбрости, чтобы действовать согласно своим добрым намерениям, делая решающий выбор? И — самое главное — почему мы продолжаем совершать такие поступки, которые идут вразрез с нашей системой ценностей и всем, за что мы ратуем? Авторы этой книги постараются доказать, что причины эгого — в неизученности нашей жизни, нашего более темного «я», нашего теневого <׳я־>, в котором заключена, скрытая от взора, невостребованная нами сила. Именно там, хотя это и кажется наименее вероятным местом, мы отыщем ключ, чтобы выпустить из заключения свою силу, свое счастье и свою способность осуществить заветные мечты.

У людей выработан условный рефлекс — бояться теневой стороны жизни и теневой стороны себя самих. Когда мы ловим себя Fia темных мыслях или поступках, которые, по нашим ощущениям, неириемлемы, мы бежим, как сурки, обратно в свои норы и прячемся, надеясь и молясь, чтобы они исчезли прежде, чем мы вновь отважимся высунуться наружу. Почему мы это делаем? Потому что боимся, что никогда нс сможем убежать от этой части себя, какие бы усилия для этого ни прилагали. И хотя игнорирование или подавление своей темной стороны — это общепринятая норма, отрезвляющая истина заключается в том, что бегство от тени лишь увеличивает ее силу. Отрицание ее ведет лишь к большей боли, большему страданию, сожалениям и капитуляции. Если !мы не можем взять па себя ответственность и извлечь мудрость, которая скрыта под поверхностью нашего сознательного мышления, то верх одерживает тень, и уже не мы овладеваем контролем над ней, но она разрастается, обретая контроль над нами, спуская с цени эффект menu. Тогда наша темная сторона начинает принимать за нас решения, лишая права совершать сознательный выбор, касается ли это пищи, которую мы едим, количества денег, которые мы тратим, или зависимости, рабами которой мы становимся. Наша тень подбивает нас действовать такими способами, на которые мы себя и представить не могли способными, и растрачивает нашу жизненную энергию на дурные привычки и шаблонные поступки. Наша тень удерживает нас от полноты самовыражения, от высказывания своей истины и от того, чтобы прожить подлинную жизнь. Лишь охва

тив и приняв свою двойственность, мы освобождаемся от поведения, которое потенциально может привести нас к краху. Если мы не признаем себя целиком и полностыо, эффект тени гарантированно будет бить нас по больному, нападая исподтишка.

Эффект тени присутствует повсюду. Свидетельства его всепроникающей способности можно видеть в любой стороне нашей жизни. Мы читаем о нем в Интерне ге. Мы наблюдаем его в вечерних новостях, заменаем в своих друзьях, родных и незнакомцах на улице. И — что, вероятно, наиболее важно — мы распознаём его в собственных мыслях, видим в своих поступках и ощущаем в своем взаимодействии с другими. Мы тревожимся о том, что свет, пролившийся в эту тьму, заставит нас сгореть со стыда или, того страшнее, разыграть сценарий наших худших кошмаров. Мы боимся того, что обнаружим, заглянув внутрь себя самих, и в результате зарываем головы в песок и отказываемся встретиться л ицом к лицу со своей теневой стороной.

Но эта книга открывает новую правду, разделяемую тремя точками зрения, каждая из которых может перевернуть человеческую жизнь. Это правда о том, что на самом деле происходит прямо противоположное тому, что мы боимся пережить. Вместо стыда мы испытываем сопереживание. Вместо смущения — чувствуем прилив смелости. Вместо ограниченности — наслаждаемся свободой. Тень, если ее не раскрыть, представляет собой ящик Пандоры, наполненный тайнами, которые, как мы боимся, разрушат все, что мы любим и что нам небезразлично. Но если мы откроем этот ящик, то обнаружим, что то, что находится внутри, обладает возможноегыо радикально и папожительио изменить нашу жизнь. Мы сделаем шаг за пределы иллюзии о том, что наша тьма одолеет нас, и вместо этого увидим мир в новом свете. Сочувствие к самим себе придаст нам уверенности и смелости, когда мы откроем свои сердца тем, кто окружает нас. Сила, которую мы выпустим из подземелья, поможет нам справиться со страхом, который тормозил нас, и побудит активнее двигаться к реализации нашего высочайшего потенциала. Вместо того чтобы окончательно запугать нас, принятие тени позволит нам стать цельными, стать настоящими, забрать назад свою силу, высвободить свой энтузиазм и осуществить свою мечту.

Эту книгу породило желание пролить свет на многие дары тени, способные изменить человеческую жизнь. На этих страницах каждый из нас будет раскрывать эту гему с собственной уникальной точки зрения как духовного учителя. Наше намерение — дать читателю внятное, многоплановое понимание того, как тень рождается внутри нас, как она функционирует в нашей жизни и что мы можем сделать, чтобы открыть для себя дары собственной истинной природы. Мы обещаем, что после прочтения этой книги вы больше никогда не будете думать о своем теневом «я» так, как думали раньше!

В первой части Дипак Чоира дает всесторонний обзор нашей двойственной натуры и предлагает свой рецепт возвращения к целостности. Первопроходец концепции о единстве разума и тела, Чопра своим учением буквально перевернул миллионы жизней. Его холистический подход1 к противоречивой природе тени — одповременно образовательный и просветительский.

1Холистический подход — системное рассмотрение биологического явления как целого, с учетом всех действующих внешних и внутренних факторов.

2«Теневой процесс» — основанная Дебби Форд программа эмоционального образования на духовной основе.

 

Второй частью этой книги я, Дебби Форд, завершаю почти пятнадцать лет наставничества и руководства «Теневым процессом»2 по всему миру, чтобы предложить доступное, но исчерпывающее исследование о рождении тени, роли тени в нашей повседневной жизни и о том, как мы можем востребовать назад силу и блеск своей истинной природы.

В третьей части Марианна Уильямсон порождает отклик в наших сердцах и мыслях дерзновенным исследованием связи между тенью и душой. Добившийся междун а р од н о го признания духовный учитель, Марианна берет нас за руки и ведет по пересеченной местности поля битвы между любовью и страхом.

Каждый из нас пришел к этой книге, неся с собой годы опыта и глубинную и искреннюю надежду на то, что мы сможем пролить свет на нашу тень — раз и навсегда. Ибо она обладает достаточным потенциалом для того, чтобы продолжать сеять хаос в наших жизнях и нашем мире, если мы не противостоим ее силе и не усваиваем ее мудрость. Если мы не умеем признать свои слабости и распознать свои дурные поступки, то неизбежно совершаем акт самодиверсии, когда оказываемся на грани какого-либо личного или профессионального прорыва. Тогда тень выходит победителем. Когда мы действуем под влиянием гипертрофированного гнева, разговаривая со своими детьми, — тень выходит победителем. Когда мы обманываем своих любимых — тень выходит победителем. Когда мы отказываемся признать свою истинную натуру — тень выходит победителем. Если мы не несем свет нашего высшего «я» во тьму своих человеческих импульсов — тень выходит победителем. Пока мы не примем себя целиком такими, какие мы есть, эффект тени будет обладать достаточной властью, чтобы мешать нашему счастью. Оставленная в небрежении, тень не позволит нам стать цельными, помешает исполнению наших идеально разработанных планов и засгавит нас жить неполной жизныо. При написании этой книги мы надеялись, что нам удастся вытащить тень на белый свет. Никогда еще не

представлялось лучшего момента для того, чтобы создать новую терминологию, пролить свет на тень и наконец понять то, что было так трудно увидеть и объяснить.

Работа над тенью в том виде, как она описана в этой книге, — эго нечто большее, чем психологический процесс или интеллектуальная подначка. Это рецепт решения для неразрешенных проблем. Это изменяющее жизнь путешествие, которое идет дальше любой психологической теории, поскольку рассматривает темную сторону как человеческую проблему, духовную проблему, которую все мы должны разрешить в этой жизни, если хотим прожить ее в полном самовыражении. Мы наконец поймем, почему каждый из нас не лучше и не хуже, чем любой другой — вне зависимости от цвета кожи, происхождения, сексуальной ориентации, генетического склада или личного прошлого. В мире нет ни одного человека, у которого не было бы тени, и тень, когда ее воспринимают всерьез и ионимают, может породить новую реальность, которая изменит наше обращение со своими партнерами по жизни, наше взаимодействие с другими членами общества и наш способ коммуникации с другими народами.

