D Скорость химических реакций
Рекомендуемые предварительные знания
8.2В Скорость химических реакций
Контекст
В данном разделе учащиеся обобщают знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций, объясняют их с точки зрения теории частиц, а также расширяют знания о влиянии давления на скорость химических реакций с участием газов. Учащиеся изучают гомогенный и гетерогенный катализ, планируют эксперимент с участием катализатора. Изучение данного раздела важно для последующего изучения промышленных процессов.
Языковые цели химии в данном разделе
Образец языковых целей для учащихся с использованием соответствующего академического языка представлен ниже.
Другие языковые цели учитель формулирует самостоятельно, используя руководство «Введение в языковые цели».
Краткий обзор
Учащиеся определяют разницу между реагентами и катализаторами, исследуют каталитические реакции, объясняя механизм катализа с точки зрения теории частиц. Обсуждают действие ингибиторов. С точки зрения теории частиц определяют влияние изменения давления на скорость химических реакций с участием газов. .
Ссылка на предметную программу | Цели обучения | Предлагаемая преподавательская деятельность | Заметки учителя | Ресурсы обучения |
9.3.2.1 отличать катализатор от реагентов; 9.3.2. 3 объяснять процесс катализа с точки зрения теории частиц; | (Д) Покажите видео а) горения водорода без участия катализатора, а затем с участием катализатора (каолиновой ваты) б) окисления аммиака с использованием платиновой проволоки (Э) Учащиеся исследуют а) влияние оксида меди (II) на термический распад хлората (V) калия (при наличии достаточного времени могут быть использованы другие катализаторы). б) эффект добавления нескольких капель раствора сульфата меди (II) на скорость выделения водорода, образующегося в результате реакции между цинком и разбавленной серной кислотой. (К) (Г) Попросите учащихся обсудить результаты данных экспериментов. Какой эффект оказало добавленное соединение? Является ли соединение реагентом? Почему нет? (У, К) Объясните, что вещества , которые увеличивают скорость реакции, но не входят в состав продуктов реакции (регенерируются без изменений в конце реакции) называют катализаторами. Объясните учащимся, что катализаторы, которые находятся в одной фазе с реагентами, называют «гомогенными катализаторами», а в разных фазах – «гетерогенные катализаторы». (К) Спросите учащихся: как доказать регенерацию катализатора после завершения реакции? (Э) Предложите учащимся взвесить некоторое количество оксида марганца (IV) и использовать его в качестве катализатора разложения раствора пероксида водорода. После завершения эксперимента необходимо высушить и заново взвесить оксид марганца (IV). Учащиеся приходят к выводу, что масса катализатора не меняется. (Г) Попросите учащихся объяснить действие катализатора, на основании знаний о скорости химической реакции. Гетерогенные катализаторы «удерживают» частицы реагента на своей поверхности, делая столкновения более легкими и частыми, таким образом, увеличивая скорость химической реакции. | Водород горит без источника зажигания (ТБ) Сульфат меди (II) токсичен. Необходимо надевать защитные очки и после эксперимента тщательно вымыть руки. (ТБ) При работе с пероксидом водорода необходимо надевать защитные очки. Учащиеся узнают, что добавленное соединение не является реагентом, и что оно не исчезает и не изменяется в результате реакции. В процессе обсуждения необходимо принять во внимание достоверность эксперимента, анализ результатов, правила безопасности и т.д. | Видео другой реакции «химического светофора»: http://www.youtube.com/watch?v=_YO4UPTjMVI Видео Реакция Бриггса-Раушера автоколебательная химическая реакция: http://www.youtube.com/watch?v=-RFb8T2ED5E&feature=related Видео реакция Белоусова-Жаботинского (комментарии на китайском): http://www.youtube.com/watch?v=tg9SRstGos4&feature=related Реакция «синей бутылки» (прим. перевод Химическая реакция, при которой бесцветный раствор в закрытой бутылке, содержащей немного воздуха, становится синим при встряхивании, и затем через некоторое время снова становится бесцветным): http://www.youtube.com/watch?v=a_4LUaaL6FU Полезная учебная информация (упоминает энергию активации): http://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/add_aqa_pre_2011/chemreac/ratesrev3.shtml | |
