Устройство и принцип работы гировоза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рис.3 Гировоз. 1 - маховик; 2 – пневмодвигатель; 3-рукоять управления.

Инерционные локомотивы (гировозы) предназначены для откатки вагонеток по вентиляционным выработкам сверхкатегорных шахт, а также по выработкам шахт, опасных по внезапным выбросам угля или газа или по суфлярным выде­лениям метана. Для движения их используется кинетическая энергия вращающегося маховика.

Гировоз  представляет собой двухосную машину с рамой наружного типа. Обе колесные пары являются ведущими. Конструкция гировозов че­тырех типоразмеров аналогична, отличаются они только шириной колеи. Все их основные узлы за исключением рамы унифицированы и взаимозаменяемы.

В передней части рамы размещена кабина машиниста. Внутри кабины уста­новлены сиденье машиниста, аппаратура и рукоятки управления, звонок и т. п. К торцам рамы крепятся сцепные устройства, представляющие собой буфер с пазами и штыревой сцепкой для сцепления вагонеток с гировозом. Для смяг­чения ударов между буферами и лобовыми листами установлены двусторонние резиновые прокладки.

В средней части рамы размещены маховик в сборе с корпусом, двухступен­чатый редуктор и тормозная система.

Для раскручивания (зарядки) маховика (массой 1,5-3т с частотой вращения 500 с-1) используется пневматический дви­гатель, питающийся от воздушной магистрали сжатым воздухом давлением не менее 0,4 МПа. Редуктор соединен с пневмодвигателем при помощи промежуточ­ного вала и системы эластичных муфт. Раскручивание маховика осуществляется через зубчатую передачу от пневмодвигателя, подключаемого периодически к пневмосети, проложенной вдоль откаточной выработки. Передача энергии от вра­щающегося маховика к колесным парам осуществляется через многоступенчатую понижающую зубчатую и цепные передачи.

Подключение маховика во время зарядки, при движении локо­мотива и отключение на стоянках осуществляется конусной муфтой от рукоятки управления. Включение на режим зарядки или движения производится двумя зубчатыми муфтами, а реверсирование движения локомотива — двумя многодисковыми фрик­ционными муфтами.

 Эксплуатационные качества гировозов в значительной степени зависят от продолжительности зарядки (число зарядок в смену составляет четыре—шесть). Продолжительность зарядки маховика до 3000 мин-1 в значительной степени за­висит от давления в сети сжатого воздуха и составляет от 6 (подзарядка) до 25 мин (полная зарядка при низком давлении). Разрядка маховика ниже 25 % от номинальной нерациональна, так как при этом скорость движения поезда очень небольшая и, кроме того, при глубокой разрядке маховика ухудшаются энергетические показатели последующей полной зарядки. Энергии закрученного маховика достаточно для движения состава массой 20т на расстояние до 1км по горизонтальному пути.

Контроль за частотой вращения маховика осуществляется тахометром ТХ-1. Тахометр приводится в действие червячно-винтовой передачей, состоящей из шестизаходного червяка, закрепленного на верхнем конусе вала маховика, вал - шестерни и соединительного валика, заклю­ченного в предохранительную втулку. Тахометр заключен в стальной кожух. Одному делению на шкале тахометра соответствует 200 об/мин маховика.

Гировозы оборудованы эластичной подвеской. Подвеска безбалансирная на чегырех витых цилиндрических пружинах.

Тормозная система состоит из четырехколодочного механического тормоза с ручным (от маховика, расположенного в кабине машиниста) приводом на оба полуската. Тормозная система снабжена также храповым устройством для пре­дотвращения самопроизвольного растормаживания на стоянках.

Для освещения пути применяются головные светильники СГД5, аккумуля­торные батареи которых периодически подзаряжаются в ламповой на поверхности шахты.

Преимущества гировоза: взрывобезопасность, отсутствие преобразовательных подстанций, аккумуляторного хозяйства и контактной сети.

Недостатки  низкий кпд, небольшой радиус действия, сложность конструкции ( расход энергии вращающимся маховиком на преодоление сопротивления воздуха и трение в подшипниках даже во время стоянки локомотива).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 421.