Я убеждена, что тень — один из величайших доступных нам даров. Карл Юнг называл ее «спарринг-партнером»; это внутренний оппонент, который разоблачает наши изъяны и оттачивает наши навыки. Она — учитель, тренер и наставник, который поддерживает нас в раскрытии нашего истинного величия. Тень — это не проблема, требующая разрешения, и не враг, которого надо победить, — это плодородное поле, которое надо возделать. Когда вы погрузите руки в его богатую почву, то обнаружите мощные семена тех личностей, какими желаете быль. Мы искренне надеемся на то, что вы предпримете это путешествие, ибо знаем, что вас ждет.

Дебби Форд

 



Часть первая

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТЕНЬ

Дипак Чопра

Когда люди слышат о тени — темной стороне человеческой натуры, почти никто не отрицает, что она существует. Не найдется такой жизни, которой бы не касались гнев и страх. Вечерние новости неустанно, день за днем, обличают человеческую натуру в ее наихудшем варианте. Если быть честными с самими собой, то приходится признать, что темные импульсы свободно странствуют в наших мыслях, как им заблагорассудится, и цена, которую мы платим за то, чтобы быть хорошими людьми — чего мы все страстно желаем, — состоит в том, что «плохой», который может все испортить, должен содержаться в оковах.

Наличие тени вроде бы призывает к некоему вмешательству — может быть, это будут терапия или таблетки, может быть, поход к исповеднику или полуночные сражения с собственной душой. Как только люди принимают к сведению, что у них есть тень, они сразу же хотят от нее избавиться. В жизни есть много аспектов, в которых отношение типа «нет проблем, сейчас исправим» срабатывает. К несчастью, тень — не один из них. Причина того, что с тенью не удалось справиться за тысячи лет — за все время, что люди осознают наличие своей темной стороны. — совершенная тайна. И тем больше смысла в том, чтобы раскрыть эту тайну, прежде чем спрашивать, как с ней обращаться. Для этого я, вновь положившись на свой инстинкт врача, разбил первую часть книги на три раздела — чтобы установить диагноз, предложить курс лечения, а затем честно изложить пациентам их прогноз на будущее: «Туман иллюзии», < Выход», «Новая реальность — новая сила».

Первый раздел (диагностический) описывает, как появилась тень. Я расхожусь во мнении с некоторыми исследователями, полагая, что тень — творение человеческое, а нс космическая сила или вселенское проклятие. Второй раздел (курс лечения) посвящен тому, как можно уменьшить скрытое влияние лени на свою ежедневную жизнь. Третий раздел (прогноз) разворачивает картину будущего, в котором тень разоружена, — будущего не только для отдельных инднвидуумов, но и для всех нас. Вместе мы создали тень, которая теперь преследует нас. Несмотря на наш страх и нежелание предстать перед этим фактом, он оказывается ключом к нашей трансформации. Если бы вы и я не были частью этой проблемы, у нас не было бы и шансов оказаться частью ее решения.

 

ТУМАН ИЛЛЮЗИИ

Если не можете увидеть собственную тень, вы должны отправиться на ее поиски. Тень стыдливо прячется в темных закоулках, тайных проходах и на населенных призраками чердаках сознания. Обладать тенью — не значит быть ущербным; это значит — быть завершенным. Этой истине нелегко взглянуть в глаза. (Разве не случалось вам говорить людям чистую правду только для того, чтобы вам рявкнули в отвег: «Нечего устраивать мне сеанс психоанализа!» или что-то в этом роде? Царство бессознательного кажется нам не менее опасным, чем океанские глубины: и то и другое темно и полно невидимых чудовищ!) Всем нам приходится жить с последствиями жизненных крушений или потерпевшими крах идеалами, которые когда-то казались самим совершенством. И каждому из них соответствует картинка того, что представляет собой темная сторона.

Если вы считаете, что теневые аспектытакие как страх, гнев, возбуждение и жестокостьявляются результатом демонической одержимости, то решением является очищение подвергнувшегося вторжению человека.

Демонов можно изгонять с помощью ритуалов, очищения тела, поста и сурового аскетизма. Это вовсе не примитивное представление. Миллионы современных людей крепко держатся за него. Невозможно пройти мимо киоска с прессой и не увидеть какойнибудь глянцевый журнальчик, который обещает вам «нового себя» посредством очищения какого-либо

рода — будь то диета, которая преодолеет вашу приверженность к скверной еде, или список характеристик для отыскания правильного супруга путем избегания людей <׳не того типа». «Улучши свои показатели» — вот современная версия изгнания демонов.

Сродни этому объяснению представление о том, что в мир было впущено космическое зло. Если таково ваше объяснение тени, то естественным решением будет религия. Религия объединяет вас с космическим благом в его битве против космического зла. Для миллионов людей эта война совершенно реальна. Она затрагивает каждый аспект их жизни, от сексуального искушения до аборта, от взлета безбожного атеизма и до заката патриотизма. Дьявол порождает все формы страдания и прегрешений. Только Бог (или боги) обладает властью низвергнуть Сатану и очистить нас от греха. Однако сложно определить, побеждает ли религия тень или делает ее сильнее, возбуждая сильные чувства греховности и вины, стыда и страха перед мучениями адского загробного мира.

Поскольку' мы. к вящей гордости своей, живем в эпоху, когда предрассудки более не правят нашей жизнью, эти чтимые временем объяснения темной стороны больше не являются единственными. Люди могут повернуться спиной к «космическому злу» и принять личную ответственность. Темная сторона получила современное объяснение как болезнь, ответвление ментальной медицины. Вдоль этого пути выстроилось целое войско способов лечения. Наркоманов посылают проходить программы реабилитации. Перевозбужденных и пребывающих в депрессии — к психиатрам. He контролирующих себя лиц, склонных к припадкам ярости, дисциплинируют на тренингах по обузданию гневливости после того, как они, не в силах сдержать себя, протаранят на шоссе чужую машину.

Учитывая все эти объяснения, каждое из которых ведет к определенному разрешению проблемы, — почему тень до сих пор не повержена?

Перспектива может показаться мрачной, но на самом деле первый шаг к разбирательству с тенью — это признание ее мощи. Человеческая природа обладает саморазрушительной стороной. Когда швейцарский психолог Карл Юнг постулировал архетип тени, он говорил, что тень создает туман иллюзии, который ()кружаст~<׳ю7ТТоЙшТшьТеГ1Гэтот туман, как в ловушку, мы избегаем собственной тьмы — и таким образом вручаем тени все ббльшую и большую власть над собой. Ile секрет, что юнгианский подход к архетипам чрезвычайно интеллектуален и усложнен. Но упрямая мощь тени — вовсе не такая уж сложная вещь. Я включил телевизор, сделав перерыв, пока писал этот параграф. У знаменитого миллиардера Уоррепа Баффетта брали интервью о взлетах и падениях в циклах экономического развития.

— Вы думаете, вздуется новый экономический нузырь, который приведет к масштабному спаду? — спросил интервьюер.

— Moiy гарантировать, — отозвался Баффет!’.

Журналист покачал головой:

— Почему мы неспособны учиться на уроках

прошлой рецессии? Смотрите, куда завела нас алчность!

Баффетт позволил себе легкую таинственную улыбочку.

Ну, алчность — это порой так забавно! Ей просто невозможно сопротивляться. Как бы далеко человечество ни продвинулось, эмоционально мы вообще не выросли. Мы остались прежними!

Тень и проблемы, которые она ставит, сучцествуют как бы в форме капсулы. В тумане иллюзии мы не видил». саморазрушительности своих худших импульсов. Они неотразимы, далее забавны!

Отсюда огромная популярность тех видов разитечений. главным мотивом которых является месть — будь то шекспировский театр или спагетти-вестерн на киноэкране. Что может быть лучше, чем дать волю всей своей скрытой ярости, изничтожить врага и триумфально пройтись походкой победителя?! Тень применяет свою власть, заставляя тьму казаться светом.

Представители мировых традиций мудрости тратили большую часть своей энергии и размышлений на противостояние тем же первородным дилеммам. Творение обладает темной стороной. Разрушение присуще природе. Смерть обрывает жизнь. Разложепне истощает жизненную сипу. Зло привлекательно. Неудивительно, что туман иллюзии со временем начинает казаться таким славным местопребыванием! Если сталкиваешься с реальностью лоб в лоб, темная сторона CJiHIiiKOM ошеломляет, чтобы вынести это. Однако есть противодействующая сила, которая неуклонно и успешно преодолевает темную сторону. Обломки провальных решений загораживают ее от нас. Туман иллюзии изолирует нас от нее. Ни за что не догадаешься, переключая каналы, полные катаетроф и ужасов вечерних новостей, что человеческие существа всегда обладали силой, чтобы обрести мир, возвышенность чувств и свободу׳ от тьмы.

