Сложная структура дефекта при нарушенном слухе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сложный дефект – это сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития.

Этиология дефектов слуха: экзогенные факторы В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп, а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится: корь, скарлатина, эпидемический паротит. Большое значение имеют менингиты, менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

12 Этиология дефектов слуха: эндогенные факторы В последние годы ведущая роль отводится генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50 % случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции значительное место принадлежит наследственному предрасположению [Московкина А. Г., см.: Тигранова Л. И., 1978]. Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.

Классификация Бускис:

1) степень поражения слуховой функции.

2) Время возникновения нарушения слуха.

3) Уровень развития речи.

1 – ГЛУХИЕ (РАНООГЛОХШИЕ) – дети лишены возможности восприятия речи и самостоятельного овладения ей. Они овладевают зрительным, слухозрительным восприятием словесной речи, только в условиях специального обучения.

2 – ПОЗДНООГЛОХШИЕ – разная степень (глухие сохранившие речь, те кто потерял слух когда речь была сформирована) нарушение слуха, разный уровень сохранности речи, при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки, речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным является освоением навыка зрительного восприятия, развитие мышления в большей степени схоже с развитием у слышащих детей, чем у рано оглохших.

3 – СЛАБОСЛЫШАЩИЕ – в зависимости от степени сохранности слуха, некоторые из них могут в какой-то степени самостоятельно овладеть речью, но такая речь обычно имеет ряд существенный недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения.

По наличию ими отсутствию дополнительных отклонений в развитии, имеют отклонения в развитии.

По состоянию словесной речи:

- не говорящие (не обученные);

- в речи имеются отдельные слова;

- имеющие короткую фразу с аграмматизмом;

- с развернутой фразовой речью аграмматизмами;

- с нормальной фразовой речью соответствующей возрасту.

 

Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха

 

 Становление межличностных отношений происходит в малых социальных группах. Такие группы представляют собой небольшие объединения людей, которые занимаются одной и той же деятельностью. К ним относят школьные классы, студенческие группы, трудовые коллективы и т.п.

Межличностные отношения детей и подростков с нарушенным слухом чаще всего устанавливаются в школах и интернатах для глухих и слабослышащих. Важную роль в этом играют педагоги и психологи.

Общение необходимо

Проблема формирования межличностного взаимодействия у детей с нарушенным слухом имеет особенное значение в становлении их личности в целом. От того, какие личностные взаимоотношения складываются в детском саду, школьном классе, трудовом коллективе и как относятся к ребенку с нарушенным слухом дети и взрослые, зависит, усугубится влияние дефекта на жизнь такого человека или будет нейтрализовано.

Нормально слышащие дети имеют достаточный опыт в общении, им легко усваивать навыки и формы взаимодействия с окружающими людьми. Они с легкостью обучаются давать оценку себе как партнеру по общению и оценивать в общении собеседника.

У детей с нарушенным слухом, как глухих, так и слабослышащих, опыт общения с окружающими незначителен, поэтому им требуется помощь взрослых для обучения взаимодействию с другими людьми. Такими взрослыми в жизни ребенка становятся родители и учителя школ для глухих и слабослышащих.

При этом нужно учитывать два основных аспекта при обучении межличностному взаимодействию: нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения в процессе общения и в то же время научились оценивать применение этих норм и правил в общении с другими людьми как со своей стороны, так и со стороны собеседника.

Важной стороной межличностных отношений является их восприятие и оценка (социальная перцепция и рефлексия), то есть способность адекватно воспринимать другого человека, отношения внутри группы, отношения группы к нему.

В процессе взаимоотношений в группе у человека формируется способность оценивать других людей, а также умение определять черты характера, способности, интересы, эмоциональное состояние. При этом человек использует все основные психологические процессы — от восприятия и ощущения до мышления и памяти.

Невербальное общение

Невербальное общение занимает особое место в общении детей и подростков с нарушенным слухом. Это связано с тем, что недоразвитие речи и слабый слух не способны дать возможность выразить всю гамму эмоций и чувств, которые имеются у ребенка. Обучение в закрытой школе для глухих или слабослышащих, снижение контактов с другими людьми, за пределами учреждения, приводят к серьезному влиянию педагога на восприятие и оценку отношений между глухими детьми.

Умение правильно воспринимать и оценивать человека приходит с жизненным опытом, с опытом общения с другими людьми. Формирование адекватного восприятия себя и других людей в общении происходит у детей и подростков с нарушенным слухом неравномерно и тесно связано со степенью потери слуха, а также с тем, насколько этому аспекту жизнедеятельности ребенка уделялось внимание в семье и школе.

Психологическая наука предполагает, что при систематическом влиянии на обучение слабослышащего ребенка можно привести навыки общения к норме, но все-таки такая норма относительна, так как процесс общения зависит не только от умений и навыков, но и от ряда психологических характеристик самого ребенка.

Роль родителей

Корректируя межличностную сферу глухонемого и слабослышащего ребенка, педагогам и психологам приходится учитывать не только степень потери слуха, но и индивидуально-психологические особенности детей: характер, отношение к труду и учебе, способность понимать чувства другого человека, чуткость, внимательность, а также понимание ребенком основных терминов общения, таких как «друг», «товарищ», «одноклассник», «сотрудник» и т.д.

Важную роль при этом играют родители, потому что именно их мнение и взгляды в первую очередь влияют на манеру общения, восприятие и понимание ребенком себя и окружающих.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 188.