Оценка вероятности банкротства предприятий на основе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                            интегральных коэффициентов.

 

 

Прогнозирование вероятности будущего банкротства является одной из главных задач внешнего финансового анализа. Особенно важной эта задача является для предприятий, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации. Здесь необходимо решить вопрос: инвестировать развитие и выход предприятия на приемлемый уровень рентабельности и финансовой устойчивости или заняться продажей активов и ликвидацией компании.

Для оценки вероятности будущего банкротства предприятий применяются специальные модели, разработанные на основе анализа статистики промышленности и торговли по ранее обанкротившимся компаниям.

Первые исследования, направленные на разработку аналитических методов предсказания банкротства появились в конце 30-х годов ХХ века в Соединённых Штатах. В результате изысканий, продолжающихся до настоящего времени, в которых независимо друг от друга приняло участие множество консалтинговых фирм, был осознан тот факт, что основные финансовые коэффициенты внешнего анализа обанкротившихся предприятий (примерно за год до объявления несостоятельности) значительно отличаются от аналогичных характеристик стабильно и эффективно работающих компаний.               

  Применять анализ финансовых коэффициентов, как метод предсказания банкротства, впервые начал В. Х. Бивер ( 11,15,16 ). На основе исследования данных финансовой отчетности по 79 предприятиям, где по одному сравнивались показатели неплатежеспособных фирм с такими же коэффициентами нормально работающих фирм, он обнаружил, что ещё задолго до объявления банкротства между этими показателями появляется существенная разница.

      После сравнительных методов Бивера появилось много способов решения проблемы, основанных на математическо-статистических методах с несколькими переменными. Наиболее популярным среди них является дискриминантный анализ. Начиная с середины 80-х годов, при разработке интегральных показателей вероятности банкротства начинает использоваться также метод логистической регрессии — Logit.    

      Из всех интегральных, комплексных показателей, предлагаемых за рубежом для оценки вероятности банкротства, наиболее популярным в России оказался показатель Эдварда Альтмана. Он рассчитывается по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле ( 19 ):

 

        

 

Это комплексный, интегральный коэффициент, включающий в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость:

ЧОК чистый оборотный капитал

Акт           активы

Пч             накопленный капитал (нераспределенная прибыль)

УК             уставный капитал

Пр             прибыль от продаж

ДобК        добавочный капитал

ЗаемСр заемные средства

ВР             выручка от реализации

 

 Степень близости предприятия к банкротству определяется по следующей шкале:

Значение Z Вероятность банкротства
Менее 1,8 Очень высокая
От 1,81 до 2,7 Высокая
От 2,71 до 2,99 Средняя
Более 3,0 Низкая

 

Следует принимать во внимание то, что формула расчета показателя Альтмана, используемая в модели, отличается от оригинала. В частности, вместо суммы уставного и добавочного капиталов в классическом варианте используется рыночная стоимость акций - пока еще трудно определяемая для большинства российских предприятий величина. Кроме того, оценочная шкала, представленная выше, разработана на базе американских статистических данных. Поэтому при ретроспективном анализе предприятия рекомендуется обращать внимание не столько на саму шкалу вероятности банкротства, сколько на динамику этого показателя.

В программном продукте «Мастер финансов» V&M ( 19 )для предсказания вероятности банкротства предлагается комплексный показатель Конан-Холдера . Этот показатель мало известен в России, однако его использование в анализе по рекомендации разработчиков программного продукта V&M может эффективно дополнить использование показателя Альтмана. Западная практика финансового анализа свидетельствует, что в ряде случаев качественные оценки вероятности банкротства, рассчитанные по Альтману и по Конану-Холдеру, разнятся. Это свидетельствует не о дефектности методов, а о специфике анализируемого предприятия, выявление которой может дать аналитику серьезный повод для совершенствования своих выводов и рекомендаций.

  Весовые коэффициенты в формулах Альтмана и Конана-Холдера построены на основе американской и французской статистики банкротств предприятий, собранной 20 - 30 лет тому назад. Поэтому в сегодняшних российских реалиях абсолютные значения этих коэффициентов неприменимы. В условиях отсутствия российской статистики банкротств специалистами КГ "Воронов и Максимов" предлагается комплексный финансовый V&M-показатель, построенный с применением теории нечетких множеств.

  Соотношение для расчета V&M-показателя имеет вид:

                 

где lij - степень принадлежности значения j-го показателя нечеткому подмножеству Вi, ai - набор весовых коэффициентов: a1 = 0.075, a1 = 0.3, a1 = 0.5, a1 = 0.7, a1 = 0.925.

