ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПРАКТИКАНТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К концу последней недели (к защите отчета по практике) студенты сдают групповому руководителю следующие материалы:

1) письменный отчет по практике с детальным анализом своей учебной и воспитательной работы и приобретенных умениях и навыках;

2) индивидуальный план работы;

3) дневник (после защиты отчета по практике возвращается студенту);

4) развернутый план-конспект 1 (одного) зачетного урока;

5) письменный анализ 1 (одного) любого урока;

6) разработку одного внеклассного воспитательного мероприятия;

7) нетрадиционный урок. Мультимедийная разработка урока. (Если нет мультимедийного урока, то дополнительно предоставляется разработанное и выполненное учебно-наглядное пособие. Оценивается и план-конспект нетрадиционного урока и отдельно учебно-наглядное пособие);

8) психолого-педагогическую характеристику коллектива;

9) документ о проведённой профориентационной работе по месту прохождения практики;

10) характеристика (для студентов, проходивших практику по индивидуальному графику. В характеристике необходимо указать темы и оценки 4 зачетных и 1 стажёрского уроков. Характеристика должна быть подписана учителем биологии, классным руководителем, директором школы и заверена круглой печатью).

 

ЗАЩИТА СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА

По окончании практики в школе проводится ее защита студентами, перед специально назначенной для этого деканом факультета комиссией и работниками школы.

Порядок защиты отчета по практике:

1. Устный отчет студента о проделанной работе (по возможности, с презентацией).

2. Вопросы членов комиссии студенту-практиканту.

3. Выступления работников школы и руководителей практики.

4. Общий анализ работы практиканта в школе групповым руководителем.

5. Обсуждение вопросов итогов и оценки работы практикантов на закрытом заседании комиссии, проставление сравнительных оценок.

6. Объявление оценок комиссии.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

I. Общие сведения об уроке.

Дата. Класс. Учебный предмет. Фамилия, имя и отчество проводившего урок учителя (или студента-практиканта). Количество учащихся. Время проведения урока.

Подготовленность учителя к уроку: наличие наглядных пособий, технических средств обучения, раздаточного материала. Санитарно-гигиеническое состояние класса.

II. Начальный этап организации урока.

Состояние дисциплины при появлении учителя в классе. Приемы, используемые учителем для наведения порядка, дисциплины в классе, если в этом есть необходимость.

Создание психологической установки и настроя учащихся к предстоящей активной работе на уроке. Проявление учителем волевых усилий при организации учащихся к занятиям и, в частности, внушающего воздействия его голоса, четкости даваемых указаний и упорядоченности собственных действий.

Объявление о порядке учебной работы на уроке, его общих целевых установках и важнейших этапах. Место и роль данного урока в системе учебной работы по изучению того или иного раздела учебной программы, его тип и структура.

III. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу.

Методы и приемы проверки выполнения учащимися домашнего задания и степень их рациональности. Придание работе над пройденным материалом повторительно-обобщающего характера и его методы. Виды устного опроса учащихся по пройденному материалу. Степень привлечения наглядных пособий при работе над пройденным материалом (таблицы и т.д.)

Проведение фронтальных, письменных и практических работ по пройденному материалу с целью проверки усвоения знаний, умений и навыков всеми учащимися.

Методы и приемы использования повторительно-обучающей работы для развития и воспитания учащихся (побуждение к самостоятельным выводам и обобщениям, выделение существенных и второстепенных признаков изучаемых предметов и явлений, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, более глубокое осмысление мировоззренческих и нравственно-эстетических идей и т.д.)

Количество учащихся, получивших оценки на данном этапе урока. Краткая характеристика качества усвоения пройденного материала и интеллектуального развития учащихся. Обобщение учителем итогов повторительно-обучающей работы, а также качества усвоения изученного материала и необходимости уточнения и более глубокого осмысления его отдельных положений. Время, затраченное на проведение повторительно-обучающей работы и мера его рациональности.

IV. Работа по осмыслению и усвоению учащимися нового материала.

Методические приемы, используемые учителем для установления связи нового материала с ранее пройденным (подчеркивание логической связи между изученной и новой темой; указание на последовательный порядок в расположении программного материала; использование приема противопоставления и т.д.)

