Генезис науки и проблема периодизации ее истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: генезис, наука, преднаука, миф, Логос, натурфилософия.

 

На проблему исторического возраста науки имеется несколько точек зрения. Все они обладают рядом сильных и слабых позиций, все они уязвимы, и в рамках каждого из предложенных подходов наука приобретает специфические черты и характеристики, окрашенные конкретными историческими ориентациями датирующего ее рождение времени.

Точки зрения на проблему происхождения науки и ее периодизации:

1) Наука возникла в доисторические времена с появлением у древних людей самых первых, простейших знаний о мире и формированием более или менее продуманных навыков приспособления к окружающей природе. Исходя из такого понимания, ее возникновение можно связывать с возникновением человека разумного и первыми опытами открытий и изобретений. Чаще всего такая позиция отстаивается представителями антропологически ориентированной философии науки и теми учеными, которые занимаются изучением архаических культур и мышления древнего человека.

2) Наука возникла в античности, что обусловлено открытием понятийного, теоретического мышления. Считается, что античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В античности большое внимание уделялось и постижению и развертыванию истины, т.е. логике и диалектике.
Явные сдвиги были связаны со всеобщей рационализацией мышления.

3) Наука возникла в позднем европейском Средневековье (XII–XIV вв.) как продукт расцвета средневековой учености и связывается с возникновением средневековых университетов в XIII веке. Развитие представлений о возможности и необходимости эксперимента, логические штудии средневековых схоластов, исследования оксфордских магистров в области динамики и кинематики - все это служит основанием для суждения о возникновении науки в позднем средневековье в особом статусе.

4) Наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI–XVII вв. в период, называемый «великой научной революцией». В этот период стали систематически применять действительно научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и опытом (синтез математики и эксперимента). Эта концепция является, пожалуй, самой распространенной в вопросе о происхождении науки, поскольку именно в таком виде многие науки сохраняются и в современности.

5) Наука стала возможной с возникновением основных научных учреждений Европы — Академий наук, а также с реформой европейских университетов, одним из основных содержаний которой была реализация требования соединения преподавания и исследования, образования и науки. Временные рамки этого периода возникновения науки - конец XVII - начало XIX веков. Такого рода трактовка проблемы возникновения науки может быть связана с исследованиями в области социологии науки, а также теми теориями философии науки, в которых отдается предпочтение экстерналистскому подходу к рассмотрению феномена науки. Этот подход признает определяющими в развитии науки социальные и другие внешние для научной теории факторы.

Представляется вполне разумным рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI–XVII вв. Именно с XVII в. начинается наука в собственном смысле слова.

Процесс вызревания научно-технического сознания связан с серией концептуальных (смысловых) революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке.

Этапы перехода к науке:

1. Переход от мифа к логосу: связан с мировоззренческим переходом от мифа к логосу (философско-теоретическому мировоззрению), от ассоциативного мышления к рационалистической логике. Термин «логос» трактуется многозначно: как всеобщий закон, основа мира, мировой разум и слово. Как слово о сущем логос противопоставлялся не только вымыслу мифа, но и видимости чувственного восприятия вещей. Личностно-образная форма мифа заменяется безличностно-понятийной формой философии. Олицетворение в мифе уступает место абстракции. На место множества человекообразных богов в основу всего ставится единое «естество» — вечная и многообразная природа. И если в мифологии действительность воображалась, в натурфилософии (первой форме философии природы) она начинает пониматься. От мифа к логосу - так обозначалось то направление пути, которое выбрала античная мысль, осваивая универсум.

2. Переход от логоса к преднауке - начальному этапу становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая). Этот переход связан с формированием письменности, началом математики, технологией ремесел. Возникновение древнейших цивилизаций Востока, выразившееся в появлении государств, городов, письменности и пр., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных – древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек – развития математических знаний и т.п.

Характеристика преднауки:

1) Выработка знаний за счет непосредственного опыта и индукции.

2) Отсутствие системы доказательств, решение задач «применительно к случаю», отсутствие систематичности, фундаментальности, теоретической «проработки». Восточная «наука» нацелена была на решение прикладных, инструментальных задач. Например, астрономия служила составлению календарей, механика – техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства.