Полученное значение V&M-показателя классифицируется следующим образом:

Интервал значений Классификация уровня показателя V & M Степень риска банкротства Степень оценочной уверенности (функция принадлежности)
0 £ V&M £ 0.15 "предельное неблагополучие" "наивысшая" 1

0 .15 < V&M < 0.25

"предельное неблагополучие" "наивысшая" m1 = 10 ´ (0.25 - V&M)
"неблагополучие" "высокая" 1- m1 = m2
0.25 £ V&M £ 0.35 "неблагополучие" "высокая" 1

0.35 < V&M < 0.45

"неблагополучие" "высокая" m2 = 10 ´ (0.45 - V&M)
"среднего качества" "средняя" 1- m2 = m3
0.45 £ V&M £ 0.55 "среднего качества" "средняя" 1

0.55< V&M < 0.65

"среднего качества" "средняя" m3 = 10 ´ (0.65 - V&M)
"относительное благополучие" "низкая" 1- m3 = m4
0.65 £ V&M £ 0.75 "относительное благополучие" "низкая" 1

0.75 < V&M < 0.85

"относительное благополучие" "низкая" m4 = 10 ´ (0.85 - V&M)
"предельное благополучие" "незначительная" 1- m4 = m5
0.85 £ V&M £ 1.0 "предельное благополучие" "незначительная" 1

 

 

Исследования в области разработки интегральных моделей финансового анализа продолжаются и позволяют получить достаточно приемлемые и надежные результаты при обработке однородного и достаточно представительного статистического материала по отраслям производства и видам деятельности предприятий. Тем не менее эти модели, как и рейтинговые, а также любые другие методы внешнего финансового анализа следует использовать лишь как вспомогательные средства оценки инвестиционной привлекательности компаний. Они не позволяют  оценить причины попадания предприятия в зону высокой или низкой инвестиционной привлекательности и кредитоспособности. Эффективно этот вопрос позволяют разрешить лишь методы внутреннего финансового анализа.

Наиболее простой для использования в дипломных работах можно считать модель Э.Альтмана. Ниже приведен пример расчета Z - коэффициента Альтмана для электромонтажного предприятия строительной отрасли.

                                                                  Таблица 4.33

 

 

 

в тыс.у.е.

 

 

 

 

Показатели формы 1 и 2 баланса для

2007

2008

2009

расчета Z- коэффициента Альтмана

 

 

 

 

 

 

 

Чистый оборотный капитал ЧОК

11651

8165

5852

Активы (валюта баланса) Акт

21637

16720

13549

 

 

 

 

Уставный капитал УК

25

25

25

Добавочный капитал ДобК

280

280

290

Нераспределенная прибыль Пч

945

910

783

 

 

 

 

Заемный капитал ЗаемСр

9915

8502

7662

 

 

 

 

Выручка от реализации (ф.2) ВР

20028

25085

22597

Прибыль от продаж (ф.2) Пр

2345

2909

838

 

 

 

 

Z- коэффициент Альтмана

2,01

2,76

2,50

 

На основе данных форм 1 и 2 бухгалтерского баланса предприятия подготавливается информация для расчета коэффициента Z за три , четыре временных периода. В табл 4.33. представлены данные по предприятию за три года.

Результаты расчетов в соответствии с нормативной шкалой показывают, что вероятность банкротства в 2008 г. снизилась с высокого до среднего уровня. В 2009 г. вероятность банкротства снова выросла до уровня «высокая».

 

Для студентов, пользующихся при разработке дипломных работ и в расчетах программным продуктом V@M «Мастер финансов» оценка вероятности банкротства выполняется на основе трех моделей: Альтмана, Конан-Холдера и V@M. Пример распечатки результатов расчета приведен в таблице 4.34

                                                                               Таблица 4.34  

Оценка вероятности банкротства предприятия

 

Показатель Альтмана за период увеличился на 0,381 (17,2%). На последний период значение этого показателя 2,601. При значении показателя от 1,81 до 2,7 – вероятность банкротства – «высокая».

Показатель Конана - Холдера за период увеличился на 0,133 (156,6%). На последний период значение этого показателя 0,218. При значении показателя менее 4 – вероятность банкротства «более 65%»

Показатель V&M за период увеличился на 0,123 (28,4%). На последний период значение этого показателя 0,557. При значении этого показателя от 0,55 до 0,65 – степень риска банкротства «средняя».

