ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

И.А.Вишняков, А.Н.Баженова

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

(БАКАЛАВР, СПЕЦИАЛИСТ, МАГИСТР)

 

Учебное пособие

 

 

Омск 2009

 


ББК 74.580.252.4

    В 927

Печатается по решению

Научно-методического совета

Омского государственного

Педагогического университета

 

Вишняков И.А., Баженова А.Н. Выпускная квалификационная работа студентов психолого-педагогического профиля: Учебное пособие. 3-ье издание. Переработанное и дополненное. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. – 56 с.

 

 

Данное учебное пособие призвано помочь студенту психолого-педагогического профиля сформировать основное представление о содержании и форме Выпускной Квалификационной Работы (ВКР) выпускника высшего учебного заведения. В соответствии с действующими стандартами высшего профессионального образования в настоящее время существует три вида ВКР: выпускная работа бакалавра, дипломная работа специалиста и магистерская диссертация. Они все называются ВКР в государственных документах, но к ним предъявляются различные требования. В то же время, все виды ВКР могут быть выполнены по предлагаемым в данных рекомендациях образцам (содержанию и форме). Нормы оценки работ и процедура защиты являются общими для всех видов ВКР, хотя и имеют свои особенности. Поэтому предлагаемые в учебном пособии рекомендации могут быть полезны всем тем, кто выполняет ВКР.

 

© Вишняков Игорь Августович, Баженова Анжела Нурбиевна.

© Омский государственный педагогический университет, 2007 г.


 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.
1.Общая характеристика выпускной квалификационной работы 4
1.1.Государственные требования к выпускным квали- фикационным работам (ВКР) 5
1.2.Темы и типы ВКР 10
1.3.Варианты целей ВКР 17
2.Структура ВКР 20
2.1."Введение" 20
2.2."Глава 1" как теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса 32
2.3."Глава 2" как описание организации и проведения исследования 35
2.4."Глава 3" как изложение результатов исследования 39
2.5."Выводы" 41
2.6."Заключение" 42
2.7."Литература" 42
2.7.1.Варианты списков литературных источников 42
2.7.2.Требования к оформлению списка литературы 43
2.8.Приложения 45
3.Оформление ВКР 47
3.1.Образец титульного листа 48
4.Оценка ВКР 49
4.1.Общая характеристика и критерии оценки 49
4.2.Отзыв научного руководителя 50
4.3.Рецензия 52
5.Защита дипломной работы 55
6.Заключение или пожелания авторов 57

 


 


Общая характеристика

 выпускной квалификационной работы.

 

Выпускная квалификационная работа (в дальнейшем - ВКР) является выражением всех тех знаний, умений и навыков, которые сформировались, выработались у студента за период обучения в высшем учебном заведении. Профессиональные знания, умения и навыки студент использует при рассмотрении темы или проблемы, относящейся к сфере его профессиональной деятельности. Процесс рассмотрения, изучения, исследования темы или проблемы и его результаты излагаются в виде текста, который и является выпускной квалификационной работой. Тема ВКР определяется как личными научно-практическими интересами студента, так и научно-профессиональными интересами руководителя. Определение темы ВКР является наиболее важным действием, так как тема определяет тип ВКР, основное содержание ВКР и ее форму. Тем не менее, вне зависимости от темы выполнение ВКР подчиняется определенным требованиям.

Существуют государственные требования к ВКР, определенные в соответствующих документах Министерства образования России. Кроме этого имеются сложившиеся требования конкретной научно-педагогической школы, существующей в вузе. Вместе с государственными требованиями, требования данного вуза и определяют конкретные формы и содержания ВКР. В данном учебном пособии представлен вариант сочетания государственных требований и требований Омского государственного педагогического университета и Факультета психологии и педагогики.

Выпускная квалификационная работа по психолого-педагогическому профилю отличается тем, что как по содержанию, так и по форме находится в пространстве, соединяющем гуманитарные, естественные и социальные науки. Конкретная работа, в зависимости от темы, может расположиться ближе к любому из этих трех типов наук. В соответствии с этим расположением появится определенная специфика, как в содержании, так и в форме работы. Это составляет определенную дидактическую трудность при формировании общих рекомендаций выполнения и написания ВКР по психолого-педагогическому профилю. Прочитав пример некоторой части содержания ВКР, студент почти всегда имеет возможность представить такую ситуацию, в которой этот пример станет неудачным, или даже неподходящим. Это произойдет в том случае, если пример приведен для более естественнонаучной работы, а студент, читающий данный пример, выполняет более гуманитарную тему. Понимая это, мы тем не менее решились дать наиболее общие рекомендации для выполнения ВКР по психолого-педагогическому профилю в Омском государственном педагогическом университете. И надеемся, что предлагаемые рекомендации в любом случае будут полезны всем студентам.

