Темы рефератов (контрольных работ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Предмет, методы и структура философского знания.

2. Основные функции философии. Место философии в системе наук.

3. Главные онтологические категории (бытие, сущее, сущность и существование, единое и многое).

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.

5. Пространство и время (эволюция представлений).

6. Движение и развитие. Основные формы движения.

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.

8. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

9. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и как конструирование действительности.

10. Истина как цель познания. Основные концепции истины.

11. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности.

12. Основные виды и формы существования знания, способы и пути накопления и передачи знания.

13. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности.

14. Основные модели и концепции развития науки. (Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд).

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки.

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки.

17. Взаимосвязь научных и технических революций.

18. Философское учение о человеке (история и современность).

19. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза.

20. Структура человеческого сознания. Проблема происхождения сознания.

21. Человек как творец и творение культуры.

22. Понятие цивилизации и ее типы. Культура и цивилизация.

23. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности в обществе.

24. Эволюция представлений об обществе. Социальный номинализм и реализм.

25. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века.

26. Религия и ее роль в обществе.

27. Философские проблемы творчества.

28. Понятие социальной нормы, философское учение о ценности.

29. Право, мораль и нравственность.

30. Основные этапы развития философии: характерные черты, проблемы, представители и направления (Античность, Средние века, Возрождение и Новое время).

31. Эпоха Просвещения и немецкая классическая философия.

32. Основные течения философии ХIХ в. (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология).

33. Философские школы и направления в ХХ веке (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

34. Основные течения в философской мысли России XIX–ХХ вв.

35. Информационная революция и становление информационного общества.

36. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире. Философские проблемы компаративистики.

 

    7. Вопросы к экзамену

 

1. Предмет, методы и структура философского знания

2. Основные функции философии и её место в системе наук

3. Главные онтологические категории (сущее, сущность и существование, единое и многое)

4. Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность

5. Пространство и время (эволюция представлений)

6. Движение и развитие. Основные формы движения

7. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности

8. Проблема происхождения сознания. Структура человеческого сознания

9. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания

10. Чувственное и рациональное в познании. Познание как отражение и конструирование действительности

11. Истина как цель познания. Основные концепции истины

12. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рациональности

13. Основные виды и формы существования знания. Способы и пути накопления и передачи знания

14. Характерные черты и многообразие научного знания. Эволюция идеала научности

15. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие науки

16. Сциентизм и антисциентизм. Аксиологические проблемы науки

17. Взаимосвязь научных и технических революций

18. Философское учение о человеке (история и современность)

19. Происхождение человека и его специфика в ряду других существ. Философские проблемы антропосоциогенеза

20. Человек как творец и творение истории

21. Общество как саморазвивающаяся система

22. Основные философские концепции развития общества

23. Понятие цивилизации и её типы. Культура и цивилизация

24. История как действительность общественной жизни. Основные концепции философии истории ХХ века

25. Уровни и формы общественного сознания

26. Религия и её роль в жизни общества

27. Философские проблемы творчества

28. Понятие социальной нормы. Философское учение о ценности

29. Право, мораль, нравственность: сходства и различия

30. Культурные и социальные предпосылки возникновения философии.

31. Философия Древнего Востока и Античности: основные проблемы и школы

32. Философия Средневековья: борьба номинализма и реализма

33. Пантеизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения

34. Философия Нового времени (XVII – XVIII  вв.), проблемы и пути решения

35. Философия эпохи Просвещения: учение о природе, обществе, человеке 

36. Немецкая классическая философия: ее представители и основные идеи

37. Основные течения философии XIX века (позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология)

38. Философские школы и направления ХХ века (экзистенциализм, структурализм, постмодернизм, постструктурализм, аналитическая школа)

39. Основные течения в философской мысли России XIX-XX веков

40.Информационная революция и становление информационного общества

41. Россия, Восток, Запад – диалог культур в современном мире

42. Общественный прогресс и его критерии

43. Глобальные проблемы современной цивилизации и их критерии

44. Основные пути решения глобальных проблем современности

   8. Тесты по курсу «Философия» (для самоконтроля знаний)

               8.1. Тесты по 1-му модулю курса (темы 1 и 2)

     1.Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает:

      а) философия                б) гносеология

      в) этика                          г) онтология

     2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет____________функция философии:

              а) прогностическая              б) методологическая

              в) мировоззренческая          г) аксиологическая

     3. Философия возникла в период…

     а) VII - VI вв. до н.э.   б) II – I вв. до н.э.