Тайна кроется в слове ♦сознание». Когда люди слышат его, на лицах проскальзывает разочарованiioe выражение. Сознание — это старая песня. Мы слыхали о воспитании (подъеме) сознания с тех пор, как появился феминизм, наряду с иными вариациями либер гаризма. Высшее сознание предлагалось как перспектива бесчисленным духовным движениям. Возможно, вам даже случалось испытать искушение отбросить концепцию сознания в кучу прочих потерпевших крушение идеалов, поскольку одновременно с нашими искренними попытками возвысить свое сознание, тень пятнает мир войной, преступлениями и жестокостью так же, как она пятнает отдельную жизнь болыо и страхом.

Мы добрались до перекрестка. Либо сознание принадлежит к той же категории, что и прочие неверные решения, либо его не пытались использовать правильным способом. Мне бы хотелось предположить, что верно последнее. Высшее сознание является ответом — единственным жизнеспособным ответом — темной стороне человеческой натуры. Здесь дело не в неверном ответе, а в неверном применении. Существуют бесчисленные способы исцеления души, так же как существует бесчисленное количество альтернативных способов лечения рака. Но ни у кого не хватит ни времени, ни энергии, чтобы поэкспериментировать с ними всеми. Жизненно важно выбрать путь, который приведет вас гуда, куда вы хотите прийти. Чтобы это произошло, требуется гораздо более глубокий анализ тени. Если подходить к тьме поверхностно, она выстоит, потому что тень — не такой легкий противник, как болезнь, демон или космический дьявол. Это аспект реальности, столь основополагающий для всего сотворенного мира, что только полное понимание может успешно нротивостоять ему.

Истина о единой реальности

Первый шаг к победе над тенью — отставить все ' идеи о том, чтобы ее победить. Темная сторона человеческой натуры питается войной, борьбой и конфликтами. Стоит вам заговорить о «победе» — и вы уже проиграли. Вы втянуты в двойственность добра и зла. Как только это произошло, ничто уже не может положить двойственности конец. Добро не обладает силой, чтобы поразить свою противоположность раз и навсегда. Я понимаю, что это представление трудно принять. В жизни каждого из нас есть прошлые ноступки, которых стыдимся, и нынешние побуждения, против которых мы боремся. Повсюду вокруг нас происходят акты неописуемой жестокости. Война и преступления опустошают целые страны. Люди отчаянно молятся высшим силам, которые могут воестановить свет там, где довлеет тьма.

Реалисты давным-давно оставили всякую надежду увидеть, как добрая сторона человеческой природы одолевает дурную. Жизнь Зигмунда Фрейда, одного из самых реалистичных мыслителей, которые когдалибо изучали психику, близилась к завершению, когда безумная ярость нацизма пожирала Европу. Он пришел к выводу, что цивилизация платит за свое сушествование трагическую цену. Мы должны подавлять свои дикие атавистические инстинкты, чтобы держать их в узде, и все же, несмотря на наши искрение усилия, неизбежны поражения. Мир взрывается массовой жестокостью; индивидуумы взрываются жестокостью персональной. Этот вывод подразумевает пугающее своей обреченностью смирение. У «хорошего я» нет никаких шансов жить мирной, любящей, упорядоченной жизнью, если только «плохой я» не вытеснен вниз, во тьму, и не подвергнут одиночному заключению.

Реалисты признают, что само по себе подавление — зло. Если вы пы'—־*

таетесь удушить свой гнев, страх, незащищенность, ревность и сексу алии ость, тень получает больше энергии для собственного прилгенения. И применение это безжалостно. Когда темная сторона нападает на васי нарои восходит разрушение.


 

На прошлой неделе мне позвонила женщина, которая отчаянно нуждалась в укрытии и защите. Ее муж — хронический алкоголик. Они много лет иытались справиться с этой проблемой. После периодов трезвости он впадал в рецидивы и ударялся в длительные запои, разрушавшие его карьеру и семью, которые, заканчиваясь, оставляли его изможденным и пристыженным. Не так давно он снова исчезал на неделю, и, когда на этот раз вернулся, все его угрызения и раскаяние пропали даром. Жена заявила, что хочет уйти от него Муж отреагировал вспышкой ярости. Он избил ес, чего, ка к она сказала, никогда не случалось прежде. Теперь, вдобавок к ее обычной обиде и слезам, прибавились еще и опасения за собствештую безопасность.

Все. что можно немедленно сделать в такой ситуации, — это предложить укрытие и поддержку женской группы взаимопомощи. Но, повесив трубку и ощущая в своей душе осадок ее истерзанных чувств, я задумался о долгосрочной перспективе. Алкоголики и наркоманы, впадающие в рецидив, стали стандартной чертой nauiero психологического ландшафта. Но что они представляют собой на самом деле? Я думаю, что они — экстремальный случай обычной ситуации: расщепленного "я». Для людей, страдающих зависямостя ми, отчужденность между «хорошим я» и « алохим я» не может быть разрешена. При нормальных обстоятельствах тактика обращения с темной старо ной отыскивается довольно просто. Не так трудно отказаться от своих дурных дел. предать забвению злые побуждения, извиниться за вспышку гнева и выказагь раскаяние в скверных поступках. Алкоголики и наркоманы не могут прибегнуть к этим простым рецентам. Темные побуждения владеют ими безраздельно, без нормальных сдерживающих факторов и ограничений. Им закрыт даже доступ к простым житейским радостям. Внутренние демоны подрываю! удовольствие и портят его; они высмеивают счастье; они постоянно напоминают им об их слабостях и скверне.

Предположим, чт о это описание верно в общих чертах. Я опустил некоторые важные составляющие. Привычка тоже играет в зависимости значительную роль. То же самое можно сказать о физических изм.енениях в мозгу — те, кто злоупотребляет наркотинескими веществами, атакуют рецепторы своего мозга чуждыми химикатами, которые со временем нарушают нормальные реакции удовольствия и боли. Однако эти физические аспекты зависимости весьма асреоценены. Нели бы зависимость была в основном физической, тогда миллионы людей не употребляли бы алкоголь и наркотики от случая к случаю. Однако они это делают — со сравнительно незначительными вредными последствиями в долгой перспективе и минимальными шансами развития зависимости. Iie вступая в горячий спор о зависимостях и их причинах, можно сделать шаг назад и рассмотреть их не как отдельную проблему, а как еще одно из проявлений тени.

Таким образом, чтобы лечить зависимость, мы должны подступиться к тени и разоружить ее. Поскольку все мы хотим сделать именно это, позвольте мне задержаться на примере пьяного мужа, вернувшегося из недельного запоя. Он послужит олицетворением других проявлений тени, как то: неистовой ярости, расовых предрассудков, сексуального шовинизма и многого другого. На первый взгляд они никак не связаны. Начальник, практикующий сексуальные домогательства, не демонстрирует того же неконтролируемого поведения, что и гомофоб, совертающий преступление на почве ненависти. Однако тень обеспечивает эту7 общую связь. Из любого аспекта «я», который отколот от целого, заклеймен как скверный, беззаконный, постыдный, наказуемый или неправильный, тень черпает свою силу. Не имеет значения, выражает ли себя темная сторона человеческой натуры крайней жестокостью или мягкими, социально терпимыми способами. Самое главное здесь — это то, что часть «я» отщеплена.

Отколовшись, «плохой» фрагмент теряет соприкосновение с центральной сущностью «я», той частыо, которую мы считаем «хорошей» благодаря отсутствию у нее внешних признаков жестокости, гнева и страха. Это — взрослое «я», эго, которое хорошо адаптировалось к миру и другим людям. Пьяный муж, разумеется, обладает этим «хорошим я». Возможно далее, что он обладает гораздо более приятным и

приемлемым «хорошим я», чем обычно бывает. Чем больше вы подавляете свою темную сторону, тем легче выстроить личность, которая прямо-таки сияет добротой и светом. (Отсюда неподдельное удивление соседей, которые рассказывают съемочным командам телевизионщиков в интервью по случаю последствий массовой бойни или другого чудовищного преступления, что злоумышленник «казался таким чудесным человеком».)

Из разговора с пребывавшей в смятении женой я понял, что ее муж время от времени проходил реабилитацию. Порой лечение ненадолго помогало. Но даже во время периодов трезвости мужчина не испытывал счастья. Он постоянно был настороже, опасаясь вновь сорваться. Он страшился следующего запоя, однако, как отчаянно он ни сражался, эта перспектива была неизбежна. Даже в периоды его временных побед тени надо было только понаблюдать и дождаться своего часа.

