ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА В ДЕТСКОМ САДУ В РЕЖИМЕ ДНЯ.
Только правильно и рационально организованная и носящая позитивный характер трудовая деятельность, даст положительные результаты и сформирует у дошкольников трудовые умения и навыки, и, следовательно, будет способствовать трудовому воспитанию.
Для рациональной организации трудовой деятельности в группах необходимо создать условия. Определить место хранения оборудования.
Труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится вечером после дневного сна. В это же время организуется работа по поделке атрибутов.
Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуются в течение всего дня. Воспитатель в каждом отдельном случае выбирает наиболее удобное время для их выполнения.
Утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду, и то, как они это делают, не должно остаться вне поля зрения воспитателя.
На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал.
После обеда все старшие дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. После игр убирают игрушки.
Таким образом, дети в течение всего времени вовлечены в трудовую деятельность. Для формирования у дошкольников положительного отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план индивидуальной работы с детьми).
Виды труда:
• Самообслуживание – деятельность по самообслуживанию присутствует во всех режимных моментах (гигиенические процедуры – мытье рук, умывание, пользование салфетками и носовыми платками)
• Хозяйственно-бытовой труд – возможны различные формы организации: фронтальная (коллективный труд, подгрупповая (дежурства, индивидуальная (поручения)
• Дежурства проводятся соответственно режимному моменту (перед занятиями, после занятий, перед и после приема пищи)
• Поручения даются детям в течение всего дня в процессе выполнения режимных процессов
• Коллективный труд организуется при уборке помещения (групповой комнаты, раздевалки) – проводиться во второй половине дня; при уборке участка – во время прогулок в первой и второй половине дня
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ БУРЕ Р.С., ГОРДИНОЙ Н.Ф. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ».
В пособии раскрыты особенности трудового воспитания детей 3—7 лет. Цель его — помочь воспитателям овладеть методикой руководства трудовой деятельностью детей, а также приемами работы, направленными на решение задач нравственного воспитания в процессе труда.
Авторы рассматривают всю проблему в двух аспектах — трудового обучения и трудового воспитания.
В пособии впервые раскрыто содержание трудовых и организационных навыков детей, показаны пути их формирования на основе прямого научения и упражнения в повседневном систематическом труде в детском саду.
Авторы дают рекомендации по организации индивидуального и коллективного труда (по самообслуживанию, хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе), четко определяя цели нравственного воспитания детей в условиях одновозрастных и разновозрастных групп. Даются конкретные рекомендации по планированию работы в разных группах городских и сельских дошкольных учреждений.
Пособие снабжено музыкальным приложением, которое воспитатели могут использовать для подготовки утренников с целью углубления нравственно-эмоциональной основы трудового воспитания детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ:
Введение
Глава II. Нужны и организационные навыки
Нужны и организационные навыки
Глава V. Планирование работы по трудовому воспитанию
Планирование работы по трудовому воспитанию
Планирование работы по трудовому воспитанию в младшей группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в средней группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в старшей группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в подготовительной к школе группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в младше-средней группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в младше-старшей группе
Планирование работы по трудовому воспитанию в группе детей трех дошкольных возрастов
33. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ДЕТСКОГО ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком, узнают о материалах и их свойствах.
В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Любая деятельность детей и особенно труд, связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого.
В группах и на участках детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие безопасность.
Все шкафы и полки должны быть надёжно закреплены, всевозможное оборудование, пособия, предметы интерьера должны устанавливаться и размещаться с учётом их полной безопасности и устойчивости, исключая возможность падения.
Инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка дошкольного возраста.
Аквариумы, клетки с птицами (животными) и комнатные растения в уголках природы размещаются таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними, стоя на полу. При поливе растений ребёнок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду.
Обучая детей различным навыкам и приёмам работы, педагог должен четко продемонстрировать их.
Педагог обязательно знакомит детей перед началом работы с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их соблюдение.
Прежде чем объединить детей для выполнения групповой работы, педагог должен быть уверен в том, что каждый ребенок в отдельности в достаточной степени овладел необходимыми навыкам.
При организации трудовой деятельности, требующей значительных затрат сил: перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой от снега и т.п., педагог должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева или переохлаждения. В случае появления у ребенка признаков переутомления необходимо переключить его на более спокойный вид деятельности.
Время, отведённое на трудовую деятельность, не должно превышать 30 минут. При этом через каждые 7-10 минут необходимо производить смену деятельности детей или устраивать перерывы.