1.1.Государственные требования к выпускным квалификационным работам (ВКР).

Здесь приводится фрагмент государственного положения, характеризующего требования к выпускной квалификационной работе. В особых комментариях он не нуждается.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению

«Выпускник высших учебных заведений в Российской Федерации»

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о выпускных работах и итоговых экзаменах в высших учебных заведениях Российской Федерации

 

1. Общие положения

Выполнение выпускной квалификационной работы - выпускной работы обучающегося по программе бакалавра, дипломной работы (проекта) обучающегося по программе дипломированного специалиста, магистерской диссертации обучающегося в магистратуре является обязательным заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени высшего профессионального образования. Исключение из этого положения может быть сделано только Министерством образования Российской Федерации.

1.1. Общие требования к содержанию, форме и цели выполнения выпускной квалификационной работы являются различными в зависимости от особенностей образовательной программы конкретного направления или специальности, ступени образования, учебного времени, выделяемого профессиональной образовательной программой на подготовку выпускной работы. Они должны соответствовать государственным образовательным стандартам в части требований к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников и итоговой аттестации.

1.2. Конкретные требования к содержанию, объему, структуре, формам представления выпускных квалификационных работ, итогового и междисциплинарного итогового экзаменов определяются методическими указаниями, которые разрабатываются профилирующими кафедрами применительно к реализуемым ими направлениям или специальностям на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов в части требований к минимуму содержания и качеству подготовки выпускников, ведомственных нормативных документов, согласованных с Министерством образования Российской Федерации, и утверждаются Ученым советом высшего учебного заведения.

1.3. Итоговые и междисциплинарные итоговые экзамены проводятся только по дисциплинам, входящим в обязательный минимум содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в высшем учебном заведении.

1.4. Расписание работы каждой государственной экзаменационной комиссии, согласованное с председателем комиссии, утверждается проректором по учебной работе высшего учебного заведения (руководителем структурного подразделения) по представлению декана факультета (заведующих профилирующих кафедр) и доводится до общего сведения не позднее чем за месяц до начала соответствующего аттестационного испытания.

1.5. Расписание всех видов итоговой государственной аттестации утверждается ректором высшего учебного заведения (руководителем структурного подразделения) и доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до начала аттестационных испытаний.

 

2. Выпускная работа бакалавра.

По своему назначению, срокам подготовки и содержанию выпускная работа бакалавра является учебно-квалификационной. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта в части, касающейся минимума содержания и качества подготовки. Выпускная работа должна быть связана с разработкой конкретных теоретических или экспериментальных вопросов, являющихся частью научно-исследовательских учебно-методических и других работ, проводимых кафедрой. По решению кафедры в качестве выпускной работы бакалавра могут быть приняты статьи, опубликованные или подготовленные лично студентом, а также научные доклады, представленные выпускником на студенческих конференциях молодых ученых и др.

2.1.Выпускная работа бакалавра должна являться результатом разработок, в которых выпускник принимал непосредственное участие. При этом в выпускной работе или в отзыве на нее организации, где проводились указанные исследования, должен быть отражен личный вклад автора в используемые в работе результаты.

2.2.Выпускная работа бакалавра выполняется на 4-м году обучения (8-й академический семестр). Затраты времени на подготовку выпускной работы бакалавра определяются учебным планом образовательного направления в объеме не менее 300 часов.

2.3.Тематика выпускной работы бакалавра определяется в соответствии с перечнем общепрофессиональных и специальных дисциплин государственного образовательного стандарта в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки соответствующего направления. Темы выпускной работы бакалавра разрабатываются профилирующей кафедрой и утверждаются заведующим кафедрой.

2.4.При выполнении выпускной работы кафедрой назначается научный руководитель работы из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры. По предложению руководителя выпускной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа научно-педагогических сотрудников других кафедр (факультетов) вуза и организаций.

2.5.Выпускная работа представляется в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за 2 недели до назначенного срока защиты. Для проведения защиты комиссия назначает одного рецензента из научно-педагогических сотрудников кафедры. При необходимости в качестве рецензентов могут привлекаться сотрудники других кафедр факультета. На выпускную работу рецензент представляет в комиссию письменный отзыв.

2.6.Защита выпускной работы бакалавра осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. Продолжительность защиты выпускной работы, как правило, не должна превышать 45 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 15 минут (если это не противоречит соответствующему государственному образовательному стандарту в части требований к итоговой аттестации выпускников).

3. Дипломная работа (проект)

3.1. Выпускная работа дипломированного специалиста - дипломная работа (проект) представляет собой квалификационную работу и имеет своей целью выяснение подготовленности выпускника для самостоятельного выполнения профессиональных задач в производственных, научно-исследовательских, образовательных организациях, государственных структурах и других сферах деятельности в соответствии с полученной специальностью (специализацией).

