Содержание
№ п/п | Наименование разделов | Стр. |
1. | Введение | 2- 4 |
2. | Конспекты занятий с использованием в комплексе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики | 5 - 13 |
2.1. | Конспект подгруппового (малая подгруппа) логопедического занятия «Путешествие Колобка» | 5 - 9 |
2.2. | Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р» | 10 - 12 |
2.3. | Работа воспитателя (родителя) по заданиям логопеда «Автоматизация звука Ш» | 12 - 13 |
3. | Картотека игр | 14 - 25 |
4. | Список использованной литературы | 26 |
5. | Приложения | 27 |
Введение
Настоящее методическое пособие представляет собой практические рекомендации для подготовки и проведения коррекционных занятий, конкретные примеры конспектов занятий и практических игровых упражнений, видеофрагменты работы с детьми в синтезе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики. Методическое пособие адресовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям (законным представителям) обучающихся для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), находящимися в норме развития и имеющие разные отклонения в развитии (речевые нарушения, поведенческие нарушения, гиперактивность, общие нарушения и др.).
Данное пособие носит рекомендательный характер.
Актуальность. За последние голы увеличилось количество детей с проблемами в развитии. Скудность речевой среды, дефицит двигательной активности, замена живого общения с родителями и сверстниками игровыми гаджетами, формирует у детей «клиповое» мышление и «жажду» новых впечатлений. Все это усложняет процесс коррекции дефекта. Таким образом, возникает острая потребность в поиске освоении современных методов, эффективных в коррекции поведения, речи, комплексных нарушений и др.
Опыт успешной коррекционной работы педагогических работников МАДОУ д/с №59 (учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей) с детьми старшего дошкольного возраста показал эффективность применения в едином комплексе элементов орф-педагогики, методов мозжечковой терапии и биоэнергопластики. Интеграция всех трех компонентов позволяет включить в активную деятельность как одного ребенка, так и целую группу детей.
Специалистами МАДОУ д/с №59 практикуется коррекционная работа, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа.
Орф-педагогика призвана всесторонне развивать личность ребенка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой поли художественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребенка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге дает основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети, имеющие речевые нарушения и дефекты в общем развитии, нуждаются в
подобном творческом и эмоциональном «толчке» для более успешного
преодоления нарушенных функций организма.
Ведущими принципами орф-педагогики являются:
1. Креативность, под которой подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребенка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребенку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно–оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движение рук имитируют движение речевого аппарата.
Методы мозжечковой стимуляции включены в серию комплексных коррекционных занятий с детьми, имеющие задержку психического развития и речевые нарушения. Специальные упражнения с балансировочными досками Бильгоу позволяют развивать участки мозга, формирующие различные навыки, такие как: навыки письма, речи, переработки информации, математические способности.
Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми, имеющими такие нарушения:
· гиперактивность;
· дислексия;
· дисграфия;
· нарушение внимания;
· моторная неловкость;
· нарушение координации движения;
· нарушение письменной, устной речи;
· нарушение аутического спектра.
Цель – оказать методическую помощь педагогическим работникам детского сада, родителям (законным представителям) обучающихся в подготовке и проведении коррекционной работы (индивидуальной, групповой) с использованием в комплексе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики.
Задачи:
1. Создание картотеки развивающих речевых игр и ритмических импровизаций по методике К.Орфа.
2. Разработка комплекса коррекционно-развивающих занятий для работы педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения и дефекты в общем развитии.
3. Подготовка видеофрагментов развивающих упражнений.
Использование в комплексе вышеописанных методов коррекции имеет большой спектр применения. Результатами занятий становятся такие показатели, как:
· развитие координации движений;
· развитие коммуникационной культуры и эмоциональной отзывчивости;
· совершенствование ритмического слуха;
· развитие пространственных, зрительных представлений;
· стабилизация функций вестибулярного аппарата;
· межполушарное развитие;
· личностные изменения;
· развитие концентрации внимания, памяти;
· стимулирование психического развития.
Конспекты занятий
Картотека игр
Все представленные упражнения проводятся на доске с использованием ритма, который задает педагог или предлагает ребенок. Ритмический рисунок зависит от структуры слова. В работе с речевым материалом используется музыка народов мира (ирландская, французская, русская, польская). На этапах автоматизации и дифференциации звуков речи используются элементы биоэнергопластики.
Игра «Услышь звук».
Цель: дифференциация звуков Ж-З
Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребёнок повторяет слово, если в слове есть звук Ж, мяч подбрасывается вверх, если в слове есть звук З, мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол. Если заданные звуки отсутствуют, мяч сразу же возвращается взрослому.
