Критерии оценки освоения практической работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«зачтено» - реферат; презентация, доклад, санитарный бюллетень, санитарно-просветительная работа для детей выполнены в соответствие с требованиями, изложенными в методических указаниях (оценивается при проведении предметной олимпиады).

 «не зачтено» - реферат; презентация, доклад, санитарный бюллетень, санитарно-просветительная работа для детей не соответствуют требованиям, изложенным в методических указаниях (оценивается при проведении  предметной олимпиады).

  • Критерии оценок на предметной олимпиаде «Формирование здорового образа жизни детей и подростков».

Проведение олимпиады осуществляется согласно утвержденному Министерством здравоохранения Тверской области «Положению об олимпиаде».

Оцениваются 4 раздела работы:

1. Реферат: соответствие требованиям (структура, содержание, полнота раскрытия темы, собственные исследования, соответствие библиографии ГОСТу 7.1.-2003), соответствие презентации требованиям.

2. Сан бюллетень: соответствие требованиям, изложенным в методических указаниях.

3. Доклад (выступление) для школьников – доступность и последовательность изложения материала, его адаптированность аудитории, для которой подготовлено сообщение, участие всей группы, творчество студентов (собственные стихи, сценки), соблюдение лимита времени (15 мин), полнота освещения проблемы.

Студенты принимают участие в обсуждении доклада и сан бюллетеня.

Допуск в школу осуществляется, если оценка за все разделы работы «зачтено». Оценка студентам выставляется по 10 – балльной шкале.

4. Справка или отзыв из школы о проведенной санитарно-просветительной работе с оценкой, 2 фотографии).

Окончательные итоги проведения олимпиады – после оценки практической части работы (проведения лекции).

Критерии оценки собеседования по контрольным вопросам:

оценка «отлично» ставится студенту, обнаружившему системные, глубокие знания программного материала, владеющему научным языком, осуществляющему изложение программного материала на различных уровнях его представления;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший достаточный уровень знания основного программного материала, но допустивший погрешности при его изложении;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, допустившему при ответе на вопросы множественные ошибки принципиального характера.

VI . Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а). Основная литература:

1. Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета «Основы формирования здоровья»

 

б). Дополнительная литература:

1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.

2. Алексеева, Ю.А. Методическое пособие для студентов лечебного факультета «Введение в медицину с ОФЗ»: методическое пособие / Ю.А.Алексеева, С.В.Жуков, Е.В.Королюк., А.Б.Барашкова.- Тверь, 2004. - 32 с.

3. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

4. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

5. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

6. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник/В.Р.Кучма.- М: ГЭОТАР - Медиа.- 2010.- 473 с.

7. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

8. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.

9. Сорокина, Т.С. История медицины: учебник/ Т.С.Сорокина.- М.:Академия,2008.- 559 с.

10. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М.: Изд-во «Перо».- 2012. 659 с.

 

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/

2. Официальный сайт Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.rospotrebnadzor.ru/

3. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/  

5. Энциклопедия российского законодательства: система «Гарант» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

6. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / И. В. Быков, А. Н. Гансбургcкий, В. Д. Горичева, В. А. Дворкин, А. В. Коромыслов, В. А. Маргазин, В. В. Насолодин, О. Н. Семенова / под ред. В. А. Маргазина, О. Н. Семеновой. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 192 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

7. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

8. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Лисицын Ю.П. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 400 c. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

9. Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

10. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите цель и задачи изучаемой дисциплины.

2. Дайте определения «валеологии», «санологии».

3.Основные научные направления познания о здоровье человека.

4. Какие науки изучают здоровье человека?

5.Дайте определения таким понятиям, как жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь.

Содержание:

Основные научные направления познания о здоровье человека. Науки «Валеология», «Санология», их место в системе других наук. Основные понятия, определяющие закономерности бытия человека: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, болезнь.

Изучаемая дисциплина основана, в первую очередь, на науках «Валеология» и «Санология». 

Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна).

Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека.

Валеология – сравнительно новая дисциплина. Российский учёный И.И.Брехман в 1980г. ввёл термин “валеология” (как производное от латинского valeo – “здоровье”, “быть здоровым”).

Валеология есть межнаучное направление познания о здоровье человека, о путях его формирования и сохранения. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Дисциплина «ОФЗ» изучает аспекты не только индивидуального, но и общественного здоровья, рассматривает основы формирования здоровья человека в онтогенезе с учетом приоритетных факторов, анатомо-физиологических особенностей и критических периодов развития организма.

Практически любая наука затрагивает вопросы здоровья человека.

Биология  исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья.