Общее заключение: увеличение показателей говорит о снижении вероятности банкротства предприятия в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и нахождении этой вероятности на среднем уровне.

    На основе расчета финансовых коэффициентов, их вертикального и горизонтального анализа, сравнения с аналогичными показателями других предприятий и нормативными данными, оценки безубыточности и вероятности банкротства в дипломной работе можно констатировать приемлемый, высокий или наоборот низкий уровень ликвидности и платежеспособности, оборачиваемости и эффективности деятельности. Однако при проведении этих расчетов нельзя достаточно глубоко оценить и понять причины неудовлетворительной динамики и достигнутого уровня финансовых показателей. Для решения этой задачи в дипломных работах необходимо провести внутренний финансовый анализ предприятия, который основывается не только на бухгалтерской отчетности предприятия, но и на детальной информации внутреннего экономического и управленческого учета компании.

4.2.  Особенности проведения внутреннего финансового анализа предприятий при подготовке дипломных работ

 

Внутренний финансовый анализ имеет целью выявить факторы и причины низкого или высокого уровня финансовых показателей, рассчитанных на основе методов внешней оценки. Для его проведения требуется большой объем дополнительной исходной информации по исследуемому предприятию и специальные методы расчетов. Теоретической базой внутреннего финансового анализа является факторный анализ сложных систем.

Внутренний анализ отличается значительно большей трудоемкостью по сравнению с внешним, так как он не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а всегда направлен на анализ отдельных подразделений, видов и направлений деятельности предприятия, а также типов продукции.

                            4.2.1. Факторный анализ

 

Факторный анализ заключается в разложении исследуемого объекта на составные элементы и определении влияния этих элементов на объект в целом. Факторный анализ базируется на системном подходе и использует методологию теории систем.

Факторный финансовый анализ включает два вида операций:

  -аналитическое разложение обобщающих финансовых и экономических показателей предприятия на элементы - факторы, определяющие величину этих показателей,

-оценка количественного влияния каждого из выделенных элементов – факторов на исследуемый финансовый показатель.

Модель факторной системы финансового анализа выражает причинно-следственные связи между объектом – финансовым показателем предприятия (ФП) и факторами – частными показателями (ЧП). В общем виде эта модель выглядит следующим образом:

                                 ФП = f ( ЧП1 , ЧП2 …… ЧП n )

 

Главная цель факторного анализа - выявить причины изменения финансовых показателей за рассматриваемый период времени. Поэтому частные показатели (ЧП) – это экономические, организационные и технологические характеристики предприятия, его подразделений или видов деятельности, прямо или косвенно влияющие на уровень финансового состояния предприятия.

Например, объем прибыли, получаемой производственным предприятием от реализации продукции, напрямую зависит от соотношения выручки от продаж и себестоимости реализованной продукции, величина которых определяется, с одной стороны, уровнем продажных цен, а с другой, затратами на закупки сырья, тарифами по оплате труда и электроэнергии, производительностью технологического оборудования, затратами на транспорт и другими. Уменьшение суммы прибыли предприятия в отчетном периоде может определяться такими причинами, как рост себестоимости за счет повышения уровня оплаты труда или тарифов на транспортные перевозки, увеличение других видов затрат. С другой стороны - снижением среднего уровня продажных цен за счет увеличения скидок крупным клиентам, которые составляют большую долю в объеме реализации.        

Причинные связи между (ФП) и (ЧП) могут носить достаточно сложный характер. В факторном финансовом анализе в первую очередь устанавливаются логические связи. Например, как может повлиять повышение финансовой независимости и финансовой устойчивости предприятия на уровень доходности собственного капитала компании. Здесь не может быть однозначного решения. С одной стороны снижение финансового и предпринимательского риска является предпосылкой уменьшения прибыльности предприятия, с другой, сокращение процентных платежей по заемному капиталу может существенно увеличить чистую прибыль компании. В связи с этим фактор финансовой устойчивости предприятия может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на прибыльность собственного капитала предприятия при различной ситуации в отрасли, банковском секторе и системе управления компанией.

При количественной оценке влияния различных факторов на финансовые показатели предприятий наиболее распространено определение долевого участия фактора в изменении рассматриваемой характеристики финансового состояния. При этом применяется расчет таких показателей, как «средне взвешенный процент прироста» или «доля абсолютного прироста» частного показателя в общем приросте величины итогового показателя. В зависимости от характера факторной модели используются различные методы расчетов показателей долевого участия.

