Электронные базы данных научных исследований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. http://elibrary.ru/ - Электронная библиотека научной литературы

2. cyberleninka.ru – Научно-электронная библиотека

3. researchgate.net – Соц. сеть для сотрудничества ученых

4. diss.rsl.ru – библиотека диссертаций

5. scholar.google.com – База статей из российских и зарубежных журналов

6. sciencedirect.com – научная поисковая система полных текстов зарубежных исследований

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

 

1.Пользовательская операционная система для ПК Windows 7

2. Пакет офисных программ: MS Offiсe 2010 Professional + (Word, Excel, Power Point).

3. Программа для чтения файлов в формате *pdf: Adobe Reader 9.0 RU.

4. Браузер для работы в Интернете: Google Chrome, Mozilla Firefox.

5. Программа для воспроизведения видеофайлов Windows Media.

6. Программа для организации видеозвонков Skype 5.0

7. Компьютерная справочно-правовая система «Гарант».

8. Электронная информационно-образовательная среда КИУ (ИЭУП)

7. методические указания по организации научно-исследовательской работы студента

 

Этапы научных исследований

Этапы характерные для студенческих научных исследований:

- постановка проблемы;

- выдвижение гипотез;

- постановка цели и задач исследования;

- определение предмета и объекта исследования;

- проведение информационного поиска;

- осуществление научного поиска;

- оформление научных результатов;

- выступление с научными результатами;

Постановка проблемы научного исследования происходит на основе выявления имеющихся противоречий между потребностью в научных знаниях об объекте и фактическими знаниями, которыми располагает наука на данный период ее развития. Например, выявлено, что большинство промышленных предприятий очень медленно реагирует на возникновение кризисных явлений, в результате чего многие из них становятся банкротами. Определено, что одной из причин этого является отсутствие апробированной системы антикризисного управления.

Выдвижение гипотез научного исследования. Научная гипотеза – это научное предположение, предлагающее вариант решения или объяснения научной проблемы. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер их выводов.

Выдвинутая гипотеза должна быть проверяемой, и чем легче это сделать, тем лучше. При проверке гипотезы необходимо придерживаться двух правил:

1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.

2. Из многих гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число установленных фактов.

В результате дальнейшего исследования гипотеза подтверждается или опровергается (опровержение некоторых гипотез также является значимым научным результатом). Подтвержденная гипотеза становится теоретическим положением, лежащим в основе последующих исследований. Они обычно проверяют следствия этой теории. Если они подтверждаются, то определяются (или разрабатывается) методы их применения на практике. Если теория подтверждается практикой, то она считается достоверной. Например, предложенная система антикризисного управления предприятия проверена системным методом и определено, что она соответствует всем признакам, предъявляемым к системам и принципам ее построения и функционирования, то есть проведено теоретическое ее обоснование. Все меры, предлагаемые в данной системе, апробированы на достаточном количестве предприятий и определено, что 70% из них эффективны. Меры, которые были не эффективны для всех предприятий, исключаются из системы. Уточненная система антикризисного управления считается апробированной на практике и достоверной, то есть ее можно применять ко всем исследуемым объектам.

Постановка цели и задач научного исследования. Цель работы составляется на основе названия темы и содержит прогнозируемый результат научного исследования.

При определении цели предлагается использовать следующие критерии:

- цель должна быть актуальна;

- цель должна быть в рамках компетенции и возможностей исследователя;

- цель должна быть потенциально достижима, в тот период времени, который исследователь планирует выделить на ее достижение;

- достижение цели можно проверить, в идеале с помощью количественных индикаторов;

- желательна взаимосвязь цели с основной деятельностью исследователя.

Формулировка цели должна полностью отражать содержание цели, быть краткой, ясной и конкретной. При этом она не должна содержать:

- частицу «не»;

- излишне сложных терминов, затрудняющих ее понимание;

- терминов, понятий и выражений, допускающих произвольное или неоднозначное толкование;

- указаний на аспекты, являющихся следствиями достижения этой цели;

- описания путей, средств и методов достижения цели.

- двух или более предложений;

Задачи работы должны отражать ключевые направления достижения цели и рассматриваться как основные этапы работы. Правила формулировки задач те же, что и для цели исследования. Особенностью их формулирования является то, что они всегда начинаются с глагола. Например: изучить, обобщить, проанализировать, предложить, уточнить, выявить, сформировать, разработать и т.д.