3.2. Дипломная работа (проект) специалиста должна представлять собой законченное исследование, связанное с разработкой опытно-конструкторских, технологических, прикладных (научно-производственных), учебно-педагогических и других производственных задач в соответствующей профессиональной области. По решению профилирующей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские или научно-прикладные результаты, полученные лично автором.

3.3. Дипломная работа (проект) специалиста выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных выпускником в течение всего срока обучения. При этом тема дипломной работы определяется перечнем специальных и общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки по соответствующей специальности.

3.4. Выпускная работа специалиста выполняется в течение последнего семестра после завершения академической программы обучения. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, определяется учебным планом специальности, разработанным на основе соответствующего государственного образовательного стандарта в части требований к государственной итоговой аттестации, в объеме 400-700 часов (из расчета 54 часа в неделю).

3.5. Темы выпускных работ специалиста разрабатываются соответствующей профилирующей кафедрой и утверждаются заведующим кафедрой. Обучающийся имеет право выбрать тему выпускной работы (проекта) или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

3.6. При выполнении дипломной работы (проекта) решением кафедры назначается научный руководитель работы из числа преподавателей или научных сотрудников кафедры, утверждаемый деканом факультета. По предложению руководителя выпускной работы в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа научно-педагогических сотрудников других кафедр (факультетов) вуза или сторонних организаций. Руководителями выпускной работы могут быть также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, как правило, тех, где проходила преддипломная практика обучающегося.

3.7. Выполнение выпускником очной и очно-заочной формы обучения дипломной работы (проекта), как правило, осуществляется непосредственно в вузе с предоставлением ему рабочего места, лабораторного оборудования и технических средств, необходимых для работы. При необходимости по решению выпускающей кафедры дипломная работа (проект) может выполняться в других научных и проектно-конструкторских учреждениях, на предприятиях и в организациях.

3.8. Дипломная работа представляется в Государственную аттестационную комиссию не менее чем за 2 недели до назначенного срока ее защиты.

3.9. Для проведения защиты дипломной работы заведующий выпускающей кафедры назначает рецензента из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных, научно-исследовательских, производственных и других учреждений и организаций при необходимости в качестве рецензента могут привлекаться сотрудники смежных кафедр факультета (вуза). По итогам рассмотрения диссертации рецензент представляет в комиссию письменный отзыв.

3.10. Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. Продолжительность защиты, как правило, не должна превышать 45 минут, причем на доклад выпускника отводится не более 20 минут

(если это не противоречит соответствующему государственному образовательному стандарту в части требований к итоговой аттестации выпускников).

 

4. Магистерская диссертация

4.1. Выпускная работа обучающегося в магистратуре магистерская диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в вузе (6 лет) по выбранному направлению подготовки высшего профессионального образования. Она предназначена для выявления подготовленности магистранта к научно-исследовательской либо научно-педагогической работе или продолжению образования в аспирантуре.

4.2. Магистерская диссертация должна являться итогом научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы магистранта, связанной с разработкой конкретных теоретических задач, учебно-методических материалов, научно-производственных и научно-педагогических задач прикладного характера, опытно-конструкторских проектов творческих проблем, определяемых спецификой образовательного направления. По решению выпускающей кафедры в качестве выпускной работы могут быть приняты опубликованные статьи в центральных научных журналах и научные доклады на международных, республиканских и отраслевых конференциях, в которых излагаются новые научно-исследовательские результаты, полученные лично автором.

4.3. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, определяется учебным планом магистратуры, разработанным на основе соответствующего государственного образовательного стандарта в части требований к государственной итоговой аттестации, и составляет не менее 50% общего времени обучения в магистратуре.

4.4. Темы магистерских диссертаций разрабатываются выпускающей кафедрой и утверждаются Ученым советом факультета. Магистрант может предложить для подготовки выпускной работы собственную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

4.5. Руководитель магистерской диссертации назначается приказом проректора по учебной работе (декана факультета) по представлению выпускающей кафедры. В качестве руководителя магистерской диссертации могут назначаться профессора и доценты (доктора или кандидаты наук) выпускающей кафедры, родственных кафедр (факультетов) данного или других вузов, доктора и кандидаты наук научных и научно-производственных учреждений, а также высококвалифицированные специалисты государственных, общественно-политических и творческих организаций.

4.6. В случае если выпускная работа магистра имеет междисциплинарный характер или связана частично или полностью с тематикой организации, где проходила научно-исследовательская работа магистранта выпускающей кафедре предоставляется право приглашать научных консультантов по отдельным разделам выпускной работы. В качестве консультантов могут приглашаться научно-педагогические сотрудники смежных кафедр (факультетов), других высших учебных заведений, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты научных, научно-производственных, проектно-конструкторских учреждений и других государственных организаций.