Экология  формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина, анатомия, физиология, гигиена, санология обосновывают систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья человека, по предупреждению и лечению заболеваний.             

Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоравливания (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология  изучает психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает технологии валеологического образования, направленные на формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Социология изучает факторы риска здоровья и выявляет социальные аспекты укрепления здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика  обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и экономическую ценность здоровья в обеспечении благосостояния  народа и государства.

Философия  формирует философское мировоззрение человека для правильной оценки роли здоровья в человеческом бытии.

Культорология определяет цели и пути культурологической подготовки человека для сохранения своего здоровья.

История прослеживает исторические корни, преемственность средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и сохранения здоровья.

Таким образом, все науки, изучающие здоровье взаимодействуют.

Схема 1. Взаимодействие наук, изучающих вопросы здоровья

                             

В тоже время имеются отличия между вышеназванными науками: в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как медицины – болезнь и больной, а гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Таблица 1. Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека.

Определяющие признаки науки Медицина Гигиена Валеология
Основные направления науки Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека    
Основная концепция, доктрина Человек и его заболевания Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания Человек и его здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Объект изучения Человек, подверженный заболеваниям Среда обитания и условия жизнедеятельности человека Практически здоровый человек
Предмет исследования Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека
Методы исследования Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы
Пути достижения цели и результатов Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения

Чтобы говорить о здоровье, нужно знать определения следующих понятий: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип,  болезнь, этиология и патогенез и ряд других, изучением которых занимаются науки биология, физиология, патология и т.д.

В заключении следует отметить, что здоровье – это наивысшая ценность человеческого существования, практически все науки затрагивают те или иные аспекты здоровья.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ:

Контрольные вопросы исходного уровня:

1.Дайте определение «гомеостазу».

2.Дайте определение «адаптации».

3.Перечислите виды адаптивных изменений организма и дайте им характеристику.

4. Что понимается под генотипом организма?

5. Что понимается под фенотипом организма?

 

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Кто из ученых является основателем науки валеология?

а) И. И. Брехман.

б) И.М. Сеченов.

 в) И.П. Павлов.

 

2. Дайте определение санологии:

А) наука об общественном здоровье населения

 Б) наука об индивидуальном здоровье человека

 

3. Дайте определение валеологии:

А) наука об общественном здоровье населения

Б) наука об индивидуальном здоровье человека

 

4.С какими науками связана валеология:

А) Биология и философия

Б) Экология и социология

В) Медицина и педагогика

Г) Психология и политология

Д) Культорология и экономика

Е) Гигиена и санология

Ж) Все вышеперечисленные

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:

1.Нарисовать схему «Система наук, изучающих здоровье»

2.Составить таблицу «Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Сделать реферативное сообщение и презентацию по теме «Науки, изучающие здоровье».

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

1. Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета «Основы формирования здоровья»

 

б). Дополнительная литература:

1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.

2. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

2. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

 

 Требования к оформлению реферата, презентации, санитарного бюллетеня, выступлению для школьников

 

I . Требования к составлению реферата (для студентов лечебного и международного факультетов, 6 семестр)

Реферат: объем – 30-40 страниц, 14 шрифт, 1,5 интервал. Поля – левое 3 , верхнее, нижнее- 2, правое 1 см.

Реферат состоит из трех главных частей: введения, основной части и заключения. Нумерация – со 2-й страницы (на 1-й стр. № не ставится), по центру, внизу.

1. Титульный лист

ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и основ формирования здоровья

 

РЕФЕРАТ

Тема…

Подготовили студенты ___группы

___________ факультета

                                               ФИО ________

     Преподаватель_____________

Оценка_________________

 

Тверь 201__ - 201__ учебный год

 

 

2. На 2-м листе необходимо расписать долю участия каждого студента в проекте.

3. Содержание (план работы) - (названия разделов с указанием № страниц)

4. Введение.

Во введении необходимо раскрыть актуальность проблемы, медицинскую и социальную значимость темы (2-3 листа).

5. Основная часть

В основной части реферата необходимо изложить фактические материалы, отобрав из большого числа данных, накопленных наукой и практикой, наиболее существенные. Основной аспект в лекции необходимо делать на освещение вопросов первичной профилактики.

Можно выделить 2 части – 1- общие вопросы, 2-я – осветить проблему с акцентом на детей школьного или дошкольного возраста. Клинические аспекты и вопросы лечения описываться не должны.

6. Результаты собственных исследований. Данный раздел оформляется по желанию студентов. В этом разделе представляются результаты анкетирования школьников или родителей, данные приводятся в таблицах, осуществляется их анализ.

