- замедленные темпы социальных изменений: прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов;
- циклическое восприятие времени: мир периодически возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать;
- приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления;
- устойчивость мировоззренческих доминант: консерватизм видов деятельности и смысложизненных ориентаций, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций;
- созерцательная мировоззренческая установка: активность осмысливалась как ориентированная вовнутрь человека, на самосозерцание и самоконтроль, которые обеспечивают следование традиции. Принцип «недеяния» («у-вэй») предполагает невмешательство в протекание природного процесса и адаптацию индивида к сложившейся социальной среде. Этот принцип исключал стремление к ее целенаправленному преобразованию, требовал самоконтроля и самодисциплины индивида, включающегося в ту или иную корпоративную структуру;
- сакрализация природы: природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек. Закон природы не существует в отрыве от законов, которые регулируют социальную жизнь;
- отношение к знанию/науке: знания вырабатывались с помощью популярных индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма. Процессы изменения знания протекали стихийно; отсутствовала критико-рефлексивная деятельность по оценке генезиса познавательных результатов, их принятие осуществлялось на бездоказательной догматической основе в обход критического испытания; знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности, что вытекало из его утилитарного, практико-технологического характера;
- отношение к господству и власти как непосредственной власти одного человека над другими: в патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство не только распространялись на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император — телами и душами своих подданных;
- приоритет корпоративных структур над личностью: личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность;
- инновационная деятельность имеет ограничения: она допустима лишь в рамках веками апробированных традиций;
- экстенсивное развитие истории: резервы роста черпаются за счет расширения культурных зон,
- регион возникновения: Древняя Индия и Древний Китай, Египет, государства мусульманского Востока эпохи Средневековья.
Таким образом, система ценностей традиционных культур характеризуется привязанностью человека к строго определенным, консервативно воспроизводящимся видам деятельности и его жесткой принадлежностью от рождения до смерти к некой корпорации, клану или касте. Индивидуальность растворяется в корпоративных отношениях, в подавлении в человеке творческих, индивидуальных начал. Стабильность жизни традиционных обществ с позиций системы жизненных смыслов техногенной структуры оценивается как застой и отсутствие прогресса, которым противостоит динамизм западного образа жизни.
Истоки техногенной цивилизации:
- полисная античная культура и её открытия: демократия (в сфере регуляции социальных связей) и теоретическая наука по образцу евклидовой геометрия (в способе познания мира);
- европейское Средневековье: особое понимание человека, созданного по образу и подобию Бога; культ человекобога и культ любви человека к человекобогу, к Христу; культ человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Целью познания как раз и считалась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире;
- эпоха Ренессанса: восстановление многих достижений античной традиции на основе идеи богоподобности человеческого разума.
Таким образом, на этой цивилизационно-исторической основе закладывалась культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII в.
Характерные черты цивилизаций техногенного типа:
- высокие темпы социальных изменений: развитие техники, технологии, генерация все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы;
- активные трансформации социальных связей людей: научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни;
- линейное восприятие времени: идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство;
- интенсивное развитие истории: резервы роста черпаются за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей;
- подвижность мировоззренческих доминант: постоянное изменение оснований общества. В культуре активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизнедеятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре техногенных обществ всегда можно обнаружить идеи и ценностные ориентации, альтернативные доминирующим ценностям;
- активистская мировоззренческая установка: преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории.
- возникновение новой системы ценностей: ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. Символ техногенного общества - Книга рекордов Гиннесса, в отличие, от семи чудес света. Книга Гиннесса наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому; семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже свершилось;
- потребительское отношение к природе: природа – объект, на который направлена человеческая активность. Законы природы носят объективный характер, обособленный от социальной реальности. Разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах;
- в идее господства и власти отношения личной зависимости перестают доминировать и подчиняются новым социальным связям: в техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власти одного человека над другим. Однако их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент).В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти — от человека к произведенной им вещи;
- идеал творческой, суверенной, автономной личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, включаться в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции;
- выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее: представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее.
- регион возникновения: европейский регион XV—XVII столетия.
Таким образом, культура техногенных обществ, ориентированная на инновации и трансформацию традиций, формирует и поддерживает идеал творческой индивидуальности. Обучение, воспитание и социализация индивида в новоевропейской культурной традиции способствуют формированию у него значительно более гибкого и динамичного мышления, сильной рефлективности обыденного сознания, его ориентации на идеалы доказательности и обоснования суждений, в насыщенности обыденного мышления догадками, прогнозами, предвосхищениями будущего как возможными состояниями социальной жизни, и в его пронизанности абстрактно-логическими структурами, организующими рассуждение. В культуре техногенных обществ система этих ценностей базируется на идеалах креативной деятельности и творческой активности суверенной личности. И только в этой системе ценностей научная рациональность и научная деятельность обретают приоритетный статус.
Характер взаимоотношений между традиционными и техногенными цивилизациями.
Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но оказалась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры — это мы видим повсеместно, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных обществ, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних, уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только фрагментарно, в качестве исторических рудиментов. Так произошло и происходит с традиционными культурами восточных стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации, — везде культурная матрица техногенной цивилизации
трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами.
Резюме: техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XVII в. сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ были поглощены техногенной цивилизацией; пройдя через этапы модернизации, они превращались затем в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее, сохраняли многие традиционные черты, превратившись в своего рода гибридные образования.
Вопросы для самопроверки и обсуждения.
1. Какие типы цивилизационного развития существовали в истории человечества?
2. Каково отношение к инновациям в цивилизациях разного типа?
3. С чем связан консервативный характер цивилизаций традиционного типа?
4. Какое отношение к природе характерно для традиционного общества?
5. Каков характер социальных связей, свойственных техногенной цивилизации?
6. Почему возникновение научной рациональности связано с цивилизацией техногенного типа?
7. Каков характер взаимоотношений между цивилизациями разного типа?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 455.