Лекция 11. Понятия «метод», «методика» и «методология». Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль. Общенаучные (эмпирические и теоретические) методы познания. Частнонаучные методы познания действительности.
Историческое и логическое в познании. Формы воспроизведения мышлением объекта. Диалектика и формальная логика в научном познании.
Семинар 11
1.Общая характеристика методов и средств познания.
2.Общефилософские (метафизический и диалектический) методы познания, их принципы и роль.
3. Эмпирические и теоретические методы научного познания.
4. Логика научного исследования.
Текст для обсуждения
Декарт Р. Рассуждение о методе. Часть вторая. «Основные правила метода» // Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль,1989.
Темы для доклада
1. Диалектика и метафизика как философские методы познания.
2. Методы и средства научного исследования по направлениям (специальностям) студентов.
Библиографический список
1. Бониц, М. Научное исследование и научная информация / М. Бонц. – М.: Мысль, 1987.
2. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Из-во политической литературы, 1991. – С. 148–149
3. Готг, В. С. Категории современной науки (становление и развитие) / В. С. Готг, Э. П. Семенко, А. Д. Урсул. – М.: Мысль, 1984.
4. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 101–126.
5. Декарт, Р. Разыскание истины посредством естественного света / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 154–178.
6. Декарт, Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 250–296.
7. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994. – 741 с.
8. Клайн, М. Математика, поиск истины. – М.: Прогресс, 1988.
9. Методы и средства автоматизированного расчета химико-технологических систем: учеб. пособие для вузов. – Л.: Химия, 1987.
10. Методы и средства исследования механико-технологических процессов в текстильной промышленности: лаб. практикум для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
11. Методы исследования свойств текстильных изделий: учеб. пособие / Ж. Е. Перепелкин и др. – Л.: ЛИТЛП им. С.М. Сирова, 1988.
12. Методика исследования в текстильной химии: справочник / Г. Е. Кричевский, Ю. Овчиников, Г. Т. Хачатурова и др. / под ред. Г. Е. Кричевского. – М.: Междунар. инжен.акад. России, РЗНГЛД, 1993.
13. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. – М.: Прогресс, 1984.
14. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
5.10. Тема 10. Общество как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система
Лекция 12. Становление образа социального порядка в донаучном знании. Космогонические и мифологические представления о мироупорядочении. Хаос и Космос в древнегреческой натурфилософии. Эволюция образа социального порядка: абстрактно-рационалистическая модель идеального социального порядка по Т. Гоббсу и биологическая модель эволюции социального порядка в классической социологии (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Т. Парсонс и др.).
Открытые и закрытые социальные системы. Формы социального метаболизма (рынок, война, культурные контакты и др.). Иерархия социальных самоорганизующихся систем. Основные тенденции социальной самоорганизии.
Архетипические основания социальных утопий.
Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.
Семинар 12
1. Общество как предмет философского анализа.
2. Цивилизационный, формационный и культурологический подходы к истории развития общества.
3. Проблема социального прогресса в философии.
Текст для обсуждения
Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. – 1995. № 10. – С.137–145.
Темы для докладов
1.Социально-философские концепции О. Шпенглера и И. Н. Данилевского.
2.Циклическая теория Дж. Тойнби.
Библиографический список
1. Барулин , В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. – М.: МГУ, 1995.
2. Бергер , П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Academia-Центр, Медиум, 1995
3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. // Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991
4. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.
5. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. – 1991.
6. Гиренок , Ф. И. Экология, Цивилизация, Ноосфера / Ф. И. Гиренок. – М.: Наука, 1987.
7. Гоббс, Т. Левиафан / Гоббс Т. Соч.: в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1991.
8. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004.
9. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. – М.: Наука, 1991.
10. Ерасов, Б. С. Цивилизация: слово – термин – теория // Сравнительное изучение цвилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М: Аспект Пресс, 1998-556с.
11. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1843–1844гг. // К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. Т. 42.
12. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М.: Наука, 1995.
13. Парето В. Компедиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997. Т.2. C.59-67.
