Однако система понятий формируется у глухих детей труднее и медленнее, чем у слышащих детей, даже в том случае, когда над этим ведется специальная работа.
Учащиеся средних классов еще недостаточно пользуются обобщающими понятиями второго уровня («растения», «животные») и заменяют их предметными понятиями («огурец», «яблоня», «рожь», «корова», «лев»); промежуточные обобщения («фрукты», «овощи», «деревья» и др.) они в большинстве случаев редко употребляют. Это показывает своеобразие словесного мышления глухих: ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разных уровней не сразу, а лишь постепенно выстраиваются в сложную систему.
Наблюдения и исследования позволили выявить трудности переосмысливания усвоенных понятий для глухих детей. Так, например, если животное осмыслено как хищное, то дети с большим трудом признают его полезным или домашним (Ж. И. Шиф, 1954;-Л. И. Тигранова, 1961).
Такого рода затруднения испытывают и слышащие школьники, но в гораздо меньшей мере. Трудность разноаспектного рассмотрения одного и того же объекта является своеобразной чертой мышления глухих детей, обусловленной недостаточным развитием их речи, которой принадлежит существенная роль в выполнении анализа и обобщения объектов.
Недостаточное развитие речи, абстрактного мышления явилось следствием того, что уровень овладения относительными понятиями оказался у глухих учеников младших классов более низким, чем у слышащих дошкольников шестилетнего возраста. 'Вместе с тем высокие показатели, полученные у отдельных испытуемых, свидетельствуют о том, что глухие дети первых лет обучения владеют достаточными возможностями для усвоения относительных понятий.
Исследования и наблюдения показывают, что первоначальные значения и способы осмысления действительности постепенно перестраиваются под влиянием усвоения речи и новых знаний. Вместе с тем из-за недоразвития речи усвоение системы понятий у глухих учащихся оказывается более сложным и длительным процессом, чем у слышащих.
Формирование в процессе обучения как более общих, так и более частных понятий помогает уяснить содержание и объем понятий. Умение правильно пользоваться обобщающими понятиями, всей иерархической системой обозначений является решающим успехом в развитии познавательной деятельности. Специальная работа над разноаспектным анализом предметов действительности содействует постепенному формированию у глухих детей дифференцированной системы понятий.
Понимание письменной речи глухими
По разному идет у глухого и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.
Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.
Письменная речь.
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное. А.М. Гольдберг, характеризуя письменную речь глухих детей, указывает на такие ее особенности: неправильный выбор слов, искажение звукового состава слова, ошибки в сочетании слов в предложении, пропуски слов.
Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми. Н.Г. Морозова, изучая формирование процесса чтения у глухих школьников, указывает на несколько ступеней в понимании читаемого:
1. Понимание буквального значения слова, фразы.
2. Понимание смысла фразы, отрывка.
3. Понимание основного смысла читаемого.
Глухие школьники старших классов могут достигнуть лишь первой и второй ступени понимания текстов. Что касается третьей ступени, то глухие учащиеся самостоятельно, без помощи учителя достигнуть ее не могут.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.