Для моделей аддидивного характера, где объект представляет собой сумму элементов – факторов:

                              ФП = ЧП1 + ЧП2 +……+ ЧП n

 

расчеты базируются на простом определении соотношения абсолютного прироста ФП и ЧП. Например, прирост себестоимости реализованной продукции на 10% ( с 200 до 220 тыс.у.е. ) за квартал обусловлен на 60% ростом затрат на закупку сырья и материалов ( со 140 до 152 тыс.у.е.).

Для моделей мультипликативного характера, где объект представляет собой произведение элементов – факторов:

                             ФП = ЧП1 * ЧП2 *……* ЧП n

 

наиболее распространено использование метода цепных подстановок.

     Задача факторного анализа при разработке дипломных работ - выявить технико-экономические элементы производства и бизнеса, воздействуя на которые с помощью оперативного управления, возможно увеличить доходность активов, собственного капитала и финансовую устойчивость предприятия.

    Первым этапом внутреннего анализа в дипломной работе является разложение объекта исследования (предприятия) и его финансовых показателей на более мелкие элементы. В качестве таких элементов выделяются подразделения, виды бизнеса и технологических процессов, отдельные товары и виды услуг. По этим элементам и должны быть получены ответы: какие факторы являются важнейшими и наиболее весомыми в оценке финансового состояния рассматриваемого предприятия. На какие из них можно эффективно воздействовать, чтобы повысить финансовую устойчивость и деловую активность компании.

Для средних и крупных компаний с большим количеством подразделений и видов бизнеса этих элементов оказывается очень много. Поэтому методология факторного анализа предполагает разложение структурных элементов активов и статей себестоимости сначала на основные составляющие. И только после выявления наиболее весомых из них, дальнейшее разложение на более детальные элементы:

- по видам бизнеса и подразделениям компании,

- по видам и типам продукции и услуг,

- по видам технологии производства,

- по поставщикам сырья и материалов и т.д.

4.2.2  Основные вопросы внутреннего финансового анализа

                              

Внутренний финансовый анализ предприятия направлен на получение данных для планирования развития компании и составления бизнес-плана на три – четыре года. (см. схему на рис.4.1.)

Основные блоки исходной информации для внутреннего финансового анализа:

- данные по отгрузке, продажным ценам и рентабельности отдельных видов и типов продукции за последние 3 – 4 года,

- информация отделов сбыта, маркетинга и закупок по организации транспортных и складских работ, управлению персоналом и оплате труда, ведению учета и планирования продаж по районам и каналам сбыта,

- данные финансовой службы по денежным потокам предприятия в целом и его отдельных подразделений, с разбивкой поступлений и платежей по видам деятельности, регионам, дебиторам и кредиторам,

- детализированная по подразделениям и видам деятельности, типам продукции и услуг информация о постоянных и переменных затратах с разделением по затратам на энергоресурсы, оплату труда, содержание зданий и оборудования, закупки сырья и материалов, комплектующих изделий,

- детальная информация по технологическому оборудованию и его загрузке, транспортным средствам, численности обслуживающего персонала, его функциям, используемым площадям.

Эти блоки содержат тысячи технико-экономических и финансовых показателей, которые концентрируются в различных службах предприятия. Такая ситуация требует значительных затрат на подготовку и обработку информации еще до проведения анализа. Исходя из требования поддерживать при проведении финансового анализа на рациональном уровне соотношение «выгоды/затраты», возникает необходимость уточнения целей анализа в каждом конкретном случае (по каждому объекту внутреннего анализа). Это позволяет ограничить объем исходной информации и, соответственно, уменьшить трудоемкость работ по внутреннему финансовому анализу.

При больших объемах разнородной технико-экономической и финансовой информации весьма сложной является задача обеспечения ее сопоставимости за разные периоды времени, а также объективности и достоверности.

Таким образом, подготовка информации для финансового анализа является сложной и самостоятельной задачей, без решения которой, результаты расчета показателей и коэффициентов могут представить неверную картину финансового состояния компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутренний финансовый

 

 

 

 

 

анализ компании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ реализации

 

 

Анализ работы

 

 

 

и денежных потоков

отдела продаж и закупок

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ прибыли

 

Анализ работы

 

 

и рентабельности

 

складского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ технологии

 

Анализ работы

 

 

и организации

 

транспортной службы

 

 

производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ системы

 

 

 

 

 

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Рис.4.7 Основные блоки внутреннего финансового

                                        анализа

 

На рис.4.7 представлены основные блоки внутреннего финансового анализа при антикризисном управлении. Главные задачи этого анализа:

- определение величины и целесообразности инвестирования развития компании и выхода из кризисной ситуации,

- определение цены продажи-покупки компании в целом или ее отдельных подразделений,

- определение договорных условий передачи предприятия в управление.