Например, можно предложить такие слова:
узы - ужи везу - вяжу козы - кожи
вязать - бежать лоза – ложа дерзать - держать
лизать - лежать базар - пожар коза - кожа
возы - вожжи мазут - мажут разок - рожок
грозу - грожу Лиза - лыжа лозы - ложи
Вариант 2. Взрослый называет пару слов или одно слово. Ребёнок повторяет слово (слова), при произношении Ж ладони поднимаем вверх, при З – вниз.
Например, повтори слова, где звуки 3-Ж находятся в одном слове.
Жизнь, зажигать, зажим, зажать, зажёг, возможно, изнеженный, зажужжать; железо, зажигалка, залежи, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажарить, возложу, желтизна, зажарит, заряжать, зажелтеть, зажарил.
Игра «Найди словечко».
Цель: развитие слухового внимания.
Называть слова на заданный звук (или все слова с заданным звуком: где звук стоит не только в начале, но и в середине и конце слова), по очереди со взрослым, подбрасывая мяч вверх с хлопком. Примерные слова на звук [м]: морковь, мыло, мука, майка, компот, замок, комар, дом, сом.
Данную игру можно проводить на любой изучаемый звук.
Игра «Отхлопай слово».
Цель: работа по формированию слоговой структуры речи.
Отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз, либо придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове. Примерные слова: лапа, дорога, телевизор, аквариум.
Игра «Где мяч?».
Цель: формирование пространственных навыков.
Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя» и т.д.
Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом).
«Мяч бросай и овощи называй».
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай и фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Взрослый называет слово. Ребёнок повторяет слово, если это фрукт, то мяч подбрасывается вверх, если это овощ, мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол.
Вариант 1.
Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь).
Фрукты (яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос).
Ягоды (малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика).
Деревья (береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь) и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.
Огурец, помидор, репа (овощи).
«Мяч бросай, животных и их детенышей называй»
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.
Ребёнок повторяет слово, если животное большое, то мяч подбрасывается вверх, если животное маленькое, то мяч возвращается взрослому, через удар мяча об пол.
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
у тигра – тигренок
у льва — львенок
у слона – слоненок
у оленя – олененок
у лося — лосенок
у лисы — лисенок
у медведя — медвежонок
у верблюда — верблюжонок
у волка — волчонок
у зайца — зайчонок
у кролика — крольчонок
у белки — бельчонок
у коровы — теленок
у лошади жеребенок
у свиньи — поросенок
у овцы — ягненок
у курицы — цыпленок
у собаки — щенок
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Первый вариант: взрослый бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает мяч взрослому
Второй вариант: отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз.
Третий вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Стол — столик,
ключ — ключик.
Шапка — шапочка,
белка — белочка.
Книга — книжечка,
ложка — ложечка.
Голова — головка,
картина — картинка.
Мыло — мыльце,
зеркало — зеркальце.
Кукла — куколка,
свекла — свеколка.
Коса — косичка,
вода — водичка.
Жук — жучок,
дуб — дубок.
Вишня — вишенка,
башня — башенка.
Платье — платьице,
кресло — креслице.
Перо — перышко,
стекло — стеклышко.
Часы — часики,
трусы — трусики.
Игра «Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Во время ответа, дети изображают домик животного
Ход игры.
Логопед: Кто живет в дупле?
Дети: Белка.
Кто живет в скворечнике?
Скворцы.
Кто живет в гнезде?
Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака
Кто живет в улье? Пчелы
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк
Кто живет в берлоге? Медведь
Логопед: Где живет медведь? Где живет волк?
Дети: В берлоге. В логове.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры.
Первый вариант: логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением.
Второй вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Река широкая, а ручеек узкий.
Медведь большой, а медвежонок маленький.
Дедушка старый, а юноша молодой.
горячий – холодный
хороший - плохой;
умный - глупый;
веселый - грустный;
острый - тупой;
гладкий - шероховатый;
легкий - тяжелый;
глубокий - мелкий;
светлый - темный;
добрый - злой;
радостный - печальный;
быстрый - медленный;
частый - редкий;
мягкий - твердый;
ясный - пасмурный;
высокий - низкий.
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры.
Первый вариант: логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Тазик из меди. Медный;
Медвежонок из плюша. Плюшевый;
Рукавички из шерсти. Шерстяные;
Стакан из стекла. Стеклянный;
Ваза из хрусталя. Хрустальная.