3) Кастовость и закрытость «научного» сообщества: циркуляция знаний внутри замкнутых каст, общин за счет наследственного профессионализма. Высший и низший жреческие советы хранили свою науку, делали истину недоступной профанам.

4) Отсутствие критики и, соответственно, обновления знания.

5) Знание функционировало как набор готовых рецептов.

       Вместе с тем, можно отметить, что в преднауке решались и сложные задачи:

Ø Определение равенства и подобия треугольников.

Ø Арифметические и геометрические прогрессии.

Ø Определение площадей треугольников и четырехугольников и пр.

Ø Определение формы отношения длины окружности к диаметру.

Ø Исчисления с дробями.

Ø Решение уравнений с двумя неизвестными.

Ø Знание анатомии, функционирования системы кровообращения, изучение роли мозга как центра человеческого тела (в Древнем Египте паралич ног связывали с повреждением мозга).

Ø Операции по трепанации черепа, пломбирование зубов.

Ø Искусство бальзамирования трупов и изготовления лечебных средств.

       В целом преднауку еще нельзя считать наукой из-за отсутствия теоретического уровня познания, системы обоснований и доказательств. Наука (преднаука) Древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Однако знания, полученные в древних цивилизациях, послужили основой для древнегреческих ученых (Фалес, Пифагор, Платон и др. черпали свои идеи из сокровищниц Древнего Востока). Известно, что Пифагор изучал священную математику — науку чисел или всемирных принципов — в храмах египетских жрецов. Если иметь в виду утверждение, что наука началась тогда, когда начали мерить, то этот критерий приемлем и к науке древнеегипетской цивилизации. Вклад египетской математики в мировую сокровищницу бесценен, несмотря на существующее представление, что потребности в математике не выходили за пределы элементарных, связанных с обыденной жизнедеятельностью. Следовательно, демаркация между наукой и преднаукой проходит по линии формирования предпосылок научно-теоретического способа исследования. Преднаука - это обобщение эмпирических ситуаций, предписания для практики. Наука - это возникновение научного метода, соединяющего математику с экспериментом. Эвристические и прогностические компоненты научного исследования также свидетельствуют о возникновении собственно науки.

3. Переход от преднауки к науке: связан с применением научного метода (синтезом эксперимента и математического метода), формированием научного естествознания.

Особенности, сформировавшие современный облик науки:

1) Исследование предметных связей мира.

2) Исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.

3) Формирование особого типа знания – теории, позволяющей получить эмпирические зависимости из теоретических постулатов.

4) Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности самой по себе, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.

5) Прямое или косвенное обоснование теоретической системы практикой, что дает достоверное знание (метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом).

6) Формирование научного метода - эксперимента.

Именно эти особенности стали основополагающими для формирования науки в собственном смысле слова. Это не означало, что наука застыла в тех очертаниях, которые ей придали новоевропейские ученые. На протяжении четырех столетий она прошла три этапа своего развития: от науки классической к неклассической и постнеклассической.

Резюме: наука – это относительно молодое достижение человечества, возникшее в XVII веке, когда сложился и стал применяться научный метод познания, основанный на синтезе эксперимента и математики. Другие версии возникновения науки, отсчитывающие ее начало с Древнего мира (Древних цивилизаций, античности) или же с эпохи Средневековья можно рассматривать как подготовительные этапы одной цепи: от мифа к логосу, а дальше к преднауке и науке в собственном смысле слова (классической науке). Если в античности сформировались первые формы теоретического знания, то уже в преднауке обнаруживаются практические способы получения знаний (расчет площади поля и пр.). Генезис науки как важнейшей формы культуры продолжается и по сей день. Философы и теоретики говорят о формировании нового типа науки в будущем.

      

       § 2. Становление первых форм теоретической мысли в античности.

       Основные понятия: полис, натурфилософия, метафизика, теоретичность, детерминизм.

 

Для перехода к собственно научному способу порождения знания необходима была определенная культура – античная культура с демократическим, полисным типом управления.

