Особенности произношений сонорных звуков у дошкольников с ОНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопрос общего недоразвития речи (ОНР) затрагивался в исследованиях Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина и других ученых, которые подразумевали под ним такой вид речевого нарушения, при которой страдает формирование всех составляющих речевой системы (как звуковой, так и смысловой стороны речи), а для детей характерно наличие нормального слуха и первично сохранного интеллекта [3].

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина приводят следующее определение: «Общее недоразвитие речи - это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи»[23].

Для этой речевой патологии типичным является наличие аграмматизмов, отклоненй в формировании звукопроизношения, дефектами фонемообразования, поздним формированием речи, выраженным снижением темпа развития лексико-грамматического строя, бедностью и не активизированностью словарного запаса.

По уровню глубины дефекта дифференцируют четыре 4 уровня ОНР, для каждого из которых характерны определенная специфика звукопроизношения [16].

Под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы» [16].

Дети с ОНР не могут сразу построить свою артикуляцию для корректного произнесения тех или иных звуков речи. В одних случаях дети проявляют тенденцию к замещению сложных фонем более простыми по артикуляции звуками [6]. В других, не имея навыка реализации необходимого для корректного произнесения звука движения, но на слух замечая разницу между звуками, дети адаптируют собственную артикуляцию так, чтобы по возможности проявился подобный звуковой эффект (щёчное или губное [ш]; [у] или [ы] вместо [л] и т.д.)

Следует сделать акцент на том, что во многих случаях нарушения звуковосприятия являются более прочными по сравнению с произносительными. Многие дети демонстрируют стертые и незаметные нарушения в формировании устной речи, но при этом звуковой анализ слов приводит к появлению у них сложностей. У других детей при отсутствии выраженных дефектов произношения наблюдается смазанность, нечеткость или недостаточная артикулируемость звуков при воспроизведении, что вызывает проблемы в воспроизведении слов, обладающих сложной структурой, недоговаривание некоторых слов и т.д. [6]

Сложности в слуховом восприятии в максимальном количестве случаев затрагивают сходные по звучанию фонемы. В этих условиях восприятие речи утрачивает нужную четкость. Дети с ОНР не обладают способностью корректно дифференцировать такие пары звуков, как [д] и [т], [п] и [б], [р] и [л], слоговые сочетания, включающие эти фонемы, типа да-та, са-ша.и др.

Для детей с ОНР типичной также является замена и смешение фонем в некоторых границах, между определёнными фонетическими группами (свистящими и шипящими, звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми звуками).

Обозначенные ошибки произношения выступает в качестве критерия низкого уровня развитости фонематической сферы ребёнка. Это является доказательством низкой степени сформированности когнитивных способностей дошкольника в плане дифференциации отдельных звуков из живой речи, их сравнения друг с другом. Навык вычленения звуков в слове и корректного их различения выступает одним из наиболее значимых факторов формирования звукового анализа [1].

Неразвитость фонематических представлений ухудшает степень способности осуществлять звуковой анализ. Такие сложности у детей, речевой развитие которых протекает в соответствии с нормой, практически не диагностируются. Для них являются типичными сложности в дифференциации последовательности и количества звуков в рассматриваемом слове. Помимо смешения фонем встречается и их искажённое произношение или отсутствие и постоянная замена их другими. Искажения диагностируются с максимальной частотой в блоке свистящих звуков и сонорных звуков [р] и [л] [11].

Помимо отклонений в произношении фонем во многих случаях отмечается и пропуск конкретных звуков или элементов слова. С максимальной частотой происходит пропуск безударной части слова или согласного звука в словах со стечением двух или более согласных. В некоторых случаях можно заметить добавление лишних фонем в слове (трамвайн, питицы)[5].

Отклонения в слоговой структуре структуры слова указывают на тот факт, что у детей с ОНР не произошло формирование достаточно стройного представления о звуковом составе слова.

Также следует сделать акцент на том, что специфика звукопроизношения детей с ОНР непосредственна взаимосвязана с уровнем недоразвития речи.

Так, при ОНР первого уровня, как правило наблюдается, смазанность, неустойчивость в воспроизведении даже тех фонем, которые автономно воспроизводятся без ошибок [7].

У детей с ОНР второго уровня диагностируются явные отклонения в формировании слоговой структуры слов и звуконаполняемости, что снижает уровень понятности их речи («атой кика» - открой книгу; «кататидясяка»-катался на санках и т. п.).

У детей отмечаются разнообразные искажения, замены и смешения; патологии воспроизведения мягких и твердых фонем, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат. Максимально часто в речи таких детей встречается сокращение числа слогов и фонем внутри слога [17].

Произносительный потенциал детей с ОНР третьего уровня можно описать присутствием следующих ошибок в произнесении слов различного слогового состава: персеверации; антиципации; добавление лишних звуков; усечение, перестановка, добавление слогов; нарушение звуконаполняемости внутри слогов и т. д. [14].

Низкий уровень сформированности звукопроизношения у детей данной категории может быть обусловлен неточностью и нечеткостью различения фонем на слух.

У детей с ОНР четвёртого уровня не диагностируются тяжелые отклонения в формировании звукопроизношения.

