Cписок литературы и интернет-ресурсов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Информационно-образовательный проект «Философия: студенту, аспиранту, философу» // Режим доступа: http://philosoff.ru

2. Библиотека Гумер – Философия // Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

3. Научная электронная библиотека // Режим доступа: http://elibrary.ru

4. Баранец, Н.Г. О классификации наук и моделях роста научного знания [Текст] / Н.Г. Баранец, А.М. Дорожкин // Поволжский педагогический поиск. 2013. - № 2 (4). - С. 159-165.

5. Ивин, А.А. Современная философия науки [Текст] /А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.

6. Ищенко, Е.Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание [Монография] / Е.Н. Ищенко. – Воронеж: Из-во Воронежского государственного университета, 2003. – 144 с.

7. Поппер, К. Логика и рост научного знания [Текст] / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

8. Ракитов, А.И. Классификация наук как философская проблема [Текст] / А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова // Философские науки. 2014. - № 7. - С. 30-40.

9. Розов, М.А. Задачи и проблемы философии науки [Текст] / М.А. Розов // Актуальные проблемы философии науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 5-16.

10. Рузавин, Г.И. Предмет философии науки [Текст] / Г.И. Рузавин // Актуальные проблемы философии науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 17-39.

11. Степин, В.С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов/ В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

12. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

13. Тощенко, Ж.Т. Классификация наук: отражает ли она новую реальность? [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Вестник ВЭГУ. - 2014. - № 6 (74). - С. 96-105.

14. Философия науки // Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В.П. Филатова. – М.: Культурная революция, 2009. – 392 с.

15. Финогентов, В.Н. Лекции по философии науки: учебное пособие для аспирантов [Текст] / В.Н. Финогентов. – Уфа: Уфимск. гос. академ. экономики и сервиса, 2006. – 246 с.

 


ТЕМА II. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Цели изучения темы: выявить специфику науки как одной из форм духовного освоения мира, а также механизмы трансформации научных ценностей, детерминировавших становление различных типов общества.

 ПЛАН

§ 1. Наука как феномен культуры.                                                                                     

§ 2. Традиционная культура и техногенная цивилизация.

 

Наука как феномен культуры.

Основные понятия: наука, искусство, обыденное познание, картина мира, вненаучные формы знания.

Наука относится к числу социокультурных феноменов, постоянно изменчивых в объеме и даже сути своего содержания. Чем сильнее наука вторгается в культуру, переплетается с ней, тем хуже мы понимаем, что же такое наука, что она должна делать, куда она нас ведет. Во всяком случае, сегодня это далеко не так ясно, как всего столетие назад. Оказалось, что, как и другие значительные феномены культуры, она не поддается строгому определению.

Известно, что познание не ограничено сферой науки. Знание, в той или иной форме, существует и за пределами науки и обозначается как вненаучные формы знания. Они носят практический характер и имеют важное значение как для человека, так и для человечества в целом, но не укладываются в принятые критерии научности. Появление научного знания как особой формы духовной культуры не упразднило и не сделало бесполезными другие – религию, искусство, обыденное познание. Каждой форме общест­венного сознания - науке, философии, мифологии, политике, религии и т.п. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Каждое из них формирует различные картины мира - общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. Рассмотрим формы взаимодействия науки с такими феноменами культуры, как искусство и обыденное познание.

Так же, как наука, искусство вполне может претендовать на особое, автономное, место в культуре, поскольку обладает целым рядом специфических черт.

Сравнительная характеристика науки и искусства:

 - понятийное мышление: наука отражает мир в законах, теориях, понятиях, исключающих эмоциональную составляющую;

-  образное мышление: искусство – оперирует художественными образами. Художественный образ – это всегда личное, субъективное отношение художника к изображаемым событиям.

- цель науки – открытие объективной истины;

- цель искусства - вызывать в человеке, прежде всего, его переживания, эмоции; искусство, «раскрывает истину в чувственной форме» (Гегель), способствует более глубокому пониманию людьми жизни, привитию к ней любви, благоговению перед ее красотой;

- средства искусства: слово, краски, звуки, линии, объемы и т.д., создающие запоминающиеся образы;

- средства науки: методы, приборы, процедуры, гипотезы теории и т.д.

Общие черты науки и искусства:

- призваны отображать реальный мир;

- являются формами духовной деятельности;

- представляют вид человеческой деятельности, ориентированный на познание, освоение и оценку окружающего мира.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.