Определение предмета и объекта исследования. Предметом исследования является область (или направление), проводимого исследования. В связи с тем, что в работе изучаются экономические исследования, их предметом будут экономические отношения, склады­вающиеся в процессе изучения темы исследования. Например, для темы «совершенствование антикризисного управления на промышленных предприятиях» предметом исследования будут экономические отношения, склады­вающиеся в процессе антикризисного управления на промышленных предприятиях. Для темы «интеллектуальная собственность как фактор становления инновационной экономики», предмет исследования – экономические отношения интеллектуальной собственности в условиях становления инновационной экономики.

Объектом исследования являются те явления или процессы, на которых применяются выявленные элементы научной новизны. Объект экономических исследований – это тот аспект, который можно изучить с позиции экономики. Для темы «совершенствование антикризисного управления на промышленных предприятиях» объектом исследования будет экономическая деятельность конкретного предприятия.

Информационный поиск. Информационный поиск – это процесс нахождения во множестве текстов тех, которые посвящены выбранной теме исследования или содержат нужные факты, сведения и т.п.

Для организации процесса информационного поиска целесообразно придерживаться следующих правил:

1. Определить список периодических изданий по тематике исследования.

2. Ограничить параметры: язык, страна, год издания, авторы и др.

3. Начать поиск с новейшей литературы, а затем по ссылкам выходить на первоисточники.

4. Использовать монографии, диссертации, авторефераты, реферативные журналы и сборники изобретений. Все эти источники позволяют добиться необходимой широты исследования. При этом в монографиях и диссертациях можно найти уже составленный обзор литературы по теме или задачам исследования.

Основными целями информационного поиска являются:

1) Составление плана научного исследования;

2) Обобщение и критическая оценка мнений других ученых по выбранным направлениям исследования;

Для выполнения первой цели информационного поиска полезно изучить содержания монографий, диссертаций и учебных пособий по выбранной теме. И на их основе, совместно с научным руководителем, составляется план (примерная структура работы, последовательность и сроки выполнения каждого пункта) и программа исследования.

Для выполнения второй цели информационного поиска обрабатываются источники информации в соответствии с утвержденным планом работы.

Поиск информации представленной в печатном виде обычно предполагает:

1. Определение ключевых слов (на основе темы работы). Например, для темы «Анализ долговой политики России», ключевыми словами будут «государственный долг», «государственная долговая политика», «устойчивость бюджета» и «управление государственным долгом».

2. Выбор мест, в которых будет проведен поиск. Научно-исследовательская работа проводится по месту нахождения организации и предполагает использование библиотечного фонда Университета, однако при необходимости можно посетить библиотеки других ВУЗов, центральные и национальные библиотеки города.

3. Нахождение по библиотечному каталогу книг, в названии которых присутствуют ключевые слова или словосочетания. При их обнаружении – просмотр их содержания на предмет соответствия задачам работы.

4. Определение журналов и сборников тезисов конференций, в которых могут обсуждаться задачи работы и изучение названия статей и (или) тезисов в них, а при обнаружении подходящих и текста статей и тезисов. В большинстве научных журналов в последнем номере на конец года есть перечень всех статей опубликованных в нем за этот год. Как правило, для студентов оптимальным является изучение источников за пять последних лет. В целях организации эффективной работы студентам предлагается использовать электронный каталог библиотечных ресурсов Университета, в котором размещена информация о книгах, статьях в журналах, выписываемых Университетом.

5. Если обнаружено, что в тексте источника есть искомый материал, то он, либо конспектируется (если при большом объеме материала ценных мыслей в нем немного), либо копируется (если большая его часть является полезной).

6. Обработка и систематизация материала в соответствии с планом работы.

