Зоопсихология и сравнительная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Кафедра педагогической психологии

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки - Психология - 37.03.01

Без профиля

Квалификация выпускника (бакалавр)

Форма обучения (очно-заочная)

 

Москва 2015

Зоопсихология и сравнительная психология

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель(и)

Док. псих. наук, профессор  В.К. Шабельников

 

Ответственный редактор

Кан. псих. наук, доцент Т.В. Рябова

 

УТВЕРЖДЕНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры …….                                Руководитель ОП ВО

№_____ от_________________                                                _____________________

                                                                                                     (название)

                                                                                       _____________________

(подпись, ф.и.о.)

                                                                                                дата    

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий кафедрой (УНЦ)              подпись                расшифровка подписи

дата

 

Составитель                                           подпись                 расшифровка подписи

дата

 

Директор Научной библиотеки           подпись                  расшифровка подписи

дата

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Рабочая программа дисциплины

Аннотация рабочей программы;

Пояснительная записка;

Структура дисциплины (тематический план);

Содержание дисциплины;

Образовательные технологии;

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

Материально техническое обеспечение дисциплины

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" подготовлен на кафедре педагогической психологии. Отличительной чертой комплекса является концентрация внимания на логике развития психики в филогенезе и сравнительном анализе психики животных и человека.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация к дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»

 

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология»  раскрывает логику формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.

Предмет курса «Зоопсихология и сравнительная психология» - логика возникновения психики в филогенезе и специфика психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.

 

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, таких как способность и готовность к:

 

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук,         культурологи (ОК-2);

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ЩК-7);

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группа )ПК-5);

· ассистированию деятельности магистра или специалиста психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах           жизнедеятельности (ПК-8).

· применению знаний по психологии как науки о психических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);

· выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

“Зоопсихология и сравнительная психология” - базовая дисциплина профессионального цикла. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 ч.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 ч.) занятия, семинары (44 ч.).

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса состоит в формировании у специалистов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.

В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:

1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;

2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;

3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления.

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

Знать:

- специфику психического отражения по сравнению с другими формами отражения 

в живой и неживой природе.

Уметь:

       - анализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Владеть:

- навыком самостоятельно анализировать литературу,

 

Дисциплина “Зоопсихология и сравнительная психология” предназначена для студентов факультета психологии (специалистов), читается на 1 курсе в 1 семестре.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего

Семестры

1 2 3 4
Аудиторные занятия (всего) 36        
В том числе:          
Лекции 16        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 20        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 10        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Подготовка промежуточной аттестации 10        
Промежуточная аттестация          
           
Вид промежуточной аттестации - экзамен 2        

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

48        
3        

Структура дисциплины (тематический план)

 

Название раздела дисциплины
1 Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.
2 Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.
3 Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все­го
1 Раздел 1. Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных. Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.   6       8     4 18
2 Раздел 2. Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения. Тема 6. Навыки и формы обучения у животных. Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.   6       6   3 15
3 Раздел 3. Тема 8. Общественные формы поведения животных. Тема 9. Условия возникновения сознания человека.          4       6   3 13
16   20 10 46

 

 

Содержание учебной дисциплины

Лекционный курс

Тематические разделы курса:

Образовательные технологии

Лекции: проблемная, лекция-дискуссия.

Аналитическое заданиепозволяет отрабатывать аналитические процедуры, выявлять подходы к анализу материала, представленного в лекции непосредственно на занятиях.

Критерии оценки: полнота анализа, стиль изложения, уместное употребление терминов.

Дискуссия - позволяет активизировать познавательную деятельность студентов,  позволяет им стать субъектами межличностных отношений в коллективе.

Критерии оценки: понимание обсуждаемой проблемы, раскрытие проблемы с точки зрения определённой роли, уместное использование терминов, знание литературы по проблеме, навыки участия в дискуссии.

 

Вопросы к аттестации по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология»

Вопросы к первой контрольной работе

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Этологические теории инстинкта.

3. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

4. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

5. Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

6. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

7. Отражение как феномен живой и неживой природы.

8. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

9. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

10. Коллективные формы поведения животных. Исследование “общественной жизни” обезьян .

11. Возникновение психики. Ситуации, где психика не нужна и где она необходима.

12. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Вопросы ко второй контрольной работе

1. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

2. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

3. Психический образ как “запасное поле” для отрабатывания и коррекции действия животного.

4. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

5. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

6. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

7. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

8. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

9. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

10. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм , панпсихизм, биопсихизм.

11. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия. Проблема инстинктов у человека.

12. Навыки и формы научения у животных.

13. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

14. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

 

Контрольные вопросы по курсу

 

1. Антропоморфный и механистический подходы в зоопсихологии.

2. Возникновение зоопсихологии как экспериментальной науки.

3. 3.Простейшие формы регуляции активности в природе. Тропизмы и таксисы.

4. 4.Отражение как феномен живой и неживой природы.

5. 5.Отличие организации отражения в живой и неживой природе.

6. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

7. Возникновение психики. Ситуации, где пихика не нужна и где она необходима.

8. Ориентировочные функции психики (по П.Я. Гальперину).

9. Классификация уровней психического развития животных ( по Ф. Бойтендайку и К. Бюллеру).

10. Психический образ как “запасное поле” для обрабатывания и коррекции действия животного.

11. Природа и формы инстинктивного поведения животных.

12. Механистические теории инстинкта. Инстинкт как цепь рефлексов.

13. Основные характеристики инстинктивного поведения.

14. Этологические теории инстинкта.

15. Этологические методы исследования инстинктивного поведения животных.

16. Импритинг как феномен научения у животных.

17. Инстинкт как “тип жизни”. П.Я. Гальперин: роли “специфической чувствительности” в механизме инстинктивного действия.

18. Проблема инстинктов у человека.

19. Навыки и формы научения у животных.

20. Механистическая трактовка научения у животных.

21. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера по формированию навыков у животных. Кривая научения.

22. Различные подходы к проблеме возникновения психики у животных. Антропопсихизм (Р.Декарт о рефлекторной схеме действия), панпсихизм, биопсихизм.

23. Интеллектуальное решение задач животными. Опыты В.Келера.

24. Объяснение логики научения у животных в теории гештальтпсихологии. Опыты К.Коффки.

25. Принципиальная ограниченность животных в решении интеллектуальных задач (по В.Келеру).

26. 26.Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (по П.Я.Гальперину).

27. Коллективные формы поведения животных.

28. Исследование “общественной жизни” обезьян (Я.Дембовский, Н.А.Тих, Н.Ю.Войтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс).

29. Принципиальные отличия организации социальной жизни человека от жизни в обществах животных.

30. Условия возникновения сознания человека в антропогенезе.

31. Отличия принципов управления группой животным-вожаком от организации совместной жизни в племени у примитивных народов.

32. Л.С.Выготский о натуральных и опосредованных психических процессах. Роль знака как психического орудия.

33. Роль мифологического мышления в организации социального действия и формировании произвольного поведения.

34. Принципиальное отличие онтогенеза человека от онтогенеза животного.

Адреса ресурсов Интернет

Электронная библиотека кафедры педагогической психологии http://pedpsy.ru/Default.aspx?id=6.1

Электронная библиотека

http://gen.lib.rus.ec/search

Видео-лекции по психологии

http://www.univertv.ru/video/psihologiya

Электронный учебник по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология»

http://www.ido.rudn.ru/psychology/animal_psychology/

Информационный портал, посвященный проблемам зоопсихологии и сравнительной психологии

http://www.deistviya.net.ua/

Раздел федерального портала «Российское образование», посвященный зоопсихологии

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2377

Сайт, посвященный научной деятельности Н.Н. Ладыгиной-Котс

http://www.kohts.ru/

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по научной психологии. Это необходимо для самостоятельной работы с источниками, подготовки к семинарам и написанию реферата.

Минимально необходимый для реализации программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет.

При использовании электронных изданий факультет должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Возможности компьютерного класса должны позволять каждому из студентов отработать на компьютере не менее 20 часов в год.

Семинарские занятия

Целью проведения семинарских занятий является формирование у студентов представлений о различных отечественных и зарубежных концепциях зоо- и сравнительной психологии. Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Вопросы к семинарским занятиям, проблематика самих семинаров соответствуют основным проблемным блокам лекционного курса.

По окончанию проведения семинарских занятий студенты должны знать о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе, должны иметь представление о логике возникновения психики в филогенезе, должны владеть навыком самостоятельно анализировать литературу, уметь грамотно и аргументированно излагать свое мнение по изучаемым проблемам, уметь вести научные дискуссии.

Вопросы к семинарским занятиям

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Кафедра педагогической психологии

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки - Психология - 37.03.01

Без профиля

Квалификация выпускника (бакалавр)

Форма обучения (очно-заочная)

 

Москва 2015

Дата: 2019-03-05, просмотров: 318.