Определение темы урока и его образовательно-развивающих целей, т.е. характера и объема подлежащих овладению знаний, умений и навыков, развития мышления, памяти, творческих способностей, заключенных в программном материале.

Определение порядка учебной работы над новой темой. Методы учебной работы по изложению нового материала и их соответствие его содержанию и целевым установкам.

Использование учителем различных методических вариантов учебной работы над новым материалом, а именно: двукратное объяснение новой темы самим учителем; однократное объяснение нового материала учителем с последующей организацией самостоятельной работы учащихся с учебником; самостоятельная работа учащихся по овладению новым материалом по учебнику после предварительной вступительной беседы учителя и др.

Применение творческих новинок при работе над новым материалом, например, изложение знаний укрупненными блоками, использование игровых форм работы и т.д.

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по овладению новым материалом, их рациональность и мера достаточности.

Необходимость закрепления и более прочного усвоения нового материала всеми учащимися непосредственно на уроке. Важнейшие методы и приемы учебной работы, использованные учителем для этих целей. Их обоснованность и дидактическая эффективность. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися в процессе овладения ими новым материалом.

Приемы, использованные учителем, для оценки качества усвоения учащимися нового материала.

V. Учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике.

Определение учителем целей и содержания предстоящих упражнений по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Осуществление учителем показа выполнения этих упражнений и организация последующей воспроизводящей в различных видов творческой тренировочной работы учащихся.

Организация самостоятельной работы учащихся по выработке практических умений и навыков. Проявление творческого подхода к организации практических упражнений. Степень эффективности учебной работы по выработке у учащихся практических умений и навыков.

VI. Задание на дом.

Объем домашней учебной работы. Дифференцированный подход к учащимся при определении домашних заданий. Инструктаж о порядке выполнения домашних заданий.

VII. Проявление педагогической умелости и мастерства учителя при поведении урока

Умение владеть классом, рационально организовать работу учащихся на каждом этапе урока. Обоснованность используемых методов и приемов учебной работы с учащимися. Умение вызвать потребность в овладении знаниями, познавательный интерес и активность учащихся в учебной работе. Наиболее удачные приемы учебно-воспитательной работы, характеризующие педагогическую умелость и мастерство учителя.

Стиль отношений между учителем и учащимися. Педагогический такт, культура речи, внешний вид учителя.

VIII. Основные выводы и общая оценка урока.

Степень реализации образовательно-воспитательных целей и задач урока. Мора его влияния на развитие и личностное формирование учащихся. Эффективность урока с точки зрения развития познавательной активности учащихся. Определение качества урока, исходя из трех уровней: высокого, среднего, низкого.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Примерная схема изучения ученического коллектива класса и написания психолого-педагогической характеристики

I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива

Время сформированности данного класса и произошедшие в нем изменения в количестве учащихся. Соотношение юношей и девушек, их возрастной состав, состояние здоровья, физическое развитие и работоспособность.

Состав учителей и его изменение со времени создания класса. Наиболее авторитетные и влиятельные из них и их конкретная роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования коллектива. Общая оценка уровня развития коллектива (высокий, средний или низкий) к моменту написания психолого-педагогической характеристики и аргументации этой оценки конкретными примерами и фактами.

II. Структура класса.

Проблема «лидерства» в классе. Наличие так называемых неформальных и формальных лидеров. Определение их положительного или негативного влияния на класс.

«Малые группы» в классе, состояние взаимоотношений между ними. Группы с положительной и отрицательной направленностью и их роль в формировании межличностных отношений учащихся и развитии коллектива класса.

Количество изолированных («отверженных») учащихся, их положение и самочувствие в классе. Отношение к ним со стороны учителей и одноклассников. Причины их изолированности. Предложения по преодолению этой изолированности.

III. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива.

Учебная деятельность. Качественный уровень учебно-познавательной деятельности учащихся и его влияние на характер их успеваемости.

Роль учителей и классного руководителя, а также коллектива класса в организации и стимулировании учебной работы школьников.

Наиболее способные и развитые в интеллектуальном отношении учащиеся, их положение и роль в деятельности коллектива класса. Содержание и формы учебно-воспитательной работы, практикуемые в классе с этой группой учащихся, и их эффективность.