4.7. Работа над магистерской диссертацией выполняется обучающимся непосредственно на выпускающей кафедре с предоставлением ему рабочего места, необходимого оборудования и технических средств или в научных, научно-производственных и других организациях, с которыми было связано выполнение научно-исследовательской работы магистранта.

Темы и типы ВКР

 

Наиболее важным шагом в процессе работы над ВКР является определение темы выпускной работы.

Выпускающая кафедра ежегодно предлагает для выбора студентам список тем ВКР, формируя его в соответствии с научными и практическими интересами преподавателей, а также, учитывая тематику курсовых работ, которая может разрабатываться и на уровне выпускных работ. При определении темы выпускной работы конкретного студента могут учитываться и его личные интересы.

Формулировка темы ВКР согласуется студентом совместно с преподавателем в начале учебного года (сентябрь-октябрь) выпускного курса. После этого студент не имеет права самостоятельно менять тему ВКР.

Выполнение студентом работы по самостоятельно определенной теме рассматривается как невыполнение ВКР и оценивается «неудовлетворительно» научным руководителем. С текстом такой работы студент не допускается к защите ВКР.

Каждая тема ВКР предполагает, что для ее раскрытия необходимо:

- сформулировать цель работы (исследования) как желаемый результат, который Вы пытаетесь получить совершая все свои действия по исследованию выбранной темы;

- определить объект работы (исследования) – вид, направление, раздел профессиональной деятельности специалиста, который объективно существует и является средством решения существующих проблем для специалиста;

- определить предмет работы (исследования) – аспект рассмотрения объекта, содержание действий специалиста, позволяющих решить проблему его профессиональной деятельности;

- сформулировать гипотезу работы (исследования) – то есть предположение о том, какие действия, какая последовательность действий профессионала (психолога и педагога) и как повлияет на достижение им цели своей деятельности;

- определить эмпирическую базу (основу) – состав и количество тех людей, которые будут подвергаться обследованию в процессе выполнения работы.

Сформулированные и определенные цель, объект, предмет и гипотеза работы определят те виды исследовательских и практических действий или деятельностей, которые должен совершить студент, чтобы выполнить ВКР. Эти действия и деятельности могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от цели, объекта и предмета изучения.

►Обратите внимание!

Например. Тема "Индивидуальное консультирование как вид профессиональной деятельности социального педагога или психолога" может выполняться в нескольких направлениях:

1 направление: Изучение освоенности навыков индивидуального консультирования студентами психолого-педагогических специальностей. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет изучения - навык консультирования. Эмпирическая база – студенты факультета психологии и педагогики педвуза. Действия автора ВКР - создать условия, в которых проявится навык консультирования у студентов (то есть студент будет консультировать реального клиента, а не рассказывать про это), и определить степень его сформированности с помощью специального диагностического средства.

2 направление: Изучение эффективных технологий индивидуального консультирования, используемых практикующими психологами. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет изучения - технологии консультирования. Эмпирическая база - практикующие психологи. Действия автора ВКР - на основе анализа литературы выделить эффективные технологии консультирования, зафиксировать (например, пронаблюдать) использование данных технологий у необходимого числа практикующих педагогов и психологов (12-17 чел.) с достоверным числом клиентов (12-17 чел.).

3 направление: Изучение влияния индивидуального консультирования на последующее поведение клиента. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предмет исследования - взаимодействие консультирования и поведения. Эмпирическая база - клиенты консультанта. Действия автора ВКР - зафиксировать поведение клиента до консультирования (практически невозможно это сделать достоверно до обращения к консультанту), зафиксировать поведение клиента после консультирования (сделать это очень трудно, если не ходить за клиентом по пятам несколько недель), по заданным критериям определить разницу в поведении.

4 направление: Изучение использования эффективных технологий индивидуального консультирования студентом в период педагогической практики и влияние их на поведение клиента. Объект изучения - индивидуальное консультирование. Предметы изучения - навыки студента, технологии консультирования, поведение клиента. Эмпирическая база - студенты, клиенты. Действия автора ВКР - смотри все действия в предыдущих трех вариантах. Их нужно выполнить все!

►Обратите внимание!

Выбрав тему ВКР, четко определи, какие виды деятельности ты сможешь совершить для разработки данной темы, и тогда ты сможешь определить тип твоей ВКР. Согласуй результаты своих действий по определению типа ВКР с научным руководителем.

Определив тип ВКР, ты определяешь границы того, что тебе нужно сделать. Выходить за эти границы не стоит. Но и оставлять пустое место внутри границ тоже нельзя.

Здесь приводятся основные типы ВКР, различающиеся по содержанию тех действий, которые должен совершить студент в процессе разработки избранной темы.

