Изучение психологического климата в классе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Описать историю развития группы, реорганизации класса, смену классных руководителей. преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и учеников.

2. Дать общую оценку психологического климата (это — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношения ми, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков.

3. Изучить взаимоотношения по горизонтали — систему отношений между учениками, (это — личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо группировку, группировки сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы — учебе, сотрудничеству) — отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое — эмоциональное: глобальное — частичное, описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными литерами? Изучить причины отвергаемости отдельных учеников: зависящие от ученика (негативные типы личности — высокомерие, нравственничество, конфликтующие), не зависящие от ученика (дефекты здоровья и внешности, условия жизни).

Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых?

4. Изучить взаимоотношения по вертикали — (систему отношений между учителями и учениками). Влияние установок учителя по отношению к ученикам и стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы. Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:

1) Активно- положительная. Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношения ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.

2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.

3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том. что воспитывать — значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.

4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории: хорошие — положительная установка, средние — безразличная, плохие — отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок.

5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей — приспособленчество к настроению учителя.

Возможные варианты взаимоотношений:

Отношение учителя Отношение учеников Реакция учеников
Доброжелательность Симпатия, уважения Активность
Безразличие Безразличие, нет уважения Безразличие
Скрытая недоброжелательность Антипатия, нет уважения Сопротивление
Противоречивые отношения Конфликтное, защитное “сидячие забастовки”

 

Изучить стиль руководства учителя:

Авторитарный Демократический Либеральный
Ориентированный “на себя” личное влияние Ориентирован на совместную деятельность Ориентирован на самоорганизацию
Единоначалие Делегирование власти Власть мало центролизирована
Личный контроль Взаимная требовательность Контроль от случая к случаю
Деловые, формальные отношения, либо патерналистские Решает проблемы социально-психологического плана Неформальные отношения Основная функция – информационная
Контроль за информацией Свободная циркуляция информации Не всегда информирован
Методы: приказ, команда Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование Методы – уговоры, советы
Критику не любит Критика разрешена, учитывается Критику выслушивает, но мало реагирует

 

Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах:

(1) умелых и желающих работать (с развитой самоорганизацией и мотивированных) — демократический и либеральный:

(2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать — демократический;

(3) неумелых и немотивированных — демократический и элементы авторитарного. Выяснить в ходе общения, присутствует ли у учителя страх за свой авторитет в классе, вызванный:

фальшивым положением (квалификация учителя недостаточна);

объективными неудачами (трудности, неожиданные препятствия в работе класса и школы);

чрезмерная сложность ситуации (уровень проблем стоящих перед учителем непосилен для него);

психологическая «хрупкость» личности учителя (неуверенность в себе, в том числе и в своей компетентности, которая часто не осознается). Осознает ли учитель свою роль в классе и особенности своего стиля руководства?

5. Изучить групповые нормы класса. Групповые нормы — общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса: нормы отношения к учебе, внеклассной работе, нормы отношения к учителям. нормы дисциплины и т.п.; взаимоотношений между членами группы — нормы взаимоотношений, обращений, поддержки, сотрудничества, интенсивности общения, общих ценностей и т.п. Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов.

Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность — податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации, девианты — противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении.

Практическая работа: провести либо социометрию, либо дискуссию, либо опрос по проблеме взаимоотношений (по вашему выбору) и описать результаты.

6. Дать рекомендации по улучшению психологического климата класса

ПРИЛОЖЕНИЕ VI

Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.