Наличие в классе менее успевающих учащихся, их положение в системе межличностных отношений и влияние на деятельность коллектива. Стимулирующие и выравнивающие занятия с этими учащимися.

Основные тенденции в динамике качества учебной работы и успеваемости учащихся, которые сказываются на деятельности и развитии коллектива. Если эти тенденции проявляются в снижении успеваемости учащихся, определить меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы.

Внеурочная общественно полезная, трудовая, патриотическая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность учащихся. Содержание этих видов деятельности и характер участия в них как класса в целом, так и отдельных школьников.

Использование различных форм и методов организации и стимулирования разнообразной внеурочной деятельности учащихся и удовлетворение их запросов.

Функционирование кружков и научных обществ в школе и участие учащихся класса в их работе.

Создание и сохранение положительных традиций коллективной жизни в процессе организуемой внеурочной деятельности.

Общая оценка содержания и качества внеурочной деятельности на формирование коллектива класса и развитие отдельных учащихся.

IV. Общие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с классом.

Общая оценка деятельности коллектива, его влияния на воспитание и развитие учащихся и динамику межличностных отношений. Выделение положительных сторон коллектива и достигнутых успехов в развитии и интеллектуально-нравственном формировании учащихся. Анализ важнейших недочетов в работе класса, на преодолении которых должны быть сосредоточены усилия коллектива учащихся и классного руководителя.

Предложения по совершенствованию содержания и форм дальнейшей воспитательной работы по укреплению положительных сторон в деятельности класса.

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Методические рекомендации по изучению класса и составлению психолого-педагогической характеристики

1. В процессе психолого-педагогического изучения учащихся студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей их поведения и деятельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися; изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся; педагогический эксперимент; рейтинг, анкетирование и др.)

2. При характеристике особенностей деятельности класса и работы отдельных учащихся необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретные методы с помощью которых он добывался.

3. В характеристике необходимо отразить ту работу, которую осуществлял практикант по воспитанию ученического коллектива, а также результаты его усилий в этом направлении.

4. Характеристика должна быть написана за три четыре дня до окончания практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки групповому руководителю или преподавателю по психологии.

5. Психолого-педагогическая характеристика пишется на отдельных листах. Титульный лист оформляется следующим образом: «Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся (указывается класс, школа)». Ниже: «Характеристику составил студент (факультета, курса, группы, фамилия, имя, отчество)».

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Психологические методики

МЕТОДИКА «ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ГРУППИРОВКИ» (ВСГ)

По мнению некоторых исследователей проблемы интеллекта, в частности американского психолога А. Йенсена, в зависимости от содержания задачи человек использует или конкретный, или абстрактный интеллект. Конкретный, или практический, интеллект помогает решать повседневные проблемы на уровне наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Под конкретным интеллектом А. Йенсен понимает так называемые ассоциативные способности, позволяющие решать практические задачи и использовать знания, хранящиеся в памяти. При этом осмысление информации индивидуумом, как правило, сопровождается поиском относительно устойчивых ассоциативных связей. Именно ассоциативный характер группировки предметов и явлений окружающего нас мира Л. С. Выготский (1982) рассматривал как критерий преобладания допонятийных форм мышления.

Что касается абстрактного интеллекта, то он представляет собой совокупность когнитивных способностей и позволяет оперировать научными понятиями. Продиагностировать названные выше уровни интеллекта позволяет методика «Ведущий способ группировки вербального материала» (ВСГ).

Методика изучения ведущего способа группировки вербального материала (ВСГ) представляет собой список из 27 исторических терминов. Каждый термин одновременно может быть частью одной из двух возможных триад: триады видовых понятий (рыболовство - скотоводство - земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство - рыбак - гарпун), что взаимоисключает их формирование и усиливает очевидность выбора способа группировки.

Всего проводится 7 серий, на каждую серию отводится 2 минуты. Интервалы между сериями - 1 минута.

