Зоопсихология и сравнительная психология
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель(и)

Док. псих. наук, профессор  В.К. Шабельников

 

Ответственный редактор

Кан. псих. наук, доцент Т.В. Рябова

 

УТВЕРЖДЕНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры …….                                Руководитель ОП ВО

№_____ от_________________                                                _____________________

                                                                                                     (название)

                                                                                       _____________________

(подпись, ф.и.о.)

                                                                                                дата    

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий кафедрой (УНЦ)              подпись                расшифровка подписи

дата

 

Составитель                                           подпись                 расшифровка подписи

дата

 

Директор Научной библиотеки           подпись                  расшифровка подписи

дата

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Рабочая программа дисциплины

Аннотация рабочей программы;

Пояснительная записка;

Структура дисциплины (тематический план);

Содержание дисциплины;

Образовательные технологии;

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения дисциплины

Примерный перечень контрольных вопросов к зачету

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;

Материально техническое обеспечение дисциплины

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" подготовлен на кафедре педагогической психологии. Отличительной чертой комплекса является концентрация внимания на логике развития психики в филогенезе и сравнительном анализе психики животных и человека.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация к дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»

 

Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология»  раскрывает логику формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.

Предмет курса «Зоопсихология и сравнительная психология» - логика возникновения психики в филогенезе и специфика психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.

 

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, таких как способность и готовность к:

 

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук,         культурологи (ОК-2);

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ЩК-7);

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группа )ПК-5);

· ассистированию деятельности магистра или специалиста психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах           жизнедеятельности (ПК-8).

· применению знаний по психологии как науки о психических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);

· выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);

· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).

“Зоопсихология и сравнительная психология” - базовая дисциплина профессионального цикла. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 ч.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 ч.) занятия, семинары (44 ч.).

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины:

Цель курса состоит в формировании у специалистов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.

В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:

1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;

2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;

3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления.

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

Знать:

- специфику психического отражения по сравнению с другими формами отражения 

в живой и неживой природе.

Уметь:

       - анализировать качественные отличия психики животных от психики человека.

Владеть:

- навыком самостоятельно анализировать литературу,

 

Дисциплина “Зоопсихология и сравнительная психология” предназначена для студентов факультета психологии (специалистов), читается на 1 курсе в 1 семестре.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего

Семестры

1 2 3 4
Аудиторные занятия (всего) 36        
В том числе:          
Лекции 16        
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 20        
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 10        
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Подготовка промежуточной аттестации 10        
Промежуточная аттестация          
           
Вид промежуточной аттестации - экзамен 2        

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

48        
3        

Структура дисциплины (тематический план)

 

Название раздела дисциплины
1 Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира.
2 Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.
3 Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все­го
1 Раздел 1. Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных. Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.   6       8     4 18
2 Раздел 2. Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения. Тема 6. Навыки и формы обучения у животных. Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.   6       6   3 15
3 Раздел 3. Тема 8. Общественные формы поведения животных. Тема 9. Условия возникновения сознания человека.          4       6   3 13
16   20 10 46

 

 

Содержание учебной дисциплины

Лекционный курс

Тематические разделы курса:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.