1 тип ВКР. Комплексная теоретико-исследовательско-практическая работа.

Наиболее сложный и трудоемкий тип ВКР. Наилучшие результаты получаются тогда, когда студент начал заниматься данной темой при выполнении курсовой работы на 3-ем курсе, продолжил на 4-ом, и в период выпускного курса завершает данную работу.

Включает все шесть выделенных видов деятельности: теоретический анализ, выдвижение гипотезы, создание средств фиксации явления, проведение эксперимента, использование в собственной профессиональной деятельности, разработка программы воздействия или рекомендаций.

Например. Дипломная работа на тему "Обучение использованию эффективных мнемотехник студентами на практических занятиях по психологии" включала в себя теоретическое доказательство того, что существуют эффективные мнемотехники, экспериментальное доказательство того, что некоторые мнемотехники можно считать эффективными в условиях практического занятия в вузе, и практическое обучение студентов пользованию соответствующими мнемотехниками в процессе проведения практических занятий со студентами первого курса. Работа выполнялась три года.

2 тип ВКР. Теоретическая работа.

Редко встречающийся тип ВКР. Для выполнения теоретической работы необходимо иметь опыт анализа чужих теорий, обоснованного их сравнения, а также, собственные способности к теоретической деятельности.

Включает по сути один из выделенных видов деятельности - подробное аналитическое исследование состояния изученности и перспектив исследования определенного вопроса в теоретической или практической психологии и педагогике. Необходимым элементом данного типа ВКР является библиография изучаемого вопроса, т.е. составление наиболее полного списка имеющейся на сегодняшний день литературы по данному вопросу.

Например. Дипломная работа на тему «Жалоба как способ психологического воздействия в общении русского человека» предполагает обобщение и анализ исторических, литературных, публицистических, научных данных о психологических особенностях русского человека в целом и об особенностях его общения, в частности.

3 тип ВКР. Исследовательская работа.

Часто встречающийся тип ВКР. Обычно, в этом типе ВКР определяется связь чего-то с чем-то: её наличие или отсутствие, или особенности данной связи. Многим студентам кажется, что это наиболее легко выполняемая работа, однако она требует хорошо сформированного навыка анализа полученных данных с помощью методов математической статистики. При неправильном использовании соответствующих методов получаются необоснованные или недоказанные выводы.

Включает от одного до пяти из выделенных видов деятельности: теоретический анализ (может практически отсутствовать), выдвижение гипотезы, создание средств фиксации явления (могут использоваться готовые методики диагностики), проведение эксперимента, разработка программы воздействия или рекомендаций (может отсутствовать). Наиболее важной частью является доказательство сделанных выводов.

Например. В дипломной работе на тему "Связь общительности и типа темперамента" нужно теоретически определить наличие данной связи и, если можно, установить ее характер - например, общительность зависит от типа темперамента.

Затем провести диагностику типа темперамента и общительности у необходимого количества людей (количество должно обеспечить статистическую значимость различий, в данном случае – по 50 человек на каждый тип темперамента). После этого статистически обработать результаты и доказать, что связь есть, или что её нет.

4 тип ВКР. Исследовательско-практическая работа.

Часто встречающийся тип ВКР, как и просто исследовательская работа. Обычно, в этом типе ВКР определяется связь чего-то с чем-то, а затем данная связь используется в профессиональной деятельности специалиста психолога или педагога, обычно - автора ВКР.

По сравнению с исследовательской ВКР, в исследовательско-практическом типе осуществляется использование полученных в эксперименте результатов в практической работе автора дипломной работы.

Например. Дипломная работа на тему "Влияние ведущей сенсорной системы на восприятие информации и использование этого влияния в консультировании" предусматривает организацию и проведение эксперимента, который докажет, что ведущая сенсорная система определенным образом влияет на восприятие информации (например, делает данную информацию основной, главной для принятия решения). После этого данное влияние ведущей сенсорной системы необходимо каким-то образом использовать в процессе психолого-педагогического консультирования и зафиксировать результаты.

5 тип ВКР. Практическая работа.

Теоретическое обоснование возможности и необходимости использования определенного средства (метода, технологии, техники, диагностики, тренинга и т.п.) психологического и педагогического влияния на другого человека; использование избранного средства психологического и педагогического влияния на другого человека в практической работе автора дипломной работы, с анализом результатов влияния и оценкой эффективности самого средства. В дипломной работе такого типа, обычно, содержание средства психологического и педагогического воздействия и его назначение достаточно полно представлены в методических источниках, то есть автор ВКР получает их практически в готовом виде. Поэтому наиболее важной частью работы становится доказательство положительного воздействия данного средства на человека или группу людей.