9.3.2. 4 планировать эксперимент с участием катализатора; | (И) (О) Попросите учащихся составить план эксперимента по исследованию действия различных катализаторов на скорость разложения пероксида водорода. (Э) Учащиеся должны проверить на практике предложенный ими эксперимент и поделиться результатами. (К, Г) Обсудите результаты с учащимися и сделайте вывод о наиболее эффективных катализаторах. | Предоставьте учащимся ряд соединений: растворимые и нерастворимые соединения переходных металлов, , соединения элементов главных подгрупп, картофель и морковь (содержащие фермент – каталазу), (ТБ) Необходимо тщательно выбирать соединения, представляющиеминимальную опасность. Учащиеся должны надевать защитные очки. | https://www.youtube.com/watch?v=kNj4mPeHuC8 Примеры экзаменационных вопросов: http://chemactive.com/worksheets/gcse/chemistry/rates_questions.pdf | |
9.3.2. 2 понимать действие ингибиторов; | (Г) Спросите у учащихся, существуют ли «отрицательные катализаторы», которые замедляют реакцию. Обсудите понятие «ингибиторы». Предложите учащимся назвать химические реакции, скорость протекания которых необходимо понижать. Вспомните эксперимент по исследованию факторов, влияющих на скорость коррозии железа, проведенный учащимися в 8 классе. В качестве ингибитора коррозии в этом эксперименте использовали щелочь. (Д) (О) Позвольте учащимся поразмышлять об изученном материале по теме «Катализ» с помощью демонстрации видео реакции «Химический светофор». Попросите учащихся объяснить наблюдаемый эксперимент. | Способные ученики могут объяснить действие катализатора и ингибитора с помощью понятия «энергия активации». Сегнетова соль окисляется пероксидом водорода в присутствии ионов кобальта (II). Для этого необходимо смешать горячие реагенты и добавить катализатор. В процессе реакции происходит изменение цвета: первоначальный розовый цвет становится темно-зелёным, а затем снова розовым. | Действие ингибиторов на скорость химической реакции https://www.youtube.com/watch?v=_7aNB80NqoE Инструкция по проведению реакции «Химический светофор»: http://www.rsc.org/Education/EiC/issues/2005July/Exhibitionchemistry.asp | |
9.3.2.5 объяснять влияние давления на скорость химических реакций с участием газов; 9.3.2.6 обобщить влияние различных факторов на скорость химической реакции; | (К, Г, И) (О) Повторите с учащимися теорию частиц, используя активные методы обучения. (К) Спросите учащихся о влиянии давления на газы. Газ имеет высокую сжимаемость – при увеличении давления возрастает его плотность (при повышении давления расстояние между молекулами газа уменьшается). Спросите учащихся, как это повлияет на количество столкновений? Как влияет давление на скорость реакции с участием газов? Спросите учащихся, будет ли заметно влияние давления на твердые тела и жидкости. (Г) Предложите учащимся перечислить факторы, влияющие на скорость химической реакции, и объяснить их влияние с точки зрения теории частиц. Учащиеся должны подготовить «ментальные карты»/ постеры, после чего представить информацию классу. (Э) Предложите учащимся эксперимент по исследованию влияния различных факторов на скорость химических реакций. (Г) или (И) Предложите учащимся задания на вычисление средней скорости химических реакций и по правилу Вант-Гоффа. | Могут применяться кроссворды, головоломки типа «найди слово», карточки «светофор», мини-доски и т.д. Для улучшения понимания влияния давления на скорость химических реакций с участием газов желательно использовать анимации. Рекомендуем практические работы из пособия IGCSE Chemistry Laboratory Practical Book, либо на усмотрение учителя выбрать более простой эксперимент. | Видеоуроки: https://www.youtube.com/watch?v=Esu8_gU_wBo Влияние температуры на скорость https://www.youtube.com/watch?v=68YhTDdZ-U8 |
Примечание: Лабораторная работа представляет собой потенциальный риск для штата сотрудников и учащихся. Назарбаев Интеллектуальные Школы несут ответственность за определение и использование мер предосторожности. Информация по мерам безопасности отображена схематически и поэтому может быть неполной. Ни МЭС, ни консультанты по программе не несут ответственности за последствия в случае нарушения мер безопасности.
К- методы обучения учащихся всего класса
Г - групповая работа
И - индивидуальная работа
Э - ученический эксперимент
Д - демонстрация учителя
У - объяснения учителя
О- оценивание
ТБ - техника безопасности
Четверть | |||
Дата: 2019-03-05, просмотров: 242. |