Однажды, когда муж метался в агонии белой горячки, его ночная потливость и приступы безумия сделались невыносимы. Жена побежала к врачу, умоляя дать ей средство, которое подавило бы эти симптомы. Но ей случилось столкнуться с врачом, когорый был упертым реалистом, и он отказал. «Пусть дойдет до грани, — сказал он. — Это единственная реальная надежда. Мало того, вы окажете ему плохую услугу', сделав его мучения менее болезненными». Мы с вами могли бы решить, что это совет черствого человека. Но феномен «последней черты» хорошо известей в кругу зависимых. Он сопряжен с серьезнейшим риском, поскольку, когда блеф тени обнаружен, она прибегает к крайностям саморазрушения. Нет практически никаких пределов страданиям, которые может породить бессознательное, а все мы — создания хрупкие. Алкоголики и наркоманы — или любой, кого цепко держит хватка теневых энергий, — пленены туманом иллюзии. Внутри этого тумана не существует ничего, кроме мучительной потребности и ужаса не получить свою дозу.

Кода опасное путешествие к «крайней черте* срабатывает, причина состоит в том, что этот туман рассеивается. Зависимый начинает ловить себя на понастоящему реалистичных мыслях: «Я — нечто большее, чем моя зависимость. Я не хочу потерять все. Страх можно преодолеть. Пора покончить с этим*. В такие моменты ясности целительная сила исходит от самой этой ясности. Человек проламывается сквозь чары саморазрушения и видит, насколько оно иррационально. В состоянии ясности <я > собирается вместе и смотрит на себя без шор на глазах.

У тебя есть только одно «я». Этонастоящий ты. Это «.я» превыше добра и зла.


 

Тень теряет свою силу, когда сознание преодолевает свою разобщенность. Когда вы больше не расколоты на лагеря, то во всех направлениях единственное, что можно увидеть, — это единое «я". Нет никаких скрытых отделений, подземелий, пыточных камер или замшелых валунов, под которыми можно спрятаться. Сознание созерцает само себя. Это его наиболее базовая функция, но, как нам предстоит обнаружить, из этой простой функции может родиться новое «я», а со временем — и новый мир.

То, что Юнг первым назвал тень ее именем, не было его главным достижением — как не была им и его теория архетипов. Вопрос «кто яг1׳» зависит от вопроса <׳кто мы?■». Человеческие существа — единственные создания, которые способны создать «я». На самом деле, мы должны делать это, потому что '·я■· дает нам точку зрения, уникальный фокус мира. Без и·' наш мозг бомбардировала бы ошеломляющая лавина сенсорных образов, не имеющих смысла. У младенцев «я» нет, и они проводят первые три года жизни, создавая его, лепя свою индивидуальность и предпочтения, темперамент и интересы. Каждая мать может засвидетельствова ть, что время, которое ее дитя проводит в состоянии «чистого листа», минимально, если существует вообще. Мы приходим в мир не как пассивные воспринимагели чувственной информации, но как рьяные творцы. Как только вы становитесь уникальным «я» со своими нуждами, убеждениями, импульсами, побуждениями, желаниями, мечтами и страхами, мир внезапно обретает смысл. «Я», «мне» и «мое» существуют для одной цели: чтобы обозначить ваше личное участие в мире.

У всех нас есть «я», и мы идем на многое, чтобы защитить его право на существование. Но наше создание хрупко. Все мы переживаем личностные кризисы, такие как внезапная кончина любимого человека или открытие, что мы серьезно больны. Любой кризис, который атакует наше чувство благополучия, также атакует наше чувство «я». Если вы теряете свой дом, все свои деньги или своего супруга, это внешнее событие посылает дрожь страха и сомнений во все ваше «я» целиком. В любой момент, когда вы чувствуете, что ваш мир рассыпается на части, на самом деле на части рассыпается ваше «я» и его уверенность в том, что оно понимает реальность. После любой серьезной травмы, нанесенной телу или мысли, хрупкой эго-личносги требуется время на то, чтобы восстановиться. (Нам еще очень повезло, что старый афоризм прав: «Душа не разбивается — она отскакивает».)

Поскольку нам неведомо, как мы создали <я», за которое так отчаянно цепляемся, оно способно удивлять и поражать нас. Фрейд вызвал всеобщее изумленис, когда заявил что у «я» есть скрытое измерение, наполненное побуждениями и желаниями, которые мы едва ли осознаём. Уже став наиболее выдающимся из учеников Фрейда, Юнг обнаружил, что его наставник совершил ошибку. Бессознательное — это не «я». Это «мы». Когда у человека имеются бессознательные импульсы и побуждения, они восходят ко всей истории рода человеческого. Каждый из нас, но Юнгу, связан с «коллективным бессознательным», как он это называл. Представление о том, что вы и я создали свои отдельные, обособленные «я» — это иллюзия. Мы черпали из огромного резервуара всех человеческих чаяний, побуждений и мифов. Это общее бессознательное, в том числе и обиталище тени.

Некоторые люди ладят с обществом, другие асоциальны, но никто не может находиться вне коллективного «я». «Мы* — это постоянное напоминание о том, что никто из нас — не остров в океане. Юнг счистал социальную «шкурку*, чтобы обнажить скрытое измерение «нас*. Вероятно, наименование этого царства коллективным бессознательным звучит техничнес, но то «я», которое мы с вами разделяем со всеми остальными людьми, является основой нашего выживания. Подумайте о способах, которыми вы прибегаете к помощи коллективного «я*. Вот лить некоторые из них.

1. Когда вам требуется поддержка семьи или ближайших друзей.

2. Когда вы присоединяетесь к политической партии.

3· Когда вы вступаете добровольцем в благотворительную организацию или общество.

4. Когда вы решаете сражаться за свою страну или защищать ее иным способом.

5. Когда вы идентифицируетесь со своей национальностыо.

6. Когда вы мыслите терминами «мы против них».

7. Когда катастрофа, произошедшая в другом месте, затрагивает' вас лично.

8. Когда вы охвачены коллективной паникой.

Это чистая фантазия — считать, что можно устраниться от «нас ׳, даже если бы мы все попытались еделать это. Мы хотим, чтобы на нас смотрели как на американцев, но не как на «противных американцев*. Мы сочувствуем другим этническим группам — но

также ощущаем себя отличными от них, обособленными и. обычно, лучшими, чем они. Во времена критисов мы хотим, чтобы наши семьи были как можно сплоченней, однако в других случаях настаиваем на своем праве быть отдельными личностями, имеющими какую-то жизнь за пределами семьи. Коалиция между «я» и «мы» никогда не была бесспорно устойчивой.

Юнг сделал ее еще менее устойчивой. Когда речь идет о коллективной тени, люди изо всех сил стараются от нее устраниться. (Общество никогда не нерестанет развиваться путями, которых мы нс одобряем!) Ho ita самом деле это труднее, чем самоустраниться от семейной роли. Действительно, семья — всего лишь первый элемент или уровень коллективного «я», который мы склонны воспринимать довольно легко. За столом в День Благодарения вы можете объявить, что изменились, что не стоит больше относиться к вам как к испорченному пятилетке или бунтарю-тинейджеру. Вы можете почувствовать, что вас не слышат. Ваша семья, возможно, вложила слишком много усилий в то, чтобы удержать вас в с тарых рамках. Общество, однако, еще грубее и склонно проявлять еще меньше понимания.

Общество запустило свои невидимые когти в каждого из нас. Вы можете объявить себя пацифистом во время BOHttbi. Это индивидуальный выбор. Однако он не извлекает вас автоматически из коллективной тени, где война появляется на свет из ярости, предрассудков, негодования, старых обид и темного подбрюшья национализма. Вероятно, дискредитированный термин «расовой памяти« в данном случае жизнеспособен, несмотря на то что вызывает у нас крайнюю неловкость. Однако миллионы людей не ощущают никакой неловкости, отпуская замечания вроде «типично мужская реакция» или «баба за рулем־>. Вопрос пола превратился в бурно дискутируемый вопрос лояльности. В этот момент коллективное бессознательное поймало вас в свои сети. На поверхности гражданин X может яростно противостоять гражданину Y. но на бессознательном уровне они объединены, как концы каната для перетягивания.

Выбор — объединиться или обособиться — становится центральной проблемой коллективной тени. Он поднимает множество вопросов иовседневной жизни:

1. Каковы мои социальные обязанности?