Например. Дипломная работа на тему "Использование арттерапии в психокоррекции гиперсоциальных подростков" предполагает: на основе анализа литературы теоретическое обоснование возможности и полезности использования арттерапии для коррекции психо-социального развития в подростковом возрасте; проведение реального арттрапевтического тренинга с группой подростков; фиксация с помощью адекватных средств состояния подростков до проведения тренинга и после тренинга; статистическое доказательство того, что тренинг произвел полезные изменения у данных подростков.

6 тип ВКР. Исследование состояния проблемы.

Теоретическое обоснование наличия проблемы в профессиональной деятельности психолога или педагога, или в состоянии и развитии клиентов психолога и педагога; разработка диагностического комплекса для изучения проблемы; подробное и обоснованное изложение состояния проблемы. Достаточно сложной частью данного типа ВКР является обоснованное доказательство существования проблемы в профессиональной деятельности педагога или психолога, или необходимости получения знаний по конкретному вопросу профессиональной деятельности. Наиболее сложной частью данного типа ВКР является разработка диагностического комплекса для изучения проблемы. В данный комплекс должны войти не только известные методики, но и те, которые разработаны самим автором ВКР, и которые позволят реализовать предположения автора.

Например. Дипломная работа на тему "Изучение особенностей самооценки подростков" предполагает: обоснование необходимости характеристики самооценки подростков для профессиональной деятельности психолога и педагога; подбор и разработка диагностических средств, для выявления особенностей самооценки подростков; обоснование (статистическое) наличия именно таких особенностей у подростков; определение форм и методов учета и использования данных особенностей в профессиональной деятельности.

►Обратите внимание!

Напомним, что конкретная ВКР может и не подходить полностью под один из выделенных типов, может быть каким-то промежуточным типом. Однако при этом остается необходимость выполнения соответствующих видов деятельности по разработке ВКР такого промежуточного типа.

■ Рекомендация студенту:

Независимо от типа ВКР, алгоритм работы можно представить следующими шагами:

Определение темы работы.

Определение эмпирической базы – тех реальных людей в реальных организациях, которые будут участвовать в обследовании, опрашиваться, тестироваться, участвовать в тренингах, коррекционных и развивающих воздействиях.

Определение типа ВКР.

Формулирование выводов.

Оформление работы, получение отзыва и рецензий.

Защита работы.

 

 

Варианты целей ВКР.

 

Цель – это формулирование желаемого результата исследования. В формулировке цели ВКР отражается то, что намерен получить автор работы по её завершении. Постановка цели работы определяет характер её организации и проведения, позволяет представить структуру работы, отразить ключевые моменты исследования.

Вербально, цель почти полностью повторяет название или тему работы. Здесь имеется определенная зависимость. Когда студент говорит: "Я хочу изучить (установить, выявить, определить т.д.) то-то и то-то", это означает, что он формулирует цель своих действий. На основе данной формулировки цели можно сформулировать название самой работы. Если студент берет тему, уже сформулированную преподавателем (название имеется), то необходимо определить, какие цели внутри данной темы можно поставить для достижения конкретным студентом. Таким образом, текстовая и содержательная связь темы, названия и цели работы становится очевидной. Тем не менее, формулировка цели более конкретно и подробно определяет то, что должно быть получено в результате выполнения ВКР.

►Обратите внимание!

Можно выделить несколько видов целей психологических и педагогических исследований:

Изучение динамики явлений.

Например. Цель работы – изучить динамику профессиональных представлений студентов–психологов третьего курса в течение учебного года.

Открытие новой природы явлений.

 Например. Цель работы – изучить влияние цветомузыкального тренинга на процесс реабилитации военнослужащих, служивших в горячих точках.

СТРУКТУРА ВКР.

Необходимо указать конкретное число людей, которые подвергались обследованию. Для активных (тренинг, обучение, консультация и т.п.) и экспериментальных методов отдельно указывается количество людей, участвовавших в этих действиях автора работы.

Кроме этого, люди находятся в каких-либо организациях, учреждениях или живут в определенной местности – городе, селе и т.п.

■ Рекомендация студенту:

Заканчивается первая глава, или теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса тем, что автор делает теоретические выводы относительно темы своей работы. Эти выводы в последствии попадают в общие выводы по всей работе.

Например:

Глава 1. Характеристика половых различий в становлении характера подростка.

Выводы по первой главе.

1. Теоретический анализ содержания понятия «характер» показал, что имеется два подхода к определению содержания данного понятия – биогенетический и социокультурный.

2. В нашей работе мы будем опираться на понятие «синдром черт характера, обусловленный полом», предложенное А.Ф.Филатовой.

3. Черты характера имеют различия проявлений у мальчиков и девочек в интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, а также в половой идентичности.

4. Методика изучения характера (МИХ) позволяет выявить половые различия в становлении характера подростков.

