Цели практики
1. Необходимость осознания студентами целостного характера развития и формирования учащихся и овладения методическими основами учебно-воспитательной работы.
2. Выработка у практикантов умения эффективно использовать все виды педагогической деятельности (диагностическую, ориентационно-прогностическую, организаторскую и др.) в процессе обучения и воспитания учащихся.
3. Формирование стремления к постоянному самоанализу проводимой учебно-воспитательной работы и соотнесению ее результатов с реализацией психолого-педагогической теории.
4. Овладение элементами творческого подхода к проведению обучения и воспитания учащихся, стимулирования их активности в собственном развитии
5. Осмысление практикантами тех психолого-педагогических и методических условий, которые обеспечивают успехи учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса, и формирование на этой основе профессионально-педагогических взглядов и убеждений.
Задачи практики
Педагогическая практика предназначена для того, чтобы:
1. Подготовить студентов к профессионально-педагогической деятельности в качестве учителя-предметника и классного руководителя.
2. Научить практикантов самостоятельно проводить учебную, воспитательную и методическую работу и творчески подходить к разрешению основных задач воспитания и обучения школьников.
3. Помочь студентам глубоко осмыслить психолого-педагогические основы учебно-воспитательного процесса в школе и использовать полученные в университете знания в работе с учащимися.
4. Познакомить практикантов с опытом учебно-воспитательной работы лучших учителей и использовать его в практике и методике обучения и воспитания учащихся.
5. Овладеть методикой проведения воспитательной работы лучших классных руководителей.
6. Сформировать умение психолого-педагогического изучения учащихся и написания психолого-педагогической характеристики.
7. Познакомить студентов с важнейшими вопросами школоведения (ведение личных дел учащихся, планирование учебно-воспитательной работы в школе, деятельность директора школы, его заместителей и т.д.).
8. Пробудить, укрепить и углубить интерес студентов к педагогической работе.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Педагогическая практика студентов университета проводится в базовых учреждениях, закрепленных за университетом в установленном порядке в качестве баз педагогической практики и организуется в соответствии с действующими учебными планами 6-11 классов.
Практика условно делится на два этапа: учебная либо методическая и стажерская. Название этих этапов отражает их специфику, которая должна быть присуща организации работы студентов в школе.
На первом этапе практики, подразделяемом еще на методическую пассивную и методическую активную, студенты овладевают методикой проведения уроков:
– методическая пассивная практика (1-я неделя) – общее знакомство с учебной работой школы, посещение уроков наиболее опытных учителей и овладение методикой анализа уроков с участием учителя, группового руководителя и выступлением каждого члена группы практикантов с анализом методических приемов и содержания урока.
– методическая активная практика (2-я неделя) – каждый практикант в присутствии всей группы, группового руководителя, учителя, а по возможности, и преподавателя психологии или педагогики проводит 2-3 ( по необходимости, до отработки методики) пробных урока и первый зачетный урок с обязательным анализом этих уроков.
Все уроки проводятся по подробным планам-конспектам, предварительно просмотренным и утвержденным учителем или групповым руководителем-методистом.
В последующие недели студент практикант осуществляет функции стажера преподавателя.
Программа стажёрской практики (3-6 недели) предусматривает следующее: каждый студент в присутствии руководителей практики дает 4 зачетных урока разных типов с последующим анализом этих уроков и выставлением оценок в групповом журнале, а также проводит внеурочную работу по специальности (кружковые занятия, беседы на научные темы, экскурсии, вечера, олимпиады), внеклассную работу и факультативные занятия.
В ходе стажерской практики студент может давать несколько уроков на одну тему в параллельных классах и обязательно должен дать хотя бы два урока подряд в одном классе (после своего объяснения обязательно провести опрос, чтобы лучше отработать действенность использованных методических приемов). Из всех стажёрских уроков один является зачетным.
В то время, когда студент сам не проводит уроков или внеклассных занятий, он обязан посещать уроки своего учителя, любые другие уроки в своем классе, а также уроки и воспитательные занятия других практикантов и участвовать в их обсуждении.
Важной стороной деятельности студентов на втором этапе практики является работа по классному руководству, которая осуществляется по плану воспитательной работы с классом. Эта работа проводится с помощью классного руководителя.