Студенты могут провести анализ анкетирования школьников класса, в котором планируется в дальнейшем проведение санитарно-просветительской работы, по вопросам изучения отдельных компонентов образа жизни с выделением приоритетных факторов риска. При проведении беседы с учащимися особое внимание студенты уделяют выявленным у детей факторам риска.

7. Заключение (выводы).

Заключение имеет своей целью подвести итог приведенным в реферате данным и привести рекомендации. Заключение должно быть кратким.

8. Список литературы:

Последовательность:

- законодательные и нормативно-правовые документы

- учебная, специальная и другие источники информации отечественных авторов

- иностранные источники информации

-Интернет – ресурсы

Примеры - книги: Автор. Название книги. Место издания, : изд-во, год.- кол-во стр. или: название книги – под редакцией – т.д. Статья из журнала: автор. Название статьи.// Название журнала.- год.- № - С. с… по.

9. Оформление приложений:

В приложения могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: графики, таблицы большого размера и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его № . Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

 

К реферату необходимо подготовить презентацию (к презентации предъявляются общепринятые требования). Защита рефератов проводится на предметной олимпиаде «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни» в 6 семестре (оцениваются реферат, доклад, презентация).

 

Рекомендуемая литература для подготовки рефератов:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. – М. 2008.- 424. с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России: комплексная программа научного исследования «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 г.»- М.:2006 – 118 с.

3. Большаков А.М. Общая гигиена.- М.: ГЭОТАР, 2006,- 729 с.

4. Вопросы физического здоровья и валеологического воспитания учащейся молодежи. Вып. 3 ТГМА, ТГУ/ под ред. В.Г.Осипова.- Тверь – ТГМА.- 2006.- 102 с.

5. Гигиена питания - основа здоровья человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов 3, 4 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. / П.Виноградов, Н.Кириленко, А.Медянкин, Л.Соловьева - ТГМА, 2003.- 67 с.

6. Гигиена с экологией человека /под ред. Н.А. Матвеева. - М.: «Академия», 2008. – 303с.

7. Занимательная нутрициология. Как сохранить и укрепить здоровье: учеб. пособие/ под ред. Н.П. Кириленко.- Тверь: ТГМА - 2005.

8. Королев А.А. Гигиена питания: учебник М.: «Академия».- 2006.- 528 с.

9. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник/В.Р.Кучма.- М: ГЭОТАР - Медиа.- 2010.- 473 с.

10. Леонтьев В.К. Профилактика стоматологических заболеваний/ В.К.Леонтьев, Г.Н.Пахомов /- М., 2006.-415 с.

11. Лисицын Ю.П.Общественное здоровье и здравоохранение М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007 .- 507 с.

12. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие – М.: Академия., 2007 – 255 с.

13. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов.- М.: Академия, 2012.- 192 с.

14. Основы экологии и охраны природы / под ред. А.П.Арзамасцева.- М: Медицина, 2008 .- 415 с.

15. Пивоваров Ю.П. и др. Гигиена и основы экологии человека. М.: «Академия», 2006.-528 с.

16. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.- М.: МИА , 2010 г.

17. Фролова Н.А. Формирование здорового образа жизни: учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов ТГМА. - Тверь , 2002. – 32 с.

18. Экология человека: учебник /под ред. А.И Григорьева.- 2008.

19. Газета «Здоровый образ жизни» 

20. Журнал «Гигиена и санитария»

21. Журнал «Здоровье»

22. Журнал «Здравоохранение Российской Федерации»

23. Журнал «Проблемы социальной гигиены и история медицины»

24. Журнал «Профилактическая медицина»

25. Журнал «Экология и жизнь»

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/

2. Официальный сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://pediatr-russia.ru/

3. Официальный сайт ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] /– Режим доступа: свободный // http://www.crc.ru /

4. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/  

6. Авдеева Т.Г. Введение в детскую спортивную медицину / Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 176 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

7. Гигиена: учебник /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с: ил. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

8. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

9. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. акад. РАМН, проф. О.П. Щепина, чл.-корр. РАМН, проф. В.А. Медика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

10. Иванов В.П., Васильева О.В. Основы экологии: учебник / В.П. Иванов, О.В. Васильева. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 272 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

11. Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология (для студентов медицинских вузов) - М.: СпецЛит, 2011. - 320 с.- [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

12. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник для вузов / Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 480 c. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

13. Лисицын Ю. П. Медицина и здравоохранение XX-XXI веков : учеб. пособие / Ю. П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 400 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

14. Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

15. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

16. Соколов В.А. Дорожно-транспортные травмы : руководство для врачей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 176 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

17. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года" / Г. Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

18. Экология человека: учебник для вузов /Под ред. Григорьева А.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

 

II . Требования к выступлению для школьников (для студентов лечебного факультета, 7 семестр)

Лекция (выступление): сами студенты определяют, для школьников какого возраста они будут готовить выступление и выбирают форму изложения материала. Если выступление готовится для учеников начальной школы, то хорошо использовать сценки, загадки, стихи и различные формы интерактивного общения. Если среднего и старшего звена - то лекцию лучше подготовить с презентацией.