 

2.3."Глава 2" как ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Вторая глава - это описание организации, способов, методик и процедуры выполнения практических действий по изучению или исследованию темы или проблемы ВКР.

►Обратите внимание!

В этой части работы необходимо показать, как полученные результаты доказывают или отвергают поставленную в исследовании гипотезу, какие особенности и характеристики предмета изучения подтверждаются, а какие - нет.

Например. Если целью работы является выделение особенностей предмета или явления, то анализ должен отразить способ и основание их выделения из эмпирического материала. Если в задачи работы входит сравнительный анализ, то в нем должны быть отражены не только различия между сравниваемыми выборками, но и сходства, которые должны быть объяснены. Если работа носит методический характер, то есть имеет цель – показать новую методику, то в анализе должна быть информация о критериях эффективности методики и о тех изменениях, которые обусловлены применением именно данной методики.

■ Рекомендация студенту:

Варианты списков литературных источников.

В зависимости от типа ВКР список литературных источников различен. Можно выделить 3 варианта:

1 вариант – «Список использованной литературы» – в список включаются только те источники, которые автор использует в работе, на которые он опирается в процессе теоретического анализа своей темы и в организации практической работы.

Это наиболее простой и наиболее честный вариант составления списка литературы. Однако всегда есть опасность, что рецензенты и члены государственной комиссии знают и опираются на другие литературные источники, что может вызвать неприятные вопросы на самой защите ВКР. Но если автор готов к таким вопросам, то пишите в список только использованную литературу.

2 вариант – «Литература» – включаются все источники, на которые есть ссылки в тексте. При этом часть литературных источников косвенно или очень фрагментарно связана с темой работы автора ВКР. Тем не менее, такой список демонстрирует нормальную теоретическую и литературную осведомленность автора ВКР.

3 вариант – «Библиографический список» – включает все теоретические источники, которые существуют по данной теме на настоящий момент. Наиболее трудоемкий вариант, но необходимый в работах определенного типа.

►Обратите внимание!

Приложения.

 

В приложения помещаются те материалы, которые важны для понимания работы и всех действий автора, но являются объемными, специальными или промежуточными по отношению к итоговому тексту ВКР.

►Обратите внимание!

ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

 

Оформление ВКР подчиняется нескольким правилам:

1. Текст должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги (формата А 4) через 1,5 компьютерных интервала, шрифт «Times New Roman». Для шрифта выбирается кегль 14.

2. Размер полей: Слева – 3 см, справа – 1,5 см, снизу и сверху – по 2 см. При таких полях каждая страница текста содержит приблизительно 1800 знаков (30 строк по 65-68 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами).

3. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе и на содержании номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу.

4. Оформление "титульного листа" (Смотри раздел 3.1.Образец титульного листа).

5. Оформление "содержания" (Смотри содержание данных рекомендаций, особенно вторую главу).

6. Каждая часть работы (введение, глава 1, глава 2, … выводы, заключение, литература) начинается с нового листа.

7. При оформлении ссылок необходимо придерживаться следующих правил: при дословном использовании текста, необходимо брать его в кавычки, указывая номер источника и страницу.

Например. Н.Ф.Талызна пишет, что "…когда ребенок достиг в своем умственном развитии стадии наглядно-образного мышления, несложные действия он может усвоить без материализации, то есть начать движение с перцептивной формы" [39. с 106]. В данном примере текст из книги взят не с начала предложения, а из середины, поэтому после кавычек ставится многоточие. Кроме этого, в цитируемом тексте есть выделение. Оно сделано автором, то есть Н.Ф.Талызиной. Если бы такое выделение сделал студент, то есть автор ВКР, то необходимо это отметить в тексте работы сразу после выделения так - (выделено мной - И.В.). В скобках указываются инициалы автора ВКР.

При собственном изложении прочитанного текста кавычки не используются, а первоначальная информация об источнике указывается так же.

Например. Еще в 40-ых гг. А.Н.Леонтьев показал, что средства наглядности могут выполнять разные функции в процессе обучения [3. с 8-9].

Подстрочные ссылки в ВКР не используются. В случае крайней необходимости они размещаются в низу той страницы, на которой дана такая ссылка.

!!! Обязательное требование:

Если в тексте ВКР имеются тексты или их фрагменты других авторов и отсутствуют ссылки на работы этих авторов, то данная ВКР считается плагиатом, с защиты снимается и студент получает оценку "неудовлетворительно".

8. Дипломная работа представляется для защиты в папке. Объем работы в среднем составляет 50 – 60 листов.

Образец титульного листа.

