Основные понятия: социально-гуманитарное познание, социальные науки, гуманитарные науки, натурализм, антинатурализм, герменевтика, феноменология, науки о духе, деконструкция, постмодернизм.
Социально-гуманитарное познание - целостный процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. В XIX в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин.
Этапы формирования социально-гуманитарного знания:
1. Классический этап в развитии социальных и гуманитарных наук трактуется учеными неоднозначно. Если понимать гуманитарные науки как науки, изучающие продукты любой деятельности человека, прежде всего, продукты духовной, творческой деятельности, а социальные науки как науки, изучающие социальные институты общественно-политической, экономической и правовой и других форм жизнедеятельности человека, то к классическому этапу их развития следует отнести время от возникновения философии в Древней Греции (VI век до н.э.) до немецкой классической философии (XIX век) включительно.
Другая точка зрения на классическую науку в целом и ее социально-гуманитарную составляющую ограничивает классический этап развития периодом с XVI века по вторую половину XIX века. При этом выделяется Новое время с XVII по XVIII век как время закладки фундаментальных основ, идей, принципов науки. На этом этапе социально-гуманитарные науки развиваются в рамках философии истории (Вико, Гердера, Сен-Симона, Гегель).
В этот период развития науки социально-гуманитарные науки подражают в своей методологии естественным наукам, такой подход называется натурализмом – подход, согласно которому природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения всех явлений, происходящих в обществе и связанных с человеческими формами бытия. Даже мораль, красота в контексте натурализма объясняются с помощью законов природы. Так, есть теории, в которых законы общества объяснялись условиями климата, расовыми особенностями людей и другими природными факторами; мораль сводилась к биологическим особенностям организма человека, ее законы отождествлялись с физиологическими и психологическими законами «человеческого естества», а красота и право выводились из космических законов и т.д.
Основные принципы натурализма в социально-гуманитарных науках:
· жесткая причинно-следственная связь в изучении духовных явлений,
· строгая количественная оценка в изучении социума,
· стремление к созданию единственно верной науки о человеке и обществе и т.д.
2. Неклассический этап в развитии социальных и гуманитарных наук, который начинается с середины (особенно последней четверти) XIX века, характеризуется тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к антинатурализму - подходу к анализу общества, который противостоит естественнонаучной модели и основывается на допущении в мире человека свободы воли, творчества и случайности. Возникают новые подходы к пониманию сущности социально-гуманитарного знания, его предмета и методов. Быстрый рост с конца XIX века экономических, политических, социологических, психологических, философских и особенно культурологических знаний привел большинство исследователей к мысли о принципиальном отличии социально-гуманитарных наук от физико-математических и, шире, естественных наук, о невозможности использовать в социально-гуманитарных науках методологические установки наук естественных. Идею об особом статусе наук о «душе человека» отстаивали уже А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев и многие другие философы XIX-начала XX века.
Но специально проблему особого статуса социально-гуманитарных наук рассматривали В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон (представители «философии жизни», а также Г. Риккерт, В. Виндельбанд (представители «баденской школы» неокантианства), Э. Гуссерль и другие. В трудах этих ученых появились новые идеи, противоположные натурализму и составившие теоретико-методологический «костяк» неклассического этапа в развитии социально-гуманитарных наук. В. Виндельбанд И Г. Риккерт выдвинули теорию о наличии двух классов наук: исторических или «наук о культуре» и естественных. Первые являются идеографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события (социально-гуманитарные науки), вторые – номотетическими, т.е. фиксирующими общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от индивидуальных свойств (естественные науки).
Неклассический этап развития характерен тем, что стал доминировать направленность знания на изучение жизни людей, а не жизни природы. Эта направленность натолкнула исследователей на ряд теоретических и методологических установок, обобщений, имеющих значимость и в сегодняшней социально-гуманитарной науке.
