Рис.3 Гировоз. 1 - маховик; 2 – пневмодвигатель; 3-рукоять управления.
Инерционные локомотивы (гировозы) предназначены для откатки вагонеток по вентиляционным выработкам сверхкатегорных шахт, а также по выработкам шахт, опасных по внезапным выбросам угля или газа или по суфлярным выделениям метана. Для движения их используется кинетическая энергия вращающегося маховика.
Гировоз представляет собой двухосную машину с рамой наружного типа. Обе колесные пары являются ведущими. Конструкция гировозов четырех типоразмеров аналогична, отличаются они только шириной колеи. Все их основные узлы за исключением рамы унифицированы и взаимозаменяемы.
В передней части рамы размещена кабина машиниста. Внутри кабины установлены сиденье машиниста, аппаратура и рукоятки управления, звонок и т. п. К торцам рамы крепятся сцепные устройства, представляющие собой буфер с пазами и штыревой сцепкой для сцепления вагонеток с гировозом. Для смягчения ударов между буферами и лобовыми листами установлены двусторонние резиновые прокладки.
В средней части рамы размещены маховик в сборе с корпусом, двухступенчатый редуктор и тормозная система.
Для раскручивания (зарядки) маховика (массой 1,5-3т с частотой вращения 500 с-1) используется пневматический двигатель, питающийся от воздушной магистрали сжатым воздухом давлением не менее 0,4 МПа. Редуктор соединен с пневмодвигателем при помощи промежуточного вала и системы эластичных муфт. Раскручивание маховика осуществляется через зубчатую передачу от пневмодвигателя, подключаемого периодически к пневмосети, проложенной вдоль откаточной выработки. Передача энергии от вращающегося маховика к колесным парам осуществляется через многоступенчатую понижающую зубчатую и цепные передачи.
Подключение маховика во время зарядки, при движении локомотива и отключение на стоянках осуществляется конусной муфтой от рукоятки управления. Включение на режим зарядки или движения производится двумя зубчатыми муфтами, а реверсирование движения локомотива — двумя многодисковыми фрикционными муфтами.
Эксплуатационные качества гировозов в значительной степени зависят от продолжительности зарядки (число зарядок в смену составляет четыре—шесть). Продолжительность зарядки маховика до 3000 мин-1 в значительной степени зависит от давления в сети сжатого воздуха и составляет от 6 (подзарядка) до 25 мин (полная зарядка при низком давлении). Разрядка маховика ниже 25 % от номинальной нерациональна, так как при этом скорость движения поезда очень небольшая и, кроме того, при глубокой разрядке маховика ухудшаются энергетические показатели последующей полной зарядки. Энергии закрученного маховика достаточно для движения состава массой 20т на расстояние до 1км по горизонтальному пути.
Контроль за частотой вращения маховика осуществляется тахометром ТХ-1. Тахометр приводится в действие червячно-винтовой передачей, состоящей из шестизаходного червяка, закрепленного на верхнем конусе вала маховика, вал - шестерни и соединительного валика, заключенного в предохранительную втулку. Тахометр заключен в стальной кожух. Одному делению на шкале тахометра соответствует 200 об/мин маховика.
Гировозы оборудованы эластичной подвеской. Подвеска безбалансирная на чегырех витых цилиндрических пружинах.
Тормозная система состоит из четырехколодочного механического тормоза с ручным (от маховика, расположенного в кабине машиниста) приводом на оба полуската. Тормозная система снабжена также храповым устройством для предотвращения самопроизвольного растормаживания на стоянках.
Для освещения пути применяются головные светильники СГД5, аккумуляторные батареи которых периодически подзаряжаются в ламповой на поверхности шахты.
Преимущества гировоза: взрывобезопасность, отсутствие преобразовательных подстанций, аккумуляторного хозяйства и контактной сети.
Недостатки низкий кпд, небольшой радиус действия, сложность конструкции ( расход энергии вращающимся маховиком на преодоление сопротивления воздуха и трение в подшипниках даже во время стоянки локомотива).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 421.