Соответственно, у детей с ОНР отмечаются отклонения в формировании звукопроизношения, глубина обусловлена уровнем недоразвития речи. Так, при общем недоразвитии речи первого и второго уровней отмечаются грубые нарушения звукопроизношения. При первом уровне ОНР звуковой анализ недоступен, а при втором - звукопроизношение существенно нарушено по сравнению с нормой. У детей, у которых диагностирован третий или четвертый уровень ОНР, звукопроизношение страдает негрубо.

Звукопроизношение детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют на слух и в произношении близкие фонемы, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Р.Е. Левина особо выделяла, что «в процессе овладения звукопроизношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной звуко-слоговой структуры речи. Формироввание произношения обязательно предполагает восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. В то же время точное слуховое восприятие звуков и слов невозможно без опоры на артикулирование» [16].

Остановимся более подробно на особенностях звукопроизношения дошкольников, у которых диагностируются разные уровни речевого развития.

У детей с первым уровнем общего недоразвития речи звукопроизношение описывается фонетической неопределенностью, выявляется нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, детерминированный неустойчивой артикуляцией и низким потенциалом их акустической дифференциации. Количество нарушенных звуков может быть существенно большим, чем тех, которые корректно воспроизводятся. В произношении отмечаются противопоставления только гласных - согласных, ротовых - носовых, некоторых взрывных - фрикативных. Фонематическое восприятие находится на зачаточном уровне развития. Фонематическое восприятие грубо нарушено, отмечаются сложности даже при отборе похожих по произношению, но имеющих различное значение слов (молоток - молоко, копает - катает - купает).

У дошкольников со вторым уровнем ОНР фонетическая сторона речи описывается проявлением многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Страдает воспроизведение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» - пять книг; «папутька» - бабушка; «дупа» - рука). Диагностируется расхождение между умением корректно воспроизводить фонемы в автономном положении и их применением в спонтанной речи [22].

Сохраняются и характерные сложности в овладении звуко-слоговой структуры. Зачастую при корректном воспроизведении контура слов страдает звуконаполняемость: происходит перестановка слогов, фонем, замена и уподобление слогов («морашки» - ромашки; «кукика» - клубника). Многосложные слова редуцируются, обрезаются.

У детей отмечается низкий уровень сформированности фонематического восприятия, их неподготовленность к освоению звукового анализа и синтеза.

Для дошкольников, у которых отмечается третий уровень речевого недоразвития, типичным является недифференцированное воспроизведение фонем (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда одна фонема замещает одновременно два или несколько звуков этого или близкого фонетического блока. Например, мягкий звук [c'], сам еще не до конца сформировавшийся, замещает звук [с] («сяпоги»), [ш] («сюба» вместо шуба), [ц] («сяпля» вместо цапля), [ч] («сяйник» вместо чайник), [щ] («сетка» вместо щетка); замещение групп фонем более простыми по артикуляции. Диагностируются нестойкие замены, когда фонема в разных словах воспроизводится неодинаково; смешения фонем, когда автономно дошкольник воспроизводит определенные звуки корректно, а во фразах их взаимозаменяет [18].

Нужно сделать акцент на том, что не все фонемы вызывают сложности произношения в одинаковой степени у детей с общим недоразвитием речи. Одни фонемы, наиболее элементарные по артикуляции, формируются у детей еще до целенаправленной коррекционной деятельности или уже появились у детей при поступлении их в специальные учреждения. Это такие фонемы, как [а], [у], [м], [п], [о], [в], [к], [н], [х], [т], [ф], [и], [э]. Все обозначенные фонемы, в большинстве случаев, воспроизводятся корректно, с правильной артикуляционной установкой, но недостаточно отчетливо, смазанно. Другие фонемы предполагают проведение весьма упорной коррекционной деятельности; большое количество фонем, причем более сложных по артикуляции, зачастую формируются в речи без целенаправленной работы, в итоге всего комплекса воздействия на развитие речи. Особенно важную роль в самостоятельном формировании фонем играют упражнения, ориентированные на устранение сложностей в артикулировании фонем, на формирование слухового восприятия в широком смысле этого слова, на дифференциацию фонем, на осознанный анализ звукового состава речи [10].

Таким образом, каждый уровень речевого развития детей с ОНР характеризуется определенными специфическими особенностями сформированности звукопроизношения. Установлено, что детей с общим недоразвитием речи является типичным нарушение звукопроизношения, характеризующееся недифференцированным воспроизведением фонем, заменами фонем более простыми по артикуляции, искажениями или смешениями. Кроме того, отмечается нарушение фонематического восприятия.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне недоразвития речи. И, т.к. звукопроизношение – это базовый уровень речевого развития, то его нарушения создают препятствия для всех сторон дальнейшего психического развития ребенка – и когнитивно-познавательного и коммуникативно-социального.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи. У детей с ОНР чаще всего нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего, это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп различают традиционно три формы нарушения звуков: искажение, пропуск и замену. Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью. При этом всегда бывают нарушены свистящие, шипящие и сонорные звуки, а дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер [18].

Поэтому особую актуальность приобретают вопросы воспитания правильного звукопроизношения, т.к. только ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением звукопроизношения в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 219.