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Второй вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Игра «Веселый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры:
Первый вариант: логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».).
Второй вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Примеры:
один стол - пять столов
один слон — пять слонов
один шкаф — пять шкафов
один гусь — пять гусей
один лебедь — пять лебедей
один журавль — пять журавлей
одна гайка — пять гаек
одна майка — пять маек
одна шишка — пять шишек
один утенок — пять утят
один гусенок — пять гусят
один цыпленок — пять цыплят
один заяц — пять зайцев
один палец — пять пальцев
одно платье — пять платьев
одна шапка — пять шапок
одна перчатка — пять перчаток
одна банка — пять банок
одна рукавица — пять рукавиц
одна пуговица — пять пуговиц
одна мыльница — пять мыльниц
одна шляпа — пять шляп
одна книга — пять книг
одна конфета — пять конфет
Игра «Семья»
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры.
Первый вариант: логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Второй вариант: детям предлагается придумать ритмический рисунок хлопками, один хлопок – один слог, сделать столько хлопков, сколько слогов в слове.
Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
• А ты кто для них?
Упражнения с использованием элементов биоэнергопластики, игры так же используются на балансировочной доске.
Цель: формирование межполушарного взаимодействия, развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.
Упражнение «Часики»
Ход занятия: сжатая и опущенная вниз ладонь, которая, движется под счет влево – вправо.
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Упражнение «Качели»
Ход занятия: движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Упражнение «Лягушка»
Ход занятия: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Слонёнок»
Ход занятия: ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Блинчики»
Ход занятия: ладони с сомкнутыми пальцами соединяем дуг с другом.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем (пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»).
Упражнение «Лошадка»
Ход занятия: Рука в горизонтальном положении (лежит на столе).
Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
Упражнение «Кошечка»
Ход занятия: две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
Упражнение «Фонарик»
Ход занятия: пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.
Фонарик погас!
Фонарик зажегся!
Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка»
Ход занятия: «Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Ход занятия: три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.
Упражнение «Лезгинка»
Ход занятия: левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз
Список использованной литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1996.
2. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Практическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
4. Викулов А.Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. –М., 1995.
6. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/под ред. Е.А.Стребелевой.-М.: Полиграф сервис, 1998.
7. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. Книга для педагогов, детских психологов, логопедов, воспитателей и родителей:– СПб.: Издательство «Диля», 2007.
8. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом. Практическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
10. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. - СПб., 1997.
11. Медникова Л.С. Развитие ритмической способности как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью - Архангельск, 2001.
12. Петрова Н. Если ребёнок плохо говорит. Книга о детской неврологии для родителей, логопедов, воспитателей, школьных учителей и психологов – СПб.: Издательство «Диля», 2005.
13. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
14. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.
15. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко.- М.: Аркти, 1999.
Приложения
Приложение 1. Интеграция методов мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики
|
| |||||
Содержание
№ п/п | Наименование разделов | Стр. |
1. | Введение | 2- 4 |
2. | Конспекты занятий с использованием в комплексе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики | 5 - 13 |
2.1. | Конспект подгруппового (малая подгруппа) логопедического занятия «Путешествие Колобка» | 5 - 9 |
2.2. | Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Р» | 10 - 12 |
2.3. | Работа воспитателя (родителя) по заданиям логопеда «Автоматизация звука Ш» | 12 - 13 |
3. | Картотека игр | 14 - 25 |
4. | Список использованной литературы | 26 |
5. | Приложения | 27 |
Введение
Настоящее методическое пособие представляет собой практические рекомендации для подготовки и проведения коррекционных занятий, конкретные примеры конспектов занятий и практических игровых упражнений, видеофрагменты работы с детьми в синтезе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики. Методическое пособие адресовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям (законным представителям) обучающихся для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), находящимися в норме развития и имеющие разные отклонения в развитии (речевые нарушения, поведенческие нарушения, гиперактивность, общие нарушения и др.).
Данное пособие носит рекомендательный характер.
Актуальность. За последние голы увеличилось количество детей с проблемами в развитии. Скудность речевой среды, дефицит двигательной активности, замена живого общения с родителями и сверстниками игровыми гаджетами, формирует у детей «клиповое» мышление и «жажду» новых впечатлений. Все это усложняет процесс коррекции дефекта. Таким образом, возникает острая потребность в поиске освоении современных методов, эффективных в коррекции поведения, речи, комплексных нарушений и др.