Для решения этих задач, кроме анализа данных управленческого и внутреннего бухгалтерского учета, необходимо разработать варианты стратегии и планов развития компании на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Результаты анализа позволяют создать нормативную базу для такой работы.

При оценке целесообразности инвестирования развития предприятия и вывода его из кризисного состояния необходимо решить несколько вопросов, связанных с финансированием:

- можно ли и в каком размере использовать привлечение инвесторов и собственные средства компании,

- какие виды заемных средств и кредитования являются наиболее целесообразными для рассматриваемого предприятия,

- какая может быть использована максимальная процентная ставка по кредиту,

- каковы возможные сроки возврата заемных средств.

На все эти вопросы можно сформулировать ответы после проведения внутреннего финансового анализа компании и разработки бизнес-плана развития предприятия.

Рассмотрим содержание основных блоков внутреннего анализа, представленных на рис.4.7.

При анализе реализации продукции и денежных потоков по предприятию за период 2 – 4 года, главной целью является определение перспективных изделий и услуг, которые дают и будут давать большую долю выручки от продаж (более 50%). Здесь целесообразно использовать методику АВС и анализ инновационной деятельности компании.

 Если продукция и услуги, реализуемые предприятием, мало конкурентоспособны, устарели и не пользуются спросом требуется перепрофилирование компании, нахождение для плана развития новых видов товаров или новых направлений деятельности.

При оценке продукции целесообразно разобраться в следующих вопросах:

· Какими основными характеристиками обладает продукция?

· Какие из этих характеристик способствуют наибольшему успеху реализации продукции на рынке?

· На какой стадии жизненного цикла находится данная продукция фирмы?

· Какова степень соотношения спроса и предложения?

· Каковы возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов, поставок из других регионов и импорта?

· Какова динамика продаж товара в регионе?

·  Каковы колебания средней продажной цены товара за последние 3 – 4 года?

Инновационная деятельность фирмы в условиях экспоненциального роста новых технологий, создания новых рынков и потребностей является актуальной для всех видов бизнеса. Очень часто инновации приводят к устойчивому конкурентному преимуществу, а в высокотехнологичных отраслях – активная инновационная деятельность - единственный путь выживания в конкурентной борьбе. В этом разделе целесообразно ответить на вопросы:

· Каково влияние достижений НТП на изменение качественных характеристик товара и технологии его производства?

· Когда целесообразно прекратить продажу определенных товаров и по каким причинам?

· Какими товарами и с какими свойствами их следует заменить?

Методологической основой разработки этого блока внутреннего анализа являются схемы маркетинговых исследований (см.разд.3). Эта работа, позволяет подойти к разработке стратегии развития компании или вывода предприятия из кризисного состояния .

Анализ прибыли и рентабельности при внутреннем анализе также как и первый блок направлен на исследование номенклатуры продаваемой продукции и услуг, но уже не с точки зрения объемов продаж и денежных поступлений, а со стороны прибыльности каждого наименования товара. Значительные объемы реализации по отдельным видам продукции могут достигаться за счет низких продажных цен и высоких скидок для крупных покупателей. В этом случае продукция группы «А» (при анализе реализации) может оказаться убыточной. Убыточными могут оказаться и новые товары или виды деятельности из-за высоких затрат на освоение.

 При такой ситуации в плане развития необходимо рассмотреть вопросы более эффективной организации продаж и снижения себестоимости. При реализации этого блока наиболее приемлемо использовать маржинальный анализ с расчетом коэффициентов покрытия по каждому наименованию продаваемых изделий.

Для решения вопросов снижения себестоимости, текущих затрат по производству и торговле предназначен следующий блок внутреннего анализа – анализ технологии и организации производства. Это самый большой и трудоемкий раздел внутреннего анализа. Сюда входит экономическая оценка технологии и применяемого на предприятии оборудования, площадей, использования персонала и производительности труда. Цели реализации этого блока:

– определить требующее замены оборудование, процессы и выявить инвестиционную привлекательность для рассматриваемого предприятия новых технологий,

– разработать план по экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов на основе использования новых технологий и оборудования,

– рассчитать уровень безубыточности производства.

При реализации этого блока анализа можно выделить отдельные части работы:

- исследование затрат и организации закупок (включая энергоресурсы) по типам сырья, материалов, товаров и т.д.,

- анализ работы персонала и производительности труда по группам, подразделениям,

- оценка деятельности по содержанию и ремонту различного оборудования, обновлению технологических процессов,

- анализ затрат по содержанию и использованию помещений, оценка фондоотдачи по их видам.

