Дневник, наравне с отчетом о прохождении практики, является основным документом, по которому студент отчитывается о выполнении НИР. Дневник выдается студенту в первый день практики во время ознакомительной лекции научного руководителя.
Во время практики студент ежедневно кратко и аккуратно записывает от руки в дневнике все, что проделано за день по выполнению рабочего графика (плана) и индивидуального задания практики. Содержание выполняемых работ должно быть согласовано с заданием на НИР.
Не реже одного раза в неделю студент обязан представить дневник на просмотр руководителю практики, который, в случае необходимости, корректирует работу студента.
В установленный срок студент должен сдать научному руководителю практики отчет и дневник практики. Без дневника практика не зачитывается.
Пример заполнения дневника представлен в приложении 4.
Ведение дневника оценивается по следующей шкале баллов:
Показатель | Балл макс. |
Владение основами экономических знаний при выборе и формулировке темы научно-исследовательской работы. Соответствие темы современным потребностям и направлениям экономического развития (ОК-3) | 6 |
Соблюдение сроков и порядка выполнения работ, заполнения дневника (ОК-7) | 6 |
Полнота и своевременность сбора, обработки, анализа данных, необходимых для выполнения научно-исследовательской работы. Актуальность и объективность полученных данных (ОПК-2) | 6 |
Адекватность выбора объекта, предмета и методов исследования выбранной теме научно-исследовательской работы. Соблюдение правил оформления результатов расчетов (ПК-3) | 6 |
Использование в процессе выполнения НИР компьютерных программ, ресурсов сети Интернет. Умение применять на практике и в процессе взаимодействия с руководителем цифровые технологии (большие данные/ системы распределенного реестра/ промышленный интернет/ технологии беспроводной связи) (ПК-8) | 6 |
Итого | 30 |
Выполнение научно-исследовательской работы
После выбора темы и составления задания на научно-исследовательскую работу студенту необходимо:
1. Обосновать актуальность и значение темы научного исследования для выбранной организации, предприятия, органа государственной власти, местного самоуправления или экономики в целом.
2. Провести глубокий, с применением различных методов научного исследования, анализ и выявить те проблемы, которые требуют решения.
3. На основе результатов исследования сформулировать обобщения, конкретные выводы и выработать предложения.
4. Оформить отчет о научно-исследовательской работе в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.
5. Представить отчет о научно-исследовательской работе на отзыв и проверку на плагиат научному руководителю.
6. Подготовить доклад к защите.
Для консультирования и контроля за сбором материала, а также подготовкой глав, научным руководителем для студентов назначаются консультации не реже 2 раз в неделю. Допускается проведение руководителем удаленных консультаций с использованием форумов, чатов, социальных сетей, электронной почты, Skype и т.д.
Руководитель проверяет работу студента на заимствования через систему «Антиплагиат – ВУЗ» и отправляет справку о проверке студенту, которую он подшивает к отчету. Образец справки представлен в Приложении 5.
Требования к структуре отчета о научно-исследовательской работ е
Научно-исследовательская работа оценивается на основании дневника практики, отчета о научно-исследовательской работе и защиты отчета.
Рекомендуется следующая структура отчета:
1. Титульный лист. Титульный лист отчета по практике оформляется в соответствии с Приложением 6. На титульном листе руководитель практики заверяет своей подписью соответствие содержания отчета по практике заданию. Даты прохождения практики для очного и заочного отделения могут отличаться, поэтому в титульном листе необходимо проставлять даты в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
2. Содержание. Содержание отчета должно включать введение, основную часть, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения с указанием страниц размещения каждого раздела отчета. Образец оформления содержания отчета о научно-исследовательской работе приведен в Приложении 7.
3. Введение. Во введении отражаются цель и задачи, характер выполняемой работы (теоретико-методическая, расчетно-аналитическая или прикладная). Определяется предмет и объект исследования, а также методы и приемы НИР.