Опыт успешной коррекционной работы педагогических работников МАДОУ д/с №59 (учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей) с детьми старшего дошкольного возраста показал эффективность применения в едином комплексе элементов орф-педагогики, методов мозжечковой терапии и биоэнергопластики. Интеграция всех трех компонентов позволяет включить в активную деятельность как одного ребенка, так и целую группу детей.
Специалистами МАДОУ д/с №59 практикуется коррекционная работа, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа.
Орф-педагогика призвана всесторонне развивать личность ребенка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой поли художественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребенка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге дает основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети, имеющие речевые нарушения и дефекты в общем развитии, нуждаются в
подобном творческом и эмоциональном «толчке» для более успешного
преодоления нарушенных функций организма.
Ведущими принципами орф-педагогики являются:
1. Креативность, под которой подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребенка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребенку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно–оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движение рук имитируют движение речевого аппарата.
Методы мозжечковой стимуляции включены в серию комплексных коррекционных занятий с детьми, имеющие задержку психического развития и речевые нарушения. Специальные упражнения с балансировочными досками Бильгоу позволяют развивать участки мозга, формирующие различные навыки, такие как: навыки письма, речи, переработки информации, математические способности.
Занятия дают возможность повысить пластичность мозга, заполняются пробелы, возмещаются недостатки в функциональности базовой структуры. Данный метод стимуляции имеет положительную динамику при работе с детьми, имеющими такие нарушения:
· гиперактивность;
· дислексия;
· дисграфия;
· нарушение внимания;
· моторная неловкость;
· нарушение координации движения;
· нарушение письменной, устной речи;
· нарушение аутического спектра.
Цель – оказать методическую помощь педагогическим работникам детского сада, родителям (законным представителям) обучающихся в подготовке и проведении коррекционной работы (индивидуальной, групповой) с использованием в комплексе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики.
Задачи:
1. Создание картотеки развивающих речевых игр и ритмических импровизаций по методике К.Орфа.
2. Разработка комплекса коррекционно-развивающих занятий для работы педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения и дефекты в общем развитии.
3. Подготовка видеофрагментов развивающих упражнений.
Использование в комплексе вышеописанных методов коррекции имеет большой спектр применения. Результатами занятий становятся такие показатели, как:
· развитие координации движений;
· развитие коммуникационной культуры и эмоциональной отзывчивости;
· совершенствование ритмического слуха;
· развитие пространственных, зрительных представлений;
· стабилизация функций вестибулярного аппарата;
· межполушарное развитие;
· личностные изменения;
· развитие концентрации внимания, памяти;
· стимулирование психического развития.
Конспекты занятий
с использованием в комплексе методов орф-педагогики, мозжечковой стимуляции и биоэнергопластики
2.1. Конспект подгруппового (малая подгруппа) логопедического занятия «Путешествие Колобка».
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Л] в слогах, в словах, чистоговорках. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики, выработка сильной воздушной струи, долгого плавного речевого выдоха.
2. Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках (с отстукиванием ритма).
3. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
4. Удерживание баланса на доске.
5. Развитие чувства ритма.
6. Развитие интереса к занятиям.
Оборудование: балансировочные доски, мячи разной фактуры, музыка «Конский бранль», «Мазурка».
Речевые игры: «Звук Л услышат ваши ушки, мяч взлетает над макушкой», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», логопедическая распевка: «Пчела», чистоговорки на звук Л.
Все занятие проходит на балансировочной доске.