Федеральное агентство по образованию Омский государственный педагогический университет ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра практической психологии   Особенности самооценки подростков   Выпускная квалификационная работа специалиста     Выполнил студент 51группы Иванов Петр Сергеевич   (подпись) Научный руководитель  д. психол. н., профессор Вишняков Игорь Августович ____________________________ (подпись) Выпускная работа защищена «___»____________2009 г. Оценка__________________ Председатель ГАК____________ (подпись)   Омск 2007


ОЦЕНКА ВКР.

ОТЗЫВ

ОТЗЫВ

научного руководителя на дипломную работу К.И.В. по теме: "Факторы эмоциональной устойчивости педагогов различного уровня педагогического мастерства"

К.И.В. выбрала для изучения достаточно интересную и актуальную тему. Изучение факторов эмоциональной устойчивости, как одной из важнейших характеристик эффективности педагогической деятельности, позволяет школьному психологу более осознанно и продуктивно работать с учителями по развитию эмоциональной устойчивости, более целенаправленно организовывать активные методы социально-психологического обучения. [Оценка актуальности и значимости темы работы и выделение этого как достоинства]

Теоретический анализ выделенных для исследования понятий и характеристик педагога проведен в работе И.В. достаточно последовательно и тщательно. Несомненным достоинством работы является использование для анализа большого количества теоретических подходов и практических данных как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. [Оценка теоретического анализа темы и выделение этого как достоинства] Отсюда, становится обоснованным выбор изучаемого содержания и, что очень важно, диагностического комплекса по предмету исследования.

Еще одним достоинством работы И.В.К. является адекватная обработка полученных данных. В приведенных таблицах отражены главные взаимосвязи и взаимозависимости, четко выделены значимые различия в изучаемых группах учителей и анализируемых показателях. [Оценка средств и содержания анализа полученных результатов и выделение этого как достоинства] При этом, иногда не хватает некоторых пояснений к приведенным результатам, что, однако не снимает общей положительной оценки этой части работы. [ Выделение несущественного недостатка]

Выводы, сделанные на основе полученных результатов, достаточно обоснованы, хотя и не отражают всей сложности выявленных зависимостей и отношений между изученными компонентами - эмоциональной устойчивостью, индивидуально-личностными характеристиками и педагогическим мастерством. [ Оценка выводов и выделение несущественного недостатка]

Однако, выход И.В. на программу работы с учителями по повышению их эмоциональной устойчивости и эффективности педагогической деятельности, дополняет дипломную работу и дает ей еще одну положительную характеристику. [Оценка практически ориентированных результатов работы и выделение этого как еще одного достоинства]

Дипломная работа К.И.В. соответствует требованиям, предъявляемым к данным работам, и заслуживает оценки "отлично".

К. психол. н., доцент                                     Ф.И.О.

 

 

Рецензия.

Рецензия представляет собой текст, в котором отражены достоинства и недостатки ВКР, отмечаемые рецензентом в соответствии с формальными и обобщенными критериями, и выставлена отметка. Обычно, объем рецензии от 1 до 3 страниц.

Содержательно рецензия похожа на отзыв. Приведем примеры.

Пример 1.

РЕЦЕНЗИЯ

На дипломную работу

П.Э.А. по теме: "Личностные особенности социально дезадаптированных подростков"

В качестве темы дипломной работы П.Э.А. выбрала актуальную как для практической психологии, так и для школьного психолога тему. Во введении в достаточной степени обоснована актуальность данной темы, которая соотнесена с особенностями современных социально-культурных условий развития школьника. Достаточно корректно определены цель, предмет, объект и задачи исследования. [Оценка актуальности и значимости темы работы и введения в целом]

В теоретической части работы Э.А. дает достаточно полное описание личностных особенностей подросткового возраста, а также, явления дезадаптации в данном возрасте. [Оценка теоретического анализа темы]

Автором дипломной работы самостоятельно подобраны психологически обоснованные методы диагностики по отношению к предмету исследования.

Организация практического изучения рассматриваемых проблем выглядит обоснованной и интересной с точки зрения тех возможностей, которые появляются при использовании избранных методов исследования. [ Оценка организации исследования и диагностического комплекта]

Э.А.П. активно и уместно использует методы математической статистики для обработки результатов исследования.

Полученные данные хорошо проанализированы.

Выводы полностью соответствуют полученным данным.

В целом, работа соответствует предъявляемым требованиям и заслуживает оценки "отлично".

К. психол. н., доцент                              Ф.И.О.

 

В данном примере представлена добротная работа, соответствующая всем предъявляемым требованиям, но не отличающаяся особыми достоинствами.

 

Пример 2.

РЕЦЕНЗИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ ПОЖЕЛАНИЯ АВТОРОВ.

Не обольщайтесь, прочитав эти рекомендации. Жизнь богаче любых схем.

Желаем успеха!

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

И.А.Вишняков, А.Н.Баженова

Дата: 2019-03-05, просмотров: 185.