4. Основная часть. Основная часть отчета содержит результаты выполнения задания в рамках программы практики. Жестких требований к основной части отчета нет. На усмотрение руководителя, содержание основной части может быть представлено в виде разделов, как с выделением параграфов, так и без. Для наглядности аналитическую информацию представляют в виде таблиц и рисунков (см. Приложение 8, 9).
5. Выводы и предложения должны отражать главные аспекты основных этапов исследования, содержать суть важнейших предложений.
6. Список использованной литературы (Приложение 10).
7. Приложения. Наличие приложений зависит от направленности исследования. В приложения выносятся образцы документов, большие аналитические таблицы и рисунки, а также формы отчетности, послужившие базой для исследования.
Отчет о научно-исследовательской работе и документы к нему подшиваются в следующей последовательности:
1) титульный лист;
2) рабочий график (план);
3) задание на научно-исследовательскую работу;
4) дневник практики;
5) оценочный лист руководителя практики;
6) справка научного руководителя о проверке на плагиат;
7) содержание;
8) текст работы;
9) выводы и предложения;
10) список использованной литературы;
11) приложения.
3.6. Требования к оформлению отчета о научно-исследовательской работе
Отчет о научно-исследовательской работе должен отвечать определенным требованиям не только по структуре, но и по оформлению.
Объем отчета должен быть 20-25 страниц машинописного текста (без учета приложений).
Общепринятым является следующее расположение текста на странице: размер левого поля — 30 мм, правого —20 мм, верхнего и нижнего —25 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman — 14, интервал — 1,5. Курсив и подчеркивание в отчете не допускаются. Названия разделов и параграфов (при их наличии) выделяются полужирным шрифтом.
Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы введения, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.
Графики, диаграммы должны быть сделаны в Microsoft Excel, Word. Использовать другие форматы рисунков (графиков, диаграмм) не рекомендуется.
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется жирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должны быть проставлены единицы измерения.
Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12.
При переносе таблицы на следующую страницу отчета над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.
Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например:
X = 2Y + Z (1)
В отчете должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [8. C.77-78], т.е. источник номер 8 в списке использованной литературы, страницы 77-78. По мнению Л.С.Васильевой и М.В.Петровской, «Использование факторного анализа позволяет не только выявить влияние изменения качественных показателей на эффективность деятельности организации, но и оценить эффективность планируемых мероприятий по повышению рентабельности» [10. C.15]. Это значит, что был использован источник номер 10 в списке использованной литературы, страница 15.
Список использованной литературы содержит названия всех использованных автором источников, на которые есть ссылки в тексте. Количество источников в списке должно быть не менее двадцати (без учета нормативно-правовых актов). При написании работы студент должен использовать литературу не старше трех лет, за исключением случаев ссылок на фундаментальные труды ученых, являющихся признанными специалистами, экспертами в рассматриваемой области.
В списке использованной литературы источники располагаются в следующем порядке:
1. Нормативно-правовые материалы;
2.Специальная литература (монографии, книги, научные разработки по теме, учебные издания, статьи из периодических изданий, справочные материалы);
3. Интернет-ресурсы
Нормативно-правовые материалы располагаются в списке в следующем порядке: Конституция, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы РТ, постановления Кабинета министров РТ, инструкции, распоряжения министерств и ведомств.
Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора, а, если автор не указан, - по названию статьи.
Ссылки на интернет-источники должны содержать указание на название материала, если имеется – на автора, а также точный адрес страницы с материалом в сети Интернет. Автор должен указать дату обращения к указанному ресурсу.
Пример оформления источников представлен в Приложении 10.
В конце отчета приводятся приложения в виде заполненных форм первичных документов, расчетов, таблиц и т.п. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер без написания значка «№». Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в отчете.
Прилагаемые и используемые в отчете документы (формы отчетов и расчетов) должны быть заполнены и оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким документам.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.