Содержание занятия | Движения и упражнения |
Жили-были старик со старухой. | Дети ритмично хлопают: - ладонями по бёдрам (4 хлопка) - в ладоши перед собой (5хлопков) - сгибают руки в локтях перед собой (1 перекрёстный хлопок по плечам) |
Просит старик: - Испеки колобок | Дети ритмично хлопают: - ладонями по бёдрам поочередно (4 хлопка) - в ладоши перед собой (3 хлопка) - хлопка со сменой положения ладоней перед собой (3 хлопка) |
Бабка говорит: - Муки то –нет! | Дети ритмично хлопают: - встречные скользящие хлопки перед собой (5 хлопков) - ладонями по бёдрам (2 хлопка) - разводят ладони в стороны |
-Ты старуха, помети, по сусекам поскреби | Дети перекладывают мяч из руки в руку (игра «Берем – отдаем») - движение мячика вокруг туловища, головы, восьмеркой через ноги |
Старуха намела, намесила, наскребла | Дети перекладывают мяч из руки в руку (игра «Берем – отдаем») |
Испекла колобок | Подбрасывают мяч перед собой |
Вот лежит наш колобок. У него румяный бок | Дети катают мяч в прямых ладонях, вокруг ладоней перед собой |
Ароматный колобок на окошечке прилег | Перекрестное дыхание: вдох через правую ноздрю, зажать нос, выдох через левую; вдох через левую ноздрю, зажать нос, выдох через правую ( повторить 5 раз) |
Ох! Не надо, горячо! | Вдох - высоко поднять руки через стороны над головой, выдох – опускаем руки через стороны вниз со словами. |
Остудить бы его. | Движение широкого языка вверх - вниз (верхняя, нижняя губа) Синхронное движение кистей рук вверх - вниз с языком |
Надоело колобку лежать, Захотелось ему убежать. | Дети ритмично хлопают: - встречные скользящие хлопки перед собой (5 хлопков) - ладонями по бёдрам (4 хлопка) - перекрестный хлопок ладонями с партнером (1) - 3 хлопка в ладоши с партнером |
Покатился колобок Прыг – скок.. Прыг – скок.. | Дети ритмично хлопают: - встречные скользящие 4 хлопка перед собой с партнером -1 хлопок за спиной -1 хлопок перед собой с партнером -1 хлопок за спиной -1 хлопок перед собой с партнером |
Бежит колобок без оглядки, Лишь сверкают румяные пятки. Музыка вокруг звучит, Колобок бежит, бежит. | -круговые движения одной руки вокруг другой руки -перекрстные движения плечо – локоть -руки вправо - голова влево круговые движения одной руки вокруг другой руки, перекрстные движения плечо – локоть руки вправо - голова влево |
Музыка «Конский бранль» | Артикуляционная гимнастика с упражнениями биоэнергопластики |
Встретил зайца колобок. -Съем тебя сейчас, дружок! | Дети ритмично хлопают: -7 поочередных хлопков двумя ладонями по ногам -2 хлопков в ладоши перед собой - Артикуляционное упражнение «Заяц (совместно с движением рук) |
Не ешь меня, косой, поиграй со мной! | Дети ритмично хлопают: - 8 хлопков ладонями перед собой (чередование встречных перекрестных хлопков с хлопками в ладони перед собой) |
«Звук Л услышат ваши ушки, мяч взлетает над макушкой» | речевая игра №1 с мячом |
Интересная игра? Заяц, отпусти меня | - ритмичное качание на доске |
Побежал колобок, А на встречу серый волк. Колобок, колобок, съем тебя сейчас, дружок! | Дети ритмично хлопают: - ладонями по бёдрам (6 хлопка) - в ладоши перед собой (6 хлопков) - сгибают руки в локтях перед собой (1 перекрёстный хлопок по плечам) Артикуляционное упражнение «волк». |
Не ешь меня, волк. В игре будет толк. | Дети ритмично хлопают: -8 хлопков перекрестных (4 боковых и 4 встречных) |
«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» | речевая игра № 2 с мячом |
Интересная игра? Волк, отпусти меня. | - ритмичное качание |
Бежит лесом колобок и уткнулся в мишкин бок. | Дети сгибают руки в локтях перед собой (упражнение гимнастики мозга) |
Колобок, колобок, Ароматный, ты дружок. | - дыхательное упражнение резкий, шумный вдох (руки обнимают плечи, пересекают среднюю линию) |
Не ешь мен, медведь. Будем вместе песни петь. | Логопедическая распевка: «Пчела» |
Интересно песни петь? Отпусти меня, медведь. | - ритмичное качание на доске |
Любуясь лесной красой, повстречался колобок с лисой. | Дети ритмично хлопают: - ладонями по бёдрам (7 хлопков) - в ладоши перед собой (8 хлопков) - сгибают руки в локтях перед собой (1 перекрёстный хлопок по плечам) Артикуляционное упражнение «Лиса». |
Колобок, колобок, Почеши мой язычок. | Самомассаж языка (жевание языка) |
Знаю, хитрая плутовка, Обвести ты можешь ловко. Не обманешь ты меня, Убегу я от тебя. | Дети выполняют упражнение биоэнергопластики «домик на голове» - ритмичные хлопки по телу |
Прикатился колобок домой, Набегался по лесу весной. А дома его уже ждут, Играть и веселиться зовут | Дети катаем мячики в ладошках. |
Что ты видел, колобок. Поведай нам дружок. | Дети ритмично хлопают: - ладонями перед собой (8 хлопков) |
Колобок обо всем рассказал. Где был и кого повидал. | - ритмичное качание на доске с проговариванием чистоговорок на звук Л |
Вот и сказке нашей конец. Кто учился вместе с нами – молодец! |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 298.