Основные нарушения произношения сонорных звуков у детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Согласно данным логопедических исследований наиболее распространенными речевыми нарушениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются дефекты звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука (дислалия отмечается у 25—30 % детей 5—6 лет и у 17—20 % школьников (1—2 класс)). На одной из доминирующих позиций среди фонетических и фонетико-фонематических отклонений находятся нарушения в формировании категории сонорных звуков ( [л], [л'], [р], [р'], [й] ) [17].

Отклонения в развитии произносительной стороны речи, диагностированное у ребенка дошкольного возраста, требует максимально серьезного отношения со стороны специалистов, т. к. фонетико-фонематическое недоразвитие может стать источником замедленного формирования навыков и умений письменной речи у ребенка (дислексии и дисграфии), негативно воздействовать на продуктивность его школьного обучения.

К сонорным относятся такие согласные, в формировании которых участвует голос и незначительный шум. При формировании данных согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся [р], [л], [м], [н] и [р`], [л`], [м`], [н`], [j].

Сонорные дифференцируются с шумными согласными не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим характеристикам. Таким образом, признак этот не является признаком артикуляционной классификации. С артикуляционной позиции сонорные согласные находятся в промежуточной позиции между гласным и шумным согласными. Это выражается в том, что:

- при артикуляции носовых согласных в речевом тракте образуется препятствие для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают образование шума: открывается проход в носовую полость;

- при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и формируются проходы, по которым воздух преодолевает препятствие, возникшее в центральной части речевого тракта;

- при артикуляции дрожащих преграда формируется на такой короткий промежуток, что ее нарушение не приводит к формированию шума;

- специфический тип сонорных согласных формируется при организации в речевом тракте сужения аппроксимантного типа — например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л']) [21].

Согласные [р], [р'], [л], [л'] объединяются термином «плавные» (liquids).

В конце слова сонорные оглушаются после глухих шумных, или перед глухими шумными, во многих случаях различное воспроизведение фонем детерминировано положением, в котором находится данная фонема, то есть от соседних звуков или ударения. В данной ситуации говорящий объединяет, идентифицирует разное звучание в одном языковом элементе.

Например, в потоке речи может оглушаться сонорный согласный на конце слова моль (хотя по правилам сонорные не должны оглушаться – они даже не имеют глухой пары). Звонко или глухо будет воспроизведен сонорный [л’] не имеет значения, говорящие по-русски синтезируют два этих звучания в один элемент. Подобная идентификация звонкого и глухого случится в восприятии говорящих при произнесении дуб [п] и дуба [б]. Это чередование звуков зависит от его положения.

Позиционно чередующиеся звуки интегрируются в восприятии произносящих их в одну фонему, которая может быть выражена в речи разными звуками [6].

Таким образом, сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и согласными. При артикуляции сонорного в речевой полости образуется преграда, но одновременно создаются условия, которые предотвращают появление шума, т.к. открывается проход в ротовую или носовую полости. При образовании бокового (латерального) согласного «л» опускаются боковые проходы языка и создаются условия для прохождения воздушной струи. При артикуляции дрожащего согласного «р» преграда образуется на столь короткое время, что её нарушение не вызывает образования шума.

При образовании согласных «л» и «й» формируется незначительное сужение в ротовой полости, которое не препятствует прохождению воздушной струи.

По месту образования звуки [л], [л'], [р], [р'] — переднеязычные. По способу образования звуки [л], [л'] - смычно-проходные, а звуки [р], [р'] — дрожащие.

Если говорит о появлении сонорных звуков в процессе онтогенеза, то можно отметить следующее: артикуляторно сложные фонемы (свистящие, шипящие, [р] и [л]), относятся к звукам позднего онтогенеза, соответственно, они чаще всего формируются в речи ребенка только в период от трех до пяти лет. Для воспроизведения данных звуков требуются достаточно дифференцированные и весьма сложно организованные движения языка. При этом максимальную артикуляторную сложность в русском языке представляют звуки [р], шипящие и твердое [л], которые, обычно, формируется в речи детей в самую последнюю очередь - чаще всего лишь в пять лет [14].

Освоение фонем позднего онтогенеза происходит в соответствии с достаточно конкретными и типичными для всех детей тенденциями, центральными среди которых выступают следующие [15]:

1. Сначала эти артикуляторно сложные звуки (особенно [р] и [л]) полностью отсутствуют в речи детей, по этой причине при воспроизведении слов они просто отсутствуют (например, ребенок говорит «оза» вместо «роза» или «уна» вместо «луна»).

2. В последующем произношение данных фонем ребенок осваивает не сразу, а лишь постепенно, через систему субститутов или звуков-заменителей, которые постепенно еще более и более усложняются и приближаются к нужным звукам. Так, например, ребенок не сразу воспроизводит в словах звук [c], а в течение некоторого времени заменяет его на [ть], а затем на [сь]. По этой причине, например, слово «санки» воспроизводится сначала как «тянки», потом как «сянки», и только после этого, как «санки».

