Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах, чистоговорках. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики, выработка сильной воздушной струи, долгого плавного речевого выдоха.
2. Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках (с отстукиванием ритма).
3. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
4. Удерживание баланса на доске.
5. Развитие чувства ритма.
6. Развитие интереса к занятиям.
Оборудование: балансировочные доски, мячи, мягкая игрушка «Незнайка»; музыка «Конский бранль».
Игры: «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Мяч лови и мяч бросай, где звук Р, называй», «Доскажи словечко», «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Все занятие проходит на балансировочной доске.
Ход занятия
Организационный момент
- Посмотри, кто сегодня к нам приехал в гости.
- Незнайка, расскажи, как ты к нам ехал, кого повстречал по дороге.
Артикуляционная гимнастика
Незнайка: проснулся я утром.
Выглянул в окошко (высовывание языка).
Посмотрел наверх и вниз («качели» и движение кистями рук вверх-вниз), посмотрел по сторонам («часики» и движение кистями рук влево – вправо), почистил зубки («чистим зубки языком» верхние-нижние и покачивание кистями рук влево – вправо)и решил поехать к вам в гости.
Сел в машину (интонирование- длительное равномерное рычание, «мотор -Р-Р-Р-Р-Р-Р-») и поехал по дороге вдоль забора («заборчик»).
По брусчатке (интонирование- рычание – подъём –спуск, «мотор -Р-Р-Р-Р-Р-Р»). На высокую горку (интонирование- рычание – резкий подъём, «мотор -Р-Р-Р-Р-Р-Р»), вдоль овражков (интонирование- рычание – длительный подъём – длительный спуск, «мотор -Р-Р-Р-Р-Р-Р»). Незнайка доехал до индюка («индюк»). Заехал Незнайка к лошадке («лошадка»). Чтобы у лошадки была красивая грива, Незнайка ее расчесал («расческа»). Лошадка позвала слоника («слоник») и ёжика («ежик»). Ёжик пришёл с грибами («грибок»). Незнайка сыграл им на гармошке («гармошка») и спел им песенку (интонирование - со звуком Р-Р-Р на мотив песни «Если с другом вышел в путь» длительное рычание). И вот Незнайка приехал к нам.
Давай научим Незнайку нашим играм.
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Логопед бросает мяч и произносит слово. Ребёнок определяет количество слогов в слове, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить ребёнку произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги в ладоши.
Слова: рама, рак, гора, нора, рынок, кенгуру, жираф, мороз, горох, огород, сорока, дорога, макароны, русалка, топоры, комары, паровоз, труба, воробей.
Игра «Мяч лови, и мяч бросай, где звук Р, называй»
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
Взрослый бросает мяч и произносит слово. Ребёнок ловит мяч, повторяет слово, определяет место звука Р в слове. Если звук Р в начале слова, ребёнок прикладывает мяч к своей голове. Если звук Р в середине слова – прикладывает к животу, если в конце – к коленкам и возвращает мяч логопеду.
Физкультминутка
Ребёнок стоит на доске, чётко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки. При этом ритмично похлопывают себя по бёдрам (3 раза), сгибают руки в локтях перед собой и ритмично хлопают в ладоши (4 раза), затем перекрещенными на груди руками хлопают себя по плечам (3 раза).
Ра-ра-ра- марширует детвора
Ру-ру-ру- встанем рано по утру
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро
Ребёнок стоит на доске, чётко произносят чистоговорки, принимая и возвращая мяч логопеду.
Ры-ры-ры- надуваем мы шары
Ор-ор-ор- подметаем двор
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы.
Игра «Доскажи словечко»
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова. Одновременно с проговаривание слов играем в игру «Беру – отдаю»…..
Он высокий словно шкаф,
А зовут его ... (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет …(нора).
Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Логопед бросает ребёнку мяч, называя первый слог слова: ра, ры, ро, ру. Ребёнок заканчивает слово.
ра –рама, рак, ракета, ранец, радуга, радость, разбег, расход, размах, рад;
ро – рот, ров, рог, рост, роза, робот, Рома, рокот, роща, ровный;
ру – рука, руда, рукав, рубашка, ручей, рубин, ручка, ружьё;
ры – рыба, рынок, рычаг, рывок, рыбка.
Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
2.3. Работа воспитателя (родителя) по заданиям логопеда «Автоматизация звука Ш»
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики, выработка сильной воздушной струи, долгого плавного речевого выдоха.
2. Закрепление четкого произнесения изолированного звука Ш, закрепление умения добавлять слог до слова, автоматизация звука Ш в словах и чистоговорках с отстукиванием ритма.
3. Удерживание баланса на доске. Развитие чувства ритма.
4. Развитие интереса к занятиям.
Оборудование: Балансировочные доски, мячи, музыка «Конский бранль», игры: «Добавляю в слово слог», «Мяч лови – чистоговорки произноси», «Змейки».
Все занятие проходит на балансировочной доске.
Ход занятия.
Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, как хорошо ваши язычки слушаются вас, как вы держитесь на балансировочной доске и как вы умеете отбивать ритм.
1 – ое задание: «Артикуляционная гимнастика»
Упражнения: «Оскал» - «Хоботок», «Накажем непослушный язычок», «Чашечка» - «Бегемот», «Качели», «Погреем ладошки».
