C Радиохимия
Рекомендуемые предварительные знания
7.4А Строение атома
8.1А Расположение электронов в атомах
9.1В Периодическая система химических элементов
Контекст
Расширяются знания учащихся относительно ядра атома, обсуждаются тяжелые ядра и их неустойчивость. Следствием неустойчивости ядер является радиоактивный распад. Прослеживается связь с физикой.
Языковые цели химии в разделе
Образец языковых целей для учащихся с использованием соответствующего академического языка представлен ниже.
Для разработки других языковых целей и дополнительного руководства по языковым целям, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. «Введение в языковые цели» выше.
Краткое изложение
Раздел начинается с повторения краткого описания строения атома при помощи символов химических элементов и продолжается изучением радиоактивности. Рассматривается зависимость радиоактивности от состава атомных ядер. Учащиеся знакомятся с приборами, позволяющими доказать наличие радиации, моделируют радиоактивный распад. Ядерные реакции рассматриваются как источник энергии. Учащиеся рассматривают состояние и перспективы развития атомной промышленности Казахстана и оценивают преимущества и недостатки ядерной энергетики.
Ссылка на предметную программу | Цели обучения | Предлагаемая преподавательская деятельность | Заметки учителя | Ресурсы обучения |
9.1.2.1 понимать, что с увеличением числа протонов, ядро становится менее стабильным; 9.1.2.2 знать природу и свойства радиоактивного излучения; | (И) (О) Повторите с учащимися краткое описание строения атома при помощи символов химических элементов с использованием мини-досок. (И) (Г) Попросите учащихся начертить протонно-нейтронную кривую для некоторых изотопов. (информацию предоставляет учитель) (У, К) Попросите учащихся отметить свинец на данной кривой. Используя периодическую таблицу, спросите их какие элементы расположены над свинцом. Объясните, учащимся, что ядра с зарядом больше чем 83 и массовым числом больше чем 209 нестабильны и имеют тенденцию распадаться. (У) Объясните (рассказав, по желанию, немного истории) природу альфа-, бета- и гамма- излучений; покажите, как изображаются альфа- и бета-частицы. (Д) Ознакомьте учащихся со свойствами альфа-, бета- и гамма- излучения, предложив просмотреть видеоролик./анимацию. (К, Г) (О) Учащиеся должны уметь использовать информацию из демонстрации видео/анимации для определения заряда и проникающей способности каждого вида излучения и объяснять последствия ралиоактивного распада (О) На основе материала из просмотренного видео учащиеся заполняют таблицу, в которой необходимо указать заряд и проникающую способность каждого вида излучения. | В целях экономии времени, учащиеся могут обозначать на кривой каждый 5-ый (или даже 10-ый) элемент. Для первых 20 элементов, которые они знают, кривая практически прямолинейная. Учащиеся могут отметить нейтронно-избыточные и протонно-избыточные участки на кривой, которую они начертили. Упомяните о необычной устойчивости ядра Pb-208, и что процесс радиоактивного распада прекращается при достижении этой структуры. Учащиеся могут получить информацию об истории открытия интересующих их радиоактивных частиц. | график протон-нейтронной кривой: http://www.physicsinfo.co.uk/?page=view&id=1309 Таблица изотопов http://nuclphys.sinp.msu.ru/radioactivity/ract01.htm Радиоактивность. История открытия: https://www.youtube.com/watch?v=czRNJihtf7w Radioactive Decay https://opentextbc.ca/chemistry/chapter/21-3-radioactive-decay/ | |
9.1.2.3 знать и понимать последствия радиоактивного распада; 9.1.2.4 понимать, что разложение ядра является самопроизвольным процессом; | Д) Познакомить учащихся со счётчиком Гейгера – прибором, который фиксирует уровень радиации. У, К) Предложите учащимся послушать работу счетчика Гейгера. Объясните учащимся понятие «фоновая радиация», а также то, что её значение должно быть вычтено из общих показаний радиоактивности. (К) Обсудите с учащимися: - что является причиной радиоактивного распада; - достаточно ли одного распада для удаления неустойчивости; - когда процесс радиоактивного распада прекращается? (Г или И) Попросите учащихся с помощью символов написать