3. Отмечается определенный промежуток времени, в течение которого происходит освоение сложной по артикуляции фонемы, занимающий примерно две-три недели. В течение этого периода времени ребенок применяет звук неустойчиво: то произносит его правильно, то вновь заменяет прежним субститутом, то есть отмечается условное смешение фонем. Например, он говорит то «шапка», то «тапка», то «цапля», то «сапля», то «карандаш», то «каландаш» и т.д.

4. В нормальном онтогенезе фонемы могут или абсолютно отсутствовать в речи ребенка или замещаться другими корректно воспроизводимыми фонемами. Однако если эти же самые типичные для нормального онтогенеза специфические характеристики воспроизведения фонем (их отсутствие и замена другими звуками) сохраняются и после достижения ребенком 5-летнего возраста, то они уже переходят из статуса возрастных характеристик звукопроизношения и переходят в категорию патологии.

5. Искаженное звучание звуков (типа межзубного или бокового [c], велярного и увулярного [р] и пр.) никогда не встречается в нормальном онтогенезе.

6. Освоение дошкольником корректного произношения фонем полностью завершается к 5 годам без всякой специальной работы. Если этого по тем или иным причинам не случилось, то в данной ситуации целесообразно говорить уже о нарушении, спровоцированными определенными причинами, не позволившими ребенку освоить корректное звукопроизношение. Одной из форм этой патологии является дислалия, которая встречается и в структуре общего недоразвития речи [15].

Недостатки произношения звуков [л], [л'] называют ламбдацизмами (искажения) или параламбдацизмами (замена другими звуками).

Среди ламбдацизмов часто встречается искажение фонемы, при котором воспроизводится двугубный сонорный звук, наподобие краткого [у] или звука [у], характерного для фонетического строя английского языка, нарушение твердой фонемы [л] в форме удлинения смежных гласных, межзубное произношение, носовое произношение.

При межзубном произношении звука [л] слышится правильный звук, однако его артикуляция незначительно искажена: кончик языка не поднимается за верхние резцы, а выходит наружу между зубами.

При носовом произношении язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Воспринимаются два нечётких звука: [нг].

Среди параламбдацизмов встречаются замена звука [л] звуками [л'], [и], [у], [ы], [в], [г]. В некоторых случаях происходит замещение звуком [р] и некоторыми другими.

При замене звука [л] звуком [л'] кончик языка поднят несколько выше, чем при произнесении звука [л], упирается в альвеолы, средняя и задняя часть спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение [17].

При замене звука [л] звуком [п] кончик языка остаётся внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того, чтобы опускаться.

При замене звука [л] звуком [у] активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык.

При замене звука [л] звуком [ы] задняя часть спинки поднята, а копчик опущен.

При замене звука [л] звуком [в] к верхним резцам двигается нижняя губа, язык не принимает участия в образовании звука.

При замене звука [л] звуком [г] кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо.

Произношение звука [л'] нарушается очень редко. Как правило, отмечается полумягкое произношение или замещение звуком [н]. Это объясняется более сложной артикуляцией твердого [л].

Недостатки произношения звуков [р], [р'] называют ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замена другими звуками) [6].

Среди ротацизмов встречаются велярное или увулярное нарушение звука [р], щёчное, боковое, горловое, носовое, одноударное, кучерское произношение звуков.

При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом. Выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

При боковой артикуляции вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовая дыхательная струя, как при звуке [л], в результате произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

При щёчном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким, как при нормально произносимом звуке. Его иногда называют проторным.

При кучерском произношении вибрируют сближенные губы.

При горловом произношении вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

При носовом произношении воздушная струя выходит через нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут вглубь рта. Носовое произношение по звучанию похоже на сочетание [нг].

Среди параротацизмов можно дифференцировать замены звуков [р], [р'] звуками [р'], [л], [л'], []], [ы], [в], [г], [д].

При замене звука [р] звуком [р'] средняя часть спинки языка поднята к нёбу выше, чем при произнесении звука [р] и более продвинута вперед.

При замене звука [р] звуками [л], [л'] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижима­ется к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка.

При замене звука [р] звуком [у] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут вглубь рта [26].

При замене звука [р] звуком [г] активное участие в артикуляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя, язык не принимает участия в произношении.

При замене звука [р] звуком [д] язык поднят кверху, его кончик касается альвеол и не вибрирует.

Таким образом, мы видим, что варианты нарушения произношения сонорных звуков могут быть достаточно разнообразными. Каждый из вариантов патологии звукопроизношения данной группы фонем требует к себе особого подхода в плане проведения коррекционной деятельности.

У детей с ОНР III уровня данная категория звуков страдает практически всегда, поэтому родителям и специалистам необходимо обращать своевременно внимание на данный факт и начинать коррекционно-развивающую деятельность с целью предотвращения более сложных вторичных нарушения, например, дислексий и дисграфий.

 


 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.