     в) IV – III вв. до н.э.     г) IV – V вв. н.э.

     4. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется

     а) дхармой                    б) сансарой        в) кармой

     г) мокшей                      д) дживой          е) чарвакой

    5. Гераклит в качестве онтологической основы полагал…

     а) мысль         б) огонь      в) апейрон

     г) воду            д) воздух        е) землю

    6. Проблема человека в философии античности была поставлена…

     а) Фалесом      б) Зеноном в) Гераклитом       

     г) Демокритом д) Сократом е)Эпикуром

    7. Высшей идеей считал идею «Блага»…

       а) Сократ         б) Парменид   в) Сократ

     г) Аристотель  д) Платон       е) Демокрит

    8. Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял…

     а) Пифагор      б) Эпикур       в) Сократ

     г) Аристотель  д) Платон       е) Парменид

    9. Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ…

     а) Сенека        б) Эпикур        в) Сократ

     г) Платон        д) Аристотель е) Демокрит

   10. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к…

    а) эстетике       б) этике          в) психологии

     г) богословию д) науке

   11. Представителем византийской средневековой философии является…

        а) Иоанн Дунс Скот          б) Василий Великий

         в) Фома Аквинский           г) Аврелий Августин

                                д) Иоанн Росцелин

   12. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями, называется…

  а) символизмом    б) пантеизмом     в) концептуализмом

                    г) номинализмом  д) реализмом

   13. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является…

          а) Новое время       б) Возрождение

         в) Средние века      г) Просвещение

   14. Крупным социальным философом эпохи Возрождения считается…

           а) Галилей             б) Кальвин            в) Лютер

        г) Макиавелли      д) Коперник          е) Никола Кузанский       

   15. Родоначальником эмпиризма как философского направления Нового времени явился…

а) Бенедикт Спиноза     б) Джон Локк    в) Френсис Бэкон                                                  г) Дэвид Юм                  д) Рене Декарт

   16. «Война всех против всех» представляет собой естественное состояние, считал …

        а) Дж. Бруно         б) И. Фихте           в) Т. Мор

                     г) Т. Гоббс            д) Д. Дидро    

  17. Понятие И. Канта: «парные суждения, каждое из которых исключает другое», − это… 

        а) ноумен           б) вещь-в-себе           в) императив

                     г) антиномия     д) максима

  18. Мировой дух как объективное,  идеальное начало,  субъект  развития, творец мира рассматривал…

         а) Л. Фейербах      б) И. Кант                в) Г. Гегель

          г) К. Маркс            д) И. Фихте            е) Ф. Шеллинг

      

  19. Волю к власти считал стимулом и основой общественной жизни…

        а) В. Дильтей         б) Г. Зиммель         в) А. Бергсон

        г) О. Шпенглер     е) Ф. Ницше           ж) А. Шопенгауэр

  20. Основой функционирования и развития общества в марксистской философии считается…

  а) материальное производство    б) религиозные отношения

  в) межличностные коммуникации г) нравственные принципы

      д) правовые нормы      е) деятельность великих личностей

 

                             8.2.  Тесты по теме 3

 

   1. Философское направление ХХ века, отвергающее возможности теоретического познания философией мировоззренческих проблем, − это…

  а) прагматизм      б) сциентизм         в) персонализм

                 г) структурализм д) неопозитивизм

  2. Прагматизм______________ трактуется как радикальный эмпиризм.

  а) Г. Зиммеля       б) У. Джеймса       в) Ч. Пирса

                        г) Г. Спенсера         д) Дж. Дьюи

  3. Философом, выдвинувшим «понимание» в качестве метода познания, является….       

