Рабочая программа дисциплины
Составитель(и)
Док. псих. наук, профессор В.К. Шабельников
Ответственный редактор
Кан. псих. наук, доцент Т.В. Рябова
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры ……. Руководитель ОП ВО
№_____ от_________________ _____________________
(название)
_____________________
(подпись, ф.и.о.)
дата
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой (УНЦ) подпись расшифровка подписи
дата
Составитель подпись расшифровка подписи
дата
Директор Научной библиотеки подпись расшифровка подписи
дата
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Рабочая программа дисциплины
Аннотация рабочей программы;
Пояснительная записка;
Структура дисциплины (тематический план);
Содержание дисциплины;
Образовательные технологии;
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень контрольных вопросов к зачету
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
Материально техническое обеспечение дисциплины
Планы семинарских занятий
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" подготовлен на кафедре педагогической психологии. Отличительной чертой комплекса является концентрация внимания на логике развития психики в филогенезе и сравнительном анализе психики животных и человека.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Аннотация к дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология»
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» раскрывает логику формирования психики в эволюции. В ходе курса студенты получают представления о разных уровнях организации жизнедеятельности и форм отражения в природе. При этом психика человека и животных раскрывается как один из уровней организации отражения и как форма регуляции жизнедеятельности.
Предмет курса «Зоопсихология и сравнительная психология» - логика возникновения психики в филогенезе и специфика психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, таких как способность и готовность к:
· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ЩК-7);
· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группа )ПК-5);
· ассистированию деятельности магистра или специалиста психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
· применению знаний по психологии как науки о психических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
· проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12);
· выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
· преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15);
· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21).
“Зоопсихология и сравнительная психология” - базовая дисциплина профессионального цикла. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме экзамена.
Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 ч.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 ч.) занятия, семинары (44 ч.).
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины:
Цель курса состоит в формировании у специалистов представлений и понятий о логике возникновения психики в филогенезе, о специфике психического отражения по сравнению с другими формами отражения в живой и неживой природе.
В содержании курса выделяются три основных круга проблем, которые конкретизируются в следующих задачах:
1. изучить проблемы возникновения и организации психики как функциональной системы и особой формы отражения мира;
2. изучить виды и формы психической регуляции у животных, уровни психической организации в животном мире;
3. проанализировать качественные отличия психики животных от психики человека.
Если изучение второго и третьего круга проблем дает студентам конкретные представления о видах и формах психики, то изучение проблемы возникновения и общей организации психики имеет целью расширение мировоззрения студентов и развития логики их мышления.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
Знать:
- специфику психического отражения по сравнению с другими формами отражения
в живой и неживой природе.
Уметь:
- анализировать качественные отличия психики животных от психики человека.
Владеть:
- навыком самостоятельно анализировать литературу,
Дисциплина “Зоопсихология и сравнительная психология” предназначена для студентов факультета психологии (специалистов), читается на 1 курсе в 1 семестре.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего | Семестры | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 36 | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | 16 | ||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | 20 | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 10 | ||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Подготовка промежуточной аттестации | 10 | ||||
Промежуточная аттестация | |||||
Вид промежуточной аттестации - экзамен | 2 | ||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 48 | ||||
3 |
Структура дисциплины (тематический план)
№ | Название раздела дисциплины |
1 | Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира. |
2 | Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире. |
3 | Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека. |
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб.зан. | Семин. | СРС | Всего |
1 | Раздел 1. Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных. Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы. Тема 3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе. Тема 4. Возникновение психики. Функции психики. | 6 | 8 | 4 | 18 | ||
2 | Раздел 2. Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения. Тема 6. Навыки и формы обучения у животных. Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными. | 6 | 6 | 3 | 15 | ||
3 | Раздел 3. Тема 8. Общественные формы поведения животных. Тема 9. Условия возникновения сознания человека. | 4 | 6 | 3 | 13 | ||
16 | 20 | 10 | 46 |
Содержание учебной дисциплины
Лекционный курс
Тематические разделы курса:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.