2.В чем состоит мой патриотический долг?

3· До какой степени я должен соглашаться с обществом или сопротивляться ему?

4. Как я связан с другими людьми?

5.Что я должен тем, кому меньше повезло в жизни?

6.Могу ли я изменить мир?

Задав любой из этих вопросов, ваше сознательное мышление не может дать целостный ответ или даже наиболее правдивый ответ. Под внешней поверхностыо коллективное бессознательное мутит воду побуждениями, предубеждениями, неосуществленнымн желаниями, страхами и воспоминаниями, которые являются частью вас, потому что «мы־> в гой же мере определяет вашу идентичность, что и «я».



Где доказательства?

В течение долгого времени концепция коллективного бессознательного оставалась интригующей георией, не подкрепленной достаточными доказательствами. Никто не оспаривал того, что человеческая природа обладает темной стороной, но было ли объяснение Юнга действительно полезным или представляло собой блестящую интеллектуальную выдумку? Лишь недавно кусочки и фрагменты доказательств были собраны, и, если уж на то пошло, они только углубили таинственность. Например, в течение десятков лет было известно, что, когда человек становится одиноким и обособленным, как часто случается со вдовыми людьми преклонного возраста, риск серьезных болезней и смерти для них возрастает по сравнению с теми, кто сохранил прочные социальные связи. Счастливый брак способствует здоровью. Поначалу это открытие было трудно принять, поскольку медицинские исследования не видели связи между ментальным состоянием и телом. Откуда бы сердцу или предраковой клетке где-то в недрах тела знать, что' человек чувствует? Потребовалось открытие так называемых сигнальных молекул, чтобы доказать, что мозг переводит каждую эмоцию в химический эквивалент. Когда сигнальные молекулы устремляются по течению крови, циркулируя между сотнями миллиардов клеток, несчастье или счастье передается сердцу, печени, кишкам и почкам.

Внезапно медицина разума/тела обрела «реальное> обоснование, ибо ничто так не реально, как химические вещества. Но Юнг предполагал, что счастье или несчастье могут разом ощущать целые группы людей. Почему разражается массовая вспышка ярости в Ираке или Руанде? Мы можем отыскать объяснение в застарелой племенной вражде и сектантских разборках. Хранятся ли они в коллективном бессознательном, или это поколения родителей велят своим детям вдыхать новую жизнь в распри предков? Нет никакого смысла качать головой и бормотать что-то насчет нецивилизованного, варварского поведения. Величайшие «кровавые бани» в истории случились во время двух мировых войн. Миллионы цивилизованных солдат маршировали прямиком в пасть к смерти — те самые люди, которые писали стихи, играли на рояле, знали латынь и греческий. Потом Европа оглядывалась назад и называла эти бойни безумными, но отменно разумные люди вели войну и умирали в ее ходе, и, когда сознательные противники войны протестовали, их сажали в тюрьму или наказывали, посылая на передовую в качестве медицинского персонала, — трагическая ирония, которая убила »многих из тех, кто более всех ненавидел войну и хотел предотвратить ее.

У бессознательного есть цель, и состояит она в там, чтобы оставить нас бессознательными. Правда, порой знание все равно прорывается наружу.


 

В знаменитом социальном эксперименте в Стэнфорде психологи воспроизвели тюремные условия, чтобы попытаться понять, как тюремщики обращаются с узниками. Студенты были разделены на две груашы — заключенных и надзирателей — и получили задание играть свои роли так, как они хотят. Руководившие экспериментом психологи ожидали, что увидят выраженные перемены в поведении каждой группы, и все же эксперимент пришлось прекратить буквально через несколько дней. Студенты, игравшие тюремщиков, стали необыкновенно жестоко обращаться с заключенными — вплоть до такой стадии, на которой появилось унижение и сексуально окрашенное насилие. Эта ошеломительная «осечка» положила начало теории «хороших яблок в гнилых бочках». Старый способ мышления говорил психологам, что «гнилое яблоко» может принудить группу к неправильному' поведению. Здравый смысл говорит о том, что лидер банды может побуждать своих пассивных последователей к совершению преступлений; задиристость в колледже заходит чересчу'р далеко потому, что маленькое ядро «гнилых яблок» оказывает давление на остальных сверстников. Однако стэнфордский тюремный эксперимент поведал противоположную историю. Все участники были хорошими ребятами, учившимися в престижном университете. Девиантное поведение проявилось у них не потому, что они были «гнилыми яблоками», а потому, что они находились в «гнилых» условиях, которые позволили проявиться темным силам. То, что наблюдали психологи, было не больше и не меньше как инкубатором для тени. и условия, которые взрастили групповую жестокость, были подробно задокументированы.

Тень может проявиться, если присутствует полная анонимность — как часто случается, когда вместо того, чтобы быть личностями, люди становятся «лицами в толпе». Эта потеря индивидуальности усугублястся, если нс наступает никаких последствий дурного поведения. Отсутствие закона и порядка усиливает эффект, так же как и данное кем-либо позволение вести себя, презрев границы нормальной морали. Ecли присутствуют авторитетные фигуры, активно поощряющис дурное поведение и обещающие отсутствне наказания, тень выныривает на поверхность с еще большей легкостью. Нам пет необходимости делать бочку еще более гнилой, добавляя нищету, безграмотность и старые племенные узы, но они с очевидностыо заражают среду еще больше. То же самое обеспечивает любая разновидность мышления «мы против них·׳.

Когда я говорю, что может проявиться тень, я имею в виду, что может проявиться любой вид массовой патологии. Стэнфордский тюремный эксперимент вновь всплыл на поверхность, когда потребовалось объяснение для злоупотреблений в тюрьме Абу Грейб во время иракской войны. Но если бы мы осознавали, что гетто тоже являются примерами «гнилых бочек·׳, в которых теснятся «хорошие яблоки», мы бы не стали думать о низших слоях общества как о морально ущербных или того хуже. Разрушение экосистемы — одна из форм жестокости по отношению к планете, однако в нем тоже участвуют хорошие люди, совершающие скверные поступки, поскольку им было дано на это разрешение и не грозит никакое наказание (кроме долгосрочного вреда, с которым сталкиваемся мы все, но который можно игнорировать, отрицать или «отложить до завтра»). Очнувшись после таких бесчинств, люди кажутся оглушенными и смущенными. Жестокости, совершенные ими, кажутся страшным сном, хотя они на самом деле активно участвовали в ужасах, подобных войне и геноциду. Тень, таким образом, загоняет нас в ловушку двумя путями. Она держит нас в бессознательности, а затем взрывается с неистовой и невероятной силой, когда и где только пожелает.

Вы можете спросить: «А какое это имеет отношение ко мне?» Большинство из нас ни разу не участвовало в прорыве тени, подобном тому, что случился в Абу Грейбе. Вместо того чтобы посочувствовать солдатам, которые злоупотребили своей властью, мы ищем козлов отпущения, дабы наказать их, потому что с объяснением о «гнилом яблоке», которое всю бочку портит, легче жить. Однако когда вы занимаетесь таким невинным делом, как вождение машины, вы выпускаете в воздух в среднем девятнадцать фунтов углекислого газа — парникового газа, который представляет опасность для нашей планеты. Мы как общество мохли бы исправить эту ситуацию в течение нескольких лет, стоит только сосредоточиться на ней. Решения — от более «чистых» машин до массового перехода на альтернативное топливо — уже существуют. Почему мы не используем их полностью? Потому что оставаться бессознательными легче!

Скептики имеют право возразить, что все это еще не доказывает существования коллективного бессознательного. Где свидетельства того, что члены общества незримо объединены между собою, без всяких слов или давления среды, связывающих их в единое целое? Новая отрасль психологии изучает «социальное заражение» — глубоко таинственный феномен, знания о котором могли бы изменить все, что мы думаем о своем поведении.

Все мы испытываем на себе воздейстоие модных поветрий и тенденций. Вдруг ни с того ни с сего, кажется, unto все поголовно увлекаются чем-то новенький, будь то обмен эсэмэсками, массовое бегство из сети «МайСпейс» на Твиттер или помешательство на новой видеоигре. Такие поветрияэто заразное поведение. Вы подхватываете их от других людей. Однако никто не знает, каким образом поведение становится заразным. Что заставляет группу людей вдруг решить действовать совершенно одинаково?