В жаркие солнечные дни труд детей в огороде или цветнике организуется в утренние часы – до завтрака, и в часы вечерней прогулки.
Педагог должен осуществлять постоянный контроль за сохранением правильной осанки детей в процессе работы.
Педагог должен приучать детей работать внимательно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.
Все колющиеся и режущие предметы педагог принимает от детей по одному и строго по счёту.
Средняя группа
1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок-чистить, просушивать (при подготовке к прогулкам, после прогулок, при подготовке ко сну, после сна)
2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными
3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком
5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком
6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом ( во время приема пищи)
7. Учить полоскать рот после еды
Старшая группа
1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) .
3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
5. Развивать желание помогать друг другу
6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей
7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места 8. Учить опрятно убирать постель
Подготовительная группа
1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно склады-вать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить) .
2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию
4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном
СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Хозяйственно – бытовой труд необходим в повседневной жизни. Он направлен на поддержание порядка и чистоты в помещении и на участке, оказание помощи взрослым и обслуживание всего коллектива.
В младшей группе – накрывать на стол, приводить в порядок игровой уголок, производить уборку участка. Взрослым оценивается участие детей, желание подражать взрослым и сверстникам.
Примерное содержание труда:
· расставлять игрушки, расставлять книжки;
· расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия;
· раскладывать в коробки отточенные карандаши;
· убирать и протирать влажной губкой строительный материал;
· переодевать кукол, менять кукольное постельное белье;
· мыть игрушки;
· собирать игрушки перед уходом с прогулки;
· поливать песок из леек;
· подметать в домиках и прочих постройках;
· протирать на веранде скамейки, полки;
· собирать мусор;
· сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу;
· расчищать дорожки от снега и т.д.
В средней группе – расширяется содержание: сервируют стол, стирают, моют, подметают. Педагог приучает детей прилагать усилие, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.
Примерное содержание труда:
· убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование для занятий;
· поддерживать внешний вид кукол (приводить в порядок одежду, волосы);
· стирать кукольное белье;
· протирать, мыть легко моющие игрушки;
· отбирать подлежащие ремонту книжки, коробки, игрушки;
· подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем;
· расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определенном месте;
· готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям и т.д.
В старшей группе труд обогащается по содержанию, становится систематическим, переходит в обязанности дежурных. Дети могут самостоятельно его организовывать, подбирать инвентарь, убирать после работы. Проявляют старательность, доброжелательность к сверстникам, достигают результата, умеют замечать непорядок и устранять его без напоминаний.
Примерное содержание труда в старшей группе:
· содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий;
· протирать мебель;
· стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы;
· мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака или полдника;
· подметать пол, дорожку во дворе;
· помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать пирожки, печенье и т.д.;
· оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: помочь принести продукты, принести вещи и разложить их в шкафу на полочках ит.д.;
· проявить заботу о младших детях (помочь одеться на прогулку, поиграть, рассмотреть вместе с малышом книжку и т.д.);
· оказывать внимание и помощь взрослым и пожилым людям.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
СОДЕРЖАНИЕ РУЧНОГО ТРУДА ДОШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
В старшей группе вводится новый вид трудовой деятельности детей - ручной труд. Он включает: ремонт игрушек и пособий. Дети ремонтируют игрушки, пособия, кукольную одежду (пришивают, зашивают, подклеивают). Изготовление изделий. Из бумаги, картона, ткани изготавливают пособия и игрушки для игр, театральной деятельности. Занятий, сувениры и подарки из природного материала (склеивают, вырезают по выкройке, раскрашивают). Рукоделие. Сшивают ткани швом «вперед иголкой». Плетут коврики из бумаги, прутьев.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ БУРЕ Р.С., ГОРДИНОЙ Н.Ф. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ».
Воспитатель с младшей группы начинает привлекать детей к выполнению простейших поручений. Их содержание элементарно, носит характер отдельных действий, чаще всего производимых совместно со взрослым. Однако они имеют большое значение для воспитания, и потому педагогу необходимо добиться того, чтобы все охотно принимали и выполняли их.
Побудительным мотивом будет сознание, понимание того, что не выполнять порученные дела стыдно, ибо, если не выполняешь их ты, кто-то должен сделать их за тебя.