Студенты должны представить текст выступления (доклад, сценарий).

Доклад должен быть адаптирован для определенного возраста детей, интересен, понятен, убедителен.

III . Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня (выполняют студенты международного факультета в 7 семестре)

Санитарный бюллетень - форма санитарной стенной печати (газеты). Санитарный бюллетень может быть оригинальный и типовой (разработанный по образцу). Размер санбюллетеня, как правило, лист ватмана. Расположение - обычно горизонтальное, но может быть и вертикальным. Санбюллетень состоит из текстовой и изобразительной части, Причем, текстовая часть преобладает. Рисунки с коротким разъясняющим текстом называются санпросветплакатами или санпросветлозунгами.

Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком с учетом интересов и образовательного уровня читателей. Авторы могут выбрать любой жанр: информацию, очерк, рассказ, стихи и др.

Текст, как правило, пишется на основе местных материалов и примеров, но иногда авторы санбюллетеня могут пользоваться готовыми текстами из журналов «Здоровье», «Медицинской газеты» и различных медицинских журналов.

Если использовать типовой подход к разработке санбюллетеня, то текст состоит из введения, основной части и заключения. Введение или передовая статья вводят читателей в проблемы и объясняют, почему выбрана данная тема санбюллетеня, насколько она актуальна. Введение названия или подзаголовка не имеет.

 Основная часть может состоять из нескольких сообщений, информации или коротких зарисовок. Каждая из них должна иметь броский подзаголовок. В основной части раскрывается суть проблемы. Акцент делается на роль субъективного фактора в структуре заболеваемости или решении других медицинских вопросов. Сложные медицинские термины использовать нельзя. Советы по лечению давать запрещается.

Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов авторов. Текст должен заканчиваться лозунгом-призывом, вытекающим из содержания санбюллетеня.

Изобразительная часть иллюстрирует текстовую и может состоять из одного или нескольких рисунков. Если санбюллетень перегружен иллюстрациями, то читателю трудно сосредоточиться, его внимание рассеивается.

Рисунок не обязательно должен подтверждать текст, он может его дополнять. Например, в санбюллетене, посвященном профилактике алкоголизма, можно нарисовать контур человека с точками, обозначающими расположение наиболее поражаемых органов, а в самом тексте об этом ничего не писать. Кроме рисунков, в санбюллетене могут использоваться схемы и фотографии.

Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать газету. В то же время нельзя допускать, чтобы в нем оставалось много пустого пространства.

Название санбюллетеня должно быть броским, ярким, но не запугивающим. Оно должно отражать содержание газеты, желательно не использовать названия заболеваний.

Например: вместо «Профилактика дизентерии» лучше написать «Болезнь грязных рук», или вместо «Профилактика алкоголизма» написать «Привычка, уносящая здоровье» и т.д.

Выходные данные обязательно указать на обратной стороне: Санбюллетень разработан студентами … группы педиатрического факультета ТГМА, 2011.

Санбюллетень обычно вывешивают на видном месте. Срок экспозиции бюллетеня - не более 2-х недель. Потом его обычно снимают и меняют на другой.

Тематика работ для студентов по гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни детей и подростков.

Перечень тем рефератов для проведения санитарно-просветительной работы в общеобразовательных школах и школах-интернатах:

1. Здоровый образ жизни школьника: его компоненты и принципы.

2. Рациональное питание школьника.

3. Витамины и их значение для организма школьника.

4. Основы личной гигиены школьника.

5. Гигиена полости рта.

6. Актуальные вопросы охраны окружающей среды.

7. Оптимальный двигательный режим школьника.

8. Стресс и здоровье человека.

9. Роль закаливания в формировании здоровья детей.

10. Наркомания как медико-социальная проблема.

11. Алкоголизм как медико-социальная проблема. 

12. Курение как медико-социальная проблема.

13. Профилактика детского травматизма.

14. Влияние электро-магнитного излучения на здоровье школьника.

15. Профилактика нарушений зрения у школьников.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.