Тема 12. Аксиологические проблемы познания и поведения человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция 14. Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и благо как ценности. Антиценность зла. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.

Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.

Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение Иммануила Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность.

 

Семинар 14

Справедливость как этическая проблема. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы. Аристотель о трех видах справедливости: восстановительной, уравнивающей, распределяющей. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и правда. Справедливость и милосердие. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания.

Альтруизм – новоевропейский просветительский вариант секуляризованного милосердия. Этика ненасилия.

Текст для обсуждения

Гегель Г. В. Ф. Философия права. Введение. § 33. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990.

 

Тема  для доклада

Основные идеи статьи А. А. Гусейнова «Понятие морали» / Гусейнов А. А. // Этическая мысль. – Вып. 4.–- М.: ИФ РАН. 2003.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г.М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2.Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г. Апресян // Ценности гражданского общества и личность. – М.: Гардарики, 2001.

3.Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.

4. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990

5. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г.Апресян. – 2-е изд. – Гардарика, 2000.

6. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. – М.: Наука, 1988. – С. 131–154.

7. Гусейнов, А. А. Свобода воли и ответственность// История философии / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.: «Феноменология –герменевтика», 2001.

8. Дробницкий , О. Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1973. – С. 228–349.

9. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. – 2000. – № 3.

10. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – С. 243–310.

11. Корнилов, С. В. Философия самосознания и творчества / С. В. Корнилов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

12.Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипкин. – М.: Политиздат, 1992.

13. Соловьев, В. С. оправдание добра / В. С. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – С. 206–215.

14. Фромм , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Наука, 1990.

15. Шердаков , В. Н. Добро и зло (Очерк нравственной философии) / В. Н. Шердаков. – М.: Знание, 1992.

 

Тема 13. Философские проблемы творчества и инновационной деятельности

 

Лекция 15. Понятие творчества в истории философской мысли. Творчество как созидание нового, ранее не бывшего, как способ саморазвития и средство самовыражения человека. Элементы, формы, фазы и этапы творческого процесса. Критерии творческой деятельности. Интуиция, воображение и фантазия в творчестве. Эвристические методы и организация продуктивного творческого мышления. ЭВМ и творчество.

Традиции и новации в развитии научного знания. Понятие инновационной деятельности. Ее содержание. Новации своевременные и несвоевременные. Факторы, определяющие своевременность новаций. Новообразования и инновационный процесс. Совершенствование существующих изделий и разработка побочной продукции. Изучение возможностей и последствий конкуренции. Организация целенаправленной творческой деятельности в коллективе. Подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский и реализующий этапы инновационного процесса.

Семинар 15.

 

1.Творчество как процесс.

2.Объективные и субъективные факторы формирования творческого мышления.

3.Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».

4.Инновационная деятельность как синтез научного, технического, художественного и социального творчества.

 

Библиографический список

1. Альтшуллер , Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.

2. Альтшуллер , Г. С. Творчество как точная наука. - М: Советское радио, 1979.

3. Альтшуллер, Г. С.; Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная страте-гия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994.

4 .Андрейчиков, А. В.; Андрейчикова, О. Н. Компьютерная поддержка изобретательства. - М: Машиностроение, 1998.

5. Бухвалов , В. А. Алгоритмы педагогического творчества - М: Просвещение, 1993.

6.Вайнцвейг, П. Десять заповедей творческой личности. - М: Прогресс, 1990.

7.Абрамов, И. В.;Писарев, С. А. Стратегия инновационного развития общества: Системный подход. - Ижевск: ИжГТУ, 1996.

8. Васильев, Ю. Стратегия инноваций. - СПб: СПбГТУ, 1997.

9. Воробьев, В. П. Стратегия и тактика инновационной деятельности: Учеб пособие. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

10. Гамидов , Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. -СПб: Политехника, 2000.

11. Иванова, П. И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. - М: ИМЭМО, 2001.

12. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить. - М: Просвещение, 1990.

13. Инновация в науке / Рос. академия наук, Институт науч информ. по обществ, наукам. - М: ИНИОП, 1997.

14. Колосов, В. Г. Основы инноватики: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во СПбГТУ, 1999

15. Кокурин , В. И. Инновационная деятельность. - М: Экзамен, 2001.

16.Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука. - М: ИНИОП РАН, 1992.

17. Манько, Ю. В.; Ильинский, И. В.; Сухов, В. Н. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития). - СПб: СПГУТД, 2002.

18. Модели стратегического планирования динамики инновационных процессов. - Н. Новгород.: Нижегор. гос. техн. университет, 2000.

19.О науке и инновациях: Основные нормативные акты. - М.: Буквица, 1998.

20.Основы инноватики: Учеб. пособие. – Оренбург: ОГУ, 2000.

21. Платонов, В. В. Стратегия ресурсового обеспечения инновационной деятельности. – СПб: СПбГУЭФ, 1999

 

 

Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры

 

Лекция 16. Проблема цели исторического развития. История как естественно-исторический процесс самовоспроизводства. Космическое предназначение человечества.

Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.

Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.

 

Семинар 16

 

1. История как процесс самовоспроизводства.

2. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории.

3. Культура как система: культурные явления и культурные формы.

 

Текст для обсуждения

Перов, Ю. В. Смысл истории. / Ю.В.Перов// История и историчность. – СПб: СПбГУ, 2000. – С. 60–80.

 

Библиографический список

1. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

2. Доброштан , Виталий Михайлович. Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько; СПГУТД. - СПб : СПГУТД, 2010. - 152 с.

3. Доброштан , Виталий Михайлович. Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. - СПб: Петрополис, 2011. - 239 с.

4. Никитина, Ирина Петровна. Философия искусства: учебное пособие / И. П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М: ОМЕГА-Л, 2010. - 559 с.

 

5. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность.   - СПб: СПбГУ, 2000.

6. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М: Прогресс, 1990.

7. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М: Политиздат, 1991.

8. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.

9. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М: "Аспект Пресс", 1994.

10.  Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М: Наука, 1991.

11. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб: Петрополис, 1996.

12. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки –1991 – № 6.

13. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб: СП6ГУ, 1996.

14. Межуев , В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М: Политиздат, 1997.

15. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М: Гносис, 1992.

16. Ортега -и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет //Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.

17. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М: Изд-во полит. лит., 1991.

18. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М: Прогресс, 1992.

19. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М: Аспект пресс, 1999.

20. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М: Прогресс-Универс, 1996.

21. Философия и история культуры. – М: Мысль, 2005.

 

Тема 15. Технический и общественный прогресс

Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.

 

Семинар 161. Социальный прогресс, его сущность и виды.2. Исторические типы общественного прогресса.3. Цивилизация и глобальные проблемы современности.4. Социальное прогнозирование и его виды. Темы фиксированных выступлений1. Прогресс и регресс, проблема идеала общественного развития.2. Философский смысл техники.3. Техника и культура. Тема для докладаОсновные идеи работы Н. Бердяева «Человек и машина» // Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

Библиографический список

1. Подольская, Елизавета Ананьевна. Философия: кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М: Дашков и К° ̶ Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 379 с.

2. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10– 20.

4. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.

5. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.

6. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантор // Вопросы философии – 1990. – № 2. – С.76–88.

7. Мир восьмидесятых годов / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

8. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.

9. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова //Философские науки. – 1990. – № 7. – С.17–20.

10. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын //Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.

11. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.

12. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.

13. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". – СПб.: Петрополис, 1993.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.