Поиск электронных данных обычно проходит по следующей схеме:

1. Определение и использование ключевых слов и (или) подходящих названий известных сайтов (например, «Википедия», «словарь - Яндекс», «Российская государственная библиотека» и т.п.). При входе на сайт обычно производят поиск по ключевым словам. Например, по названию темы и задачам работы, а также ключевым словосочетаниям, входящих в их состав. При этом следует ориентироваться на сайты, являющиеся первоисточниками информации. Например, электронные библиотеки, официальные сайты предприятий, организаций, органов власти и т.п., тематические профильные сайты. Не рекомендуется копировать материал с сайтов, содержащих рефераты, курсовые и дипломные работы по теме исследования, так как есть очень высокая вероятность использования не достоверной и устаревшей информации. При этом практическая часть таких работ часто содержит ошибки и выполнена с соблюдением минимального уровня требований. Для поиска электронных ресурсов студентам рекомендуется использовать электронную информационно-образовательную среду КИУ (ИЭУП), доступ к которой организован через библиотеку Университета. Кроме того, поиск электронных версий статей и их библиографических описаний целесообразно осуществлять с использованием Российской системы научного цитирования РИНЦ: www.elibrary.ru.

2. Первичный отбор информации, то есть копирование в отдельный файл всей информации связанной с темой и направлениями исследования;

3. Систематизация информации, то есть ее группировка по направлениям исследования. Обычно создают несколько файлов или папок, в каждой из которых находится информация, связанная только с одним направлением работы;

4. Окончательная обработка материала, то есть оставшийся материал отдельно по направлениям работы копируют в текст итоговой работы, либо его содержание кратко излагают своими словами. При копировании оригинального текста следует соблюдать все правила цитирования. Обычно копируют таблицы, рисунки и небольшие определения, а остальной материал представляют в виде конспекта.

Последним этапом информационного поиска является составление списка литературы. Для исключения повторного поиска использованных источников, лучше сразу ознакомиться с требованиями оформления списка литературы и ссылок по тексту будущей работы.

Научный поиск. Научный поиск – это научное исследование, предполагающее поиск доказательств или опровержений выдвинутой научной гипотезы. В результате должны быть обнаружены научные результаты обладающие новым знанием, то есть, выявлена научная новизна.

Для его проведения применяется методика научного исследования. Она состоит из методов и приемов, лучше всего позволяющих достигнуть цели исследования. Обычно она выбирается из имеющихся методик, уже применявшихся для других объектов в смежных областях/ Если ее прототип отсутствует, то разрабатывается новая методика для решения задач исследования.

Обычно методика научного исследования включает методы и приемы:

- сбор информации (например, наблюдение или выборочное наблюдение, эксперимент и др.);

- обработка информации (группировка и сводка, формализация и т.п.);

- оценка (балльная оценка, оценка взаимосвязей экономических явлений, функционально-стоимостной анализ, факторный анализ и т.п.);

- получение результатов содержащих научную новизну (восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, аналогия, системный метод, моделирование, прогнозирование, оптимизация достигнутого с учетом эффекта мероприятий и т.п.). Эти же методы и приемы могут использоваться и для оценки информации, например для определения оптимальности результатов имеющихся исследований.

Среди методик научного поиска обычно выделяют две группы:

1. Методики теоретических исследований – определяют общую структуру теоретического исследования и методы решения главной и вспомогательных задач в соответствии с назва­нием темы и поставленной проблемой. Главная задача определяет количество и содержание вспомогательных задач, необходимых для ее решения. По каждой вспомогательной задаче составляется план исследования, вырабатывается научная гипотеза, проводится предварительный анализ путей решения задач. Каждая задача решается, проводится проверка состоятельности решения и оформляются научные результаты. Синтез научных результатов по всем вспомогательным задачам позволяет сформулировать научное положение, позволяющее решить главную задачу. Основной метод теоретических исследований – абстрактно-логический метод (см. п. 3.1.).

2. Методики экспериментальных исследований – применяются на разных этапах эксперимента (подробно они изложены в п. 3.4.). Они определяют состав и последователь­ность применения методов экспериментальных исследований.

Методики экспериментальных и теоретических исследований взаимосвязаны: теория позволяет обосновывать методику эксперимента, а эксперимент позволяет оценить достоверность и справедливость теории. Соответственно существуют две основные схемы действий, применяемые при проведении теоретических и практических исследований.

Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание научных гипотез, глубокое объяснение мало- или неизученных явлений или процессов, их обобщение и систематизацию, обоснование стратегии и тактики научных исследований и решение дру­гих подобных задач.

Таким образом, если планируется предложение новой теоретической концепции, то схема действий будет предусматривать:

1. Подробное изучение точек зрения других авторов по этой проблеме.

2. Их группировка и систематизация.

3. Выделение основных факторов, влияющих на исследуемый аспект (как негативных, так и стимулирующих развитие).