Это становится важнейшим медицинским вопросом, если вы хотите, чтобы группа людей перестала делать что-то, что наносит вред: если вы ставите целью убедить молодежь не курить, например, или население в целом прекратить набирать лишний вес. Наиболее продвинутое исследование этого вопроса проделано двумя исследователями из Гарварда. Николас Кристакис и Джеймс Фаулер, чья новая книга «На связи» («Connected») была анонсирована в недавней статье воскресного приложения «Нью-Йорк Таймс». Кристакис и Фаулер анализировали данные самого масштабного национального исследования сердечнососудистых заболеваний, которое отслеживало истории трех поколений горожан Фрамингема, что в штате Массачусетс. Они изучали поведение более чем пяти тысяч человек, которые были внесены в особую Kapту в соответствии с 51 тысячей семейных, дружеских и рабочих связей.

Их первым открытием стало то, что когда один человек набирал вес, начинал курить или заболевал, то для ближайших членов семьи и дружеского окружения этого человека вероятность такого же поведения возрастала на 50%. Это подкрепляет принцип социологии, известный уже несколько десятилетий: поведение складывается в группах. Нам всем случалось ощущать это на себе в виде давления со стороны окружения или наблюдая характерные поведенческие черты, которые казались «фамильными чертами». Верно также и обратное. Если вы общаетесь со здоровым окружением, вы с большей вероятностью усваиваете здоровое поведение. Это касается не только здоровья; почти любое поведение может быть заразным. Если вам случается делить комнату׳ в общежитии колледжа с человеком, прилежным в учебе и получающим вы

сокие баллы, ваши оценки имеют шансы повыситься «по ассоциации».

Но второе открытие Кристакиса и Фаулера было куда более таинственным. Они обнаружили, что социальные связи могут «пропускать звенья». Если личность А страдает ожирением и знакома с личностью В, которая им не страдает, у друга личности В все же на 20% больше шансов заболеть ожирением, а у друга этого друга — на 10%. Эти «три ступени связи» действительны для всех типов поведения. Друг друга может «подсадить» вас на курение, несчастье или одиночество. Статистика готова подтвердить это, несмотря даже на то что вы этого друга своего друга знать не знаете.

Находки Кристакиса и Фаулера предполагают наличие невидимых соединителей, пронизывающих все общество. Если их исследование подтвердится... подумайте о его подтексте. Понятие о коллективном бессознательном было предложено почти столетие назад Юнгом. Неужели Юнг наткнулся на невидимые соединители задолго до того, как были собраны данные в их поддержку? Право, это сторонний вопрос по отношению к главному: какого рода связи могут существовать невидимо ни для кого — когда люди не говорят друг с другом, не наблюдают за поведением друг друга и даже не подозревают о существовании друг друга?

Это сложные вопросы, и я лишь намекаю на то, сколько в них таинственности. Но новое исследование социального заражения захватывающе, поскольку оно поддерживает представление о том, что существует на деле одно мышление, которое координирует не только то. как люди подхватывают модные поветрия или принимаются имитировать друг друга; не только то, как одни клетки мозга узнают, что делают другие удаленные мозговые клетки, но и создает широко распространенные феномены вроде того, как близнецы, разделенные расстоянием в тысячи миль, знают, что происходит с другим из пары. Эти незримые соединители привносят коллективное бессознательное во многие-многие области жизни. Социальное заражение создает новости, потому что мы все любим доверять информации, но возможность того, что все мы участвуем в деятельности одного мышления, бросает вызов религии, философии и смыслу самой жизни.

Таким образом, тень — это продукт совместного творчества. Любой может приложить руку к ее созданию. Все, что вам нужно, — это способность оставаться бессознательным. Бесчисленные торговцы страхом полагают, что они творят добро. Любой защитник родины ожидает почета и похвалы. Племена, воюющие против других племен, свято убеждены, что обязаны сражаться, чтобы выжить. Мы сопротивляемся своей тени и отрицаем ее существованне, и это результат идеологической обработки прошлого и гипноза социальной среды. Детские нереживания являются причиной нескончаемых последующих напоминаний о том, что «это хорошо, а это — плохо; это от Бога, а это — от дьявола». Такое внушение идей — способ структуризации всех и любых обществ. Что проходит мимо нас, гак это то. что

в то же время мы творим общее «я». Если бы детей учили осознавать свою тень, делиться даже темными чувствами, прощать себя за то, что они не все время бывают «хорошими», узнавать, как высвобождать тсневые импульсы через здоровые «отдушины», тогда вреда, наносимого обществу и экосистеме, было бы намного меньше.


Творцы тени

Даже если вы ни секунды внимания не уделяли Фрейду или Юнгу, благодаря им вы унаследовали несколько иное «я». Они сделали так, что ныне возможно думать о человеческой природе как о глубокой тайне, и никак иначе. Подобно вершине айсберга, в физическом мире видимой является лишь часть того, кем вы являетесь. Незримая и часто игнорируемая, человеческая душа является вместилищем двусмысленности, противоречий и парадоксов. И так оно и должно быть, ибо весь жизненный опыт, который представляет собой манифестацию души, есть результат контраста. Вне контраста вы не обладаете никаким опытом: свет и тьма, удовольствие и боль, верх и низ, вперед и назад, горячее и холодное... если бы не было этого разделения, не было бы и манифестации. Сознание было бы одним обширным плоским полем, подобным пустыне. Вы осознавали бы все в общем, но ничего конкретно.

Чтобы обрести манифестацию, требуются противоположные энергии. Именно поэтому искренние враги являются скрытыми союзниками. Например,

/сама бен Ладен и Джордж Буш взаимно создавали друг друга. На поверхности они были врагами, но под ней оказывались союзниками. Это общий принцип. Вам нужны ваши враги, чтобы быть ־геми, кто вы есть. Юнг имел смелость понять, что каждому из нас необходима темная сторона, чтобы быть теми, кем мы являемся. На самом деле коллективное бессознательное — это история того, как развивался человеческий род, обмениваясь всяким новым открытием в невидимой форме. В первую очередь это открытия, касающиеся «я».

Базовым фактом физической антропологии является то, что значительная часть мозга — кора — посвящена высшим функциям. Кора головного мозга позволяет нам логически мыслить: она порождает любовь и сопереживание. Религия родилась в коре, так же как и наша концепция небес и ада. Без высшего отдела мозга — коры или кортекса — мы бы никогда не развили способность читать и писать, матсматику и искусство.

Какое же это было потрясение в таком случае — выкопать останки неандертальцев и узнать, что у этого вида был не просто огромный кортекс, по даже несколько более крупный, чем у нас! Однако пеандертальцы бродили по Европе, охотясь на крупного зверя, в течение четырехсот тысяч лет — в два раза дольше, чем существует гомо сапиенс, — пользуясь всего одним инструментом — тяжелым копьем с привязанным к нему каменным наконечником. Несмотря на свою гигантскую кору, неандертальцы так и не изобрели на своем веку второго инструмента. Они даже

 

Коллективная тень

не перешли к более легкому копыо, которое можно было бы кидать. Вместо этого они использовали свои тяжелые копья, чтобы атаковать добычу, такую как волосатый мамонт или гигантский пещерный лев, тесно сомкнув ряды и втыкая каменные наконечники в бока животного. В результате почти каждый мужской скелет неандертальца демонстрирует множественные переломы. Большие животные давали сдачи, и все же почти полмиллиона лет неандертальский мозг не мог вычислить, что было бы гораздо безоиаснее делать более легкое оружие, которое можно бросать с расстояния.

Эволюция человеческих существ лав исела не от физического мозга, но от мышления, которое этот мозг исполъзовало. Обучение происходило в царстве бессознательного, в тишине и скрытно от взгляда. Человек разумный оказался способен использовать мозг для гораздо более сложных задач, чем любой из его предков. Как только мышление обнаружило, как изготавливать лучшее по качеству оружие, жизнь стала легче. Земледелие замепило охоту и собирательство. По мере того как жизнь усложнялась, развился язык, чтобы люди могли вести

обмен мыслями и идеями,

 

Другими словами, Юнг наткнулся на тайное место, где и происходило все действо. Коллективное бессознательное является библиотекой мышления, складом всего прошлого опыта, который мы в настоящий момент можем использовать. На вопрос «кто я такой» никогда не было однозначного ответа. «Я» текуче и постоянно изменчиво, оно означает и ваше собственное «я», и то «я», которое вы делите со всеми остальными. Исследования показывают, например, что мозг людей, которые овладели компыотерными навыками и видеоиграми, имеет новые нейронные пути, отсутствующие в мозге «компьютерно невинных», как называет расхожее выражение тех, кто не имеет дела с компьютерами.

