Представления о сущности общества в истории философской мысли.
Диалектика материального и духовного в общественной жизни.
Иерархия социальных самоорганизующихся систем.
Открытые и закрытые социальные системы
Роль насилия в социальной истории человечества.
2.Основные концепции происхождения и развития общества.
Представление об обществе в античной философии.
Общество в свете теоцентристской средневековой философии.
Договорная концепция происхождения общества и государства (Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др.)
Цивилизационная модель общественного развития.
Формационный подход к анализу человеческой истории.
3.12. Тема 12. Аксиологические проблемы познания и поведения человека
Учебные вопросы:
1. Сущность и природа ценностей и ценностных ориентаций.
2. Право, мораль, нравственность как регуляторы человеческих отношений.
1. Сущность и природа ценностей и ценностных ориентаций.
Деятельность − активность субъекта, направленная на сохранение и развитие системы.
Потребности и интересы субъекта как побудители к деятельности.
Ценности как конечные основания для выбора цели и средств деятельности субъекта.
Объектные и субъектные ценности.
2. Право, мораль, нравственность как регуляторы человеческих отношений.
Проблема происхождения морали и права как регуляторов отношений между людьми.
Мораль и нравственность: проблемы взаимосвязи.
Обычаи и традиции – исторические предшественники морали.
Право как воля господствующего класса, возведенная в закон.
Особенности функционирования в обществе морали и права.
Долг, совесть, вина, ответственность как категории морали и права.
Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния.
Возрастание роли права и морали в современном обществе.
Нравсвенные проблемы научного познания.
3.13. Тема 13. Философские проблемы творчества и инновационной деятельности
Учебные вопросы:
1. Сущность творчества и его роль в жизни человека и общества.
2. Философские проблемы инновационной деятельности.
1. Сущность творчества и его роль в жизни человека и общества.
Две концепции творчества: трудовая и игровая.
Разновидности трудовой концепции творчества: христианская, марксистская и ноосферная.
Творчество в искусстве и науке − разновидности всеобщего труда.
Отличие всеобщего труда от совместного. Значение игровой концепции творчества.
Основные черты творческого процесса: новизна, значимость, способ самореализации личности.
2. Философские проблемы инновационной деятельности.
Понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».
Характерные особенности инновационного процесса.
Направления государственной поддержки инноваций.
Центральное место инновационной деятельности в инновационном процессе.
Цели инновационной деятельности.
Основные этапы инновационного процесса в области технических новшеств.
Проблемы инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.
3.14. Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры
Учебные вопросы:
1. История как естественный процесс самовоспроизводства.
2. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
1. История как естественный процесс самовоспроизводства
Проблема цели исторического развития.
Идеи многолинейности истории в современной философии.
Эволюционный и революционный пути развития истории.
От естественной истории к истории духа и истории культуры.
2. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Понятие культуры и ее природа.
Материальная и духовная культуры: их особенности и проблемы взаимодействия.
Структура материальной культуры и ее роль в историческом прогрессе.
Структура духовной культуры: ее основные формы.
Роль духовной культуры в жизни человека и общества.
3.15. Тема 15. Технический и общественный прогресс.
Учебные вопросы:
1. Понятие общественного прогресса, его противоречия и критерии.
2. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.
1. Понятие общественного прогресса, его противоречия и критерии.
Сущность и содержание общественного прогресса.
Место и роль технического прогресса в прогрессе общественном.
Основные противоречия и критерии общественного прогресса.
Основные этапы общественного прогресса.
Проблемы ускорения общественного прогресса.
2. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.
Сущность глобальных проблем человечества и их критерии: это проблемы, влияющие на судьбу всего человечества и для разрешения которых необходимы усилия всего человечества.
Проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема природных и людских ресурсов, проблема сохранения и приумножение подлинной культуры – главнейшие глобальные проблемы человечества.
Основные пути решения глобальных проблем.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.