Особенности античного полиса, ставшего колыбелью теоретической науки:

1) Господство над религиозными, родовыми, семейными институтами (6-7 вв. до н.э.).

2) Принцип свободы и равенства среди граждан (гражданами считались только мужчины – жители данного города-полиса).

3) Демократический образ жизни требовал от граждан полисов умения ясно формулировать и убедительно аргументировать свою точку зрения по вопросам общественной жизни. Как следствие – появление логики и риторики.

Предпосылки возникновения античной культуры:

1. Выход из изоляции в результате «Великой колонизации» VIII-VI вв. до н.э., что способствовало развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывала терпимости к иным взглядам, обычаям, культурам.

2. Отделение ремесла от сельского хозяйства, товарное производство, товарно-денежные отношения.

3. Расцвет культуры, философии (натурфилософии).

4. Использование труда рабов, высвобождение времени для занятий философией и науками.

Черты античной культуры, послужившие становлению науки:

1. Динамизм социальной жизни, отличный от застойно-патриархального круговорота жизни цивилизаций Древнего Востока.

2. Дух состязательности, конкуренции, активности, инициативы, что стимулировало инновации в различных сферах деятельности.

3. Демократизм: борьба мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании.

4. «Вариабельность» бытия: наличие широкого спектра философских систем, конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства.

5. Уделялось большое внимание постижению истины, т.е. логике и диалектике (Платон мне друг, но истина дороже). Происходила всеобщая рационализация мышления, переход к абстрактному мышлению (например, Евклидова геометрия демонстрировала доказательность как условия получения истины).

Черты античной науки:

1. Теоретичность (источник научного знания – мышление). Для древних греков теория представляла собой мысленно-интуитивное всматривание в космос, экстатическое, мистическое созерцание, становившееся тем инструментом, который позволял заглянуть за пределы наличного мира, уловить его истинную сущность. В этом бесспорно помогали и абстрактные понятия (бытие, идея, логос и др.), активное использование которых также принадлежит грекам.

2. Автономия (самообоснование знания как цель деятельности).

3. Логическая доказательность, рациональное обоснование.

4. Созерцательно-умозрительное отношение к действительности, направленность на неизменное (в противоположность ориентации на преобразование существующего).

5. Эстетическое отношение к объекту исследования (мир воспринимается как гармоничный космос).

6. Открытость критике.

7. Демократизм.

Значимые научно-практические достижения античности:

1) Добыча металла и его обработка – накопление весьма ценных знаний о металлах и их свойствах. Использование при создании сельскохозяйственных орудий труда и оружия (мечей, наконечников стрел, копий).

2) Строительство судов – греки, как известно, были выдающимися мореплавателями, что позволяло накапливать и развивать практические знания не только о водоизмещении судов, но и формировать начала гидростатики и гидродинамики (Архимеда).

3) Создание систем орошения земель, насосов, прессов, что также позволяло накапливать знания о механических закономерностях.

4) Производство стекла в Древнем Риме.

Ученые античности: Фалес, Пифагор, Евклид, Платон, Аристотель, Демокрит, Левкипп, Архимед, Птолемей, Гиппократ, Геродот и др.

В общем и целом, в Древней Греции науки не дифференциировались, наукой всех наук была философия (метафизика). Философ одновременно был и ученым (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Они занимались изучением астрономии, географии, геометрии, метеорологии. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и первым объяснил природу лунного света, считая, что Луна отражает свой свет от Солнца. Доказывая простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод.

Первой формой мышления стала античная натурфилософия, направленная на истолкование природы, взятой в ее целостности. Она привнесла собой вместо господствующего в мифологии образа «порождения» идею причинности (в дальнейшем эта идея вылилась в учение о детерминизме и стала определять науку). В рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например, атомистическая гипотеза и наметились два направления в объяснении мира: «Многое есть единое» и «Единое есть многое». С точки зрения первого, многообразный природный мир имел в основе некую единую субстанцию и строился из первичных элементов, первокирпичиков — атомов (учение Демокрита). С точки зрения второго, единый в своей целостности универсум порождал из себя на протяжении хода развития все многообразие природных явлений. Тем самым натурфилософы поставили для всей последующей философии две важнейшие проблемы: проблему субстанции - вечной и пребывающей основы всего сущего - и проблему движущего принципа - источника всех происходящих изменений. Натурфилософия подготовила собой рождение современного естествознания, хотя ее отличительной особенностью был умозрительный характер.