Многие из малышей тянутся к общению с воспитателем, задают вопросы, заглядывают ему в глаза, с интересом слушают любое сообщение. Им-то и надо давать поручения на начальном этапе, ибо при выполнении задания они сами ищут поддержки, обращаются ко взрослому в случае затруднений. Эти дети станут затем и для других примером, позволят показать им поступки, которые оцениваются положительно и которым надо следовать.
Если кто-либо из малышей не проявляет интереса к поручениям, отказывается их выполнять, следует выяснить причины этого. Может быть, ребенок просто нерешительный, замкнутый, тогда надо помочь ему побороть свою робость.
Возможно, у ребенка уже есть отрицательный опыт: выполняя какое-то поручение, он допустил оплошность, не сумел справиться, получил отрицательную оценку. В этом случае необходимо помочь ему преодолеть негативное отношение, предупредить возможные ошибки, помочь справиться с поручением. Только учитывая особенности детей, их опыт, можно добиться того, что у каждого будет постепенно развиваться интерес к выполнению поручений, а в процессе их выполнения — формироваться желание трудиться.
Лучше всего высказывать поручение в форме просьбы или пожелания:
— Скоро будет обед. Катя, ты хочешь разложить ложки на столы?
После согласия ребенка надо понаблюдать, как он начинает выполнять поручение, предупредить возможную ошибку, неправильные действия, например:
— Как хорошо, что ты захотела разложить ложечки. Давай, я тебе помогу, покажу, как удобнее их взять.
В таком предупреждении звучит и положительная оценка, и разъяснение необходимых действий. Но сначала — положительная оценка, и это очень важно, ибо настраивает ребенка на следование указаниям взрослого.
На практике время выполнения поручений часто совпадает со временем подготовки к каким-либо режимным процессам. Например, все дети идут умываться, а один накрывает на стол. Или все одеваются на прогулку, а один ребенок выносит игрушки на участок. Поэтому желательно, чтобы руководили работой детей и воспитатель, и няня.
В средней группе поручения занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений. Детей следует приучать не только по указанию педагога выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку, которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей инструкции.
Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать миску, налить в нее воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место каждую игрушку.
Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. Ибо в подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЖУРСТВ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ БУРЕ Р.С., ГОРДИНОЙ Н.Ф. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ».
На протяжении дошкольного возраста «Программа воспитания в детском саду» предусматривает постепенное формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда. Программа предусматривает включение в одни и те же трудовые процессы детей разного возраста, но объем трудовых действий для детей младшего и старшего дошкольного возраста различен. Например, в дежурстве по столовой малыши лишь расставляют хлебницы, салфетницы, тарелки, раскладывают ложки. Дети семи лет, кроме того, стелют скатерти, раскладывают все приборы, приносят хлеб и раскладывают его на хлебницы, раздают второе блюдо, убирают после еды посуду на хозяйственный стол, протирают (или подметают влажным веником) пол.
Знание того, в каких трудовых процессах могут принимать участие дети разных дошкольных возрастов, какие трудовые действия они должны совершать, позволяет педагогу четко строить работу по трудовому обучению, не завышая или, напротив, не занижая возможностей ребят.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОГО ТРУДА ВМЕСТЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ БУРЕ Р.С., ВГОРДИНОЙ Н.Ф. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ».
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительных взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него, что воспитывает деловитость, вызывает радость при достижении общей цели, оказании помощи педагогу, няне и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Трудовые поручения – это возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить сам или с кем-нибудь из сверстников. Это наиболее простая форма организации труда дошкольников.
Виды поручений: по сложности (простые и сложные); по характеру выполнения (индивидуальные и совместные); по времени (кратковременные, эпизодические, длительные).
Особенное воспитательное значение трудовые поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеет особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ДЕЖУРСТВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Дежурства – это трудовые обязанности детей. Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель дает им задание в обобщенном виде. Это требует от детей знания последовательности труда, представлений о его полном объеме, о требованиях к результатам. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него деятельностью.
Дежурства играют большую роль в воспитании детей: дежурные всегда выполняют труд, имеющий общественную значимость, необходимый для коллектива.
В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств: 1) по столовой; 2) по подготовке к занятиям; 3) по уголку природы. Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВМЕСТЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.
Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы УДО.
Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно, необходимо учитывать ряд условий:
1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).
2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.
Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.
3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.
Способы объединения детей в коллективном труде: 1) труд рядом; 2) общий труд; 3) совместный труд.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини- программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Э.Успенский, Т.В.Смирнова, Р.С.Лукьянова и др.)
Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
57. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
ТРУД РЕБЕНКА В ПРОРОДЕ
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность.
В процессе хозяйственно-бытового труда нужно чаще использовать игровые формы его организации. Детям нравится, когда обыгрывается действительно нужное дело, когда к этому серьезно относятся взрослые.
Методы руководства трудом должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. Поощрение приносит ребенку удовольствие. При таких приемах педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО
В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в статье 32 прописано, что государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка
Согласно ч.4 ст. 34 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «...привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в рамках обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, устанавливает одним из «личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Согласно ФГОС ДО, определены цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
63.ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цели, которые ставит перед собой трудовое воспитание – глобальные. Нет, если мы говорим об определенном ребенке, то там все по науке: развитие личности, нравственных качеств, уверенности в себе, а также трудовые навыки. Но если под объектом воспитания принимать подрастающее поколение в целом, то задачами станет здоровая нация, сильная экономика, технический прогресс и научные открытия. Задачи глобальные, а решения их лежат, как на ладони – надо научить детей трудиться.
Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:
1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
2. Осознание целей и задач труда;
3. Формирование автомотивации на труд.
Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах
Критерии для сравнения программ | «От рождения до школы» | «Детство» |
Цель и задачи трудового воспитания | Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование предпосылок трудовой деятельности; - Воспитание положительного отношения к труду взрослых; - Воспитание личности ребенка. | Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: - Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). - Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. |
Ознакомление с трудом взрослых | - Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) - Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) - Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) | - Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами. - Представление о том, что в процессе создания предметов человек использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. - В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о предметах ближайшего окружения как результатах труда взрослых. |
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | - Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). - Умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. - Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). - Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. - Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. - Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. | Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д. |
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) | - самообслуживание; - хозяйственно бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. | Самообслуживание и детский труд |
Показатели эффективности освоения программ | - Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. | Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. - Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. - В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. - Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. - Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. - Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях. |
4.
Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:
- содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;
- в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);
- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;
Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ПОРУЧЕНИЯМИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА.
Организуя поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали нравственному воспитанию ребенка.
Кроме интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению результата.
Удачные способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.
К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий — больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан).
Кроме того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя — они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения выступает несколько позднее.
Трудовые поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение.
Целесообразно вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить куда надо пойти, попросить его повторить задание и рассказать, как он будет выполнять его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой, необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.
Таким образом, зная нагрузку различных по содержанию поручении, учитывая возможности каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.
Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ДЕЖУРСТВАМ И ЭСКИЗ ЭКРАНА РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ.
Дежурство детей в дошкольный период – труд для других, то есть для нужд группы. Он включает поддержание чистоты и наведение порядка в вещах, игрушках, которыми пользуются все дети. Подготовку к обеду, занятиям.
Чтобы подготовить детей к дежурству, необходимо сначала привить навыки самостоятельности, приучить соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке, выработать чёткость требований к детям, которые должны быть доступными и конкретными, учитывающие жизненную целесообразность и одобрение правильного действия детей.
Чтобы вызвать интерес у детей к новому делу, необходимо в их присутствии оформить доску дежурных, поместить в карманчик их фотографии, примерить фартучки, косыночки, шапочки. Это вызовет интерес.
Следует постепенно приучать детей к самостоятельному выполнению трудовых операций:
1. Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, развивая умение сервировать стол: расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие и мелкие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать ложки, вилки.
2. Создавать стремление выполнять работу для других детей, воспитывать заботливое отношение друг к другу.
3. Воспитывать желание умело и хорошо выполнять обязанности дежурного.
4. Формировать умение договариваться друг с другом о распределении обязанностей дежурных.
Прежде чем преступить к дежурству, дети предварительно должны в игре отработать весь цикл дежурства. В игре “Накроем стол для кукол” дети учатся последовательно сервировать стол: начинать с середины стола, поставив бумажные салфетки и хлебницы, чашки и тарелки, ложки и вилки по количеству детей.
Чтобы дети полностью усвоили сервировку стола, необходимо периодически задавать вопросы: “Почему так поставили?”, “Какие ошибки допустил зайка при сервировке?”, “Что надо сделать?”, “Прежде чем начинать сервировать стол?” (вымыть руки, надеть фартук, колпачок), “Как убрать щёткой мусор?”, “За что мы должны поблагодарить куклу Машу?”, “Что может произойти, если небрежно нести или ставить посуду?” и другие.
