Основные понятия: неклассическая наука, теория относительности, принцип неопределенности, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, неевклидовая геометрия, квантовая физика, системность, вероятностность, утилитаризм.
Эпоху конца ХIХ - начала ХХ в. открывает глобальная научная революция, связанная со становлением новой неклассической науки. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция перемен в различных отраслях знания. Толчком к данным переменам был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю прежнюю картину мира.
Научные открытия, подготовившие возникновение неклассической науки:
1. Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности как результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов.
2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии, с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).
3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.
4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»).
5. Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерывность) свойствами.
6. Теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.
7. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объективную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.
8. Создание неевклидовой геометрии (К. Гаусс, Н.И. Лобачевский, Я. Бойяи) показало, что не существует единственно правильной евклидовой геометрии, их существует множество.
Названные открытия сокрушили старые представления о материи (о том, что атом - последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом) и привели некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. В общем и целом, это вызвало кризис в физике и философии.
Заблуждение представителей «физического идеализма» состояло в том, что они смешивали естественнонаучные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и се свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя — не только вещество, но и различные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.
Таким образом, неклассическая наука возникла как ответ на изменение представлений о фундаментальных понятиях классической науки (механики): пространства, времени, материи. Изменению ценностных оснований науки способствовали и социокультурные трансформации:
1. Профессия ученого становится все более массовой, наука - фундамент образования.
2. Больший вес в науке приобретает прикладная наука.
3. Наука все больше соединяется с экономикой и производством: появляются первые исследовательские лаборатории при промышленных предприятиях.
Центральной проблемой научного познания неклассической науки становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как: термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или образование таких самостоятельных биологических дисциплин, как цитология, эмбриология, генетика и т.д.).
К концу XIX века появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки XX века. Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например, биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия и др.).
Причины интеграции частных наук:
1) Внешняя причина: невозможность объяснить многие химические явления чисто химическими средствами и необходимость обращаться за помощью к смежной физике.
2) Внутренняя причина: многообразные проявления принципиального единства природы, которая не знает никакого абсолютно резкого деления на рубрики и разные науки.
Специфика неклассической науки:
1. Вселенная представляется как пространственно-временной и материальный континуум, где действуют четыре основные силы и где не существует абсолютных величин.
2. Критика основных понятий классической механики и переход к релятивизму (пространства, времени, массы).
3. Понимание относительности, вероятностности истины теории и картины природы. Рождение нового типа вероятностного детерминизма.
4. Взаимодействие между постулатами науки и характеристиками методов, посредством которых познается объект (принцип наблюдаемости). Исследования Н. Бора, В. Гейзенберга и др. физиков показали, что невозможно отделить объект познания от средств его изучения (от приборов и экспериментальных установок). Воздействие приборов и установок на микрофизические объекты принципиально неустранимо и существенно.
5. Изменение представления об объекте познания: объект не существует «в чистом виде», «сам по себе», вне и независимо от познавательной деятельности субъекта познания. Присутствие наблюдателя изменяет изучаемый объект. В этом выражается идея сближения субъекта и объекта познания в неклассической науке.
6. Объекты познания (природа, общество) – сложные, динамические, развивающиеся системы, выстраивающиеся в иерархию подсистем. В классической науке господствовал элементаризм – подход, согласно которому в строении любого объекта существовал уровень простейших, далее неразложимых элементов («атомов»). Общий принцип системного подхода – целостная система «больше» суммы ее частей (элементов).
7. Частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Отсутствие универсального метода познания, плюрализм научных методов и средств, творческий конструктивизм.
8.Наука – объект экономического, правового, социального и государственного регулирования.
9.Смена ценностной ориентации науки: от когнитивизма (стремления достижения адекватного истинного знания об объекте познания) до утилитаризма – установки на использование научных знаний и научных разработок для удовлетворения потребностей человека.
Резюме: на рубеже XIX-XX веков происходит серия научных революций в физике, математике, наука перестраивает свои основания, что приводит к формированию неклассической науки. Появляется новый стиль мышления (вероятностный, эволюционный), меняется отношение между субъектом и объектом познания, возникает «большая наука», происходит дальнейшее укрепление связей науки с промышленным производством, военным делом, сельским хозяйством, создается «научная политика» в ведущих государствах мира. Неклассическая наука не отменила науку классическую, а дополнила ее, открыла новые объекты из микромира, для исследования которых потребовались новые принципы научного познания, нового рода детерминизм и онтология.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 319.