Анализ системы управления включает несколько вопросов, основными и наиболее трудоемкими из которых являются:

- исследование организационной структуры предприятия и уровня постоянных затрат компании,

- оценка организации бухгалтерского и управленческого учета, бюджетирования на предприятии.

В связи со значительной важностью для разработки плана развития предприятия вопросов организации продаж, складирования и транспортировки продукции во внутреннем анализе выделены специальные блоки для проработки этих проблем.

Анализ работы отдела продаж и закупок имеет целью подготовить информацию для разработки плана развития этого подразделения, ориентируясь на стратегию фирмы и прогнозирование рынков сбыта. Основные вопросы, подлежащие исследованию в этом блоке:

- организация оплаты труда и стимулирования персонала на увеличение объемов продаж и денежных поступлений с одной стороны, и на минимизацию закупочных цен с другой стороны,

- вопросы ценообразования на готовую продукцию и услуги, анализ системы скидок для различных клиентов,

- порядок установления и согласования отсрочки платежей как на продаваемую продукцию, так и на закупки, работа с дебиторской и кредиторской задолженностью,

- численность, занимаемые площади, оборудование, используемые в подразделении, общие ежемесячные затраты и производительность труда.

При анализе работы складского хозяйства компании главной проблемой является оценка оборачиваемости складских запасов по типам и видам товаров, сырья и материалов, выявление неликвидов и их реализация. Важными вопросами для исследования являются также организация складского учета, функции и производительность труда персонала складов предприятия.

Эффективная деятельность транспортной службы компании определяется такими характеристиками как средний ежедневный пробег автомобилей и затраты на единицу доставляемых грузов, время простоя автотранспорта в ремонте и другими специфическими показателями эффективности транспортных работ. Анализ работы транспортной службы и должен выявить возможности развития или сокращения этого направления работ на основе принципа экономии затрат.

В результате проведения внутреннего анализа в первую очередь должна быть сформулирована стратегия компании. На ее основе и расчете нормативного бюджета можно разработать бизнес-план вывода предприятия из кризисного состояния.

   На базе заключения по внешнему финансовому анализу, выполнения некоторых фрагментов внутреннего анализа и оценки рыночной ситуации возможно перейти к разработке стратегии и плана развития компании на ближайшие 2 – 3 года.

 

5. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Стратегия компании представляет собой набор задач, правил и приемов, с помощью которых достигаются главные цели предприятия в длительном промежутке времени. Стратегия развития разрабатывается обычно на качественном уровне. Долгосрочные цели предприятий должны достигаться на основе использования эффективных технико-экономических методов, которые могут обеспечить рост рентабельности и конкурентоспособности фирмы, а также увеличение стоимости собственного капитала.

Методика разработки стратегии фирмы основывается на исследовании рынков сбыта и конкуренции, оценке финансового состояния компании и применении эффективных инноваций. Поэтому основными системами аналитических расчетов по обоснованию и подготовке материалов для разработки стратегии и текущего плана развития компании являются методологии маркетингового анализа рынков, финансовой диагностики и коммерческой оценки инновационных проектов. Результаты этих расчетов и их анализ позволяют представить развитие ситуации в будущем, разработать стратегию компании и, на базе этого, обоснованно подойти к разработке бизнес-плана развития предприятия.

    Крупные, средние и многие малые предприятия являются сложными экономико-социальными системами с разнообразными целями, для достижения которых необходимо использовать принцип экономической целесообразности. Это означает, что долгосрочные цели предприятий должны достигаться путем применения эффективных технико-экономических методов, обеспечивающих рост прибыльности и стоимости собственного капитала. Базой для разработки проекта развития компании, финансового планирования и разработки бюджета на предстоящий год (полугодие, квартал) является долговременная стратегическая программа деятельности предприятия.

Стратегия развития строится в зависимости от размера компании на срок от двух до пяти лет. Для крупнейших транснациональных и Российских компаний этот срок может быть значительно увеличен. Построение стратегии в дипломной работе предприятий включает проработку следующих основных вопросов:

- цели компании,

- виды бизнеса и деятельности,

- организация инновационного процесса,

- работа с персоналом,

- источники финансирования.

Ключевой проблемой стратегии является определение целей предприятия:

- рост компании и расширение рынков сбыта,

- сохранение размеров предприятия и снижение уровня затрат,

- подготовка предприятия к продаже или передаче в управление какой-либо фирме и другие глобальные решения.