2 - ое задание: Игра «Змейки».
Помоги маленьким змейкам добраться до своего домика. Дети стоят на досках, у каждого в руках лабиринт. Дети ведут маленьких змеек по лабиринту, произнося отчётливо: Ш-Ш-Ш.
3 – е задание: Игра «Добавляю в слово слог»
Взрослый произносит первую часть слова, а дети – вторую. Например: ка…ша.
Затем взрослый поочерёдно бросает мяч детям и говорит первую часть слова. Дети ловят мяч, произносят недостающий слог и возвращают мяч обратно, называя целое слово и чётко проговаривая все звуки в слове.
Ка…ша
поро…..ша
лап….ша
ча…. ша
кало…..ша
кваку…ша
кры….. ша
копу….ша хоро….ша
гру….. ша
клу….ша
Ма….ша
афи… ша
зам….ша
4 – ое задание: «Мяч лови – чистоговорки произноси»
Дети стоят на досках, чётко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки.
Например: Ша-ша-ша- наша Маша хороша. (При этом дети ритмично похлопывают себя по бёдрам (3 раза), сгибают руки в локтях перед собой и ритмично хлопают в ладоши (4 раза), затем перекрещенными на груди руками хлопают себя по плечам (3 раза)).
Шо-шо-шо- говорим мы хорошо.
Ши-ши-ши- Миша с Машей малыши.
Шу-шу-шу- шубу я зимой ношу.
Ша-ша-ша- крыша, шапка, шар, лапша.
Ши-ши-ши- шина, шило, малыши.
Шу-шу-шу- письма дедушке пишу.
Вы молодцы! Все хорошо балансируют на досках, задания выполнили правильно и язычок у вас очень послушный.
Картотека игр
Все представленные упражнения проводятся на доске с использованием ритма, который задает педагог или предлагает ребенок. Ритмический рисунок зависит от структуры слова. В работе с речевым материалом используется музыка народов мира (ирландская, французская, русская, польская). На этапах автоматизации и дифференциации звуков речи используются элементы биоэнергопластики.
Игра «Услышь звук».
Цель: дифференциация звуков Ж-З
Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребёнок повторяет слово, если в слове есть звук Ж, мяч подбрасывается вверх, если в слове есть звук З, мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол. Если заданные звуки отсутствуют, мяч сразу же возвращается взрослому.
Например, можно предложить такие слова:
узы - ужи везу - вяжу козы - кожи
вязать - бежать лоза – ложа дерзать - держать
лизать - лежать базар - пожар коза - кожа
возы - вожжи мазут - мажут разок - рожок
грозу - грожу Лиза - лыжа лозы - ложи
Вариант 2. Взрослый называет пару слов или одно слово. Ребёнок повторяет слово (слова), при произношении Ж ладони поднимаем вверх, при З – вниз.
Например, повтори слова, где звуки 3-Ж находятся в одном слове.
Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнеженный, зажужжать; железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.
Игра «Найди словечко».
Цель: развитие слухового внимания.
Называть слова на заданный звук (или все слова с заданным звуком: где звук стоит не только в начале, но и в середине и конце слова), по очереди со взрослым, подбрасывая мяч вверх с хлопком. Примерные слова на звук [м]: морковь, мыло, мука, майка, компот, замок, комар, дом, сом.
Данную игру можно проводить на любой изучаемый звук.
Игра «Отхлопай слово».
Цель: работа по формированию слоговой структуры речи.
Отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз, либо придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове. Примерные слова: лапа, дорога, телевизор, аквариум.
Игра «Где мяч?».
Цель: формирование пространственных навыков.
Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя» и т.д.
Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом).
«Мяч бросай и овощи называй».
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай и фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Взрослый называет слово. Ребёнок повторяет слово, если это фрукт, то мяч подбрасывается вверх, если это овощ, мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол.
Вариант 1.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь).
Фрукты (яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос).
Ягоды (малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика).
Деревья (береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь) и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Огурец, помидор, репа (овощи).
«Мяч бросай, животных и их детенышей называй»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.
Ребёнок повторяет слово, если животное большое, то мяч подбрасывается вверх, если животное маленькое, то мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол.
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
у тигра – тигренок
у льва — львенок
у слона – слоненок
у оленя – олененок
у лося — лосенок
у лисы — лисенок
у медведя — медвежонок
у верблюда — верблюжонок
у волка — волчонок
у зайца — зайчонок
у кролика — крольчонок
у белки — бельчонок
у коровы — теленок
у лошади жеребенок
у свиньи — поросенок
у овцы — ягненок
у курицы — цыпленок
у собаки — щенок
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Первый вариант: взрослый бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает мяч взрослому
Второй вариант: отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз.
Третий вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Стол — столик,
ключ — ключик.
Шапка — шапочка,
белка — белочка.
Книга — книжечка,
ложка — ложечка.
Голова — головка,
картина — картинка.
Мыло — мыльце,
зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка,
свекла — свеколка.
Коса — косичка,
вода — водичка.
Жук — жучок,
дуб — дубок.
Вишня — вишенка,
башня — башенка.
Платье — платьице,
кресло — креслице.
Перо — перышко,
стекло — стеклышко.
Часы — часики,
трусы — трусики.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.