Тема 3. Основные школы и направления современной философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Лекция 5. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (Фуко М.); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).

Семинар 5

1.Проблемы человека, смысл и цель его жизни в экзистенциализме.

2.Философия языка Л. Витгенштейна и герменевтический метод Г.Г. Гадамера.

3. Человеческая деятельность как универсальный критерий познания и истины в прагматизме, структурализме и постструктурализме.

4. Философские идеи М. Шелера.

 

Темы фиксированных выступлений

     1. Что такое «языковые игры» у Витгенштейна?

     2. Как звучит формулировка «прагматической максимы» Дьюи?

     3. В чем состоит проблема «герменевтического круга»?

     4. Что такое «Все-жизнь» и какое место занимает это понятие в концепции Шелера?

     5. Что понимают структуралисты под понятием «структура»?

 

Тема доклада

Философский смысл «Мифа о Сизифе» А. Камю

 

Библиографический список.

    1. Больнов , О. Ф. Философия экзистенциализма / под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

    2. Витгенштейн , А. О достоверности / А. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2.

     3.Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988.

    4. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. // Бунтующий человек. – М.: Республика, 1990.

     5. Каневский , А. С. История философии: учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая − СПб: СПГУТД, 2012. - 275 с.

    6. Мамардашвили , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994.

    7. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1988.

    8. Проблемы философской герменевтики. – М.: Наука, 1990.

    9. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней /Д. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. –СПб.: Петрополис, 1997 Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Медиум, 1995.

  10. Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

  11. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М.: 1978.

  12. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с

  13.Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.

    14. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

 

5.4. Тема 4. Бытие: сущее и существующее

Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

 

Семинар 6

1. Философский смысл понятий «бытие», «субстанция», «материя»: история их становления и развития.

2. Бытие как соотношение всеобщего, особенного и единичного.

     3. Основные уровни и формы бытия.

 

Текст для обсуждения

Платон «Миф о пещере». Платон. Государство. Кн. 6–7. М.: Мысль, 1994. – С. 278–302.

 

Тема докладов

1. Основные идеи статьи Хайдеггера М. «Учение Платона об истине».

   2. Учение о материи в истории философской мысли.

Библиографический список

1. Доброштан , Виталий Михайлович, Имеет  ли  смысл  искать  смысл жизни?: монография / В. М. Доброштан ; рец. Ю. В. Манько. - СПб: СПГУТД, 2010 - 152 с.

2. Доброштан, Виталий Михайлович, Жизнь, зачем ты мне дана? (Аксиологические аспекты мировоззренческого выбора личности) : монография / В. М. Доброштан. - СПб. : Петрополис, 2011. - 239 с.

3. Каневский , А. С. История философии : учебное пособие / А. С. Каневский, А. А. Чемшит, И. Ш. Шенгелая ; СПГУТД. - СПб. : СПГУТД, 2012. - 275 с.

4. Платон. Государство // Соч. : в 4 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1994.

5. Уемова , А. И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемова. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

6. Философия (курс лекций) / Под ред. Г. М. Левина. – СПб: Петрополис, 2015. – 356с

7. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / под ред. А. И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

8. Философия: Учение о бытии, познании и ценности человеческого существования: учеб. для вузов / В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА, 1999.

9. Хайдеггер, М. Вещь / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

10.  Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

11.  Хайдеггер, М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345–361.

 

5.5. Тема 5. Философские теории развития

 

Лекция 7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Движение и покой. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения. Эволюция и революция. Необходимость, случайность, целесообразность. Принцип детерминизма. Закон как выражение необходимо­сти. Законы динамические в статистические. Детерминизм и проблема свободы.

Законы диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания.

    Парные категории диалектики. Синергетическая конципция развития.          

 

    Семинар 7

1.Прогресс и регресс.

2.Законы диалектики и их философский смысл и роль в по­знании и преобразовании мира.

3. Категории диалектики как универсальные формы духовного освоения действительности.

4.Синергетика – теория самоорганизации систем.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.