Остальные вопросы стратегического развития являются подчиненными первой задаче и решаются либо в комплексе с ней, либо во вторую очередь.

Для разработки стратегии на качественном уровне в дипломной работе можно использовать известную «матрицу планирования» рис.5.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Что есть

  Что должно быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Как достичь

      Первый шаг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Рис. 5.1 Матрица планирования

 

Методология разработки стратегии фирмы изложена в обширной литературе и базируется на исследовании рынков сбыта и конкуренции (первый и второй блоки внутреннего анализа). При решении этой проблемы целесообразно использовать известные модели и в первую очередь «Бостонскую матрицу», с помощью которой определяется место и роль предприятия на сегодняшний день (что есть) и на будущий период (что должно быть) см. рис. 5.2.

В кризисную ситуацию компания может попасть по различным причинам, находясь перед этим в любом из секторов матрицы. Но вот цели, которые можно поставить на будущее, существенно зависят от того являлась ли она «Звездой», «Собакой» или находилась в каком либо другом секторе.

Для анализа конкуренции и принятия решений по дальнейшему развитию требуются количественные и качественные оценки состояния рынков сбыта и факторов роста. Здесь при разработке стратегии необходимо использовать такие известные модели исследования, как модель Майкла Е. Портера « Пять сил конкуренции », SWOT – анализ, модель «Ключевые факторы успеха» и другие (см.раздел 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Звезда"

" Трудный

 ребенок "

 

 

 Высокий деловой

Очень высокий деловой

 

Темп

 риск

 риск

 

Нейтральный

Отрицательный

 

Роста

денежный поток

денежный поток

 

 

 

 

 

 

 Низкий финансовый

Очень низкий финансовый

 

риск

риск

 

Рынка

 

Средний деловой

Низкий деловой

 

 риск

 риск

 

 

Положительный

Нейтральный

 

 

денежный поток

денежный поток

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний финансовый

Высокий финансовый

 

 

риск

риск

 

 

"Дойная корова"

"Собака"

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая

Низкая

 

 

Относительная доля рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рис. 5.2 Схема для выбора стратегических целей

                                     предприятия.

 

  Разработка стратегии предприятия – это специальный вопрос, который требует исследования в бакалаврских и магистерских диссертациях. Очевидно, что для его решения необходим сравнительный анализ с очень четким определением рынка и отрасли, к которым относится рассматриваемая компания. Действительно от этого анализа напрямую зависит, какова будет относительная доля рынка. Если вернуться к схеме внутреннего финансового анализа на рис.4.7., то видно, что он может дать достаточный объем информации для решения этого вопроса.

   Анализ рынка и конкурентной позиции компании позволяют решить первые две задачи «матрицы планирования» : «что есть» и «что должно быть». Для решения оставшихся двух задач «как достичь» и «первые шаги» необходимо использовать специальные модели развития. Например, в период спада, кризисной ситуации в отрасли и на предприятии можно использовать матрицу М.Портера (18) рис.5.3.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть преимущества перед

  Нет преимуществ

 

 

 

       конкурентами

перед конкурентами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благоприятная

        Стратегия

        Стратегия

 

  структура

 

   отрасли

    лидерства или

     сбора урожая

 

 

 

 

 

 

  удержания ниши

или быстрого выхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неблагоприятная

        Стратегия

        Стратегия

 

  структура

 

   отрасли

  удержания ниши

    быстрого выхода

 

 

 

 

 

 

  или сбора урожая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рис.5.3 Схема для выбора стратегии фирмы в период спада

       

После проведения внутреннего финансового анализа компании и разработки стратегии развития возможно перейти к коммерческой оценке проекта развития, бизнес-планированию и бюджетированию предприятия.

         6. КОММЕРЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ

                        В ДИПЛОМНЫХ РАБОТАХ

 

Любые мероприятия, направленные на совершенствование деятельности предприятий и их подразделений требуют инвестиций (первоначальных капитальных затрат), эффективность которых на стадии планирования работ общепринято определять методами коммерческой оценки. Поэтому коммерческая оценка проектов – наиболее распространенный вид работ в дипломных проектах, бакалаврских и магистерских диссертациях. Эти расчеты могут быть как базой и основным содержанием проекта или диссертации, имеющих целью выбор и обоснование эффективных направлений развития коммерческих предприятий. Так и отдельной, но существенной частью дипломной работы, которая направлена на разработку стратегии и плана развития конкретной компании.

