1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.
2. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.
3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.
4. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.
5. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.
6. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм , панпсихизм, биопсихизм.
Обязательная литература:
1. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: 1999
2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М, 2000.
3. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. М, 1975, с.3-29.
4. Леб Ж. Вынужденные движения и тропизмы. М, 1928, с.7-23.
5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 2001
Интеллектуальные и квазисоциальные формы поведения у животных.
1. Опыты Э. Торндайка и Б.Ф. Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.
2. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К. Коффки.
3. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В. Келера.
4. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В. Келеру).
5. Коллективные формы поведения животных. Исследование “общественной жизни” обезьян.
6. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я. Гальперину).
Обязательная литература:
1. Дембовский Я. Психология обезьян. М, 1963.
2. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М, 1949, с.29-41.
3. Тих Н.А. Предыстория общества. Л, 1970, с.32-50.
4. Шовен Р.От пчелы до гориллы. М, 1969.
Дополнительная литература:
5. Дембовский Я. Психология животных.
6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М, 1930, с.21-44.
7. Ладыгина–Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М, 1935, с.45-70.
8. Захаров А.А. Внутривидовые отношения у муравьев. М, 1963, с.26-58.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:
При реализации программы дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используются различные образовательные технологии, направленные на формирование заявленных компетенций. В аудиторную нагрузку входят лекционные и семинарские занятия, а также различные формы контроля. Используются активные и интерактивные формы проведения занятий
При самостоятельной работе студенты могут использовать рекомендованную учебную и научную литературу, использовать Интернет-ресурсы, такие как профильные электронные издания, справочники, тематические публикации. Обращение к учебным и научным публикациям позволяет учащимся составить целостную картину в исследуемой области. В ходе самоподготовки студенты готовят тематические задания и вопросы к текущим семинарским занятиям.
Оценка знаний представляет собой совокупность различных показателей работы студента в течение всего процесса обучения. Формой контроля освоения дисциплины является контрольная работа, экзамен.
Вид работы | Содержание | Трудоемкость | Рекомендации |
Подготовка к семинару по теме: «Допсихические формы регуляции поведения. Появление психического» | Перечень вопросов семинара. | См. описание темы в плане семинарских занятий | |
Подготовка к первой контрольной работе | Перечень вопросов к контрольной работе см.. в Примерном перечне контрольных вопросов к первой контрольной работе | См. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, записи лекций | |
Подготовка к семинару по теме: «Интеллектуальные и квазисоциальные формы поведения у животных» | Перечень вопросов семинара. | См. описание темы в плане семинарских занятий | |
Подготовка ко второй контрольной работе | Перечень вопросов к контрольной работе см.. в Примерном перечне контрольных вопросов ко второй контрольной работе | См. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, записи лекций | |
Подготовка к экзамену | Перечень вопросов к экзамену см.. в Примерном перечне контрольных вопросов к курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» | См. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, записи лекций |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.