Например. Тема - "Психокоррекционная работа с детьми группы риска младшего школьного возраста".
Глава 1. Возможности психологической коррекции в младшем школьном возрасте.
1.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
1.2. Характеристика методов психологической коррекции.
1.3. Психологическая характеристика младших школьников, относящихся к группе риска.
При таком содержании главы явно лишними являются параграфы 1.1 и 1.2. "Возрастную психологию" автор ВКР явно сдал успешно, то же самое относится и к курсу "психологическая коррекция".
■ Рекомендация студенту:
В выпускной работе не нужен пересказ общих положений того или иного раздела науки или учебной дисциплины.
Поэтому параграфы 1.1. и 1.2. в приведенном примере содержательно не раскрывают тему исследования. А вот параграф 1.3. важен и полезен. Первую главу нужно было начинать именно с этого материала. Затем нужно охарактеризовать методы коррекции, предназначенные для работы с младшими школьниками. И завершить первую главу можно описанием принципов организации коррекционной работы с детьми группы риска. Таким образом, план первой главы будет выглядеть так:
Тема - "Психокоррекционная работа с детьми группы риска младшего школьного возраста".
Глава 1. Возможности психологической коррекции в младшем школьном возрасте.
1.1. Психологическая характеристика младших школьников, относящихся к группе риска.
1.2. Характеристика методов психологической коррекции детей младшего школьного возраста.
1.3. Принципы организации коррекционной работы с детьми группы риска младшего школьного возраста.
Теоретических глав может быть и две, и три. Их количество определяется самим исследователем и зависит от масштабности тех вопросов, которые раскрываются в данной работе. Большое значение имеет стиль изложения и грамотный литературный язык. Способ изложения раскрывает научную культуру автора, а его общую культуру характеризует уровень языка и стиля.
►Обратите внимание!
Научный текст отличает прагматическая направленность на конечный результат, поэтому он не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук, не указав эту особенность. Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения.
Изучение литературы по проблеме исследования - серьезная работа, которая предполагает не только заимствование материала, но и обдумывание найденной информации. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме работы и является наиболее ценной. Нужно собирать не любые факты, а научные факты, которые составляют основу научного знания, отражают объективные свойства вещей и объектов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.
Особой формой теоретического материала являются цитаты. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты служат необходимой опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Число используемых цитат должно быть оптимальным, определяться потребностями разработки темы работы. Важно установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника, при этом также возможно искажение смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.
!!! Обязательное требование:
Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов, должны иметь ссылку на литературный источник или авторство.
Например:
…Существенными для анализа эффективности подготовки психолога являются исследования проблемы развития личности как субъекта жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, В.А. Сластенин и др.), субъектности личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский), самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм)…
…А.К. Маркова так определяет содержание этого понятия: «Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника» [15, с. 22]…
…В работе Е.Е.Шагалиной показано, что обследованные школьные психологи г. Омска (37 человек) от 40% до 60% рабочего времени посвящают психодиагностике, а психологическому консультированию - от 15% до 0% [27, с. 37]…
►Обратите внимание!
Заканчивается первая глава, или теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса тем, что автор делает теоретические выводы относительно темы своей работы. Эти выводы в последствии попадают в общие выводы по всей работе.
Например:
Глава 1. Характеристика половых различий в становлении характера подростка.
…
Выводы по первой главе.
1. Теоретический анализ содержания понятия «характер» показал, что имеется два подхода к определению содержания данного понятия – биогенетический и социокультурный.
2. В нашей работе мы будем опираться на понятие «синдром черт характера, обусловленный полом», предложенное А.Ф.Филатовой.
3. Черты характера имеют различия проявлений у мальчиков и девочек в интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, а также в половой идентичности.
4. Методика изучения характера (МИХ) позволяет выявить половые различия в становлении характера подростков.
2.3."Глава 2" как ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вторая глава - это описание организации, способов, методик и процедуры выполнения практических действий по изучению или исследованию темы или проблемы ВКР.
►Обратите внимание!
Дата: 2019-03-05, просмотров: 191.