Методика может быть использована: во-первых, для диагностики уровня развития индивидуального интеллекта (по мнению американского психолога А. Йенсена, конкретный или практический интеллект представляет собой совокупность ассоциативных способностей, абстрактный интеллект - когнитивных способностей);

во-вторых, для изучения особенностей мышления и памяти испытуемых, выявления ведущего способа (ассоциативного или понятийного) группировки вербального материала;

в-третьих, для отбора в профильные классы, на основание отнесения испытуемых к «художественному» (с преобладанием ассоциативности) или «мыслительному» (с преобладанием понятийноcти) типу;

в-четвёртых, для изучения индивидуальной работоспособности.

Испытуемые не могут сами догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор, а приводить примеры группировки перед проведением методики не рекомендуется. Методика ВСГ предполагает как индивидуальную, так и групповую форму проведения.

Оборудование. Семь заранее пронумерованных и подписанных листов бумаги на каждого ученика (от 1 до 7); ручки или карандаши; секундомер.

Стимульный материал. Список, включающий 27 исторических понятий. Все термины являются базовыми понятиями курса «История цивилизаций древнего мира».

Ход эксперимента. Эксперимент состоял из семи последовательных серий. Принцип проведения каждой серии - одинаков. Способ проведения - групповой.

Ход серии. Испытуемые слушают слова, записанные приблизительно со скоростью одно слово в 5 секунд. После паузы в 10 секунд экспериментатор дает команду «Начали», и испытуемые воспроизводят письменно в течении двух минут мысленно сгруппированные триады понятий. После команды «Стоп» лист переворачивается и откладывается на край стола. Интервал между сериями -1 минута.

Инструкция для испытуемых. Сейчас Вам будет прочитан список из 27 слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Мысленно сгруппируйте, объедините слова по три. Затем по команде «Начали» Вам будет необходимо воспроизвести эти тройки письменно. Порядок троек и слов в тройках - произвольный. Если нет вопросов ... Начали.

СТИМУЛЬНЫИ МАТЕРИАЛ

1. Глина                          10. Междуречье                        19. Скотоводство

2.Фараон                       11. Алфавит                            20. Гарпун

3.Царь                            12. Евфрат                               21. Пергамент

4. Дощечка                    13. Египет                               22. Плуг

5. Лошадь                       14. Рыбак                                 23. Император

6. Нил                             15. Табличка                            24. Клинопись

7. Китай                         16. Земледелие                   25. Пастух

8. Иероглиф                   17. Крестьянин                   26. Хуанхэ

9. Рыболовство             18. Шкура                            27. Бамбук

КЛЮЧ предполагает следующую компоновку вербальных триад: по горизонтали - триады видовых понятий (понятийный способ, абстрактный интеллект), по вертикали – ассоциативные триады (конкретный интеллект).

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ состоит в подсчете полных понятийных и ассоциативных триад. Триада, совпавшая с приведенной в ключе, оценивается в 1 балл. Набранная испытуемым сумма баллов отражается в таблице и графически.

 

Количество ассоциативных и понятийных триад по сериям

 

 

 

 

 

№ п/п

Ф.И.О.

Серия

1

2

3

4

5

6

7

Сумма

А П А П А П А П А П А П А П А П
                                 
2                                  
3                                  
                                 
2                                  

Итого

   

Мальчики: М 1 - М...                             Девочки: Д1-Д...

 

 

Нормативная таблица для определения стандартных значений конкретного (А) и абстрактного (П) интеллекта (Методика ВСГ, N=612)

 

 

Стандартные значения

Характеристика выборки

5-9 классы

10-11 классы

студенты

А П А П А П
1 0- 3 0-8 0- 3 0-9 0- 1 0-3
2 4- 7 9-17 4- 7 10-18 2-6 4-14
3 8-11 18-25 8-10 19-27 7-11 15-25
4 12-15 26-32 11-13 28-36 12-16 26-36
5 16 и больше 33 и больше 14 и больше 37 и больше 17 и больше 37 и больше

 

Категории учащихся по соотношению способов группировки вербальных триад:

Ø с понятийным способом группировки (А=0, П=n );

Ø с ассоциативным способом (П=0, А=n );

Ø с преобладанием понятийного способа (П>А);

Ø с преобладанием ассоциативного способа (А>П);

Ø с равной представленностью ассоциативного и понятийного способов группировки (А=П:);

Ø с отсутствием полных группировок (А=0, П=0).

ПРИЛОЖЕНИЕ V

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.