Темы фиксированных выступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    1. Приведите пример реализации закона единства и борьбы противоположностей.

     2. Приведите пример реализации закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

    3. Приведите пример реализации закона отрицания отрицания.

    4. Чем прогресс отличается от регресса?

 

Темы для докладов

1. Синергетическая концепция развития.

2. Понятие самоорганизации.

 

Библиографический список.

    1. Андреев, И. Д. К вопросу о развитии философской категории / И. Д. Андреев //Философские науки. – 1980. – №6. – С.15–23.

     2. Асмус , В. Д. Античная философия / В. Д. Асмус. – М.: Высш. шк., 1976. – С.145–148.

    3. Введение в философию / под ред. Фролова. – М.; Политиздат, 1989.

    4. Галимов , Б. С. Принцип развития в основании научной картины природы / Б. С. Галимов. – Саратов: СГУ, 1981.

    5. Диалектика материального мира. – М.: Политиздат, 1985.

     6. Некрасов, С. И. Явление разума и духа: Коэволюционный подход/ С. И. Некрасов. – Владимир: Круг, 2001.

    7. Пригожин, И. Порядок из Хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. –  М.: Наука, 1986.

    8. Ситковский, Е. П. Философская энциклопедия Гегеля // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М., 1975

     9. Спиркин, А. Г. Философия : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.

10. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

    11.Философские проблемы научного познания и творчества. – СПб.: СПГУТД, 1996.

   12. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон (1775-1854),   Лекции о методе университетского образования : с приложением: Куно Фишер "Учение Шеллинга о природе" / Ф. В. Й. фон Шеллинг ; пер. с нем., [авт. вступ. ст., авт. примеч. И. Фокин.] - СПб. : Мiръ, 2009

 

 5.6. Тема 6. Сознание как философская проблема

Лекция 8. Духовное (идеальное) как форма бытия. Индивидуализированное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Сознание как вид индивидуализированного духовного, субъективная форма реальности. Психика и сознание. Проблема диалектики сознания и бессозна­тельного в истории философии. Сознание и самосознание человека. Сознание и язык. Функции сознания.

Сознание и общество. Основные уровни и формы общественного сознания. Диалекти­ка индивидуального и общественного сознания. Современная наука о природе и структуре сознания.

 

Семинар 8

1. Проблема сознания в свете истории философии.

2.Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания.

3. Общественное сознание, его уровни и основные формы.

Текст для обсуждения

Фрейд З. Я и Оно. Фрейд З. Я и Оно//Избранные произведения. – М.: Наука, 2003. – С. 78-82.

Тема для доклада

1. Диалектико-материалистический подход к проблеме сознания. по статье М. К. Мамардашвили «Анализ сознания в работах Маркса» (Вопросы философии.– №6, 1968. –  С. 14–25) .

2. Бессознательное как философская проблема.

Библиографический список

     1. Асмолов , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М.: Прогресс, 1990.

    2. Бахгин, М. М. Философия поступка / М. М. Бахгин //Философия и социология науки и техники: Еже­годник 1984–1985. – М.: Наука, 1986.

    3. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. – Киев: Вища Школа, 1978.

     4. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М. Наука, 1995.

     5. Иванов, А. В. Сознание и мышление / А. В. Иванов. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

    6. Мамардашвили , М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский; под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. – М.: Языки рус. культуры, 1999.

    7. Мамардашвили , М. К. Формы и содержание мышления / М. К. Мамардашвили. – М: Прогресс, 1968.

    8. Михайлов, Ф. Т. Загадка человеческого Я / Ф. Т. Михайлов. – М: Прогресс, 1986.

    9. Неопозитивизм. Лингвистическая философия // Современная западная философия. – М.: Политиздат, 1991.

   10. Общественное сознание и его формы. – М: Прогресс, 1986.

   11. Портнов, А. Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в фи­лософии XIX–XX вв. / А. Н. Портнов. – Иваново.: Б.и., 1994.

    12. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание: Монография / А. Г. Спиркин. – М.: Мысль, 1975.

      13. Скворцов, Л. В. Субъект истории и социальное самосознание / Л. В. Скворцов. – М.: Мысль, 1983.

    14. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

    15. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1989.