Дипломные работы выпускников Политехнического университета основываются обычно на инновациях в области технологии производства различных видов продукции или нововведениях в управлении предприятиями. Нововведения в технологии, производстве и реализации продукции, эксплуатации оборудования, использовании материалов и в различных видах услуг обеспечивают рынок новыми конкурентоспособными товарами, создают условия для эффективной деятельности и развития фирм и предприятий. Нововведения - инновации требуют специальной организации работ, вложений капитала и управления производственными и финансовыми ресурсами.

    Для эффективного стратегического и оперативного планирования развития компаний необходим выбор наиболее перспективных нововведений, позволяющих быстро повысить доходность организации и вернуть вложенные в инновационный процесс средства в приемлемые сроки. Решение этих вопросов осуществляется на основе использования методов коммерческой оценки проектов и практики бизнес-планирования.

 

     6.1. Общие понятия и состав работ по коммерческой оценке

 

Методология коммерческой оценки проектов начала применяться в России в период перехода к рыночной экономике в конце 80-х годов ХХ века. Для реализации этих расчетов в различных производственных, финансовых и торговых ситуациях разработаны многочисленные методики и программные продукты. В их основе лежит методология расчетов, соответствующая общепринятым в мировой практике подходам к оценке экономической эффективности решений в сфере корпоративных финансов, в частности - рекомендациям по оценке эффективности инвестиций, так называемой "Методики ЮНИДО" (Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies). Русский перевод этой книги [22] опубликован в 1995 г.     

  В основу методологии коммерческой оценки в первую очередь заложено четкое разграничение двух видов расчетов по проекту:

- экономическая оценка проекта (расчет экономической эффективности вложения капитала) на основе анализа затрат и прибыли,

- оценка финансовой состоятельности проекта (финансовые расчеты) на основе анализа источников финансирования проекта, стоимости используемого капитала и денежных потоков.

Экономическая оценка базируется на расчете прибыли, как разницы между плановым среднегодовым объемом реализации продукции по проекту и плановой, тоже среднегодовой, величиной текущих затрат. Для принятия решений по экономической оценке определяются простые срок окупаемости и норма прибыли по проекту ( см. далее п. 6.2.3). Следует помнить, что расчеты выручки от реализации продукции и текущих затрат основываются на методе начислений в соответствии с правилами РСБУ (Российский стандарт бухгалтерского учета) и не учитывают план поступлений и платежей денежных средств.

  Оценка финансовой состоятельности, напротив, базируется на анализе денежных потоков, т.е. полного учета поступлений и платежей денежных средств по проекту. Здесь исследуются различные источники финансирования проекта, учитывается стоимость используемого капитала и рассчитываются для принятия решений такие показатели, как чистая текущая стоимость NPV, внутренняя норма прибыли IRR и другие ( см. далее п.

6.2. 3).

    На рис. 6.1. представлена схема коммерческой оценки проектов, которая включает, как указано выше, два вида работ: экономическая оценка и оценка финансовой состоятельности проекта. Цель экономической оценки - определение прибыльности проекта и срока возврата вложенных в него инвестиций.

Цель финансовой оценки - определение источников финансирования проекта в течении всего срока его реализации и показателей коммерческой эффективности на основе анализа денежных потоков по проекту. Здесь должны быть определены соотношения между плановыми активами и обязательствами по проекту, между поступлениями и платежами денежных средств.

В результате экономической оценки по проекту рассчитываются два простых показателя эффективности для принятия решений:

- простой срок окупаемости единовременных вложений (инвестиций) ,

- простая норма прибыли по проекту .

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммерческая оценка

 

 

 

 

 

 

Проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая оценка

Оценка финансовой

 

 

 

 

 

Состоятельности проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

 

Построение

 

Определение

 

 

 

объемов

графика

 

источников

 

 

 

реализации

денежного

 

финансирова-

 

 

 

 

потока

 

ния проекта и

 

 

 

Расчет

по

 

стоимости

 

 

 

текущих го-

проекту

 

капитала

 

 

 

довых затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение

 

 

Расчет инве-

 

планового бал-

 

 

 

стиционных

 

 

анса по проекту

 

 

 

затрат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ 

 

 

 

 

 

 

ликвидности

 

 

 

 

 

 

по периодам

 

 

 

 

 

 

 

 проекта

 

 

Определение простых

 

 

 

 

 

 

Показателей

 

Расчет дисконтированных

 

Эффективности проекта

 

 показателей

 

 

(срок окупаемости и

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.