14. Парето, В. О применении социологических теорий // Социологические
исследования. – 1995. 10. С.137–145.
15. Парсонс , Т. Система координат действия и общая теория систем действия: Культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты. – М.: МГУ, 1994.
16. Система координат действия и общая теория систем действия: Культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: тексты. – М.: МГУ, 1994.
17. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Республика, 1992.
18.Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.
19. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
20. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т.Т.2 / О. Шпенглер. – М: Айрис-пресс, 2004.
21. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991.
5.11. Тема 11. Философское учение о человеке
Лекция 13. Основные философско-антропологические подходы к человеку. Проблема происхождения человека: философские, биологические, космические, социально-культурные аспекты. Понятие социоантропогенеза. Биологическое и социальное в человеке, человек как индивид и личность.
Человек – особый вид сущего. Человеческое в человеке. Бытие человека. Основные константы человеческого бытия: жизнь и смерть, добро и зло, судьба, счастье, смысл жизни.
Семинар 13
1. Философское учение о человеке, его месте и роли во Вселенной.
2.Человек как биосоциальное существо. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
3.Человек как творец и творение культуры.
Текст для обсуждения
Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии. Переводы/Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. С.3–30
Темы докладов
1. Философская проблема смерти и бессмертия личности.
2. Проблема смысла жизни в русской философии.
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.
2. Антропологический поворот в философии ХХ века/ АН Литовской ССР, Институт философии, социологии и права. – Вильнюс, 1987.
3. Арьес , Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс – Академия», 1992.
4. Бубер , М. Я и Ты / М. Бубер: пер, с нем. – М.: Высш. шк., 1993.
5. Доброштан , Виталий Михайлович. Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько. – СПб. : СПГУТД, 2010. - 152 с.
6. Доброштан , В. М. Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. – СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.
7. Гелен , А. О систематике антропологии: Проблема человка в западной философии / А. Гелен. – М.: Прогресс, 1988.
8. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. –М.: АСТ, 2004.
9. Гуревич, П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. 10-11 классы: пособие для учащихся школ гуманитарного профиля / П. С. Гуревич. – 2-е изд., исправ. – М.: Дрофа, 2001.
10. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М.: Терра, 1999.
11. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова. – М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130–140.
12. Леви-Строс, К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
13. Мамардашвили , М. К. Проблема человека в философии // Психология мышления. – М: Изд-во МГУ, 1980.
14. Марков, Б. В. Философская антропология / Б. В. Марков. – СПб.: СПбГУ, 1998.
15. Маркузе, Г. Философия. Психология: Одномерный человек / Г. Маркузе. – СПб.: АСТ, 2003.
16. Ортега -и-Гассет, Х. Человек и люди / Х. Ортега-и-Гассет Дегуманизация искусства и другие работы. – М.: Радуга, 1991. – С. 229–476.
17. От Я к Другому. – Минск : Менск, 1997.
18. Плеснер, Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер //Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
19. Подольская, Е. А. Философия : кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. – М.: Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010- 379 с.
20. Соловьев, В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1988.
21. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса / П. Тейяр де Шарден. – М.: Айрис-Пресс. – 2002, 1965.
22. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
23. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854), Лекции о методе университетского образования : с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг ; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч.] И. Фокин. - СПб. : Мiръ, 2009
24. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
5.12. Тема 12. Аксиологические проблемы познания и поведения человека.
Лекция 14. Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и благо как ценности. Антиценность зла. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.
Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.
Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение Иммануила Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность.
Семинар 14
1. Ценности, их происхождение и сущность. Проблема ценностной ориентации личности.
2. Мораль и право как формы общественного сознания, их происхождение и сущность.
3. Нормы права и морали как регуляторы общественных отношений.
4. Этика научного исследования. Нравственная и социальная ответственность ученого.
Текст для обсуждения
Гегель, Г. В. Ф. Философия права. Введение. / Г.В.Ф.Гегель . Философия права.§ 33 – М.: Мысль, 1990
Тема для доклада
Основные идеи статьи А. А. Гусейнова «Понятие морали» /Гусейнов А. А. // Этическая мысль. – Вып. 4.–- М.: ИФ РАН. 2003
Библиографический список
1. Апресян, Р. Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р. Г. Апресян // Ценности гражданского общества и личность. – М.: Гардарики, 2001.
2. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.
3. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990
4. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г.Апресян. – 2-е изд. – Гардарика, 2000.
5. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. – М.: Наука, 1988. – С. 131–154.
6. Гусейнов, А. А. Свобода воли и ответственность// История философии / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М.: «Феноменология –герменевтика», 2001.
7. Дробницкий , О. Г. Понятие морали. – М.: Наука, 1973. – С. 228–349.
8. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. – 2000. – № 3.
9. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. – С. 243–310.
10. Корнилов, С. В. Философия самосознания и творчества / С. В. Корнилов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
11. Скрипник , А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипкин. – М.: Политиздат, 1992.
12. Соловьев, В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – С. 206–215.
13. Философия (курс лекций) / Под ред. Г.М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
14. Фромм , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Наука, 1990.
15. Шердаков , В. Н. Добро и зло (Очерк нравственной философии) / В. Н. Шердаков. – М.: Знание, 1992.
5.13. Тема 13. Философские проблемы творчества и инновационной деятельности
Лекция 15. Понятие творчества в истории философской мысли. Творчество как созидание нового, ранее не бывшего, как способ саморазвития и средство самовыражения человека. Элементы, формы, фазы и этапы творческого процесса. Критерии творческой деятельности. Интуиция, воображение и фантазия в творчестве. Эвристические методы и организация продуктивного творческого мышления. ЭВМ и творчество.
Традиции и новации в развитии научного знания. Понятие инновационной деятельности. Ее содержание. Новации своевременные и несвоевременные. Факторы, определяющие своевременность новаций. Новообразования и инновационный процесс. Совершенствование существующих изделий и разработка побочной продукции. Изучение возможностей и последствий конкуренции. Организация целенаправленной творческой деятельности в коллективе. Подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский и реализующий этапы инновационного процесса.
Семинар 15.
1.Творчество как процесс.
2.Объективные и субъективные факторы формирования творческого мышления.
3.Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».
4.Инновационная деятельность как синтез научного, технического, художественного и социального творчества.
Библиографический список
1. Альтшуллер , Г. С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.
2. Альтшуллер , Г. С. Творчество как точная наука. – М: Советское радио, 1979.
3. Альтшуллер, Г. С.; Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная страте-гия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.
4. Андрейчиков, А. В.; Андрейчикова, О. Н. Компьютерная поддержка изобретательства. – М: Машиностроение, 1998.
5. Бухвалов , В. А. Алгоритмы педагогического творчества – М: Просвещение, 1993.
6. Вайнцвейг , П. Десять заповедей творческой личности. – М: Прогресс, 1990.
7. Абрамов, И. В.;Писарев, С. А. Стратегия инновационного развития общества: Системный подход. – Ижевск: ИжГТУ, 1996.
8. Васильев, Ю. Стратегия инноваций. – СПб: СПбГТУ, 1997.
9. Воробьев, В. П. Стратегия и тактика инновационной деятельности: Учеб пособие. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
10. Гамидов , Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности. – СПб: Политехника, 2000.
11. Иванова, П. И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. – М: ИМЭМО, 2001.
12. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить. - М: Просвещение, 1990.
13. Инновация в науке / Рос. академия наук, Институт науч информ. по обществ, наукам. – М: ИНИОП, 1997.
14. Колосов, В. Г. Основы инноватики: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во СПбГТУ, 1999
15. Кокурин , В. И. Инновационная деятельность. – М: Экзамен, 2001.
16. Ляудис , В. Я. Инновационное обучение и наука. – М: ИНИОП РАН, 1992.
17. Манько, Ю. В.; Ильинский, И. В.; Сухов, В. Н. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития). - СПб: СПГУТД, 2002.
18. Модели стратегического планирования динамики инновационных процессов. - Н. Новгород.: Нижегор. гос. техн. университет, 2000.
