Роль Д. Кардано и Х.П. Боннета в становлении и развитии психологии с нарушениями слуха как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В произведении Д. Кардано «О тонкостях» (1550) давалось физиологически обоснованное объяснение причин глухоты и немоты. Глухота, как справедливо утверждал Д. Кардано, происходит от болезни, а немота от глухоты. На этой основе Д. Кардано разработал классификацию глухих, теоретически осмысливая и систематизируя известные ему данные.

В его классификации глухие различались по времени наступления глухоты и наличию речи:
1) глухие от рождения;
2) рано потерявшие слух (до того, как ребенок научился говорить);
3) позднооглохшие, которые сохранили речь.

В другой работе Д. Кардано — «О физиологии чувств» доказывалось, что глухих можно научить произносить и понимать читаемые слова, выражать свои мысли письменно и устно. Глухие, утверждал автор, могут заниматься с успехом также и искусством.

В автобиографической книге «О моей жизни» (1575) и других своих работах Д. Кардано неоднократно подчеркивал мысль о том, что обучать глухих чтению и письму, в особенности ранооглохших, следует на основе замещения потерянного слуха зрением.

Отвечавшие требованиям науки, своего времени работы Д. Кардано опровергали широко распространенное, односторонне и тенденциозно интерпретировавшееся в средние века утверждение Аристотеля о том, что орган слуха есть главный орган познания, а лишенный слуха не способен к познанию окружающей действительности, к развитию и разумной деятельности вообще. Исследования Д. Кардано были созвучны идеям гуманистической педагогики эпохи Возрождения, они показывали нелепость наивных и злостных суеверий об одержимости глухих «злым духом», суеверий, которые поддерживались и распространялись духовенством, обрекавшим глухих к участи отверженных общества. Они подрывали идеалистические представления о зависимости судьбы человека от «божественных» сил.

Истории сурдопедагогики известен опыт и другого испанского учителя — X. П. Бонета (1579—1633). Мальчик из знатной семьи, которого обучал X. П. Бонет, оглох в двухлетнем возрасте.

Свой опыт обучения X. П. Бонет изложил в книге «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить». Эта книга была опубликована в 1620 году в Мадриде. В ней подробнее, чем в других источниках, раскрываются цели и задачи воспитания и обучения глухих в тот период. Этот труд состоял из трех частей и приложения (дактильной азбуки на отдельных листах). Содержание каждой из частей этой книги свидетельствует о том, что автор направлял внимание читателя на возможность обучения глухого словесной речи, и прежде всего его обучения родному языку. На основе словесной речи X. П. Бонет стремился дать своему ученику и общее развитие. Книга X. П. Бонета характеризовала тот уровень, которого достигла сурдопедагогическая мысль в Испании начала XVII века.

X. П. Бонет ставил перед собой цель научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению X. П. Бонета, может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью,— говорит он,— при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство заменить слух; стало быть, лицо есть орудие для обучения».

X. П. Бонет ввел пальцевую азбуку, как воспринимаемую более легко, чем движение губ.

Обобщая опыт обучения глухих языку, X. П. Бонет выдвинул ряд специфических дидактических требований к методам обучения глухих:
1) Необходимой базой для обучения является их обучение дактильной форме речи и осмысленному чтению с ее употреблением.
2) При обучении глухих словесной речи следует исключить жестовые знаки. При общении надо использовать только дактильную речь.
3) Необходимо тщательно и постоянно работать над глаголами, используя вопросо-ответную форму речи.
4) Следует стремиться развивать и совершенствовать умственную деятельность глухих учащихся.
5) Глухих детей должен обучать специальный учитель, имеющий творческие способности и убежденность в успехе дела. Включенная в учебный процесс X. П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике.









Дата: 2019-03-05, просмотров: 331.