В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.
На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца.
СПЕЦИФИКА ТРУДА ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ С ИГРОВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТЬЮ
ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОО
В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в статье 32 прописано, что государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка
Согласно ч.4 ст. 34 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «...привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в рамках обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, устанавливает одним из «личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования» наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Согласно ФГОС ДО, определены цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
63.ЕДИНСТВО ПОДХОДОВ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Цели, которые ставит перед собой трудовое воспитание – глобальные. Нет, если мы говорим об определенном ребенке, то там все по науке: развитие личности, нравственных качеств, уверенности в себе, а также трудовые навыки. Но если под объектом воспитания принимать подрастающее поколение в целом, то задачами станет здоровая нация, сильная экономика, технический прогресс и научные открытия. Задачи глобальные, а решения их лежат, как на ладони – надо научить детей трудиться.
Готовность к труду – результат трудовой воспитательной деятельности, которая, в свою очередь, решает задачи:
1. Формирование навыков и умений в трудовой деятельности;
2. Осознание целей и задач труда;
3. Формирование автомотивации на труд.
Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах
Критерии для сравнения программ | «От рождения до школы» | «Детство» |
Цель и задачи трудового воспитания | Цель: формирование положительного отношения к труду. Задачи: - Формирование предпосылок трудовой деятельности; - Воспитание положительного отношения к труду взрослых; - Воспитание личности ребенка. | Цель: Развиваем ценностное отношение к труду. Задачи: - Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания). - Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. |
Ознакомление с трудом взрослых | - Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде) - Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы) - Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации) | - Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами. - Представление о том, что в процессе создания предметов человек использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки. - В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о предметах ближайшего окружения как результатах труда взрослых. |
Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения) | - Умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). - Умение самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. - Умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). - Умения по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать к подкормке зимующих птиц. - Умение работать с бумагой, умение создавать из бумаги объемные фигуры, умение делать игрушки, сувениры из природного материала, умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, умение экономно и рационально расходовать материалы. - Умение старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. | Умение выполнения отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т. д. |
Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда) | - самообслуживание; - хозяйственно бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. | Самообслуживание и детский труд |
Показатели эффективности освоения программ | - Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. - Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. - Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. - Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. | Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей - Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен. - Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда. - В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным. - Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями. - Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. - Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях. |
4.
Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:
- содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;
- в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);
- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;
Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 804.