19. О науке и инновациях: Основные нормативные акты. – М.: Буквица, 1998.
20. Основы инноватики: Учеб. пособие. – Оренбург: ОГУ, 2000.
21. Платонов, В. В. Стратегия ресурсового обеспечения инновационной деятельности. – СПб: СПбГУЭФ, 1999
5.14. Тема 14. Основные проблемы философии истории и философии культуры
Европоцентризм как осознание целостности исторического процесса. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории. От естественной истории к истории духа и истории культуры.
Понятие культуры. Природа и культура. Общество и культура. Личность и культура. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Семинар 16
1. История как процесс самовоспроизводства.
2. Кризис европоцентризма и идеи многолинейности истории.
3. Культура как система: культурные явления и культурные формы.
Текст для обсуждения
Перов, Ю. В. Смысл истории. / Ю.В.Перов// История и историчность. – СПб: СПбГУ, 2000. – С. 60–80.
Библиографический список
1. Доброштан , Виталий Михайлович. Имеет ли смысл искать смысл жизни? : монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько; СПГУТД. - СПб : СПГУТД, 2010. - 152 с.
2. Доброштан , Виталий Михайлович. Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности): монография / В. М. Доброштан. - СПб: Петрополис, 2011. - 239 с.
3. Никитина, Ирина Петровна. Философия искусства: учебное пособие / И. П. Никитина. - 3-е изд., испр. - М: ОМЕГА-Л, 2010. - 559 с.
4. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность. - СПб: СПбГУ, 2000.
5. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М: Прогресс, 1990.
6. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М: Политиздат, 1991.
7. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.
8. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М: "Аспект Пресс", 1994.
9. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М: Наука, 1991.
10. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб: Петрополис, 1996.
11. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В.
А. Конев // Философские науки –1991 – № 6.
12. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М: Гносис, 1992.
13. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб: СП6ГУ, 1996.
14. Межуев, В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М: Политиздат, 1997.
15. Ортега-и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет //Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.
16. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М: Изд-во полит. лит., 1991.
17. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М: Прогресс, 1992.
18. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М: Аспект пресс, 1999.
19. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М: Прогресс-Универс, 1996.
20. Философия и история культуры. – М: Мысль, 2005.
21. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
5.15. Тема 15. Технический и общественный прогресс
Лекция 16. Общественный и технический прогресс. Понятие прогресса и проблемы смысла истории. Теории прогресса в философии XX века. Исторические типы общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Научно-технический прогресс и глобализация. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание.
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Основные черты и особенности современного этапа мировой цивилизации. Социальное прогнозирование и его виды.
Семинар 161. Социальный прогресс, его сущность и виды.2. Исторические типы общественного прогресса.3. Цивилизация и глобальные проблемы современности.4. Социальное прогнозирование и его виды. Темы фиксированных выступлений1. Прогресс и регресс, проблема идеала общественного развития.2. Философский смысл техники.3. Техника и культура. Тема для докладаОсновные идеи работы Н. Бердяева «Человек и машина» // Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.
Библиографический список
1. Араб-Оглы, Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности / Э. А. Араб-Оглы //Вопросы философии. – 1990. – № 87. – С. 10– 20.
2. Бердяев, Н. Человек и машина / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1989. № 2. – С. 143–162.3. Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.
4. Кантор, К. Д. Два аспекта мировой истории / К. Д. Кантор // Вопросы философии – 1990. – № 2. – С.76–88.
5. Мир восьмидесятых годов / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
6. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.: Наука, 1990.
7. На пути к современной цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.
8. Новикова, Л. И. Цивилизация перед выбором / Л. И. Новикова //Философские науки. – 1990. – № 7. – С.17–20.
9. Подольская, Е. А. Философия: кредитно-модульный курс / Е. А. Подольская. - М: Дашков и К° ̶ Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. - 379 с.
10. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". – СПб.: Петрополис, 1993.
11. Солженицын, А. И. На возврате дыхания и сознания / А. И. Солженицын //Новый мир. – 1991. – № 5. – С. 36–38.
12. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.
13. Фролов, И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.