 

   5.7. Тема 7. Познание как предмет философского анализа

   Лекция 9. Философское понятие познания. Познание как отражение действительности (чувственное и логическое познание). Структура и результат познания: мнение, вера, догадка, понимание, интерпретация и знание. Соотношение эмпирического, рационального, иррационального и мистического в познании. Истина и ее критерии. Абсолютность и относительность истины. Истина и правда. Практика как источник, процесс, результат и критерий истинности познания.

 

   Семинар 9.

    1. Познание как предмет философского анализа.

    2. Объект и субъект познания в истории философской мысли.

    3. Философское учение об истине.

 

   Текст для обсуждения

  Кант, И. Критика чистого разума. Введение. /И. Кант. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.– С.7–16

  

   Тема доклада

   Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, конвенциональная, прагматистская, марксистская).

 

     Библиографический список

   1. Антонов, Н.С. Рассудок, разум, рациональность /Н.С. Антонов. – М.:

 Наука, 1988.

    2. Алексеев, П. В. Теория познания и диалектики / П. В. Алексеев, Панин А. В.  – М: Высшая школа, 1991.

    3. Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов. – М.: Мысль, 1986.

   4. Естественное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. – Л.: ЛГУ, 1990.

5. Ильин, В. В. Теория познания. Введение / В. В. Ильин. – М.: Наука, 1993.          6. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Наука, 1999.

   7. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. – М.: Наука, 1980.

   8. Поварин , С. Н. Спор. О теории и практике спора / С. Н. Поварин // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. – С.377–391.

   9.  Пукшанский, Б. Я. Обыденное знание / Б. Я. Пукшанский. – Л: ЛГУ, 1987.

   10. Рикер , П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М: Медиум, 1995.

   11. Федотова, В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М: Наука, 1991.

    12. Философия (курс лекций) /Под ред. Г.М.Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.    

   13. Философские проблемы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб: СПГУТД, 1996.

 

    5.8. Тема 8. Философский образ знания

 

Лекция 10. Понятие «знание». Мнение, догадка, вера, знание как формы результата познания. Классификация знания. Свойства знания («знание для деятельности» и «знание для общностей»). Поведенческая и трансляционная формы существования знания. Знак и символ. Естественные и искусственные языки как формы фиксации знания. Речь и знание. Знания рациональное и иррациональное и их разновидности. Наивно-реалистическое, мифологическое, религиозное, художественное знания. Теоретическое и прикладное знания. Естественное, техническое и гуманитарное знания. Философские основания единства научного знания. Тенденция гуманитаризации научного знания. Формирование межнаучных исследовательских программ.

 

Семинар 10

1. Обыденное и теоретическое знания.      

2. Научное и вненаучное  знания.

3. Структура знания. Знание и суждение.

 

Текст для обсуждения

     Кант И. Критика чистого разума. Введение. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.–  С.7–16.

Темы для докладов

1. Концепция личностного знания М. Полани.

2. Формы и типы вненаучного знания.

Библиографический список

    1. Абдеев , Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994.

    2. Алексеев, В. П. Теория познания и диалектика: учеб. пособие / В. П. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Высш. шк., 1991.

    3. Ильин, В. В. Критерии научного знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.

    2. Кугель , С. А. Менталитет российской науки / С. А. Кугель, Ю. В. Манько, Н. Н. Невская. – СПб.: СПГУТД, 1996.

    3.  Кузнецова, Н. И. Наука в ее истории / Н. И. Кузнецов. – М.: Наука, 1982.

    4.  Лапицкий , В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкая. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.

    5. Манько, Ю. В. Философский образ знания / Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

    6. Манько, Ю. В. Россия на рубеже веков (проблемы и перспективы развития) / Ю. В. Манько, И. В. Ильинский, В. Н. Сухов. – СПб.: СПГУТД, 2002.

    7. Научное и вненаучное знания: сотрудничество или конфронтация // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2–3 июля 2001 г. / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 2001.

    8. Полани , М. Личностное значение: На пути к посткритической философии / М. Полани. – М.: Прогресс, 1985.

    9. Поликарпов, B. C. История науки и техники / В. С. Поликарпов. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

   10. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.

    11. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с.

      12. Философия, культура, цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.

   13. Философские основы научного познания и творчества: учеб.  пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.

   14. Философия и методология науки: учеб. пособие / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

    15.  Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знания. – СПб.: СПГУТД, 2000.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.