Темы фиксированных выступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.  «Платон мне друг, но истина дороже», что имел в виду Аристотель?

2.  В чем смысл «проблемы универсалий»?

 

Темы докладов

1.  Греческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит.

2.  Пантеизм философии эпохи Возрождения.

 

Библиографический список

1.  Каневский, Александр Семенович. История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.

2.  Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3.  Августин Аврелий. Исповедь. – СПб.: АСТ, 2003.

4.Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2)/Д. Антисери и Дж. Реале; В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. – СПб: «Изд-во Пневма», 2003.

5.  Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. Т. 1.Ч. 2.

6.  Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2001.

7.  Аристотель. Категории // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

8.  Гараджа, В. И. Протестантизм / В. И. Гараджа. – М.: ИПЛ, 1971.

9.  Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункель. – М.: Высшая школа, 1980.

10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. – М.: Мысль, 1979

11. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1979.

12. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.

13. Очерки истории западного протестантизма. – М.: ИВИ РАН. 1995.

14. Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

15. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

16. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979.

17. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Мысль, 1981

 

Лекция 3. Философия XVII–XIX вв. Научная революция XVII в. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм) . Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Обоснование новой картины мира и ее динамики (И. Ньютон, Г. В. Лейбниц). Монизм, дуализм, плюрализм.

Философия эпохи Просвещения: реальный мир как система природы. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Формирование понятия «гражданское общество». Обоснование связи развития науки и социального прогресса.

Немецкая классическая философия. Основные идеи и проблемы: целостность и структурированность бытия, его познаваемость; активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека. Принцип тождества бытия и мышления. И. Кант о возможности и границах познания, автономии нравственной области человеческой деятельности. От философии  наукоучения (Фихте) к философии духа (Шеллинг, Гегель). Система и метод в философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Семинар 3

1. Научная революция в XVII в. и ее влияние на формирование философских проблем.

2.        Механистический материализм и социально-философские идеи эпохи Просвещения. 

3. Философские учения И. Канта,   Г. Гегеля и  Л. Фейербаха

 

Темы фиксированных выступлений

1.  Объясните, что такое индукция и дедукция, приведите примеры?

2.  Что означает «Cogito ergo sum» у Декарта?

3.  Что такое механицизм, какие философы Просвещения обращались к нему?

4.  Какой смысл вкладывали философы эпохи Просвещения в понятие «гражданское общество»?

5.  Познаваема ли «вещь в себе»? Если «да» или «нет», то почему?

6.  Чем отличается «абсолютная идея» от «абсолютного понятия» у Гегеля? 

 

Темы докладов

1. Взгляды на субстанцию Лейбница, Декарта, Спинозы.

2. Познание, его возможности и границы (по работе И. Канта «Критика чистого разума»).

Библиографический список

1.  Каневский, Александр Семенович, История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.

2.  Философия (курс лекций) / под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

3.  Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.628–632.

4.  Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

5.  Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия филос. наук: соч.: в 3 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1974.

6.  Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

7.  Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: МГУ, 1986.

8.  Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994.

9.  Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994.

10. Кузнецов, А. В. Hемецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб. пособие для ун-тов / А. В. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.

11. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т. 3.

12. Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта) (3)/С.А. Мальцева, Д. Антисери и Дж. Реале – СПб: Изд-во «Пневма», 2004.

13. Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

14. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Время картины мира. Преодоление метафизики. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

15. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. – М.: Логос, 1997.

16. Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

17. Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987.

18. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

19. Философия Гегеля и современность. – М.: Мысль,1975.

20. Философия Канта и современность/Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. – М. Мысль,1974.

 

 

Лекция 4. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX в. Социокультурные предпосылки философского плюрализма (Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых направлений философствования: неогегельянства, неокантианства, диалектико-материалистического, сциентистского и рационалистического.

Русская философия на рубеже XIX–XX вв.: западники, славянофилы, почвенники, материалистические и идеалистические традиции русской философской мысли конца XIX, начала XX вв. (А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Преемственность и самобытность философской мысли России. Проблемы духовности, свободы, творчества, диалога культур.

      

Семинар 4

1.      Диалектико-материалистическое учение о развитии природы и общества (философия марксизма).

2. Иррационалистическая философия жизни (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше).     

3. Сциентизм позитивизма и махизма. Феноменология Гуссерля. Философский смысл психоанализа.

 4. Русская философия XIX века. 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.