Важным учением, легшим в основание классической науки, стал детерминизм – учение о началах и способах определенности сущего. Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля о четырех причинах: формальной, материальной, действующей и целевой. Именно они определяют сущность вещи и отвечают на главный вопрос науки: почему мир такой. Однако «недостаточно сказать, как он функционирует и из чего сделан, необходимо придать ему некую цель, или смысл, причем объяснить не только «что он есть такое» или «чему он подобен», но и «что вызвало его» и «для чего он». Долгое время представления Аристотеля о мире, основанные на детерминизме и телеологизме (учении о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом) составляли суть аристотелевской картины мира, которая сменилась лишь в XVII веке на механистическую (ньютоновскую) картину мира.

Математика признавалась в античности высшей из наук (не считая философии, которая была теоретическим основанием всех наук, по мнению Аристотеля). Она была самой разработанной и точной. Надпись у входа в Академию Платона гласила: «Не знающий геометрии, сюда да не входит!» Под знанием математическим понимались арифметика, геометрия, гармония и астрономия.

Хотя математика возникла задолго до греков (в Древнем Египте и Вавилонии), именно греческие ученые придали ей тот вид, который есть и по сей день: систематичность, связь друг с другом отдельных положений, доказательность. Как отмечает П.П. Гайденко, древневосточная математика носила практически-прикладной характер: с помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе или пиве и т.д., а с помощью геометрии вычисляли площади и объемы. Древние греки разделяли практическую математику (они называли ее логистикой – счетным искусством) и математику теоретическую, выраженную в системном виде «Началах» Евклида.

Специфика греческой математики:

1) Синтез математического и философского знания: рассмотрение числа, как начала, объясняющего природу сущего (пифагореизм). Математическим объектам (числам и их отношениям) придается метафизический смысл. Пифагорейцы считали, что книга природы написана на языке математики.

2) Открытие идеальности как важнейшей особенности числа (Платон). Число, точка, линия как основополагающие конструкты математики (арифметики и геометрии) – это идеальные образования, вводящие человека в сферу истинного (идеального) бытия. Математика, как полагал Платон, служит подготовкой мышления к постижению истинного бытия, которое осуществляется с помощью науки – диалектики, стоящей выше математики.

3) Негативное» отношение к иррациональному и дробным числам. В отличие от египетской и вавилонской математики в греческой науке мало использовались не целые числа; кроме того, считается, что и геометризация математики в античности была связана с необходимостью придания вида иррациональному. 

4) Рождение «Начал» Евклида (определений, аксиом, постулатов) как предпосылочного знания, из которого выводятся все другие знания.

В Древней Греции возникла и логика как главный инструмент познания. Совокупность логических сочинений Аристотеля называется «Органон» (орудие) и в нем были сформулированы 3 основных закона формальной логики, которыми мы пользуемся до сих пор.

1. Закон Тождества: ≪А есть А≫.

2. Закон Исключенного противоречия; ≪А не есть не А≫.

3. Закон Исключенного третьего: ≪Истинно или А или не А, третьего не дано≫.

Аристотель разработал ядро логики силлогистику – первую в истории модель дедуктивных рассуждений. Силлогизм – это вывод одного из другого. Это цепочка посылок, на основании которых мы делаем выводы. Аристотелевская логика повлияла на весь дальнейший процесс развития не только знания, но и образования. Уже в античности она была введена в школьную программу, а в дальнейшем делается предметом зубрежки, становится школьным или схоластическим знанием.