Значимые идеи неклассического периода развития социально-гуманитарных наук :
Ø В отличие от природы, о которой мы не можем сказать, с какой целью она возникла и есть ли эта цель, где границы природы и есть ли они вообще, почему законы природы именно такие, а не другие, границы, цели, законы культуры гораздо более понятны с точки зрения исторического происхождения конкретного содержания явлений, их целенаправленности.
Ø В деятельности людей и продуктах этой деятельности (т. е. в культуре) нет таких же всеобщих, устойчивых «вечных» законов, какие мы открываем в природе и используем для объяснения соответствующих природных явлений и процессов. Поэтому социально-гуманитарные науки не столько вскрывают законы общества и духа, не столько описывают и систематизируют факты, сколько выявляют их смысл и ценность. Они не могут использовать метод беспристрастного анализа и изложения, так как огромное значение приобретает личный опыт ученого.
Ø Явления духа, социальные явления поддаются количественным методам изучения только в ограниченном виде, применение этих методов не дает того гносеологического эффекта, который присущ им в естественных науках. Цифровые данные и факты всегда интерпретируются и оцениваются в социально-гуманитарных науках неоднозначно. Например, рост рождаемости или ее падение интерпретируются по-разному в теориях Мальтуса и Маркса, а приверженность идее монетизации экономики по-разному оценивается не только в различных политических, но и в экономических теориях, и т.д.
Ø Социально-гуманитарные науки включают в процесс познавательной деятельности диалог как методологический прием. Кроме того, в этих науках нет и не может быть одной общепризнанной всем мировым научным сообществом теории: споры, дискуссии выражают сущность «человекознания» в большей степени, чем согласие. Фундаментальные основы философии, культурологии, экономики, политики и др. имеют ярко выраженный дискуссионный характер.
Ø Социально-гуманитарные науки на этапе неклассики используют такие методы изучения процессов и явлений культуры, истории, духовной сферы жизни человека и общества, которых не было на этапе классики. Это, прежде всего, феноменологический и герменевтический методы. Указанные методы способны прояснить индивидуально-личностные, неформализируемые и даже интуитивно выражаемые стороны социального.
Ø Социально-гуманитарное знание не общезначимо, поскольку в общезначимом знании нет души человека, чувства человека, личности человека. Общезначимое знание - синоним научного, рационального и (к сожалению) «оторванного» от личности знания. Основа «истинного» «человекознания» — это понимание, которые позволяют сохранить человеческое в человеке (В. Дильтей). Ученый-естествоиспытатель знает, а философ, психолог понимают.
3.Постнеклассический этап в развитии социально-гуманитарного знания связан с новыми явлениями в области искусства, информации, науки, социально-политических процессов, что породило новые варианты осмысления мира и новое выражение самоощущения человека современной эпохи. Начинается с 60-ых гг. XX века, связан с именами известных западных (преимущественно французских и американских) мыслителей-постмодернистов (Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, М. Фуко и др.).
Новые идеи постнеклассической социально-гуманитарной науки:
1). Выдвигается идея ценности хаоса и «беспорядочного мира». На смену идее упорядоченности мира приходит идея «привнесения хаоса в порядок». Мир теряет свой стержень, теряет свой смысл, теряет порядок и разумность. В мире все больше информации и все меньше смысла, говорил Ж. Бодрийяр, философ постмодерна. Отсюда в культуре современного мира теряется «вера в смысл», и сознание общества выступает как продукт осмысления хаоса — «бессмысленного бытия». Поскольку смысл связан с порядком, утрата смысла означает и утрату порядка.
2). Отказ от разума, отказ признавать ценность познавательной истины. Поскольку деятельность разума проявляется с помощью вербального языка, постмодернисты предлагают преодолеть диктат законодательного (научного) разума посредством «деконструкции целостных текстов» и «языковой анархии». Деконструкция - это процедура расслоения, разборки, разложения лингвистических, этимологических, исторических и других структур высказываний и текстов с целью выявления существующей в скрытом виде «инаковости другого».