Если хотим отыскать истинное «я», нам придется нырнуть в теневой мир и его вечное движение. Эго всегда казалось опасным предприятием, таким, которое заставит побледнеть любого, за исключением самого отважного героя. Началу своего знаменитого фильма «Гамлет» Лоуренс Оливье предпослал такие слова: «Это история человека, который не мог принять решение». У Гамлета были доказательства того, что его дядя убил его отца с целью завладеть короной Дании. У него были все причины искать отмщения, и, однако, он не мог этого сделать. Смертельно опасное путешествие в тень, где убийство и месть являются нормой, угрожает самому существованию Гамлета, его благородству и цивилизованному воспитанию. Даже при этих условиях принц предпринимает это опасное путешествие, и оно приводит его к отвращению, ненависти к себе, утрате любви и

 

мыслям о самоубийстве — типичным реакциям, ». гда встречаешься лицом к лицу с монстрами глубин. Когда он сам наконец отравлен, Гамлет приемлет свою судьбу с облегчением и неземным спокойствием. Первыми словами в начале фильма Оливье должны были быть: «Это история человека, который боялся собственной тени ».

Таким образом, важно сознавать, что теньэто творение человеческое. Она была создана в коллективном бессознательном. Ненависть к врагу (вчера это были коммунисты, сегоднятеррористы) не является изъяном человеческой природы. Мы с вами наследуем чувство антагонизма. Он происходит из тени, чье содермсимоетворение человеческое.


 

В частности, тень формулирует модель «их» — людей, чуждых «нам». «Они» хотят навредить нам и отобрать то, что мы ценим. В отличие от нас, они — не вполне люди. Мы имеем право сражаться с ними и даже уничтожать их. Эта незримая модель, которая формирует мышление отнюдь не одиночек, а множества людей, которая переживает поколение за поколением, чтобы подрывать рациональную мысль, как раз и есть то, что называется архетипом тени.

Человеческие существа сознательно создавали великие цивилизации как оправу для собственной о волюции, однако на бессознательном уровне мы накаиливали историю, которая выходит далеко за пределы опыта любого отдельного человека или отдельной эпохи. То, что вы называете <־я>>, на самом деле представляет собой «мы» в гораздо большей степени, чем вы думаете.

Доказательство этому можно найти в вашем теле. Иммунная система — это коллективный проект. Под вашей грудиной расположена шпочковая железа, которая вырабатывает антитела, необходимые вам для защиты от вторгающихся извне бактерий и вирусов. При рождении вилочковая железа неразвита. В течение первого года жизни вы зависите от иммунитета материнского тела. Но вилочковая, или зобная, железа начинает расти и созревать, пока не достигает максимального размера и полного функционирования к двенадцати годам, после чего сокращается. В период роста она снабжает вас антителами к болезням, с которыми сталкивался весь человеческий род. Вам необязательно заражаться каждой болезнью; наследование иммунитета коллективно, и в то же время мы продолжаем вкладывать в этот запас, противостоя новым болезням.

Этот пример показывает, что вы обладаете не обособленным физическим телом. Ваше тело участвует в коллективном проекте, в процессе, который никогда не заканчивается. Я мог бы привести и другие примеры, такие, как эволюция мозга, но все они сводятся к ДНК. Наши гены записывают историю развития человечества на физическом уровне. Несмотря даже на то что генетики еще не раскрыли всех секретов генома, думаю, следующий скачок будет нефизическим — он произойдет на уровне души. И первой задачей, когда мы до этого доберемся, будет обновление самой души. Эпоха тени может подойти к концу, как только мы предпочтем единство отчуждению. Судьба разделенного <я» в наших руках.


Процесс продолжается

Откуда тень берет начало? Импульс к отчуждению создал контраст — и войну — между светом и тьмой. Когда разделение становится патологическим, оно проявляется как теневая ярость, страх, зависть и враждебность. Так что человеческая душа одновременно ощущает божественное и дьявольское, духовность и нечестие, святого и грешника. В традициях восточной мудрости у нас есть пословица о том, что грешник и святой всего лишь обмениваются опытом. У грешника есть будущее, а у святого — прошлое, в которых они играют противоположные роли. Запретнос вожделение и безусловная любовь — две стороны одной монеты. Невозможно создать монету только с аверсом или только с реверсом или электрический ток без положительной или отрицательной клеммы.

Как и электричество, жизнь не может существовать, если один полюс не посылает ток другому. Как 1 только вы это понимаете, то первое, что осознаёте, — это что иметь тень нормально. Тень является имнульсом разделения. Но божественный импульс — это импульс, взыскующий единства. Выбор — создать тень — оказался неотразимым. Он подарил нам <и>, которое мы рассматриваем как человеческое, то привычное < я־>,

которое может быть и плохим, и хорошим. Никакой настоящей тайны в этом нет. Действительно, таинственное «я» вступает в игру, когда мы спрашиваем, может ли сила самосоздания использоваться для сотворения чего-то нового — единства на месте разделения.

Разделение — это увлекательное путешествие. Эго устроило человеческим существам бешеную скачку сквозь блаженство и трагедию. Наша душа, это средоточие противоречий, парадоксов и двусмысленностей, постоянно разрывается между двумя импульсами — божественным и дьявольским. Мы усматриваем мало смысла в том, чтобы отказываться от одного ради другого. Мы втайне любим наших «плохих мальчиков» и «скверных девчонок». Назвать кого-то «сущим чертенком» — значит сделать завистливый комплимент.

Однако, если посмотреть с другой стороны, мы блуждаем в тумане и!тюзии. Вместо того чтобы применить свою силу к созданию любого «я», какое захотим, мы пассивно наследуем расщепленное «я» со всеми невзгодами и конфликтами, которые оно с собой несет. Как только вы решаете, что «я», «мне» и «мое» определяет, кто вы есть, опасности разделения становятся неизбежными. Невозможно иметь Бога, не имея дьявола.

Что есть дьявол? Это мифическая тень, падший ангел, но рожден он был божественным. На самом деле, один из способов интерпретации слова «дьявол» — это «занемогшее божество». В этом скрыт шокирующий вывод: невозможно получить вселенную, если тьма в ней не соперничает со светом. Этот контраст кажется не слишком вдохновляющим, но как только он взорвался, произведя на свет видимую Вселенную, результат оказался невероятно драматичным: получилась живая голограмма добра и зла. Не существует ни единого атома или субатомной частицы, которые не участвовали бы в драме противоположностей, начинающейся с электрических зарядов и восходящей к битве между Сатаной и Богом.

Видимая Вселенная обеспечивает нам сценический задник для нашей эволюции; царство невидимого дарит нам душу. Эти двое всегда идут рука об руку. На самом деле они есть одно. Любое изменение, которое вы осуществляете на уровне души, создает изменения во внешнем мире, который является зеркалом души. И вам не навязано силой наследование все гой же старой драмы, в которой падшая грешная душа пытается дотянуться до света, — и может в этом преуспеть, а может и не преуспеть. Эта духовная драма поддерживает· бешеную скачку эго. Она иревращает весь мир в игровую площадку добра, и зла, и всего, что с ними связано: греха и искупления, искушения и праведности. Понятие о создании новой души — и новой исторической линии заодно — одновременно странно и волнующе.

Импульс к разделению подарил нам ту реальность,

которую мы знаем. Какой же импульс подарит нам новую реальность? Назовем его голографическим импульсом. Голографический импульс пренебрегает деталями и стремится к целостности. Он создает трехмерные структуры, в которых внутреннее и внешнее сливаются в одно. Большинство людей видели голограммы, созданные с использованием лазерного света. Взяв за основу не более чем фрагмент фотографии или объекта, лазер может воссоздать целиком объект или фотографию, словно по волшебству. Вместо фрагмента в поле зрения возникает целое. Таким же образом, несмотря на то что вы озабочены фрагментами повседневной жизни — делами, приготовлением нищи, работой, досугом, предпочтениями и неприязнью, сотней маленьких выборов между' А и В, — ваше мышление в действительности проецирует для вас голограмму, в которой вы обитаете. Вы живете внутри целого. Голографический импульс нельзя отключить или уничтожить. Хотя вы можете оглядываться вокруг־ и морщиться по поводу многого из того, что видите в своем личном мирке, ощущая себя пойманными в ловушки, расставленные другими людьми и труущыми ситуациями, вы сохраняете силу, позволяющую создать совершенно новую голограмму. Новая голограмма подразумевает новое «я־>. Ничего нельзя достичь по частям. Легче создать целостность на самом-то деле, чем менять свою реальность фрагмент за фрагментом.

