Раздел 1. Возникновение психики как особой формы отражения мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. Возникновение зоопсихологии. Подходы к пониманию психики животных.

Изменение предмета психологии в начале 20 века: от сознания к поведению. Бихевиоризм и экспериментальная зоопсихология. Антропоморфизм и механицизм в зоопсихологии. Проблема психичности животных в христианской культуре. Зоопсихология как выражение генетического подхода к пониманию психики.

 

Тема 2. Простейшие формы регуляции активности. Тропизмы и таксисы.

Антропопсихизм и теория рефлексов Декарта. Панпсихизм Спинозы. Биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм. Виды тропизмов (гео-, хемо-, фото- и др.). Теория тропизмов Ж.Леба.

 

Тема 3. Допсихические формы отражения и регуляции активности в природе.

Отражение как общее свойство материального мира. Отражение в живой и неживой природе. Механическое и функциональное отражение. Отражение как условие организации активности и строения растений.

 

Тема 4. Возникновение психики. Функции психики.

Различные подходы к пониманию механизмов возникновения психики. Ситуации, где психика не нужна, и ситуации, где она необходима (П.Я.Гальперин). Психический образ как “запасное поле” действия. Психика как ориентировочная деятельность животных и человека.

 

Раздел 2. Виды и формы психической организации в животном мире.

Тема 5. Природа и формы инстинктивного поведения.

Механистические теории инстинкта. Этологические исследования и теории инстинкта (К.Лоренц, Н.Тинберген). Исследование инстинкта насекомых (Ж.А.Фабр). Инстинкты у высших животных. Инстинкт как тип жизни (П.Я.Гальперин). Проблема инстинктов у человека.

 

Тема 6. Навыки и формы обучения у животных.

 

Проблема механизмов научения животных. Виды и методы научения у животных. Опыты Э.Торндайка и Б.Ф.Скиннера. Трактовка научения в бихевиоризме. Импритинг как форма фиксации опыта.

 

Тема 7. Интеллектуальное решение задач животными.

 

Опыты В.Келера. Трактовка логики научения в теории гештальтпсихологии (К. Коффка). Ограниченность интеллекта животных. Исследования И.П.Павлова, Н.Ю.Войтониса, Н.Н.Ладыгиной-Котс и др. Принципиальное отличие в использовании средств животными от орудийных действий человека (П. Я. Гальперин).

 

 

Раздел 3. Качественные отличия психики животных от психики человека.

Тема 8. Общественные формы поведения животных.

Принципы распределения и регуляции действий в сообществах насекомых. Коллективные формы поведения высших животных. Отличие жизни в стае от форм социальной организации деятельности человека. Коллективная жизнь высших животных (Н.А.Тих). Отличие функции лидера в человеческом обществе от функции вожака у животных.

 

Тема 9. Условия возникновения сознания человека.

Гео-биосферная детерминация антропогенеза. Распределение деятельности как основа психических изменений. Природа сознания. Принципиальное отличие деятельности и психики человека от организации поведения животного (речь и звук, мышление, мотив и целеполагание). Учение о высших психических функциях. Формирование мышления и эмоциональной регуляции целеполагания.

 

Образовательные технологии

Лекции: проблемная, лекция-дискуссия.

Аналитическое заданиепозволяет отрабатывать аналитические процедуры, выявлять подходы к анализу материала, представленного в лекции непосредственно на занятиях.

Критерии оценки: полнота анализа, стиль изложения, уместное употребление терминов.

Дискуссия - позволяет активизировать познавательную деятельность студентов,  позволяет им стать субъектами межличностных отношений в коллективе.

Критерии оценки: понимание обсуждаемой проблемы, раскрытие проблемы с точки зрения определённой роли, уместное использование терминов, знание литературы по проблеме, навыки участия в дискуссии.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 388.