Резюме: Древняя Греция стала родиной современной науки, породив первые формы теоретического мышления. За счет свободы, состязательности и духа демократизма в VI-IV вв. до н.э. здесь сложился минимум современной научности: рациональность, доказательность, использование идеальных объектов, неутилитарность знания. Философия стала наукой всех наук, и в ее лоне сформировались первые науки (математика, физика, логика, астрономия). Рассматривая античное теоретическое знание, также не правомерно говорить о многообразии наук, тем не менее, основы многих из них были заложены именно тогда. Античная наука еще не была дисциплинарной, носила математико-механический характер, характеризовалась стремлением к целостному осмыслению природы, попытками отделения науки от философии, вычленением особых областей и методов как первых форм теоретической науки. В ней почти отсутствовало экспериментальное знание, поскольку оно считалось надругательством над изначально совершенным и прекрасным космосом. Рождение науки в Древней Греции повлияло на весь ход дальнейшей истории. Другие культуры не начинали науку с начала, а заимствовали ее из Древней Греции.

       §3. Формирование предпосылок научного мышления и опытной науки в культуре средневековья и Возрождения.

       Основные понятия: схоластика, догматизм, номинализм, теоцентризм, телеологизм, алхимия, теология, Бритва Оккама, квадриум, диспут, принцип совпадения противоположностей.

Эпоха Средневековья и Возрождения также стали следующими важными этапами для рождения новоевропейской науки. Зачастую недооценивают вклад средневековой культуры в процесс становления научного знания, полагая эту эпоху темными, мрачными временами. Существуют две основные возможности рассматривать средневековье:

1) как развитие идей аристотелевской физики (античной науки),

2) как формирование предпосылок Новоевропейской науки.

Необходимо пытаться увидеть эти два направления как взаимодополняющие. В этом смысле основной акцент должен делаться на «синтез» античных представлений и элементов теологической доктрины, а также на вопрос о том, как меняется в связи с этим смысл базовых научных понятий в Средние века. Благодаря такому синтезу, более или менее органичному в отношении каждой конкретной темы (движение, качества, пространство, бесконечность, наблюдение, искусственное и естественное и т.п.), средневековая наука может быть рассмотрена в качестве автономного образования по отношению к предыдущей (античной) и последующей (новой) эпохам европейской учености.

Сущностные черты средневековой науки:

1) Стремление к всеохватывающему, комплексному рассмотрению предмета, получению всестороннего знания о нем, пускай даже в ущерб однородности и систематичности (стремление к систематизации и классификации, компиляции).

2) Господство теоцентризма – представления о Боге как о единственной подлинной реальности и телеологизма - принципа, согласно которому все целесообразно (все существует по промыслу Бога).

3) Изменение отношения к творчеству и творению: христианский догмат о Творении сыграл определяющую роль в изменении отношения к творческой деятельности. Именно идея творчества и свободы, заложенная в христианстве, стала идейной основой науки в собственном смысле слова.

4) Господство схоластики – рационалистического обоснования и доказательства всех знаний, в том числе религиозных без опоры на опыт и эксперимент.

5) Догматизм – господство уже заданных, готовых истин относительно природы, человека, общества, которые необходимо было признавать как неоспоримые.

6) Подчиненный, служебный характер научно-философского знания: научные истины (истины разума) имели подчиненный, низший по сравнению с религиозными истинами статус.

7) Парадигмальными образцами выступали астрология, алхимия, религиозная герменевтика (истолкование Священного писания и религиозных текстов). Эти формы знания выступали в качестве промежуточного звена между натурфилософией и техническим ремеслом (синтез умозрительности и грубого эмпиризма).

8) Становление университетской системы образования в Болонье в XI в. - первом университете Европе (центре изучения и преподавания юриспруденции). Важнейшей составляющей образования являлась логика.

       В XIV-XV вв. естествознание близко подошло к созданию «новой» науки. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского (XIII в.). В университетах этого времени преподавался так называемый квадриум, объединяющий арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

       Достижения университетского образования:

1) Переосмыслена роль опытного знания. Сочинения стали издаваться без упоминания Бога.

2) Было восстановлено в правах научное наследие Аристотеля. Девизом эпохи стали слова Роджера Бэкона «Истина – дитя своего времени, а наука – дочь не одного или двоих, а всего человечества».