Чтобы получить холистическое изменение, вы должны оперировать на уровне холистического творения. Есть восхитительное упражнение, которое да

ет намек на то, как это может работать. Закройте глаза и вообразите яркое визуальное ощущение, такое как тропический закат или высокий альпийский пик. Образ может быть каким угодно, если вы в состоянии представить его в цвете и перспективе. А теперь представьте вкус, который вам нравится — густой шоколад, например, или кофе. Погрузитесь глубоко в это ощущение, пока не почувствуете его вкус на самом деле. Переходите к любимому вами звуку — к примеру, любимой музыке; затем — к приятной текстуре, вроде бархата: и, наконец, к пьянящему запаху, такому как дамасская роза или лилия.

Представив эти яркие впечатления для всех пяти органов чувств, откройте глаза. Вас ошеломит то. что вы увидите. Обычный мир вдруг стал ярким д! живым. Цвета сделались ярче. Воздух пронизан вибрациями. Об этой потрясающей перемене говорят все, и она демонстрирует то, что даже незначительное возвышение внутреннего мира заставляет внешний автомагически следовать его примеру. Это ключ к одной из глубочайших духовных тайн — способности целиком изменить реальность в одно мгновение. На поверхностп жизни такая способность недостижима, и именно поэтому люди чувствуют себя игрушками внешних обстоятельств. Вы должны отыскать уровень души, где голографический импульс может создать все, что \тодно.

Юнг назвал это коллективным бессознательным, а не коллективным сознанием, именно по этой причине. Человеческие существа коллективно создавали мир, не сознавая, что происходит. Вот главные нигредиенты, которые мы использовали. Обратите внимание, как они уходят все глубже и глубже — от первого, который кажется вполне безвредным, к последнему, который обладает огромной саморазрушительной силой:

Скрытность: мы научились не открывать свои основные побуждения и желания.

Вина и стыд: как только основные побуждения и желания были скрыты, они стали ощущаться как скверные.

Осуждение: все, что ощущалось как скверное, стало неправильным.

Обвинение: мы хотели знать, кто ответствен за ощущаемую нами боль.

Проекция: был создан удобный козел отпущения — либо ненавидимый враг, либо незримая демоническая сила.

Разделение: мы сделали все, что могли, чтобы выпихнуть из себя эту демоническую силу. Враги были "другими», которых надо было остерегаться и побеждать.

Борьба: проекция не могла навсегда упразднить боль, поэтому результатом стало постоянное состояние войны внутреннего против внешнего.

Как видите, тень по-прежнему получает топливо, поскольку мы — мастера в манипулировании этими ингредиентами. Мы на самом деле испытываем зависимость от них, несмотря на то что результатом являются война, жестокость, преступления и нескончаемая борьба, не говоря уже об удушающем эффекте веры в космическое зло как постоянное присутствие

в тгом vxnpe. Решение этой проблемы — развоплотить тень, »то не чудовище Франкенштейна — не ужас, который разросся и стал более могущественным, чем его создатель. 1’ень — это область психики. В ней не существует ничего такого, что было бы превыше нашей способности рассеять ее. Вместо того чтобы позволять тени превращать нас в жертв, мы должны овладеть контрольным рычагом и востребовать назад свою истинную функцию как творцов.

выход

Позвольте подытожить все, сказанное до сих пор, гремя предложениями. Двойственность — это то, в ча,н вы пребываете. Тень окружает вас туманом ил. позии. Ваше расщепленное «я» является первой и нетболее вредоносной иллюзией. А теперь давайте займемся проблемой непосредственно, определяя, действитслын) ли диагноз соответствует реальности.

Вам может быть трудно увидеть тень, если вы orлянетесь на гекущий или любой другой день. Для большинства из нас жизнь не является чем-то патологическим. Несмотря на то что эксперты твердят нам о том, что домашнее и сексуальное насилие гораздо более распространено, чем мы желаем признать; несмотря на то что депрессия и тревожные синдромы продолжают разрастаться с пугающей скоросгыо. обычные люди с легкостью отрицают более темную сторону человеческой натуры. Так что важно понимать, что тень — это не детская страшилка. Все, что держит вас в бессознательном состоянии, — ре

зультат тени, поскольку тень — это укрывище боли и стресса. Массовые взрывы ярости возникают тогда, когда социальный стресс более невозможно подавлять. Домашнее насилие проявляется тогда, когда невозможно сдержать личный стресс. Цена пребывания в бессознательности очень высока.

Давайте переведем это на более личный уровень. Силы, которые в течение эпох были заняты созданием коллективной тени, сегодня используются вами. Бессознательное можег казаться аморфным океаном, темным хаосом импульсов, побуждений, тайн и табу, спутанных в один клубок. Но мы можем выделить отдельные нити и осмыслить их. Рассмотрите следующую схему:

«Я и моя тень»

Как и всё в жизни, создание тени — это процесс. Никто не намеревается увеличивать силу тени — однако все мы это делаем. Тень разрастается всякий раз, как вы прибегаете к следующему:

• Храните тайны от себя и других. Скрытная жизнь дает тени материал для роста. Формы скрытности — это отрицание, намеренный обман, страх разоблачения того, кем вы являетесь, и воспитание, полученное в дисфункциональной семье.

·Даете приют чувствам вины и стыда. Все совершают промахи; никто не совершенен. Но если вы стыдитесь своих ошибок и вините себя за несовершенства, тень набирает силу.

• Ищете недостатки у себя и других. Если вы не можете найти способ высвободить чувства вины и стыда, очень легко решить, что вы — или другие — их заслужили. Осуждение — это вина, надевающая маску нравственности, чтобы замаскировать свою боль.

• Ищете виновных. Как только вы решите, что ваша внутренняя боль — это моральная проблема, вам будет совсем нетрудно обвинить кого-то, кого вы считаете в каком-либо отношении ниже себя.

• Игнорируете собственные слабости, в то же время критикуя окружающих. Это и есть процесс проекции, который многие не осознают или не понимают достаточно ясно. Но всякий раз, как вы пытаетесь объяснить ситуацию происками Бога или дьявола, вы создаете проекцию. То же верно для идентификации «их» — скверных людей, которые являются причиной всех проблем. Если вы верите, что проблема — в «них», вы проецируете на других собственные сграхи, вместо того чтобы принять за них ответственность.

• Отделяете себя от других. Если вы достигли той точки, где мир ощущается как разделенный на «них» и «нас», вы будете, естественно, идеитифицировать свою сторону как сторону добра и выбирать ее. Это обособление усиливает чувства страха и подозрительности, благодаря которым тень процветает.

• Пытаетесь удержать зло в рамках. Находясь в нижней точке этого цикла, люди убеждены, что

зло рыщет повсюду. Что же происходит на самом деле? — это творцы иллюзии позволили собственному творению заморочить себе головы. Все сходится одно к одному, чтобы придать тени невероятную силу.

Мы сделали первый шаг в лишении тени се силы, разоблачив процесс, который питает ее. Существует

ו

некая нисходящая спираль. Она начинается с мысли о том, что вы должны хранить тайны, а потом эти тайны, вместо того чтобы оставаться надежно скрытыми, становятся источником стыда и вины. В дело вступает самоосуждение. C ним слишком больно жить, поэтому вы ищете кого-нибудь помимо себя, чтобы обвинить. Со временем спираль приводит к изоляции и отрицанию. К тому времени, как вы оказываетесь втянуты в борьбу со злом и грехом, вы уже давным-давно потеряли из виду тот основопологающий факт, который спас бы вас (и искупление от власти дьявола тут ни при чем). Этот базовый факт заключается в том, что вы вступили в этот процесс но собственному желанию, принимая простые решения, шаг за шагом. Следовательно, для того чтобы спастись, вам нужно просто сделать противоположный выбор, шаг за шагом в обратном направлении.

Я разделил эти решения на четыре категории, сопроводив их шагами, которые надо сделать, чтобы принять их:

1) перестать проецировать;

2) отстраниться и отпустить;

3) прекратить самоосуждение;

4) перестроить свое эмоциональное тело.

Эти основные жизненные решения доступны всем. Мы же постоянно совершаем противоположный выбор. Тень убеждает нас скорее обвинять других, нежели принимать ответственность. Она говорит нам, что мы не стоим любви и уважения. Она возбуждает страх и гнев как естественные реакции на жизнь. Все мы спутаны по рукам и ногам этими катастрофическими решениями. Они душат нашу жизнь и лишают се всех радостей. Так что нет ничего более важного и срочного, чем повернуть процесс вспять — и чем скорее, тем лучше.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 205.