Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.); забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.). Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.
В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что и как они должны делать, напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.
Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний и умений, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;
2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности, их отчетам.
Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств - забота о других.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТРУДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. НЕВЕРОВИЧ Я.
Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд. Большое значение нравственно ценной мотивации трудовой деятельности в воспитании положительного отношения к труду придает Я. З. Неверович. Осознание общественных мотивов труда взрослых, по ее мнению, служит основанием для включения дошкольников в собственную трудовую деятельность. Как указывает Я. З. Неверович, путь побуждения детей к труду идет от осознания ими значимости труда взрослых к возникновению положительного отношения к людям труда, а затем и к формированию желания помогать взрослым в их труде
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДЕЖУРСТВАМ И ЭСКИЗ ЭКРАНА РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ.
Дежурство детей в дошкольный период – труд для других, то есть для нужд группы. Он включает поддержание чистоты и наведение порядка в вещах, игрушках, которыми пользуются все дети. Подготовку к обеду, занятиям.
Чтобы подготовить детей к дежурству, необходимо сначала привить навыки самостоятельности, приучить соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке, выработать чёткость требований к детям, которые должны быть доступными и конкретными, учитывающие жизненную целесообразность и одобрение правильного действия детей.
Чтобы вызвать интерес у детей к новому делу, необходимо в их присутствии оформить доску дежурных, поместить в карманчик их фотографии, примерить фартучки, косыночки, шапочки. Это вызовет интерес.
Следует постепенно приучать детей к самостоятельному выполнению трудовых операций:
1. Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, развивая умение сервировать стол: расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие и мелкие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать ложки, вилки.
2. Создавать стремление выполнять работу для других детей, воспитывать заботливое отношение друг к другу.
3. Воспитывать желание умело и хорошо выполнять обязанности дежурного.
4. Формировать умение договариваться друг с другом о распределении обязанностей дежурных.
Прежде чем преступить к дежурству, дети предварительно должны в игре отработать весь цикл дежурства. В игре “Накроем стол для кукол” дети учатся последовательно сервировать стол: начинать с середины стола, поставив бумажные салфетки и хлебницы, чашки и тарелки, ложки и вилки по количеству детей.
Чтобы дети полностью усвоили сервировку стола, необходимо периодически задавать вопросы: “Почему так поставили?”, “Какие ошибки допустил зайка при сервировке?”, “Что надо сделать?”, “Прежде чем начинать сервировать стол?” (вымыть руки, надеть фартук, колпачок), “Как убрать щёткой мусор?”, “За что мы должны поблагодарить куклу Машу?”, “Что может произойти, если небрежно нести или ставить посуду?” и другие.
Если у некоторых детей не возникает интерес к дежурству, необходимо осуществлять индивидуальную работу. Можно предложить вместе с воспитателем поиграть в игры “Семья”, “Ты и твои друзья”, “Твой день рождения”, “Мамин праздник”. В этих играх дети упражняются в сервировке, опираясь на помощь и вопросы воспитателя. В присутствии всех ребят необходимо хвалить таких детей за то или иное действии. Это стимулирует желание трудиться.
Дежурство детей – работа, которая осуществляется в единстве с другими задачами воспитания и способствует формированию у детей культурно – гигиенических навыков.
Необходимо также рекомендовать родителям привлекать детей в оказании посильной помощи маме или бабушки во время сервировки стола для всей семьи, не забывая хвалить их за выполненную работу.
Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЖУРСТВ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметно-пространственной среды, т.е. уголка природы. Дежурство в уголке природы способствует формированию у дошкольников заботливого отношения к природе.
Дежурство по уголку природы вводится в старшей группе. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.
Он особо подчёркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями: только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые приёмы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора, как заготавливать воду для полива растений и т.д.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех интерес к уголку природы.
Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1987.