В период практики студенты проводят по 1-2 воспитательных мероприятия (беседы, читательские конференции, собрания и т.д.) и выполняют текущую работу по классному руководству (проверка дневников, классных журналов и т. д.), а также изучают вопросы школоведения, знакомятся с личными делами учащихся, годовыми планами учебно-воспитательной работы в школе, планами работы классных руководителей.
Существенной частью педпрактики этого периода является работа студентов по психолого-педагогическому изучению учащихся и подготовка к написанию психолого-педагогической характеристики коллектива. Характеристика сдается за неделю до окончания практики для проверки и выставления оценки.
Конспекты (планы) уроков и конспекты внеклассных мероприятий утверждаются учителем (классным руководителем) или групповым руководителем практики. Если конспект не проверен и не утвержден, студент к проведению урока и воспитательной работе не допускается.
В соответствии с «Положением о педагогической практике» практикант работает в школе по расписанию, но не менее 36 часов в неделю и приходит в школу за 10-15 минут до начала учебных занятий. В исключительных случаях студент может быть отпущен методистом для работы в библиотеке, кабинете и другой работы, связанной с подготовкой к уроку и внеклассному занятию. В случае болезни практикант предоставляет соответствующие медицинские документы.
Студенты-практиканты подчиняются общему распорядку школы. В случае нарушения дисциплины, требований директора и руководителя практики студент может быть отстранен от практики и отчислен из университета. Отработать практику можно будет в следующем учебном году после восстановления в число студентов.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ
В процессе педпрактики студент руководствуется индивидуальным планом работы, который составляется под руководством группового руководителя, учителя и классного руководителя к концу первой недели практики.
В индивидуальном плане нужно отразить основное содержание практики и, по возможности, детализированы дальнейшие виды и формы учебно-воспитательной работы студентов в школе (проведение различных типов уроков и внеурочной работы по специальности, в том числе факультативных занятий; проведение работы по классному руководству, в том числе психолого-педагогическое изучение учащихся; изучение вопросов школоведения).
При составлении планов руководствуются следующими требованиями:
1. В плане должно раскрываться содержание работы студента на каждый день и на весь период практики. Индивидуальные планы составляются студентами в отдельных тетрадях.
2. Индивидуальные планы практики студенты составляют на основе календарных или тематических планов учебных занятий по предметам своей специальности, составленных учителем, а также планов воспитательной работы классных руководителей. Перед составлением индивидуальных планов эти материалы студенты берут у учителей-предметников и классных руководителей и переписывают их в отдельные тетради в качестве практического материала для своей будущей работы в школе, а затем используют при составлении индивидуального плана.
Форма плана
Дни и даты месяца | Время прове- дения | Учебные занятия и внеурочная работа по специальности | Время прове- дения | Работа по классному руководству и школоведению | Отметка о выполнении и подпись руководи- теля |
3. В разделе «Учебные занятия и внеурочная работа по специальности» в период практики планируется:
а) проведение пробных и зачетных уроков;
б) посещение факультативных занятий по специальности;
в) посещение кружковых занятий по специальности;
г) ежедневное посещение 2-3 уроков учителей по специальности;
д) проверка письменных работ учащихся;
е) проведение бесед на научные темы;
ж) изготовление учебных пособий по специальности;
з) проведение 2-3 раза в неделю дополнительных занятий с отстающими учениками;
и) проведение экскурсий, конференций, участие в олимпиадах и т.д.
4. В разделе «Работа по классному руководству и школоведению», в первый период практики из плана классного руководителя практикант переносит в свой индивидуальный план следующие мероприятия:
а) проведение беседы на идеологическую тему;
б) проведение работы с активом;
в) работа по развитию читательских интересов;
г) работа по профориентации учащихся и организации их общественно-полезного труда;
д) проверка дневников учащихся и другие работы этого профиля.
В этом же разделе плана предусматривается психолого-педагогическое изучение коллектива учащихся (посещение уроков с целью наблюдений за учениками, изучение их читательских интересов, отношение к труду, т.е. те вопросы, которые предусмотрены схемой психолого-педагогической характеристики класса).
По вопросам школоведения планируется изучение плана учебно-воспитательной работы школы, участие в беседах об обязанностях директора школы и его заместителей, работа учебных кабинетов.
5. При составлении индивидуального плана по дням разносятся лишь важнейшие виды работы, которые можно предусмотреть на весь период практики. Поэтому в конце каждой недели студент обязан дополнять свой план на предстоящую неделю, исходя из необходимости обеспечения шести часов ежедневной работы в школе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.