  а) Г. Гегель           б) В. Дильтей         в) Дж. Дьюи

                       г) Ч. Пирс             д) Г. Зиммель

  4. Истина – это тождество предмета самому себе, утверждал…

      а) М. Хайдеггер         б) Ж.- Ф. Лиотар  в) Э. Гуссерль

                     г) К. Юнг                    д) У. Джеймс

  5. Представителем религиозного экзистенциализма является…

      а) Ж.П. Сартр             б) А. Камю          в) З. Фрейд

                   г) К. Ясперс                д) М. Хайдеггер

  6. Бессознательные явления и процессы в психике человека исследует…

     а) сциентизм          б) психоанализ        в) феноменология

         г) аналитическая философия   д) персонализм 

  7. Одним из крупнейших представителей постмодернизма является…

        а) Ж. Лакруа             б) Г. Лейбниц     в) И. Лакатос

                      г) Ж.-Ф. Лиотар     д) Ж. Б. Ламарк

   8. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошло в…

   а) XIII в.                  б) XIV в.                             в) XV в.

   г) XVII в.                д) XVIII в.                      е) XIX в.

  9. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса, называется…

    а) консерватизм     б) почвенничество      в) либерализм

                     г) славянофильство д) западничество

     

 

   10. Представителем русской религиозно-идеалистической философии является..

    а) Н.П.Огарев         б) М.А. Бакунин         в) В.В. Розанов

                      г) А.И. Герцен        д) Н.Г. Чернышевский

  11. Течение русской философской мысли, ставившее в центр своих иследова-

ний проблему космического всеединства всего живого, – это…

    а) консерватизм      б) почвенничество     в) марксизм-ленинизм

                           г) космизм               д) либерализм

  12. Представителем марксизма в русской философии является…

        а) Г.В. Плеханов     б) В.И. Вернадский    в) Н.Ф. Федоров

                      г) А.Л. Чижевский д) П.А. Флоренский

  13. Одним из главных идеологов евразийства считается…

    а) Г.В. Флоровский  б) А.И. Герцен               в) В.В. Розанов

                    г) Н.А. Бердяев         д) М.А. Бакунин

   14. Представителем философии советского периода является…

    а) А.И. Герцен          б) А.Ф. Лосев           в) М.А. Бакунин

                  г) Н.Г. Чернышевский           д) Н.П. Огарев

 

                       Тесты по 2-му модулю курса ( темы 4 – 6)

 

    1. Учением о бытии в философии называется…

    а) гносеология          б) диалектика         в) логика

                   г) аксиология            д) онтология

    2. Нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого обозначает понятие…

    а) интенция               б) субстанция             в) абстракция

                   г) акциденция           д) онтология

    3. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний всех материальных объектов, является…

    а) качество                 б) движение          в) пространство

                      г) время                     д) количество

    4. Категорией, обозначающей объективную реальность, данную нам в ощущениях, является…

    а) субстанция           б) вещь                  в) состояние

                           г) материя                д) предмет

    5. Ключевым моментом диалектической концепции развития принцип…

         а) относительности б) противоречия     в) дополнительности

                        г) запрета                д) системности

    6. Диалектика – это учение о…

      а) всеобщей связи и развитии  б) познании           в) материи

                         г) диалоге               д) кибернетике

    7. Теория самоорганизации сложных систем называется…

       а) синергетикой    б) этикой              в) диалектикой

                         г) эстетикой          д) кибернетикой 

    8. Равенство предмета (явления, процесса) самому себе, равенство нескольких предметов ( явлений, процессов) друг другу, их совпадение в главном, основном обозначается философской категорией…

    а) мера                   б) тождество                     в) сходство

            г) противоположность          д) противоречие

    9. Для характеристики устойчивых, необходимых, повторяющихся, существенных связей между явлениями в философии используется термин…

    а) отношение       б) противоречие    в) закон

                  г) взаимосвязь     д) тождество

   10. Знание философского закона единства и борьбы противоположностей позволяет определить …

    а) как происходит развитие      б) какова тенденция развития

    в) каков механизм развития     г) как происходит смена старого новым

           д) где находится источник самодвижения, саморазвития           

   11. Характеристика внутренней и внешней определенности объекта, единства его существенных свойств – это…

     а) мера                   б) противоречие        в) тождество

                              г) качество            д) количество

   12. Определенность предмета, устанавливая путем сравнения составляющих его элементов, − это…

     а) качество           б) количество             в) мера

                   г) противоположность     д) структура

   13. Сохранение данного качества в процессе количественных изменений – это ..