3) Изменились методы научных поисков: Аристотелева дедукция уступила место индукции. Но инквизиция все еще продолжала бороться за свои принципы. Так, научный подвиг Р. Бэкона, который занимался оптикой, астрономией, алхимией, предвосхитил многие позднейшие открытия, был «оценен» ею в 15 лет тюремного заключения, а труды ученого были сожжены.

4) Появление важной формы научного обоснования - диспута как формального способа ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Значимые научно-практические достижения средневековья:

1. Применение колесного плуга, что повышало производительность сельхозработ.

2. Совершенствование морских судов (здесь особо следует упомянуть викингов – известных мореплавателей).

3. Развитие водяных и появление первых ветряных мельниц.

4. Развитие стекольного ремесла, появление и использование цветного стекла, первых линз (первые очки) – как следствие новых знаний по оптике.

5. Использование попавших из Китая бумаги, компаса, пороха (изобретение пушки, использования компаса в мореплавании).

Значимые средневековые западноевропейские ученые:

1) Роберт Гроссетест: английский ученый в области физики (оптики), астрономии, математики (особенно геометрии), написал трактаты «О свете», «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах», преподавал в Оксфордском университете. Главная заслуга Гроссетеста – применение позитивного метода в науках о природе, использование математики в физике. Как отмечает Э. Жильсон, это - триумф оптики и геометрии. Все природные явления нужно объяснять с помощью линий, углов и фигур. Гроссетест описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращается к методу дедукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции. В построении объяснительных схем использовал 2 принципа:

1) Принцип единообразия природы (когда причины должны мыслиться единообразными в своих действиях).

2) Принцип экономии: если одна вещь доказана из многих предпосылок, а другая – из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.
       2) Роджер Бэкон: французский монах, ученик Гроссетеста. Пытался создать энциклопедию наук (математики, физики, оптики, астрономии, алхимии, медицины, этики). Различал три разновидности опыта:

1) Праопыт – опыт, которым Бог наделил святых отцов церкви.

2) Внутренний (мистическое озарение, ведет нас к вершинам внутренней жизни).

3) Внешний (при помощи чувств, лежит в основе всех подлинно надежных научных познаний и самой совершенной из них – экспериментальной). Выражение «экспериментальная наука» впервые стало принадлежать Р. Бэкону. Именно он сформулировал главные ее преимущества:

Ø Уверенность в ее истинах.

Ø Доказательность.

Ø Могущество, связанное с раскрытием тайн природы.

       Он с огромной убеждающей силой призывал перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от диалектических рассуждений к опыту, от трактатов к природе. Он стремился к количественным исследованиям, к всемерному распространению математики. Однако работы неортодоксального монаха-францисканца были сожжены, а сам он заточен в тюрьму. Занимался алхимией, проводил многочисленные опыты и ставил интересные эксперименты в целях добиться трансмутации металлов, отыскать философский камень, эликсир жизни.

3) Уильям Оккам (1300-1349) – английский философ и логик. Выработал познавательный принцип – «Бритва Оккама»: без необходимости не следует утверждать многое, сущностей не следует умножать без необходимости. Эмпирическое острие «бритвы» расчищало поле для естественнонаучных исследований. Однако форма изложения новых идей оставалась у него схоластической. Согласно Оккаму, который был номиналистом, существуют только единичные вещи (это означало, что интерес падал на эмпирические, чувственные вещи, а не на умозрительные идеи). Линия номинализма в средние века способствовала развитию опытных наук, но она была осуждена Церковью и философами-схоластами.

       4) Фома Аквинский (1224- 1274) – богослов, философ, систематик средневековья, схоласт: осуществил синтез основных положений христианского учения и метафизики Аристотеля, продолжил линию телеологизма, начатую еще в Древней Греции. В известном споре о соотношении знания и веры поставил точку: предложил теорию гармонии знания и веры. Таким образом, научное знание (носящее схоластический, умозрительный характер) допускалось, но в рамках повседневной, обыденной жизни.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 656.