4. Определение тенденций (или закономерностей) в формировании изучаемой проблемы.

5. Выявление содержания данной проблемы.

6. Формулировка и обоснование уточненной или разработанной концепции решения проблемы.

7. Выделение элементов научной новизны и доказательство, того что они обладают преимуществами перед имеющимися мнениями других авторов.

Как правило, наиболее актуальными являются теоретические концепции, разработанные на стыке нескольких смежных направлений исследования (специальностей).

Прикладные исследования направлены на достижение практических целей и решение конкрет­ных задач. В этом случае схема действий предусматривает:

1. Определение планируемого результата исследования.

2. Выяснение того, существуют ли похожие практические разработки, позволяющие добиться аналогичного результата. Если они существуют, то следует определить уровень их точности, затраченное при их применении время и денежные средства.

3. Определение объекта(ов) исследования (вид экономической деятельности, предприятия, запасы, люди и др.).

4. Определение методов (приемов) научного исследования.

5. Определение параметров (критериев, ориентиров), позволяющих оценить эффективность практической разработки: системы, модели, программы, схемы, матрицы, алгоритма, формулы и др.

6. Достижение планируемого результата исследования.

7. Сравнение предложенной разработки с существующими.

8. Обоснование научности, актуальности, окупаемости и новизны предложенной практической разработки.

Особенностью практических исследований является то, что при их проведении, как правило, изучаются различные объекты в разные периоды, учитываются разные факторы и используются другие методы. Вследствие этого результаты этих исследований будут отличаться друг от друга, то есть новизна всегда будет в них присутствовать. Отличительными характеристиками становятся уровень их научности, актуальность и экономический эффект от их применения.

Можно выделить три основных уровня новизны, перечисленных по степени убывания важности:

- впервые выявленные научные результаты (например, введенные в употребление новые понятия, первый раз предложенный механизм реализации тех или иных процессов, заложение основ нового направления науки и т.п.);

- уточненные научные результаты (например, дано более точное определение известным понятиям, дополнены известные классификации, этапы, системы, методы и т.п., сгруппированы по степени важности функции или принципы, улучшены взаимосвязи или соотношения элементов объекта; обнаружены ранее не учитываемые факторы, влияющие на известные объекты и др.);

- применение известных методов (мер, моделей, систем и т.п.) по новому назначению.

Оформление научных результатов и подготовка выступления описаны в соответствующих разделах настоящих Методических указаний.

 

Требования к научному стилю изложения материала

Стиль должен быть научным, то есть должна присутствовать:

1. Объективность изложения материала;

2. Системность и логичность изложения. Системная взаимосвязь и целостность работы зависят от ее структуры. Демонстрация системности работы частично отражается во введении, является одной из задач заключения, присутствует в работе в виде внутритекстовых отсылок;

3. Смысловая законченность изложенных мыслей. Она обязательно должна присутствовать, даже если для этого придется повторить ключевые аспекты или сделать ссылку на предыдущие суждения;

4. Позитивная форма изложения материала;

5. Безличность изложения (от третьего лица: «предлагается …»);

6. Точность, то есть слова должны выбираться в строгом соответствии с предметом речи и правильно сочетаться. Например, вместо сообщения «анализ инвестиций РТ проведен за семь лет», лучше написать: «проанализированы статистические данные в области инвестирования в Республике Татарстан за семь последних лет».

Материал должен быть легкодоступен для восприятия, поэтому не нужно:

1. Составлять длинные слова и предложения.

2. Применять непонятные слова и предложения.

3. Без необходимости употреблять научные термины (валидность, аппроксимация, интерполяция и др.), иностранные слова (пролонгировать, презентовать и т.п.), математические формулы и модели, сокращения и аббревиатуры (за исключением общеупотребляе­мых). Если сокращение слов все же происходит, то условные обозначения должны быть едины для всей работы;

4. Применять посло­вицы, поговорки, сленговые обороты и слова в переносном смысле;

5. Использовать одинаковые слова, выражения или образы в одном предложении.

6. Постоянно использовать однообразный текстовый материал. При возможности он должен быть изложен наглядно. Обычно его представляют в виде схемы или таблицы, когда они облегчают его восприятие и представлены более компактно, чем в виде текста. Включение в текст отсканированных рисунков не допускается.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.