     а) соответствие            б) мера                      в) скачок

                   г) различие                   д) тождество

   14. Переход от старого качества к новому при выходе за границы меры, перерыв постепенности развития − это…

     а) революция               б) эволюция             в) скачок

                        г) различие                   д) соответствие

   15. Переход от одного качественного состояния к другому с сохранением от старого всего положительного, способного к дальнейшему развитию – это в

диалектике называется…

     а) скачком                  б) противоречием    в) отрицанием

                        г) развитием                 д) прогрессом

   16. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения – это…

     а) психика                  б) самосознание        в) память

                         г) внимание               д) аффект

   17. Социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением является…

      а) труд                        б) язык                        в) деятельность

                          г) психика                  д) архетип

   18. Отражение отдельных свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, характеризует понятие…

      а) восприятие             б) представление    в) умозаключение

                         г) ощущение              д) суждение

   19. Отражение в мозгу человека предметов (явлений, процессов) мира в виде идеальных субъективных образов – это…

      а) психика                  б) воображение        в) представление

                         г) сознание                 д) познание

   20. Важнейшую роль в происхождении сознания человека сыграл…

            а) мировой разум      б) Бог                     в) космос

                         г) труд                        д) случай

       21. Совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения, − это …

   а) эмоции                     б) интересы           в) мотивы

                       г) оценки                     д) инстинкт    

   22. Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо области – это…

   а) вкус                  б) замысел                в) воображение

                       г) талант              д) гениальность

 

                    Тесты по 3-му модулю  курса (темы 7 – 9)

 

    1. Мысль о наиболее существенных сторонах, свойствах и отношениях предмета (процессе, явлении) – это…

      а) мышление              б) сознание                в) понятие

                       г) суждение                д) умозаключение

    2. Выводное знание, полученное на основе двух или более суждений о каком-либо процессе, предмете, явлении – это…

    а) понятие                  б) мышление         в) умозаключение

                         г) суждение               д) понятие

    3. Мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо, это –

    а) понятие                  б) представление   в) суждение

                        г) умозаключение     д) восприятие

    4. Теория, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности, называется…

     а) когерентной         б) конвенционалистской в) прагматистской

                          г) корреспондентской д) субъективистской

    5. Метод познания, означающий практическое или мысленное расчленение объекта на составляющие его части, называется…

     а) дедукцией           б) аналогией                    в) индукцией

                           г) анализом             д) абстрагированием

        

     6. Метод познания, означающий умозаключения от общего к частному, называется…

     а) аналогией           б) абстрагированием      в) дедукцией

                           г) индукцией          д) анализом

    7. Подлинное знание – это совокупный результат специальных наук, утверждает…

     а) фрейдизм            б) экзистенциализм      в) иррационализм

                         г) постмодернизм  д) позитивизм

    8. Система общепринятых представлений о теории-образце в рамках научного сообщества называется…

     а) основанием науки б) методологией       в) парадигмой

                   г) фаллибилизмом     д) положительной эвристикой

    9. Признание чего-либо истинным, достаточное с объективной и субъективной стороны, называется…

      а) мнением               б) догадкой                в) гипотезой

                            г) верой                    д) знанием

  10. Признание чего-либо истинным, достаточное с субъективной стороны, но не достаточное с объективной стороны, − это…

    а) мнение                  б) догадка                  в) гипотеза

                           г) вера                        д) знание

  11. Признание чего-либо истинным, не достаточное как с объективной, так и с субъективной стороны, − это…

    а) догадка                  б) вера                       в) мнение

                          г) знание                    д) гипотеза

  12. Совокупность приемов, шагов, руководств, следование которым приводит нас к достижению результата, − это …

   а) методика               б) методология         в) теория

                          г) метод                     д) принцип

  13. Научные знания создаются в сфере…

а) политической деятельности б) управления общественными процессами  

в) ценностного освоения мира г) материального производства

                             д) духовного производства

  14. Расставьте по порядку последовательность операций научного исследования:

 а) гипотеза                 б) факт                       в) закон

г) теория                    д) проблема               е) доказательство

  15. Предельные основания для выбора цели и средств деятельности субъекта в

рамках определенной культуры − это…  

а) культура                б) мотивы                  в) ценности

г) цивилизация         д) интересы               е) потребности                                

    

              Тесты по 4-му модулю  курса (темы 10 ̶ 15)

   1. Единичного представителя человеческого рода, отдельно взятого

 

человека, безотносительно к его антропологическим и социальным особенностям обозначает понятие…

    а) инвариант            б) особь                в) индивид

                    г) индивидуальность           д) личность

   2. Для обозначения социально значимых качеств человека используется понятие…   

   а) индивид              б) индивидуальность             в) особь

                            г) личность             д) инвариант  

   3. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизнедеятельности, обозначает понятие…

   а) общность                б) община                   в) класс

                         г) общество           д) общежитие

   4. Относительно компактная социальная группа людей, занятых решением конкретной общественной задачи, называется …

   а) слоем                 б) элементом              в) структурой

                          г) классом             д) коллективом

   5. Последовательную смену явлений, состояний в развитии общества обозначает понятие…

          а) прогресс           б) функционирование  в) революция

           г) реформа            д) процесс                     е) изменение

   6. Понятие «философия истории» первым ввел…

     а) Фр. Вольтер   б) Ш. Монтескье    в) Ж. Ламетри

      г) Д. Дидро           д) Г. Лессинг           е) К. Маркс

   7. Диалектико-материалистическую модель развития общества создал…

            а) Г. Гегель          б) Н. Чернышевский    в) Г. Плеханов

                            г) И. Кант             д) К. Маркс

   8. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью воли, авторитета, права, насилия характеризует

понятие…

   а) система             б) власть                       в) режим

                             г) мораль              д) война

   9. Коренной качественный переворот во всех сферах жизни общества при переходе его от одной стадии развития к другой, более высокой, называется…

   а) прогрессом               б) регрессом               в) контрреволюцией

                             г) развитием         д) революцией

  10. Подход к изучению общества, когда в его основание кладется определенный способ производства материальных благ, называют…

   а) культурологическим  б) историческим в) логическим

                  г) формационным           д) антропологическим

  11. Одним из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм, исполнение требований которых санкционируется лишь формами духовного воздействия, обозначается понятием…

   а) совесть                        б) долг                   в) мораль

                        г) право                           д) идеал

      

  12. Право каждого человека определять свое отношение к религии – это…

          а) атеизм            б) свобода совести      в) толерантность

                    г) веротерпимость    д) вероисповедание

  13. Процесс создания и результат освоения базовых ценностей субъекта – это..

   а) цивилизация           б) техника                   в) культура

                          г) общество                 д) сознание

  14. Созидание нового, никогда ранее не бывшего, – это ……

   а) прогресс                  б) знание                     в) свобода

                         г) творчество              д) культура

   15. Творческие способности индивида, направленные на продуцирование принципиально новых идей, называется …

         а) талантом        б) гениальностью   в) конформизмом

                      г) креативностью      д) одаренностью

   16. Внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности способов и результатов деятельности, ̶ это …

         а) развитие               б) движение         в) творчество

                        г) инновация      д) модификация

   17. Формой инновационного процесса не является __________

                   а) прагматизация    б) идеализация

                   в) эффективность    г) трансляция

 

 

 

                                        

 

                                                      

                                            Левин Герман Михайлович

                               

                   «Философия»: учебное пособие

 

                                          Издательский редактор Т. Н. Козлова

         

 

 

                                Учебное электронное издание сетевого распространения

                                                     Системные требования:

                            электронное устройство с программным обеспечением

                                       для воспроизведения  файлов формата PDF                

 

          Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_get_file.php?id=2018____, по паролю.      

                                                            – Загл. с экрана.

                          

 

                           Дата подписания к использованию __.__.2018 г. Рег. № ______

                                                 

 

 

                                                    ФГБОУВО «СПбГУПТД»

                                               Юридический и почтовый адрес:

                               191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18.

                                                             http://sutd.ru/

 

 

                                                                   

Дата: 2019-03-05, просмотров: 286.