Если у некоторых детей не возникает интерес к дежурству, необходимо осуществлять индивидуальную работу. Можно предложить вместе с воспитателем поиграть в игры “Семья”, “Ты и твои друзья”, “Твой день рождения”, “Мамин праздник”. В этих играх дети упражняются в сервировке, опираясь на помощь и вопросы воспитателя. В присутствии всех ребят необходимо хвалить таких детей за то или иное действии. Это стимулирует желание трудиться.
Дежурство детей – работа, которая осуществляется в единстве с другими задачами воспитания и способствует формированию у детей культурно – гигиенических навыков.
Необходимо также рекомендовать родителям привлекать детей в оказании посильной помощи маме или бабушки во время сервировки стола для всей семьи, не забывая хвалить их за выполненную работу.
Дежурство — одна из эффективных форм организации труда детей в дошкольном учреждении. Сделать дежурства более увлекательными, а также упорядочить их проведение поможет оригинально и ярко оформленный уголок дежурных.
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЖУРСТВ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметно-пространственной среды, т.е. уголка природы. Дежурство в уголке природы способствует формированию у дошкольников заботливого отношения к природе.
Дежурство по уголку природы вводится в старшей группе. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.
Он особо подчёркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями: только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые приёмы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора, как заготавливать воду для полива растений и т.д.
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех интерес к уголку природы.
Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОГО ТРУДА В ДЕТСКОМ САДУ В РЕЖИМЕ ДНЯ.
Только правильно и рационально организованная и носящая позитивный характер трудовая деятельность, даст положительные результаты и сформирует у дошкольников трудовые умения и навыки, и, следовательно, будет способствовать трудовому воспитанию.
Для рациональной организации трудовой деятельности в группах необходимо создать условия. Определить место хранения оборудования.
Труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится вечером после дневного сна. В это же время организуется работа по поделке атрибутов.
Индивидуальные поручения, в которые входят разные виды труда, организуются в течение всего дня. Воспитатель в каждом отдельном случае выбирает наиболее удобное время для их выполнения.
Утром, а также после прогулки все дети убирают свою одежду, и то, как они это делают, не должно остаться вне поля зрения воспитателя.
На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал.
После обеда все старшие дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их. После игр убирают игрушки.
Таким образом, дети в течение всего времени вовлечены в трудовую деятельность. Для формирования у дошкольников положительного отношения к труду необходимо четкое планирование трудовой деятельности (график дежурств, план коллективной трудовой деятельности, план индивидуальной работы с детьми).
Виды труда:
• Самообслуживание – деятельность по самообслуживанию присутствует во всех режимных моментах (гигиенические процедуры – мытье рук, умывание, пользование салфетками и носовыми платками)
• Хозяйственно-бытовой труд – возможны различные формы организации: фронтальная (коллективный труд, подгрупповая (дежурства, индивидуальная (поручения)
• Дежурства проводятся соответственно режимному моменту (перед занятиями, после занятий, перед и после приема пищи)
• Поручения даются детям в течение всего дня в процессе выполнения режимных процессов
• Коллективный труд организуется при уборке помещения (групповой комнаты, раздевалки) – проводиться во второй половине дня; при уборке участка – во время прогулок в первой и второй половине дня
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ БУРЕ Р.С., ГОРДИНОЙ Н.Ф. «УЧИТЕ ДЕТЕЙ ТРУДИТЬСЯ».
В пособии раскрыты особенности трудового воспитания детей 3—7 лет. Цель его — помочь воспитателям овладеть методикой руководства трудовой деятельностью детей, а также приемами работы, направленными на решение задач нравственного воспитания в процессе труда.
Авторы рассматривают всю проблему в двух аспектах — трудового обучения и трудового воспитания.
В пособии впервые раскрыто содержание трудовых и организационных навыков детей, показаны пути их формирования на основе прямого научения и упражнения в повседневном систематическом труде в детском саду.
Авторы дают рекомендации по организации индивидуального и коллективного труда (по самообслуживанию, хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе), четко определяя цели нравственного воспитания детей в условиях одновозрастных и разновозрастных групп. Даются конкретные рекомендации по планированию работы в разных группах городских и сельских дошкольных учреждений.
Пособие снабжено музыкальным приложением, которое воспитатели могут использовать для подготовки утренников с целью углубления нравственно-эмоциональной основы трудового воспитания детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ:
Введение
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1544.