3). Новое понимание свободы как «свободы от чего бы то ни было», т.е. свободы от всяких норм и традиций жизни общества, от любых авторитетов и, прежде всего, авторитета государства, религии, этики. В ряду таких принципов свободы стоит и свобода от любой общепринятой научной методологии, а также «свобода от разума». Такая «свобода» якобы избавит человечество от всякого диктата, что является «главной целью человечества», по мнению теоретиков постмодерна.
4) Отказ от твердых значений слов, «диктатуры языка». Доминирующей становится идея «игры» с вербальными знаками, что на практике приводит к элиминации из текстов и рассуждений логики, к стремлению «жить не по правилам», ироническому и пародийному отношению к любому явлению человеческой культуры. Так, Лиотар считал, что любое знание есть «языковая игра», где действуют принципы свободы, воображения, где субъект принимает ответственность за правила игры, которые он же сам и вводит. Главное в знании - новизна говорения, которая способна принести наслаждение.
В целом, постнеклассический этап в развитии социально-гуманитарного знания к настоящему времени себя исчерпал. Главная идея постнеклассики - деконструкция не привела к созданию новых позитивных идей и выродилась в разрушение различных структур ради самого разрушения. Однако ряд тем и проблем, поднятых философами постмодерна, обратили на себя внимание ученых. В частности, идеи постмодерна были учтены в теории «нелинейной динамики культуры», теории катастроф Р. Тома, способствовали принципиально новой интерпретации феномена темпоральное в синергетике и т.д.
Резюме: примерно с начала XIX в. начинается процесс формирования социально-гуманитарных наук. До этого науки об обществе и культуре были частью философского знания и подчинялись натуралистскому подходу, в соответствие с которым природные закономерности принимаются за универсальный принцип объяснения. Во второй половине XIX в. была открыта собственная предметная область социально-гуманитарных наук (общество, культура, язык, человек и пр.), что потребовало не объяснять, но понимать, искать не законы, но закономерности. Так появился антинатуралистский подход, основывающийся на допущении в мире человека свободы воли, творчества и случайности. Большой вклад в становление социально-гуманитарных наук внесли представители баденской школы неокантианства (Риккерт, Виндельбанд), представители философии жизни (Дильтей). Современные социально-гуманитарные науки развиваются в рамках постмодернизма, главными идеями которого стали свобода от ценностей, смыслов, игра со знаками, хаос, деконструкция, отказ от разума и причинности.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Когда зародилась наука? Какие имеются точки зрения на проблему ее возникновения?
2. Какие этапы проделала наука на пути своего окончательного оформления в науку?
3. Каковы достижение восточной преднауки? Что не позволило ей стать собственно наукой?
4. Какую роль сыграла Древняя Греция в становлении теоретической науки?
5. Чем принципиально стала отличаться античная математика от математики древневосточных цивилизаций?
6. Какие принципы науки были заложены в Древней Греции?
7. Какой вклад внесла средневековая западная и арабская наука?
8. Какие авторы, идеи и учения повлияли на окончательное оформление науки?
9. Что составляет основу классической новоевропейской науки?
10. В чем заключалась сущность ньютоновского метода?
11. Является ли классический тип науки однородным по своим принципам и идеям?
12. Что составляет основу второго этапа классической науки? Какие учения повлияли на изменение основ классической науки?
13. Какие фундаментальные научные революции привели к переходу к неклассической науке?
14. Какие идеи и принципы формируют неклассическую науку?
15. Что такое постнеклассическая наука? Чем она принципиально отличается от классической и неклассической науки?
16. Какого рода причинность лежит в основании классической, неклассической и постнеклассической науки?
17. Когда появились социально-гуманитарные науки?
18. В чем принципиальное отличие натурализма от антинатурализма в отношении социально-гуманитарных наук?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.