полные уравнения радиоактивного распада (на примере альфа- или бета-распада), уделяя внимание балансу фундаментальных частиц. На основании рассмотренных примеров учащиеся могут сформулировать правила смещения. (У) Покажите учащимся, как происходит цепочка распада атома до Pb-208, на примере одного элемента с зарядом атома больше чем 83. (И или Г) (О) Предоставьте учащимся цепочки радиоактивных распадов без некоторых промежуточных составляющих. Учащимся необходимо определить пропущенные элементы в цепочке и написать уравнения радиоактивного распада. | Добавьте информацию о тех регионах Казахстана, где фоновые уровни радиации высокие Достаточно трех цепочек естественного распада. | Видео: Работа счетчика Гейгера https://www.youtube.com/watch?v=-Od7HPfs2Jo Фоновая радиация https://www.liveinternet.ru/users/3844066/post131540167/ Виды распада https://fireman.club/presentations/ponyatie-radioaktivnosti-vidy-raspada/ Radioactive Decay https://opentextbc.ca/chemistry/chapter/21-3-radioactive-decay/ цепочки распадов http://profbeckman.narod.ru/YadFiz.files/L11.pdf | |
9.1.2.5 моделировать процесс радиоактивного распада; 9.1.2.6 понимать смысл термина «период полураспада»; | ((Э) Используя сладости типа «Skittles», «M&M’s» или монеты, позвольте учащимся смоделировать процесс распада и начертить график. (К) Предложите учащимся на основе полученного графика ответить на вопросы: -по какому принципу осуществляется распад атомов; - можно ли определить сколько времени необходимо для распада всех атомов. Предоставьте данные о периоде полураспада ряда радиоактивных элементов. (Г) Попросите учащихся сформулировать определение для понятия «период полураспада». (О) Предложите учащимся начертить кривую распада Bi-212 или Pa-234 . | Они увидят неопределенность. Объясните, что невозможно выразить точно срок жизни радиоактивного изотопа Они заметят, что предел и продолжительность распада некоторых элементов может составлять многие миллиарды лет. | Видео: Моделирование радиоактивного распада https://yandex.kz/video/search?text=modeling%20of%20radioactive%20decay | |
9.1.2.7 понимать, что при ра ядра выделяется энергия; 9.1.2.8 оценивать перспективы развития атомной промышленности в Казахстане; 9.1.2.9 объяснять воздействие атомной промышленности на окружающую среду | (У, К) Покажите учащимся видео/анимацию, демонстрирующее выделение энергии при разложении ядра атома. (Г) Методом «мозгового штурма» обсудите вопросы об использовании атомной энергии и привести конкретные примеры ее применения в мирных целях. (И К) Предложите учащимся информацию о развитии атомной энергетики в Казахстане и попросите их определить направления перспективного развития атомной промышленности. (Г) Попросите учащихся составить ментальную карту, в которой отображены проблемы окружающей среды связанные с использованием атомной промышленности. (Г) Организуйте дебаты на тему: «Атомная электростанция в моем регионе». | Подготовьте информацию в контексте вашего региона Предоставьте учащимся достаточно материалов из средств массовой информации, и т.д., включая информацию о некоторых недавних стихийных бедствиях. | Ядерная энергия (англ.): https://www.youtube.com/watch?v=d7LO8lL4Ai4 Анимационное видео: Nuclear fission and fusion http://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/add_aqa_pre_2011/radiation/nuclearact.shtml Применение ядерной энергии http://snapshotscience.co.uk/is-nuclear-power-too-risky/ Видео: АО «Ульбинский металлургический завод» http://www.ulba.kz/ru/video.htm Аварии на атомных станциях и т.д.: http://chemister.ru/Database/words-description.php?dbid=1&id=101 |
Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.
К- методы обучения учащихся всего класса
Г - групповая работа
И - индивидуальная работа
Э - ученический эксперимент
Д - демонстрация учителя
У - объяснения учителя
О- оценивание
ТБ - техника безопасности
План урока
Перед планированием урока обратитесь к среднесрочному плану. Планы уроков могут быть разработаны на основании предложенного шаблона
Раздел долгосрочного плана: |
Школа:
Дата:
ФИО учителя:
Класс:
Количество присутствующих:
Тема урока
Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.